ответы. Ответы по ИДМ. Античность. 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм
Скачать 5.46 Mb.
|
10.5. Внешняя политика.Во внешней политике Писистрат явился предшественником Фемистокла и деятелей Афинского морского союза. Его внимание было устремлено прежде всего на Делос, религиозный центр всех ионян. Он стремился подчеркнуть, что Афины – ионийская столица. По его распоряжению были перенесены все трупы, захороненные в районе храма на Делосе, так как присутствие трупов оскверняло священную территорию. Далее, он высадился с войском на Наксос и овладел городом и посадил здесь тираном своего ставленника – наксосца Лигдамида. Таким образом, Наксос оказался под влиянием Афин. Благодоря Лигдамиду власть на Самосе удалось захватить Поликрату; очевидно, и с ним Писистрат поддерживал дружественные отношения. Во всей внешней политике Писистрата прослеживалась линия обеспечивающая свободный путь к хлебу, идущему из северного Причерноморья. Атический крестьянин быстро переходил от хлебных культур к более выгодным культурам оливы и винограда; поэтому он стал нуждаться в ввозном. Нуждался Писистрат и в новых колониях, куда можно было бы сбывать излишек населения. Таким образом, уже в интересах крестьянства необходимо держать в своих руках путь в Черное море, но конечно, еще важнее это было для городских торговцев и ремесленников, которым эта торговля сулила большие выгоды; население северного Причерноморья особенно охотно покупало художественную аттическую посуду, металлические изделия и т.д. Писистрату, как уже ранее говорилось, удалось захватить Сигей, который был потерян в начале шестого века в тяжелые годы кровавой классовой борьбы. Писистрат сажает туда тирана – своего сына Гегесистрата. Афинский тиран так же подчинил влиянию Херсонес, отправив туда Мильтиада, дав ему корабль и отряд афинян. Высадившись на Херсонесе, Мильтиад стал чеканить собственную монету и держать себя как настоящий царек по отношению к местному фракийскому населению, сохраняя, однако, зависимость от Афин. Перешеек на Херсонесе он отгородил высокой стеной и таким образом обезопасил его от нападения с севера. С другой сторны, ему удалось наладить дружеские отношения с Лидийским царем Крезом. Таким образом, афиняне утвердились на обоих берегах Геллеспонта. Чтобы обеспечить безопасность пути до Геллеспонта Мильтиад захватывает остров Леменос и он превращается в афинскую колонию. Об оживленном товарообмене Аттики в это время свидетельствует огромное количество аттических ваз эпохи Писистрата, а также монет и металлических предметов, найденных в северном Причерноморье, особенно в Ольвии. Эти товары шли далеко в верх по Днепру, откуда, вероятно, в обмен на них получали янтарь. Но этим не ограничивались торговые связи Писистрата: художественную посуду эпохи Писистрата находят в Египте и в Этрурии (Италия). Культурная деятельность Писистрата в определенном смысле была частью его международной политики, так как имела целью привлечь к Афинам внимание иностранцев. При нем были построены ряд прекрасных храмов и статуй, например, храм Афины (Гекатомпедон), Деметры в Элевсине, заложен храм Зевса Олимпийского; сооружен водопровод. Писистрат приглашал в Афины рапсодов (исполнителей Гомера) и заставлял их по порядку декламировать «Илиаду» и «Одиссею», а писцам записать эти поэмы. Далее, Писистрат и его сын Гиппарх приглашали в Афины самых выдающихся поэтов своего времени: Анакреонта из Теоса, Ласа из Гермионы, Симонида из Кеоса. Писистрат настолько укрепил свою власть, что в 527г. до н.э., после его смерти, власть без всяких потрясений перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, продолжавшим править в том же духе, что и их отец. 10.6. Тирания Писистратидов.В 527г. до н.э. Писистрат, мирно дожив до старости, умер естественной смертью. Настолько прочным было его положение и настолько значительной – его популярность, что власть без каких-либо проблем или кризисов автоматически перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху (Писистратидам). Первый из них, собственно, унаследовал власть тирана (для закрепления своего статуса он лично занял в 526/525 гг. до н.э., то есть как только представилась возможность, должность архонта-эпонима). Гиппарх же стоял на второй позиции в государстве, отвечая, если выразиться современным языком, прежде всего за культурную политику. Первоначально Гиппий стремился продолжать мягкую и гибкую политику отца, снискавшую ему народную любовь. Он пошел даже дальше Писистрата, приняв решение примириться с аристократами, когда-то боровшимися против основателя афинской тирании, а теперь по большей части проживавшими в изгнании. Судя по всему, именно в начале правления Гиппия эти аристократические семьи (Алкмеониды, Филаиды, Керики) получили возможность возвратиться на родину; более того, их лидеры и видные представители были демонстративно приближены ко двору тирана, получили возможность занимать высокие государственные должности, вплоть до должности архонта-эпонима. В 525/524 г. до н.э., сразу после Гиппия, эпонимом был Клисфен, глава рода Алкмеонидов. В 524/523 г. до н.э. эта должность досталась Мильтиаду из рода Филаидов (скорее всего, это будущий марафонский победитель), в 523/522 г. до н.э. – некоему Каллиаду, очевидно, из рода Кериков. После этого, в 522/521 г. до н.э., первым архонтом был поставлен сын тирана – Писистрат Младший. Могла даже создаться иллюзия возрождения традиционного аристократического режима, но только без присущих ему смут и при всеобщем согласии. Подобное благоденствие, однако, не могло продолжаться слишком долго. В 514г. до н.э. ситуация в Афинах была взорвана дерзким заговором, организованным двумя аристократами из рода Гефиреев – Гармодием и Аристогитоном. Жертвой их выступления, имевшего место на празднике Панафиней, стал Гиппарх. Заговор 514г. до н.э. очень хорошо отражен в источниках: о нем сообщают такие ранние и авторитетные авторы, как Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, и некоторые из перечисленных свидетельств подробны и детальны. Парадоксальным образом все эти представители античной нарративной традиции не видят в убийстве Гиппарха практически никакой политической подоплеки и считают, что заговорщики действовали из чисто личных мотивов, мстя за нанесенную тиранами обиду. Это резко контрастирует с теми светлыми, исполненными достоинства образами Гармодия и Аристогитона – «тираноубийц» и «борцов за демократию», – которые запечатлелись в демократической афинской идеологии V в. до н.э. Их фигуры подверглись сильнейшей мифологизации, и впоследствии наиболее эрудированным ученым (Геродоту, Фукидиду, Аристотелю) приходилось – не из антидемократизма, а из обычной акрибии – разоблачать расхожие домыслы, указывая, в частности, что правящим тираном был не убитый заговорщиками Гиппарх, а Гиппий, что тирания не только не была ликвидирована их поступком, а, напротив, стала после этого более суровой и т. п. Впрочем, полностью исключать наличие политических мотивов в заговоре Гармодия и Аристогитона все же нельзя. Во всяком случае, сам Гиппий, оставшийся в живых и сумевший вновь поставить ситуацию под свой контроль, явно считал опасность – не только для себя лично, но и для режима – весьма значительной. Хотя сами «тираноубийцы» погибли, репрессии, судя по всему, на этом не остановились. Вновь были изгнаны из Афин многие представители аристократии, в том числе Алкмеониды, в очередной раз удалившиеся в Дельфы. Вскоре после этого они во главе своих сторонников вторглись в Аттику, некоторое время силой удерживали местечко Липсидрий, но затем были оттуда выбиты. Правление тирана приняло более жесткие формы, и он стал стремительно утрачивать популярность. Понимая это, Гиппий начал даже строить в прибрежном местечке Мунихия крепость, где бы ему можно было укрыться в случае какой-либо прямой угрозы. Однако крепость, судя по всему, так и не была достроена, поскольку события развивались быстрее, чем ожидал сын Писистрата. Благодаря интригам тех же Алкмеонидов, имевших влияние на дельфийское жречество, однозначно негативную позицию по отношению к афинской тирании заняла Спарта. В 510г. до н.э. Гиппий был свергнут и изгнан из полиса спартанским войском во главе с царем Клеоменом I. Отметим, что гражданский коллектив Афин хотя не выступил активно против своего тирана, но и не поддержал его, а остался пассивным зрителем происходящего. Единственной силой, которая попыталась помочь Гиппию, была конница из дружественной ему Фессалии. Таков был эпилог афинской тирании. После ее ликвидации в государстве вновь разгорелась межаристократическая борьба. Возвратившиеся с армией Клеомена эвпатриды-«политэмигранты», похоже, «ничего не забыли и ничему не научились». Однако общество, в котором они жили, уже изменилось, как бы они ни старались этого не замечать. За годы тиранического режима рядовые граждане настолько эмансипировались от влияния знати, что были готовы к установлению демократии. Может быть, в этом и заключается главный итог правления Писистрата и Писистратидов. |