Главная страница

ответы. Ответы по ИДМ. Античность. 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм


Скачать 5.46 Mb.
Название2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм
Анкорответы
Дата11.01.2023
Размер5.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы по ИДМ. Античность.doc
ТипЭкзаменационные вопросы
#881281
страница32 из 106
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   106

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.



С ликвидацией тирании возобновилась политическая борьба между представителями знатных родов. На фоне активной деятельности аристократов афинский демос оставался пока еще молчаливым и пассивным большинством. Он подчинялся традиционному авторитету знати. Однако ситуация стремительно менялась, и в конце концов наступил момент, когда гражданское население стало активным участником событий. В 507г. до н.э. один из соперничавших аристократических вождей – глава рода Алкмеонидов Клисфен – перешел на сторону демоса и возглавил народное движение, что принесло ему полную победу над всеми противниками. По инициативе Клисфена был проведен ряд важнейших политических реформ демократической направленности. Реформы Клисфена проводились с 508 по 500г. до н.э.

Прежде всего, было введено новое административное деление афинского полиса, основанное не на родоплеменном, как раньше, а на территориальном принципе. Все государство отныне было поделено на десять примерно равных по размеру фил, которые являлись уже не племенными (как прежние четыре филы), а территориальными единицами. Каждая фила состояла из трех частей –триттии, причем все входящие в филу триттии располагались в разных частях Аттики: одна – на территории города Афины или его окрестностей, вторая – на побережье, третья – во внутренней части страны. Как правило, триттии одной филы даже не граничили друг с другом. Триттии делились на демы – самые мелкие административные единицы. Каждый из более чем ста демов представлял собой либо населенный пункт сельского типа, либо один из районов города. Таким образом, афинский демос был как бы «перемешан» в едином государстве, освобожден от древних родовых традиций, от политического влияния знати.

В конце VI в. до н.э. Афины превратились в крупный и многонаселенный городской центр. Здесь жил разнообразный люд, связанный с ремесленными производствами и торговлей, – от владельцев крупных рабских мастерских и кораблей до простых матросов и гребцов. В этом круном центре обретали постоянное место жительства и выходцы из других греческих городов – Милета, Самоса, Сигея, Коринфа, Мегар и др. Эти чужаки составили сословие метеков, они отличались от коренных афинян тем, что не имели гражданских прав (например, права участвовать в Народном собрании), земельных участков, но могли открыть мастерскую или купить корабль.

Стремясь противопоставить городской демос старой аристократии и усилить его политическое значение, Клисфен использовал благоприятную ситуацию, сложившуюся в связи с общей реорганизацией афинского управления, созданием новых фил, и включил в состав полноправных граждан значительное число метеков и вольноотпущенников.

Как и во времена Солона, довольно острой была в Афинах конца VI в. до н.э. аграрная проблема из-за наличия массы малоземельных граждан, с трудом сводящих концы с концами. К тому же Клисфен включил метеков и отпущенников в число тех, кто имел право владеть землей. Для того чтобы наделить малоземельных или безземельных граждан участками, Клисфену надо было решиться на такую радикальную меру, как общий передел земли в Аттике. Им был найден другой выход. В 506г. до н.э. Афины разгромили напавших на них халкидян с соседнего острова Эвбеи и захватили часть территории города Халкиды. На конфискованной в пользу Афин территории были поселены 4 тыс. бедных афинян (поселенцев – клерухов), получивших земельные участки, которые обеспечили им приличный доход афинского зевгита. Эта важная акция не только на время сгладила остроту аграрного вопроса в Афинах, но и способствовала укреплению слоя средних земледельцев – зевгитов.

При Клисфене все граждане, независимо от своего социального положения, получили практически равные политические права. Правда, некоторое время еще существовали доставшиеся по наследству от аристократического строя ограничения для беднейших афинян при занятии некоторых высших постов (в частности, должности архонта). Но они уже строго не соблюдались, да и сама должность архонта начала утрачивать прежнее значение.

В ходе реформ Клисфена была введена новая коллегия из десяти должностных лиц, именовавшихся стратегами (т.е.военачальниками). Стратега избирали сроком на один год путем открытого голосования (поднятием рук). Им мог стать любой афинский гражданин, вне зависимости от своего происхождения и имущественного положения. Причем если архонтом можно было стать лишь раз в жизни, то на должность стратега дозволялось избираться неограниченное количество раз. Вначале стратеги ведали только военной организацией государства, но, поскольку в управлении полисом военные вопросы были неотделимы от гражданских, со временем они стали выполнять все функции, вытеснив архонтов из системы государственного управления. Постепенно архонты стали считаться высшими магистратами (т.е.представителями власти) лишь номинально.

С конца VI в. до н.э. высшим органом государственной власти в Греции окончательно стало народное собрание. Оно собиралось на Агоре теперь достаточно регулярно, являясь последней инстанцией при решении всех встающих перед полисом вопросов. Роль «постоянного президиума» при народном собрании играл учрежденный Клисфеном Совет пятисот (взамен солоновского Совета четырехсот). В его состав ежегодно избирались по жребию по 50 человек от каждой территориальной филы. Этот орган готовил проекты постановлений для вынесения на рассмотрение народного собрания, а также ежедневно занимался текущими проблемами управления полисом.

Клисфен был озабочен тем, чтобы в Афинах никогда больше не возродилась тирания. Для предотвращения возможности захвата власти теми или иными лицами был принят закон об остракизме, согласно которому политик, казавшийся демосу чрезмерно влиятельным и поэтому опасным, решением народного собрания мог быть безо всякой вины изгнан из города сроком на 10 лет. Остракизм проводился следующим образом. Один раз в год, в день проведения народного собрания, каждый гражданин писал на остраконе (глиняном черепке) имя того политического деятеля, который, по его мнению, заслуживал изгнания. Черепки с именами собирались, подсчитывались, и лицо, получившее наибольшее количество «недовольных» голосов, должно было покинуть полис.

В результате реформ Клисфена в Афинах в основных чертах завершилось становление демократии – политической системы, при которой власть в полисе в полной мере принадлежала народу, т.е.коллективу граждан. Следует отметить, что клисфеновская демократия была довольно умеренной. Ее главной опорой являлись зевгиты – зажиточные земледельцы, служившие в армии в качестве гоплитов. Именно этот социальный слой был тогда основой полиса как в экономическом, так и в военном отношении. Превращение демоса в наиболее могущественную силу в государстве отнюдь не означало, что аристократия ушла с политической сцены. Да и сам Клисфен, выходец из знаменитого древнего рода, конечно, не допустил бы этого. Еще почти на протяжении столетия аристократы продолжали занимать ведущее положение в полисе. Рядовым гражданам приходилось считаться с тем, что аристократы, будучи людьми богатыми, обладая необходимым количеством досуга, были значительно образованнее и лучше подготовлены к участию в управлении государством. Поэтому на высшие должности еще долго по традиции избирали почти исключительно аристократов, к их мнению старались прислушиваться, хотя, безусловно, демос прочно держал знать под своим контролем. Справедливости ради, следует сказать, что в большинстве своем представители высших сословий приняли клисфеновские реформы и стремились в новых политических условиях действовать во имя блага всего государства.


Остракон с именем Фемистокла (V в. до н.э.)
Значение преобразований, осуществленных Клисфеном в конце VI в. до н.э., трудно переоценить. Реформатор следовал в направлении, намеченном еще Солоном, но пошел по этому пути значительно дальше. На протяжении следующих двух столетий афинская демократия приобрела свой классический облик. Демократию ожидала еще долгая, порой нелегкая судьба, но начало было положено, радикальные перемены в социально-политическом бытии Афин произошли. Далее оставалось развивать уже наметившиеся демократические тенденции.

1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   106


написать администратору сайта