Главная страница

Госы - ответы. 2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)


Скачать 1.41 Mb.
Название2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)
АнкорГосы - ответы.docx
Дата20.04.2018
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГосы - ответы.docx
ТипДокументы
#18311
страница5 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Послереволюционный период

Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получают авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях. Примерами такого рода работ является творчество Владимира Евграфовича Татлина. Им создается проект т. н. Башни Татлина, посвященной III Интернационалу. В этот же период Владимиром Григорьевичем Шуховым устанавливается знаменитая Шуховская башня на Шаболовке.

Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Вслед за конструктивизмом развитие получает и авангардный стиль рационализм. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Лидером течения был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов создал мастерскую при ВХУТЕМАСе.

После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев. В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади.

Сталинская архитектура

Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. После отказа от конструктивизма и рационализма было решено перейти к тоталитарной эстетике, характеризующейся приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления. В целом, в сталинской архитектуре прослеживается связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями.

В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. В конце 1940-х — начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Также среди памятников сталинской архитектуры выделяют комплекс павильонов ВСХВ, станции московского метро. В массовом жилищном строительстве здания «сталинки».

Вторая половина XX века

4 ноября 1955 года выходит Постановление«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия» На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко. 31 июля 1957 года приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.

В 1960 году при поддержке Хрущева начинается строительство Государственный Кремлёвский дворец по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина. С 1965 по 1979 проходило строительство Белого дома в Москве, по конструкции схожее со зданиями начала 1950-х годов. Типовая архитектура продолжала свое развитие вплоть до распада СССР, а в меньших объёмах существует и в современной России.

25. Архитектура России начала 21века: общая характеристика, процессы, периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты

Начало XXI века позволило более объективно взглянуть на западную архитектуру XX века, подвести итог противоречивой стилистике прошлого столетия. Предыстория современной архитектуры ХХ века, истоки которой зарождались во второй половине XIX века под влиянием бурного развития промышленности, прогресса науки и техники. В этот период складываются социальные, экономические, технические и художественные предпосылки возникновения новой архитектуры ХХ века.

Каждое время рождает свою архитектуру – конструктив самосознания, более или менее честный скелет эпохи. Наше с вами беспородное "сегодня" – не исключение. Не смотря на почти полное отсутствие в постсоветском пространстве денег на эстетические капризы, в архитектуре появились определенные группы явлений, которые, хотя и с некоторой натяжкой, можно определить, как стилистические.

Первая группа – объединенный идеал всех советских Государственных институтов проектирования городов (ГИПроГрадов). В основном это – "элитарные" многоквартирные дома. То, что раньше проектировалось, но не воплощалось ввиду своей высокой стоимости и путем бесконечных упрощений и удешевлений превращалось в то, в чем мы жили. Но, поскольку заказчик на приличное жилье появился, мечта стала явью, хотя и очевидно устаревшей. Отличительные признаки стиля: пара-тройка полукруглых или многогранных ризалитов либо эркеров, часто фальшь-мансардная крыша, с фальшь-мансардными же окнами, вертикальные ряды лоджий, двухцветная, с обязательным присутствием охры, окраска фасадов. Объем здания ощутимо цельный, стабильный. Планировка квартир, увы, не слишком оригинальная и часто диктуется внешней формой здания и структурой фасадов, а не заботой о тех, для кого, собственно, все это строится.

Фасады этих зданий пока узнаваемы, но лишь по причине абсолютной убогости традиционного фона жилых районов. В рекламных проспектах по продаже будущих квартир часто встречается фраза "с возможностью свободой планировки" (этим замечанием проектировщик заранее расписывается в невозможности предложить жильцам продуманную и оригинальную планировку квартир), но все же эти здания – безусловный прорыв по сравнению с советскими типовыми домами второй половины двадцатого века.

Вторая группа – архитектура демонстрации западных отделочных материалов и технических достижений. Это, в основном, общественные здания, будто специально созданные для доказательства совершенства алюминиевых листов и полос, структурного стекла, раздвижных дверей, искусственных мраморов и гранитов, натяжных потолков и, даже, обзорных лифтов. Объем здания – преувеличенный. И все же, создается впечатление, что такая архитектура – огромный прорыв в нашем самосознании. Каким-то непостижимым образом не наши высокотехнологичные материалы воспитывают нашу архитектуру, заставляют ее "подтянуть живот", быть внятной, лаконичной и точной. В некоторых случаях такая тесная связь с материалом рождает даже что-то сродни свободному архитектурному замыслу, который давно царствует в цивилизованных странах.

Третий – эксклюзивные здания, учитывающие "личность" заказчика. Это одноквартирные частные дома в которых явно преобладает либо романский стиль либо колониальная классика.

Именно романский стиль мы узнаем в крутых крышах, вертикально дробленном объеме здания, массе башен и башенок, завершенных теми же крутыми крышами, разнокалиберных балконах и террасах. Колониальная классика, в принципе чуждая нашему географическому пространству, по-видимому, знак родства со столпами "дикого" капитализма Соединенных Штатов.

Может быть, до чистого понятия "стиль" выделенным группам еще далеко, однако, ощущение, что зодчество сдвинулось с мертвой точки, все-таки есть. Архитектору дали вздохнуть чуть свободнее, проектировать чуть дороже, возможно, как уже не раз случалось в истории архитектуры, это приведет к настоящей свободе и элегантности.

26. История архитектуры Сибири: этапы, социокультурная основа, принципы и приемы формирования



27. Архитектура Сибири в современных услових: характеристика, социокультурная основа, процессы, периоды, концепции, архитекторы, объекты.



28. Архитектура: природа, назначение, задачи.

Архитектура - художественно-образная организация пространства на основе строительных конструкций. Архитектор оперирует понятием композиция и использует выразительные (композиционные) средства: метр и ритм, симметрию и асимметрию, отношения величин и пропорции. Этим средствам соответствуют приемы акцентирования, уравновешивания, пропорционирования.

Архитектуру относят к бифункциональным (двойственным) искусствам, в композиции которых соединяются утилитарная и художественная функции. Их сочетание и взаимодействие определяются жанром архитектурного творчества.

Архитектуру также относят к пространственным видам искусства, точнее было бы сказать - к пространственно-временным, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции. В этом смысле, как отмечал теоретик архитектуры А. И. Некрасов, не камень или дерево, а пространство и время являются композиционным материалом, главным же художественным средством - организация движения

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно.

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей.

Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление —градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование.

Архитектура напрямую связана с проектированием и сооружением зданий, которые решают эстетические и социальные задачи. Архитектура отображает жизненные ценности и предпочтения, время эпохи и ее особенности, идеи и направления, в которых работает архитектор. В то же время архитектура это способ реализации социальных задач и потребностей, которые несут функциональное назначения. Также архитектура имеет свои характерные стили, такие как романский стиль, готика, ренессанс, классицизм, ампир и многие другие.

Стили архитектуры возникали в определенное историческое время. Они имеют свои отличия и особенности, с помощью которых здания превращаются в творения невероятной эстетической красоты и функционального совершенства. Основой данного искусства являются три критерия Витрувия.

Удовлетворение эстетических потребностей, по А. К. Красовскому, реализуется учетом восприятия архитектуры человеком. «Архитектор должен быть внимательным наблюдателем чувств человека, потому что только посредством их и на них производится каждое действие искусства».

Задачи архитектора поэтому выглядят так:

- композиция здания должна быть ясной для восприятия («дабы легко можно было понять здание в целом его составе, не теряясь среди разнообразных подробностей»);

- зрителю должна быть ясна тектоническая логика строения: «мало того, что строение будет действительно прочно и устойчиво… надобно еще, чтобы оно… не заставляло зрителя трудиться над отыскиванием причин, произведших эту прочность и устойчивость»;

- человеку присуще «врожденное чувство изящного». Утилитарная форма – еще не «изящная» форма.



29. Профессиональная деятельность в архитектуре: области и их содержание

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта

Градостроительная деятельность

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий— «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Одним из основоположников современного градостроительств считается Ле Корбюзье. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье)— идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:

территориального планирования,

градостроительного зонирования,

планировки территории,

архитектурно-строительного проектирования,

строительства,

капитального ремонта,

реконструкции объектов капитального строительства.

Урбанистика - В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития

Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты)

Зелёная архитектура — прикладной раздел архитектуры, целью которого является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов при эксплуатации здания и снижения влияния на кружающую среду.

Объёмное проектирование (иногда просто архитектура, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Криволинейная архитектура — раздел архитектуры занимающийся организацией условно замкнутого внутреннего пространства, заключенного в криволинейные ограждения, во времени и решающий пространственные и временные задачи биофизики указанного пространства вместе с проживающими биологическими объектами при внешнем природном и техногенном воздействии.

30. Архитектурное проектирование: методы, понятие "проект", виды проектной документации, этапы и стадии проектирования, технические средства.

Проектирование — это взаимоувязанный комплекс работ коллектива специалистов, результатом которых является техническая документация для строительства зданий, сооружений и их комплексов. Проектирование служит связующим звеном между научными исследованиями и их внедрением в народное хозяйство.

Проект — это предварительно подготовленное, обоснованное техническими и экономическими расчетами и изображенное графически решение по строительству какого-либо здания, сооружения или их комплекса.

Главная задача проектирования в строительстве — экономно и с максимальным выигрышем во времени использовать капитальные вложения.

Проектирование объектов капитального строительства осуществляется проектно-технологическими институтами, научно-исследовательскими и проектными институтами, проектными институтами, проектно-технологическими трестами, проектно-изыскательскими объединениями, проектно-конструкторскими бюро и группами.

Методы проектирования:

Эвристические методы

•Метод итераций (последовательного приближения)

•Метод декомпозиции

•Метод контрольных вопросов

•Метод мозговой атаки (штурма)

•Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

•Метод морфологического анализа

•Функционально-стоимостной анализ

•Методы конструирования

•Цели и виды экспериментальных методов

•Планирование эксперимента

решений.[4]

Другие виды проектирования

Основные этапы процесса проектирования

-Анализ (предпроектное изыскание)

-Эскиз

-Стадия проектирования

-Рабочее проектирование

-ТЭО (задача его определение основных характеристик динамики -населения развития производственного комплекса города и вариантов его территориального роста).

Таким образом, это складывается в:

Основные стадии проектирования

ПЗ - разработка проектного задания

Эскиз (Э)

Р- рабочие чертежи, включающие:

ТЭО - технико-экономическое обоснование

ТЭР - технико-экономические расчеты

П- проект- завершенный проектный продукт, составляются сметы, полностью конструктивное решение

Рабочая документация, рабочие чертежи РД, РЧ

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта