тема 6. Тема 6. 2. Применение функциональной музыки на производстве
Скачать 37.67 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1.Влияние функциональной музыки на повышение производительности труда……………………………………………………………………………4-11 2. Применение функциональной музыки на производстве……………….12-14 Заключение………………………………………………………………………15 Список используемых источников……………………………………………..16 Введение В качестве средства для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности довольно успешно использовать такое средство, как функциональная музыка. Функциональной музыкой называют музыкальные трансляции на производстве, организованные по специальной программе, с целью активации работоспособности рабочих. Ее основная функция – помогать рабочему персоналу в условиях наступающего и наступившего утомления. Основой благоприятного эффекта музыки является вызываемый ею положительный эмоциональный настрой работника, необходимый для любого вида работы. Музыка способна не только улучшить настроение рабочих, но и повысить работоспособность и производительность труда. В Научно-исследовательском Институте труда содержатся рекомендации по применению функциональной музыки на промышленных предприятиях, используемые с целью предупреждения развития переутомления работников умственного и физического труда. Наиболее уместным является применение функциональной музыки в массовом и крупносерийном производстве с конвейерно-поточной организацией труда на простых работах, характеризующихся монотонностью, стабильностью, ритмичностью, небольшой и равномерной физической нагрузкой в течение смены, однообразной и ограниченной нагрузкой. Выбор музыкальных передач зависит от характера труда. В случае выполнения сложных работ, требующих определенного напряжения внимания, музыка должна быть более спокойной, фоновой, инструментальной. Для работ, требующих размышления, – сдержанная, мягкая, ненавязчивая, легкая. Для хозяйственных работ – веселая, бодрая и яркая музыка. Для рутинной бумажной работы – легкая, приятная, мирная. Управленческим работникам – тихая мелодичная музыка легких жанров. 1.Влияние функциональной музыки на повышение производительности труда Исследованием воздействия музыки на человека, в том числе влияния функциональной музыки на производительность труда занимается музыкальная психология. Музыкальная психология в нашей стране является новейшей областью научного познания. Современное обращение к интеграции таких наук, как психология и музыкознание неслучайно и актуально. Музыка играет важную роль в человеческом обществе. Прежде всего, ее развивающий, образовательный и воспитательный факторы влияют на становление и развитие личности, ее ценностной ориентации. Музыка как необходимый компонент общественно-культурной жизни человека может активизировать эмоциональное состояние человека или способствовать его релаксации.[5] Звук является одним из основных каналов, по которому человек получает информацию из окружающей среды. Психологи-лингвисты утверждают, что слова несут всего 15% информации, основную ее часть мы получаем невербальным путем и по большей части именно через эмоционально тонированные звуки. А что такое музыка? Это как раз и есть набор звуковых вибраций, выстроенных в определенной гармонии и имеющих в своей основе определенное психоэмоциональное состояние. Посредством музыки с человеком можно сделать очень многое. Можно сделать так, чтобы он радовался, грустил, можно погрузить в состояние умиротворенности или, наоборот, возбуждения. Музыка позволяет тонко манипулировать человеческим настроением и состоянием. Музыка в супермаркете, например, если подходить к ней осознанно и грамотно использовать, может оказаться очень эффективным инструментом, который управляет покупателем, мотивируя или демотивируя его на какие-то действия. За рубежом существуют звукозаписывающие компании, которые специализируются на производстве подобной музыки, которая носит название "функциональная музыка". Впервые "музыкальным внушением" стал пользоваться (еще в 20-е годы прошлого столетия) американец Джордж Склаур. Он же основал одну из первых (и поныне существующих) звукозаписывающих фирм по производству функциональной музыки - Muzak. Особую славу этой фирме принесли записи успокаивающих мелодий для пассажиров первых лифтов манхэттэнских небоскребов: чтобы бедняги не нервничали при долгом подъеме в механической коробке, там звучала так называемая "лифтовая музыка". С той поры назначение функциональной музыки - создавать у людей "искусственное" настроение - практически не изменилось, ощутимо расширился лишь ее ассортимент. [9] В конце 60-х гг. новосибирский профессор Рюрик Повилейко предсказывал, что в будущем мы столкнемся с таким понятием, как "музыкальная партитура рабочего места". То ли это будущее еще не наступило, то ли ученый ошибся, но музыка пока слабо ассоциируется с работой. Хотя рекомендации по использованию музыки для повышения работоспособности советских граждан были еще в Трудовом кодексе 1971 г. Пять лет назад в торгово-производственной компании "Феликс" придумали вручать лучшим сотрудникам аудиоплейеры и кассетные магнитофоны. Передовики мебельного производства подарки далеко прятать не стали, а понесли их прямо на рабочие места. Магнитофоны вскоре появились на всех участках завода, а музыка стала неотъемлемой частью работы. Заместитель генерального директора этой компании Вячеслав Спирин уверяет, что музыка не только не отвлекает, а, напротив, помогает рабочим в цехе сохранить тонус и сосредоточиться, нивелируя монотонный усыпляющий шум. Работу без музыки здесь теперь представляют с трудом, хотя специально экономический эффект никто не подсчитывал. Для психологов положительное влияние музыки на производительность труда — вещь давно доказанная. Исследования на эту тему ведутся с конца ХIХ века. Такую музыку стали называть функциональной, фоновой, обстановочной или музыкой окружающей среды. Причем в разработке темы особенно преуспели советские ученые. Правда, внедряли функциональную музыку в основном на заводах. Непроизводственная сфера оставалась "в тени". Однако влияние музыки на людей, занятых умственным трудом, ничуть не меньше. Правильно составленная программа способна скрасить нелегкую жизнь офисного служащего. То, что музыка способна снижать нервное напряжение и усталость, улучшать восприятие и внимание, прогонять сонливость при монотонной работе и даже вызывать массовый энтузиазм, сплачивать коллектив и улучшать взаимоотношения, замечено было давно. На этом даже делают бизнес. Американская компания Muzak позиционирует себя как разработчик музыкальных программ для корпораций. Среди ее заказчиков — General Motors, Ford, IBM, Procter and Gamble, Kodak и др. Еще раньше, в начале 1920-х гг., во Франции существовало национальное движение за внедрение музыки в цеха. В Америке была "танцевальная прачечная", владельцы которой заставляли прачек работать под свинг. А к концу 1920-х гг. в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку. В Советском Союзе были свои примеры. Ленинградский оптический завод "ЛОМО" в довоенные времена называли "культкомбинатом": во время обеденных перерывов перед местными рабочими выступали артисты Ленинградской филармонии. Ничего подобного на заводе давно нет. Действительно, сегодня руководители меньше всего задумываются о том, слушают ли подчиненные музыку на рабочих местах. Дело, возможно, еще и в том, что экономический эффект от использования музыки в непроизводственной сфере проследить достаточно сложно. Однако народ давно взялся за собственноручное внедрение музыки на работе. Прежде всего, с помощью коммерческих музыкальных радиостанций, уже ставших элементом офисной культуры. "Условия труда не всегда способствуют тому, чтобы человек себя уютно чувствовал на рабочем месте, а мы помогаем снизить стресс", — говорит Татьяна Оспенникова, программный директор "Радио Семь на Семи холмах", определяющего себя как офисную радиостанцию. По данным Comcon Media, работа — третье по популярности место слушания радио. Радио в рабочее время слушают 16,5% участников опросов. Радиостанции не остаются в долгу: они создают для офисных служащих спецпрограммы и заставляют их петь хором. "Люди с древнейших времен использовали музыку для того, чтобы почувствовать себя общностью, — говорит музыкальный психолог, доктор искусствоведения Дина Кирнарская. — Ничего и не может быть лучше музыкальных средств, чтобы поднимать в коллективе командный дух". По наблюдениям экспертов компании "ЭКОПСИ Консалтинг", в небольших компаниях с коллективом в 100-200 человек обнаруживается удивительное единодушие в музыкальных пристрастиях. Музыка становится частью неформальной корпоративной культуры. [4] Однако стихийное внедрение музыки в офис не всегда дает желаемый эффект. Исследование британской компании The Radio Advertising Bureau показало, что лишь 5% аудитории осознанно включают радиостанции для повышения собственной работоспособности. Кроме того, репертуар популярных радиостанций не всегда подходит для работы. И дело не только в разнице во вкусах коллег, просто программы функциональной музыки необходимо составлять по весьма строгим правилам. Там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать — а офисная работа чаще всего сводится именно к этому, — вокальная русскоязычная музыка не самое лучшее сопровождение. Такая музыка совсем не помогает работать, в лучшем случае не мешает. Согласно мнению ученых, большое значение имеет характер музыки. Музыка содействует не только отдыху, но и работе. Физиологи труда и музыковеды подбирают функциональную музыку, звучащую на производстве во время работы, которая помогает человеку в течение всего рабочего дня сохранить работоспособность, предупреждает быструю утомляемость, формирует хорошее самочувствие. Тихая музыка, звучащая во время работы, обычно не мешает сосредоточиться и способствует поддержанию хорошего тонуса и работоспособности. По данным зарубежных исследований, применение функциональной музыки оправдано и с экономической точки зрения. Считается, что передача подобной музыки на предприятиях за 5-15 минут до начала работы оказывает эффективное действие и содействует сокращению периода врабатывания. Ее трансляция перед началом работы (встречающая музыка) должна способствовать переключению внимания работающих на трудовой процесс. В это время, как правило, передают бурные, энергичные и различные маршевые мелодии. За 1-1,5 ч до конца полусмены при появлении первых признаков утомления передают успокаивающую ритмичную музыку, цель которой предупредить замедление трудового процесса. Эта музыка характеризуется мягкостью музыкального рисунка и четким ритмом. Такие мелодии в сочетании с ритмом обеспечивает стимулирующее воздействие на работоспособность в моменты появления и усиления производственного утомления рабочих. Помимо прослушивания музыкальных передач в начале и в середине рабочего дня, рекомендуется транслировать музыку в конце смены (за 15-20 минут до окончания и в течение 5-10 минут после окончания работы). Передача бодрит, тонизирующая музыка поддерживает высокий темп производственного процесса, способствует хорошему настроению и улучшению самочувствия. При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать интересы большинства работников, музыка не должна отвлекать от работы. Она должна служить звуковым фоном, к которому не прислушиваются и который не вызывает раздражения. Функциональную музыку рекомендуется применять на ручных и механизированных работах в условиях серийного и массового производства при значительной монотонности труда, незначительной сложности и гиподинамии - малой подвижности рабочих. Применение функциональной музыки наиболее эффективно в нешумных цехах, на автоматических и поточных линиях нешумных производств. Здесь музыка снижает отрицательные последствия монотонности труда. Не рекомендуется транслировать музыку для работников, занятых умственным трудом. Ее следует передавать в обеденный перерыв и в перерывах для отдыха. Противопоказана трансляция музыки в рабочее время на сложных и ответственных работах, на рабочих местах с повышенной шумностью или значительной физической или нервной нагрузкой. [7] Эффективность музыкальных передач на производстве определяется составом работающих временем суток и даже состоянием погоды. Например, женщины более восприимчивы к музыке, чем мужчины, молодежь активнее реагирует на музыкальные передачи, чем рабочие более старшего возраста, в ночную смену музыка оказывается более эффективной, чем в дневное, в пасмурную погоду и ненастье музыка также действует более положительно, чем в солнечные дни. Функциональная музыка - существенный фактор активизации труда, ритмизации трудовых процессов, снижения производственного утомления. Музыка, с одной стороны, оказывает положительное воздействие на нервную систему, с другой - снижает напряжение. Применение музыки в производстве должно быть строго научно обосновано, иначе функциональная музыка не даст положительного эффекта или же эффект может оказаться даже отрицательным. Чтобы правильно составить программу функциональной музыки, нужно учитывать характер работы сотрудника, расписание его рабочего дня, музыкальные пристрастия и помещение, в котором он работает. Уровень звука должен быть одинаковым в любом месте помещения. На больших заводах, например, стоит отказаться от идеи транслировать музыку через громкоговоритель, как когда-то это было на некоторых советских предприятиях. Цеха работают в несколько смен, в каждой смене трудится много человек, у всех свои музыкальные вкусы. Подбор музыкальных программ осуществляется специалистами с учетом доминирующих половозрастных характеристик контингента слушателей. Музыка транслируется либо через громкоговорящую сеть, либо с использованием индивидуальных наушников. Все мелодии должны иметь по возможности непрерывные звуки, нечеткий ритм, не очень медленный темп – лучше всего трехдольный размер, - и тональность, соответствующая тональности оборудования предприятия. Значит, ни танго, ни джаз здесь не подходят. Это, как правило, оркестровые обработки популярных мелодий, нейтральные по своему эмоциональному окрасу и ритму. Спокойная инструментальная музыка, как правило, без слов, достаточно нейтральная и в то же время красивая: смут джаз, оркестровый лаунж. Эта музыка создает очень комфортную атмосферу. Более ритмичная инструментальная музыка - эйсид джаз и ритмичный лаунж. Очень популярны оркестровые обработки популярных мелодий, наложенные на естественные природные шумы - шум морского прибоя и листьев, пение птиц. Врачи уверяют, что такая обработка мелодий полезна и укрепляет нервную систему. Инструменты лучше всего электрические, народные, в том числе русские и камерные. В программу лучше включать солистов, поющих на иностранных языках, чтобы работников не отвлекали слова. А вот хоровое исполнение здесь не подходит: производительность заметно падает. Музыкальную программу следует менять каждый день, потом один раз можно повторить, а отдельные произведения можно повторить несколько раз. Если верить весьма разноречивой статистике, функциональная музыка способствует повышению выработки, особенно у малоквалифицированных рабочих, до 25%, снижает брак или число ошибок в письме и расчётах на 30%, повышает активность в первый час работы на 10% и общую работоспособность до 70%, на 40% сокращаются потери рабочего времени, на столько же уменьшается число невыходов на работу, от 5 до 50% при прочих равных условиях сокращается текучесть кадров. Лучше всего реагируют на музыку молодые рабочие и женщины, и, независимо от возраста и пола, работающие в ночную смену. 12% людей ассоциируют звуки с цветом (синестезия), и их отзывы особенно восторженны. 2. Применение функциональной музыки на производстве Научная основа возможности и целесообразности применения музыки для стимулирования трудовой деятельности человека состоит в следующем. Во-первых, музыка, вызывая положительное эмоциональное возбуждение центральной нервной системы, тонизирует работу коры больших полушарий путём вовлечения в активную деятельность новых, дополнительных нервных звеньев и снижает загрузку занятых, уже работающих участков. Во-вторых, она способствует положительному ритмообразованию двигательной деятельности организма работающих. Внося разнообразие в воздействие среды и уменьшая монотонность труда, стимулируя двигательную (трудовую) деятельность организма, музыка налаживает ритмичность работы, снижает нервную напряженность, поднимает настроение работающих, облегчая тем самым их труд и повышая работоспособность. [9] Применение музыки в процессе работы наиболее целесообразно на предприятиях обрабатывающей промышленности, преимущественно в сборочных цехах массового и крупносерийного производства. Особенно эффективно применение музыки на конвейерах и поточных линиях нешумных и малошумных производств, характеризуемых выполнением простых повторяющихся операций, монотонным однообразным трудом. Сравнительно недавнее использование функциональной музыки в системе и связанное с этим применение технических данных, достижений естественных и общественных наук и искусства объясняют те трудности, которые встречаются на пути её распространения, а также недостаточный подчас эффект. Функциональная музыка является весьма сложным и тонким элементом системы, дающим эффект только при безусловном соблюдении всех требований научной методики её использования. Музыку на производстве необходимо применять с большой осторожностью, со знанием дела и с учётом накопленного на предприятиях опыта. Нельзя считать функциональную музыку некоей панацеей в системе эстетических и психофизиологических средств. Введение её в цехах даже при условии полного и правильного соблюдения требований методики и высоком качестве программирования не может восполнить существующие недостатки в организации, условиях и культуре труда. Функциональная музыка способна дать эффект, только будучи примененной к месту и ко времени, правильно и умело, на определённом завершающем этапе внедрения мероприятий, обязательно в комплексе с другими средствами научной организации труда. Что же может дать применение музыки на практике в настоящее время на наших предприятиях, чего следует от неё добиваться и ждать? Функциональная музыка – это психофизиологическое и эстетическое средство, воздействующее прежде всего на психику, центральную нервную систему работающего человека. Достижение положительного эмоционально-эстетического воздействия музыки на работника – главное и обязательное условие правильного использования и эффективной отдачи музыки на производстве. Передаваемая во время работы, она должна нравиться работающим, в противном случае её применение бессмысленно и даже вредно. Неприятная музыка, вызывая у работающих отрицательные эмоции, приводит к ухудшению показателей производственной деятельности. [8] Реализация этого условия является залогом достижения благоприятных психофизиологических и эстетических результатов: снижения утомляемости работающих, облегчения тяжести их труда, улучшения настроения и на этой основе повышения работоспособности. Это в свою очередь способствует достижению положительных экономических результатов: сокращению продолжительности выполнения операции (работ), потерь рабочего времени, повышению качества продукции. Однако ошибочным является мнение, будто бы сама по себе функциональная музыка способна обеспечить рост выпуска продукции. Правильное её применение может создать лишь потенциальную возможность для достижения этой цели. Рост выработки, увеличение выпуска продукции возможны лишь в результате внедрения необходимых технических, организационных и экономических мероприятий, призванных реализовать созданные функциональной музыкой возможности (резервы) их повышения. Превращение же этого резерва (повышение работоспособности рабочих) в реальный экономический эффект зависит от способности руководителей производства умело использовать его в интересах производства. Практика наших передовых предприятий богата интересными фактами правильного использования возможностей функциональной музыки для снижения утомляемости рабочих, повышения их работоспособности, сокращения времени выполнения операций. Для выявления психофизиологической эффективности музыкального вещания на производстве необязательно проводить всестороннее обследование рабочих с помощью сложной аппаратуры. Выбирая методику, психолог (физиолог) должен отдавать предпочтение изучению воздействия её на центральную нервную систему. Улучшение же физиологических функций в деятельности организма работающих – вторичное явление, опосредствованное через улучшение деятельности центральной нервной системы. Кроме того, исследование физиологических функций человека не всегда можно организовать на предприятии. Однако, определяя экономические результаты, полученные благодаря использованию музыки, нельзя забывать о таких методах, как хронометражное изучение продолжительности выполнения операций, статистическое изучение изменений выработки и брака, исследование затрат и потерь рабочего времени с помощью фотографии рабочего дня и моментных наблюдений. Трудности, которые встречаются при применении функциональной музыки, часто связаны с тем, что до сих пор нет организаций, занимающихся подбором для предприятий программ музыкальных передач. Поэтому формирование программ обычно требует огромных средств, колоссальных усилий и больших затрат времени. Причём результаты, как правило, не бывают удачными. Заключение С давних пор люди обратили внимание на силу непосредственного эмоционального воздействия музыки на человека и использовали это её свойство в разных целях. Как известно, основными средствами музыкального выражения являются мелодия, ритм, гармония, инструментовка и композиция музыкального произведения. Ещё в конце прошлого века русские физиологи С.О. Истаманов (1885), И.М. Догель (1888), И.Р. Тарханов (1893) и другие экспериментаторы доказали, что музыка, действуя на человеческий организм, изменяет его дыхание, частоту сердцебиения, кровяное давление и другие физиологические процессы. В настоящее время с особой остротой стоит вопрос об изучении влияния музыки на работоспособность, утомляемость, эмоциональное состояние работников. К сожалению, физиологические механизмы этого воздействия изучены ещё недостаточно глубоко. Многие виды труда в наше время, как правило, носят эмоциональный характер и требуют особого внимания, высокой личной ответственности. Это, безусловно, сказывается на функциях нервной системы, высшей нервной и сердечной деятельности, работе механизмов, регулирующих кровообращение, а также на других вегетативных функциях. Список используемых источников 1. Бодров, В.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2018. - 549 c. 2. Зинченко, Т.П. Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Т.П. Зинченко, Г.В. Суходольский, М.А. Дмитриева, и др.. - Л.: Ленинградский Университет, 2018. - 208 c. 3. История советской психологии труда. Тексты (20 - 30-е годы XX века). - М.: Издательство МГУ, 2018. - 360 c. 4. Карпов, А. В. Психология труда: моногр. / А.В. Карпов. - М.: Владос, 2018. - 137 c. 5. Кирхлер, Э. Дизайн работ в организациях. Психология труда и организационная психология. Том 3 / Э. Кирхлер. - М.: Институт прикладной психологии "Гуманитарный центр", 2018. - 565 c. 6. Кирхлер, Э. Мотивация в организациях. Том 1. Психология труда и организационная психология / Э. Кирхлер. - М.: Институт прикладной психологии "Гуманитарный центр", 2018. - 722 c. 7. Обознов, А.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 5 / А.А. Обознов. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2018. - 867 c. 8. Пономаренко, В.А. Профессия - психолог труда / В.А. Пономаренко. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2018. - 429 c 9. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие к курсу "Психология труда и инженерная психология" / Н.С. Пряжников. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2018. - 325 c. 10. Пряжников, Н.С. Психология труда / Н.С. Пряжников. - М.: Академия (Academia), 2018. - 975 c. 11. Психология труда / Под редакцией А.В. Карпова. - М.: Юрайт, 2018. - 352 c. |