Главная страница

ответы. Ответы по ИДМ. Античность. 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм


Скачать 5.46 Mb.
Название2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм
Анкорответы
Дата11.01.2023
Размер5.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы по ИДМ. Античность.doc
ТипЭкзаменационные вопросы
#881281
страница25 из 106
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   106

8.6. Законодательство Ликурга.



Весь этот достаточно архаический по характеру государствен­ный строй получил название Ликургова по имени установившего его законодателя – полулегендарного Ликурга. Греческая тра­диция считает, что Ликург принадлежал к одному из спартан­ских царских родов. Он долго путешествовал, и на его будущие преобразования в Спарте якобы повлияли впечатления от образа жизни египтян и жителей Крита. Именно Ликургу древние греки приписывали создание геруссии и апеллы, раздел наиболее пло­дородных земель Лаконики и Мессении на 9 тыс. участков, роз­данных семьям спартиатов, оформление гражданского коллекти­ва спартиатов как воинского коллектива, а также своеобразную систему общественного воспитания подрастающего поколения.

Однако считается, что такой строй установился не сразу, а складывался постепенно. Дело в том, что археологические рас­копки показали, что, например, вплоть до VI в. до н.э. с точки зрения развития культуры Спарта ни в чем не уступала другим греческим полисам. Изделия лаконских ремесленников и худож­ников не уступали по качеству и художественному исполнению аналогичным памятникам афинских, коринфских и эвбейских мастеров. Но начиная со второй половины VI в. до н.э. очевиден упадок во всех областях художественного творчества Спарты, за­вершившийся полным исчезновением и лаконской школы вазо­вой живописи, и бронзовой пластики. В это же время прекраща­ется ввоз в Спарту изделий чужеземных ремесленников, приоста­навливается строительство больших храмов и других монумен­тальных архитектурных сооружений. Более того, с этого времени Спарта отказывается от участия в общеэллинских Олимпийских играх, а ее атлеты раньше практически лидировали среди победи­телей этих престижных состязаний. Спарта обособляется от всей остальной Греции, скорее всего сознательно прервав все контак­ты с другими греческими полисами.

По всей видимости, это связано с тем, что после подчинения Мессении в Спарте был осуществлен рад законодательных меро­приятий, связанных с именем упоминавшегося выше Ликурга. Приписываемые ему реформы превратили Спарту в единый воен­ный лагерь. Это было необходимо, учитывая потенциальную опасность илотских мятежей. Важным политическим принци­пом, положенным в основу Ликургова строя, было равенство всех граждан спартанской общины. В соответствии с этим и складыва­лась т. н. «община равных». В Спарте была разработана и дей­ствовала целая система мер для того, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения спартиатов, исключить возможность их имущественного неравенства. Именно поэтому из денежного обращения была изъята вся монета из драгоценных металлов, и роль денежного эквивалента выполняли неудобные железные слитки-деньги, которые бессмысленно было накапли­вать, как, например, золотую или серебряную монету. Торговля и ремесло считались занятиями позорящими спартиата. Сделки по купле-продаже земли были под запретом, трудились на ней ис­ключительно илоты. Все спартиаты, независимо от их обществен­ного положения и происхождения, носили одинаковую простую одежду, ели одинаковую пищу на совместных трапезах-сисситиях, пользовались одинаковой домашней утварью.

Главное, в чем состоял смысл реформ Ликурга, это было соз­дание монолитного гражданского коллектива. В спартанской «общине равных» были абсолютизированы те элементы коллек­тивизма, которые были изначально присущи греческому полису. Это достигалось прежде всего за счет общественной системы вос­питания подрастающего поколения и постоянного контроля за жизнью взрослых.

Стремясь сохранить свои порядки, спартиаты придавали исключительное значение воспитанию детей. После рождения ре­бенка отец тотчас же нес его для показа старейшинам, которые и решали его участь: слабых и болезненных детей бросали в про­пасть. До семи лет дети воспитывались в семье. Затем мальчики направлялись в специальные воспитательные группы (агелы, буквально – стада), где занимались физическими упражнения­ми и получали особую закалку. С двенадцати лет дети попадали в гимнасии, здесь их обучали обращению с оружием и различным физическим и гимнастическим упражнениям. Одетыми крайне легко круглый год (спартанские юноши ходили босыми, с непо­крытой головой и носили грубые шерстяные плащи), их держали впроголодь, предоставляя воровством добывать себе дополни­тельную пищу. В случае если они попадались, следовало жесто­кое наказание. Нередко их подвергали порке, чтобы приучить переносить боль. Порка розгами также сопровождала обряд пере­хода из одной возрастной группы в другую.

Особое внимание спартиаты обращали на воспитание у юно­шей дисциплинированности, повиновения и четкости речи. С малолетнего возраста их приучали говорить коротко и ясно. Обучение велось в форме вопросов и ответов, которые должны были быть крайне немногословными, и эта краткость, лаконич­ность, еще в древности вошла в поговорку. Чтению и письму не обучали, но зато усиленно приучали к пляске и пению хоровых песен, заучиванию наизусть стихов маршевого характера.

Воспитание юношей продолжалось до 18 лет, после чего в те­чение двух лет они проходили своеобразную военную «стажиров­ку» , охраняя границы своего полиса и совершая кровавые акции устрашения против илотов. Вплоть до 30-летнего возраста (имен­но он считался возрастом совершеннолетия) молодые спартиаты продолжали оставаться под наблюдением старших.

Большое внимание в Спарте уделялось также и воспитанию девушек. Молодые спартанки до замужества занимались теми же физическими упражнениями, что и юноши; здоровые женщины, как говорили сами спартиаты, нужны были им для того, чтобы у них были здоровые дети. После выхода замуж спартанка всецело отдавалась семейным обязанностям – воспитанию детей.

Для взрослых спартиатов Ликург установил обязательное участие в совместных трапезах, т.н. сисситиях. На них собира­лись группы примерно одинакового возраста, причем их участни­ки вносили в общий фонд определенное количество продуктов. За такими трапезами обсуждались различные вопросы, в том числе и государственные дела, однако право принятия решений при­надлежало исключительно эфорам и геронтам.

1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   106


написать администратору сайта