Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. Органическая архитектура: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

  • 15. Необрутализм в архитектура: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

  • 16. Метоболизм: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

  • 17. Неоклассицизм: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

  • Госы - ответы. 2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)


    Скачать 1.41 Mb.
    Название2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)
    АнкорГосы - ответы.docx
    Дата20.04.2018
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГосы - ответы.docx
    ТипДокументы
    #18311
    страница3 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    12. Историзм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    13. Архитектура второй половины 20в: общая характеристика процессы периоды, движении и концепции архитектура объекты .

    К 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20—30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, в том числе Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Последний стремился создать своего рода канон современного зодчества в виде высотного здания — «коробки» со сплошь остеклёнными стенами. Под влиянием манеры Миса ван дер Роэ построены десятки административных зданий в Америке и Европе.

    Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с международным стилем архитекторов из США соперничали самобытные школы зодчества в Италии, Скандинавских странах, Мексике, Бразилии, Японии.

    Главным направлением развития европейской архитектуры тех лет стало градостроительство. Разрушения Второй мировой войны (когда Роттердам, Ковентри, Гавр, Ганновер и другие города были буквально стёрты с лица земли) дали архитекторам возможность воплотить в жизнь принципиально новый тип города. Как правило, восстановительные работы велись по единому плану согласно требованиям «Афинской хартии» Международного конгресса по современной архитектуре, изданной в 1943 г, Смыслом этих требований было разграничение жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах, а также поиск равновесия между городом и природной средой. Исключением является Гавр, восстановленный в 1945—1950 гг. под руководством Огюста Перре (1874—1954) по традиционной градостроительной схеме XIX в. Стройный, торжественный облик города соответствует его роли морских ворот Франции.

    В середине 50-х гг. строительная техника переживала настоящую революцию. Всё более широко использовались возможности современных материалов: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических плёнок (надувные сооружения) и др. Именно тогда обрело реальную почву высказывание бразильского зодчего Оскара Нимейера: «Я стою за неограниченную свободу пластических форм, противопоставляя их рабскому подчинению соображениям техники и функционализма». С середины 50-х гг. архитектура Запада — это пёстрый, разнообразный мир. Представители зародившегося в Англии направления — брутализма (от англ. brutal — «грубый»), считая главным содержанием архитектуры строительство, выставляли напоказ конструктивную основу сооружения. Примером может служить здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне (1964 г., архитекторы Элисон и Питер Смитсоны). Но господствующее направление архитектуры того времени называют новым барокко: в моду вошли выразительные криволинейные формы и конструкции, принцип которых был заимствован из мира живой природы. Так, аэровокзал компании TWA в Нью-Йорке (1960—1962 гг., архитектор Эро Сааринен) по форме напоминает морского ската.

    Конец 60-х гг. — время «переоценки всех ценностей» в западной культуре. Подверглась сомнению возникшая в 20-х гг. традиция современной архитектуры с её идеалами функционализма и порядка. Новая концепция строительного искусства, ставшая в 70—90-х гг. господствующей, получила название постмодернизма.

    Архитекторы-постмодернисты жертвуют логикой и «чистотой стиля» ради уюта и декоративности. Их здания и ансамбли — причудливое сочетание разнородных форм. Часто в них воспроизводятся мотивы антично-ренессансного зодчества, но без музейного почитания, а с игривой иронией или даже в окарикатуренном виде. Иногда архитектура прячется от зрителей за зеркальной облицовкой («здания-призраки»), иногда «украшается» вынесенными наружу трубами и проводами технических коммуникаций.

    14. Органическая архитектура: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    Органическая архитектура основывается на философской идее гармонии между средой обитания человека и миром природы через подходы архитектурного дизайна, настолько естественные и интегрированные в ландшафт участка, что здание, его внутренняя обстановка и внешняя среда становятся единым целым. Замысел органической архитектуры в своих работах воплотили Густав Стикли, Антонио Гауди, Луис Генри Салливен, Фрэнк Ллойд Райт, Джон Лотнер, Брюс Гофф, Бруно Зеви, Имре Маковец, Антон Альбертс и Нари Гандхи. Термин «органическая архитектура» был введен американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. В его работах основы этого направления дизайна воплощались на всех уровнях проектирования. Материал, концепция и геометрия дома вторят друг другу в законченном здании. Идея органической архитектуры обращена не только к взаимоотношениям сооружения и участка застройки в прямом смысле, но скорее их превращение в единый организм путем тщательной выработки концепции. Геометрические пропорции в работах Райта задают центральное настроение и тематику дома. Фактически сущность органической архитектуры передается точным дизайном мельчайших деталей здания: окна, полы, стулья. Каждый элемент – часть целого, что отражает симбиотическую систему Природы.

    “Сегодня я проповедую органическую архитектуру, считая её современным идеалом и учением, которое так необходимо нам для понимания сути бытия, которое дано служить самой жизни, и не придерживается старых привычек восходящих к традициям. В той же степени не дано ей укрепить в нас идеи прошлого, настоящего или будущего, но, напротив, возвысить простые правила здравого смысла деля формы по их материальному происхождению…» (Фрэнк Ллойд Райт, 1939».

    Другие модернисты придерживались схожих взглядов. Но были среди Европейских архитекторов и те, кто имел иную точку зрения, полагая, что органическая архитектура после II Мировой войны отражала кибернетический и информационный уклад жизни общества. Этот подход виден в поздних работах Ричарда Бакминстера Фуллера.

    Архитектор и проектировщик Дэвид Пирсон предложил свод правил в отношении дизайна относящегося к органической архитектуре. Этот перечень также известен под названием «Грамота Гайи». В нем сказано:

    «Пусть дизайн:

    • Будет вдохновлен природой и станет экологичным, здоровым, бережным к окружающей среде и разнообразным;

    • Раскрывается, подобно семени – изнутри во вне;

    • Существует в «непрерывном настоящем» и «начинается снова и снова»;

    • Имеет недостатки и будет гибким и адаптивным;

    • Удовлетворяет социальные, психологические и духовные нужды;

    • «Вырастает из участка» и будет уникальным;

    • Прославляет дух юности, игры и удивления;

    • Передает ритм музыки и энергию танца»

    Эрик Корей Фрид описывает специфику органической архитектуры более конструктивно: «Взяв Природу за основу дизайна, здание должно расти, как произрастает все в Природе – изнутри – наружу. Большинство архитекторов проектируют дома по образу раковины – направляя энергию внутрь. Природа берет свое начало в семени, устремляясь ко всему вокруг. Такое здание сродни организму и отражает красоту и многогранность Природы.

    Построенная в 1937 году вилла Э. Кауфмана «Водопад» (Fallingwater). Это произведение архитектуры сделало Фрэнка Ллойда Райта всемирно знаменитым.

    Водопад— загородная вилла, построенная в лесу, на берегу ручья. Основной принцип конструктивно-пространственной структуры сооружения состоит в том, что перекрытиями служат консольные железобетонные плиты, выступающие из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях. Помещения имеют с одной стороны каменные, а с другой, наружной, стороны — стеклянные стены. Общий вид здания представляет собой живописную композицию массивов каменной кладки, стекла и больших железобетонных балконов с глухими парапетами. Оперируя рваным камнем, железобетоном и стеклом, Райт сумел достичь здесь необыкновенной художественной выразительности.

    15. Необрутализм в архитектура: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    Брутализм, необрутализм - (от англ. brutal - грубый) направление современной архитектуры, зародившееся в 1950-х гг. в Великобритании (архитекторы А. и П. Смитсон) и затем распространившееся в Западной Европе, США и Японии. Характерно стремление к обнажению конструктивной схемы построек, максимальному выявлению архитектоники простых и "грубых" архитектурных масс. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла и др. По-английски «brutal» – буквально «грубый». Бруталисты в своих произведениях стремятся к получению обнаженных конструкций, на основе которых построено здание, к принципиальному выявлению грубых и простых архитектурных форм. Этот стиль довольно спорный, но он никого не оставляет равнодушным. Это стиль нарочитого несовершенства и намеренной грубости, которому свойственны шершавые фактуры и резкие формы. При отделке помещений, выполненных в этом стиле, применяется голый камень, нарочито неровная кирпичная кладка. Мебель создается без какой-либо отделки, столешницы столов похожи на случайно положенные на основание доски. Здание театра на Таганке – хороший пример архитектурного брутализма. Среди различных трактовок слова «брутальный» есть и такая, как «антигламурный». Еще одно значение – «правдивый». Брутализм и необрутализм – два характерных стиля, появившихся в XX веке. Основной критерий подобного типа дизайна и архитектуры – правдивость. Причем под «правдивостью» понимается не только сохранение внутренней структуры здания в его облике, но и применение при создании интерьера различных необработанных материалов и фактур. В чем-то это даже своего рода эстетизация вещей, имевших ранее сугубо утилитарное значение. Стили брутализм и необрутализм оказались объединяющим началом для самых разных известных архитекторов – Ле Корбюзье, Луиса Канна, Якоба Бакемы и других. Например, Ле Корбюзье впервые применил в своих работах необработанный грубый бетон. Анри Соваж удачно сочетал кирпич и железобетон. Причем все эти стройматериалы применялись в своем первозданном виде, благодаря чему они отлично противопоставлялись традиционным, «гламурным» методам строительства. Брутализм и необрутализм отличаются необходимостью создания четкого и понятного объемно-планировочного решения, симметричных осевых композиционных подходов, максимально возможного использования фактора естественного освещения помещения. Они предполагают ориентацию на метафоричность и монументальность. Для создания художественного образа, соответствующего концепции брутализма, именно эти параметры являются основными. А лаконичность, ясность и рациональность, присущие брутализму и необрутализму, дают все основания для того, чтобы называть подобный стиль дизайна и архитектуры правдивым.

    16. Метоболизм: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    В начале 70-х годов образовалось движение группы японских архитекторов, называющих себя «метаболистами».

    К числу метаболистов относятся Кионори Кикутакэ (род.1928), Кишо Нориаки Курокава (1934-2007), Масата Отака(род.1923), Арата Исодзаки(род.1931), Нобуру Кавадзое(род.1925), Кодзи Камия(род.1929) и др. Под их влияние попал и Кендзо Танге(1913-2005).

    Группа отрицала принцип завершенности архитектурной формы. К структуре города они применили биологическое понятие метаболизма – циклической последовательности стадий развития, которой, как они полагали, подчинена и динамика человеческого общества.

    В своих статьях Кендзо Танге так ставил для себя архитектурную задачу того времени: «Архитектура,<..>, объединяет функциональность и выразительность, содержание и форму – эти основы основ с их собственной неотъемлемой правдой и логикой. Объединение и слияние их в органичное целое, каким является сооружение, отвечающее как материальным, так и эстетическим требованиям, - это и есть архитектурное творчество». «Мы живём в мире, в котором соседствует абсолютно несовместимое: человеческий масштаб и масштаб сверхчеловеческий, стабильность и мобильность, постоянство и изменчивость, индивидуальность и обезличенность, ограниченность и универсальность. Это результат разрыва между прогрессирующей в своем развитии техникой и человечеством как исторически сложившимся явлением. Это проблема борьбы техники против человека, и в нашу эпоху задача архитектора-градостроителя заключается в том, чтобы перекинуть между ними мост…»

    Отрывок из книги Танге «This is Japan»(1965):

    «Город подобен дереву в полном расцвете, со стволом, ветвями и листьями. Ствол – это инженерные коммуникации города, его основа – портовые сооружения, дороги и все элементы благоустройства. Эти сооружения должны, как правило, строиться правительством и проектироваться с расчетом на длительный срок эксплуатации. Ветвям на дереве соответствуют индивидуальная жилая застройка, которую можно рассматривать, как основной структурный элемент. Жилые здания являются неотъемлемой частью материальной среды, но по сравнению с инженерными сооружениями города они изменяются количественно и качественно значительно быстрее. Наконец листьям на дереве сродни различные предметы постоянного обихода, которыми пользуются в течение некоторого времени, а затем бросают. Потребление таких предметов увеличивается из года в год и из месяца в месяц, что влечет за собой все ускоряющийся темп их замены – житейский метаболизм.<…>

    Трагедией сегодняшнего дня не только в Японии, но и во всех странах является именно то, что процесс роста городов не был в свое время достаточно предусмотрен…

    Наши города имеют в действительности ветви, но не имеют ствола. В результате огромные массы энергии, расходуемые на строительство, порождают хаос и замешательство.

    Наша задача – преобразовать эту энергию хаоса в энергию созидания и равновесия.

    Современный уровень цивилизации таков, что не только большие города, но даже районные образования в разных странах мира следует рассматривать как растущие и видоизменяющиеся живые организмы».

    Метаболистов привлекла борьба с преждевременным моральным старением сооружений, обгоняющим их технический износ. Сущность их теории – в системной архитектурной организации, распространяющейся на город в целом. Однако градостроительные претензии в условиях современного им общества наталкивались на непреодолимые ограничения. В Японии эти рамки были особенно тесны. Метаболисты не мечтали сломать их – они искали пути фрагментарной реализации своих идей в отдельных постройках.

    17. Неоклассицизм: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    Неоклассицизм – эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века.

    Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.

    В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английского неоклассицизма. Они ехали туда, чтобы увидеть руины древних сооружений и воспринять подлинный дух античности. Многие английские архитекторы отправлялись также в Грецию, где они изучали древнегреческие постройки, в то время практически неизвестные.Захаров. россия

    Среди пионеров Неоклассицизма следует назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754 г., Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции Парижа.

    Если во Франции неоклассицизм нашёл своё выражение главным образом в проектах общественных зданий, то в Англии архитекторы строили в этом стиле частные усадьбы и городские дома. Сама их манера отличалась от французской. Во Франции неоклассицизм приобрёл суровые, подчас тяжеловесные формы, в Англии же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными. Особенно знамениты английские неоклассицистические интерьеры: всегда яркие и декоративные, они словно желали понравиться владельцам домов и их гостям.

    "Неоклассика" - термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различной по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19-20 вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства.

    Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического, содержания.

    В архитектуре выделяются 3 периода: первый (около 1910- середина 1920 гг.), второй (в основном 1930-е гг.) и третий (начавшийся в конце 1950-х гг.). В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля модерн.

    В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенно рационалистические тенденции

    В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин. И. В. Жолтовский. В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского модерна (Ф. О. Шехтепь, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьев и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг. развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью.

    В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно-монументальных, подчеркнуто огрубленных формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и др.) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии.

    Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры 2-й половины 30-х-начала 50-х гг.. а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии. Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества.

    С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве - Линкольн-центр в Нью-Йорке (1960-е гг., арх. Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта