Главная страница

ответы. Ответы по ИДМ. Античность. 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм


Скачать 5.46 Mb.
Название2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм
Анкорответы
Дата11.01.2023
Размер5.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы по ИДМ. Античность.doc
ТипЭкзаменационные вопросы
#881281
страница7 из 106
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   106

1.8.2. Источники по истории Древнего Рима.


 

Источники по истории Рима весьма разнообразны: это памятники материальной культуры, письменные памятники и языковые данные. Письменны источники сохранились в виде рукописей на папирусе, коже, пергамене, написанных или переписанных в античную либо средневековую эпоху, а также в виде надписей на камне, керамике, металле. По содержанию все письменные источники делятся на повествовательные (произведения исторического характера, художественной литературы, философские трактаты и т. п.) и документальные (государственные акты, завещания, долговые расписки и т.д.). Все исторические памятники, как материальные, так и письменные, могут быть классифицированы по тематике – характеризующие экономику, социальную жизнь, религию и т.д.

Важнейшими требованиями источниковедения являются критическое отношение к источникам, выявление присущей им тенденции и их комплексное использование. Без определения степени достоверности и полноты сведений, содержащихся в источниках, невозможно какое-либо научное исследование. В последние годы формы работы с источниками расширяются, приемы совершенствуются. Применяются математические и химические методы анализа, аэрофотосъемка, фотозондаж, стратиграфические, подводные археологические исследования.

1.8.2.1. Источники по истории царского и республиканского времени.



Памятники материальной культуры имеют первостепенное значение для изучения древнейшей эпохи. Благодаря находкам орудий труда,  оружия,  посуды и наскальных изображений археологи доказали, что человек обитал в Италии в эпоху палеолита и неолита. Многочисленные погребения с заупокойными приношениями, сам тип захоронений (кремация или ингумация), следы свайных построек и хижин выявили типы культур бронзового и раннего железного века, принадлежащих различным племенам и народам. На юге Италии и на островах много следов греческих селений микенского времени и периода великой греческой колонизации. К концу VIII–VII вв. до н.э. относятся остатки поселений и святилищ карфагенян на острове Сардиния. Большой материал, характеризующий этрусскую культуру и быт, обнаружен в Тоскане, Лации и Кампании, на Паданской равнине преимущественно в некрополях. Погребальные камеры дают представление о планировке и убранстве жилищ, об оружии, утвари и  ювелирных украшениях. Стены гробниц расписаны сценами пиров, охоты, спортивных состязаний, изображениями божеств, зачастую сопровождающимися надписями.

Особое значение имеют археологические памятники самого Рима. По фрагментам керамики можно судить о поселениях, относящихся к апеннинской культуре бронзового века. На Палатине, Эсквилине и других холмах, а также на форуме обнаружено множество могил, а на Палатине – и следы хижин начала I тысячелетия до н.э. с бедным инвентарем. От VII в. до н.э. сохранились первое мощение форума и система водостоков; от VI в. – фундаменты храмов, в том числе на Капитолии, терракотовые фрагменты их украшений, бронзовая скульптура волчицы, вскармливающей близнецов, а также нижний слой оборонительной городской стены, построенной Сервием Туллием (верхний принадлежит IV в. до н.э.). Одним из древнейших строений форума был круглый храм Весты, много раз отстраивавшийся в прежнем виде, а по соседству – дом, где жили жрицы-весталки, некогда двухэтажный. Сохранились остов архивохранилища на кромке Капитолия, а под ним руины храма Согласия в северном секторе форума и место для проведения народных собраний – комиций с трибуной для ораторов, Аппиев водопровод – памятники республиканского времени. Последним комплексом, материально воплощающим конец этого периода, явился форум Цезаря.

Богатейший материал, характеризующий строительную технику, архитектуру, искусство и быт, экономику и военную политику эпохи Республики, находится в разных местах Италии. Это города и поселки с памятниками доримского и римского времени с прилегающими к ним следами земельных участков, дороги (Аппиева, Фламиниева и др.), которыми пользуются и теперь, межевые и милевые камни, мосты и акведуки (водопроводы). Важны  и  находки  денег  как  показателя экономического развития. Надписи и изображения на монетах содержат указания на политические программы. Нумизматические данные помогают также датировать события.

Эпиграфические памятники. Памятники материальной культуры зачастую сопровождаются надписями. Самыми ранними в Италии являются греческие надписи VIII в. до н.э. Начиная с VII в. до н.э. в Тосканской, Паданской Этрурии, в Лации и Кампании появляются этрусские надписи. Ранний памятник умбрской письменности – это Игувинские таблицы, содержащие ритуальные установления жреческой коллегии. На территории Рима наиболее древняя надпись представлена частью какого-то этрусского слова или имени на керамическом осколке VII в. до н.э. Древнейшей латинской надписью является римская надпись с форума на каменной плите, находившейся в месте, которое предположительно называют могилой Ромула. Рядом с плитой обнаружены предметы VII-VI вв. до н.э., ученые соответственно датируют и надпись. Поскольку плита и мотивы покоились на черном мраморном столбе, надпись называется надписью Черного камня. Другой сохранившийся ранний текст – надпись греческими буквами на золотой застежке, найденной в могиле VI в. до н.э. в городе Пренесте в Лации. Ранние надписи подтверждают свидетельства античных писателей о значении греческого и этрусского влияния и говорят о развитии религии и культуры в древнейшей Италии.

Больше информации содержат элогии, то есть надгробные надписи из семейных и родовых усыпальниц, воздвигавшихся в римском предместье по Аппиевой дороге. Это надписи на саркофагах с восхвалением умерших, содержащие данные о почетных должностях, строительной деятельности, внешней политике, религиозных и этических воззрениях римлян.

Большую ценность представляют собой римские государственные акты II–I вв. до н.э. От 187г. до н.э. дошло постановление сената о запрещении Вакханалий, от 45г. до н.э. – так называемая Гераклейская таблица с законом Юлия Цезаря, регулирующим устройство городов, получивших статут самоуправляющихся муниципиев. Ряд надписей характеризует состояние аграрных отношений. Это 1) судебное решение арбитров Минуциев в споре о земле; 2) закон 111г. до н.э., отменявший неотчуждаемость земель, полученных по реформам Гракхов. От I в. до н.э. дошли многочисленные посвятительные надписи богам от имени торговых и ремесленных коллегий, в числе которых были плебеи, вольноотпущенники и рабы. Эти надписи освещают экономику и социальную структуру римской Италии. Значение эпиграфических источников определяется их документальным характером.

Язык и письменность также являются историческими источниками, позволяющими датировать тексты и устанавливать по появлению греческих, иллирийских, этрусских слов и имен культурные влияния на Рим.

Однако особое значение имеют письменные источники. Прежде всего, это сочинения античных писателей разных жанров. В совокупности они составляют античную традицию. До наших дней сохранились сравнительно поздние тексты, не ранее VI в. до н.э. Но в рассказах о древнейшем периоде их авторы основываются на утраченных для нас, но содержавших важные сведения материалах. В основе данной исторической традиции лежат: 1) официальные записи, касающиеся жизни всей римской общины, 2) устное народное творчество, родовые и семейные предания, передававшиеся из поколения в поколение, 3) отклики греков на события в дальней Гесперии (Вечерней, Западной стране), как они называли Италию.

К официальным актам относятся царские, большая часть которых признается современной наукой достоверными, первые договоры Рима с другими общинами и государствами – с латинскими городами и Карфагеном, историчность которых также не оспаривается, и записи, ведшиеся жреческими коллегиями.

Вероятно, уже в царскую эпоху глава коллегии, великий понтифик, наряду с фастами стал записывать  выдающиеся  события  года – затмения светил, войны, празднества. Это положило начало летописанию, которое развилось уже в республиканскую эпоху. С началом Республики год стали определять по правлению   высших   должностных   лиц – консулов. Тогда понтифики начали составлять их списки, а затем и списки других магистратов. Погодные списки консулов называются  консульскими  фастами.   На  их основе выросла запись консульских триумфов, которая именуется триумфальными фастами. Консульские и триумфальные фасты были собраны и опубликованы в начале нашей эры. На основе фаст сложилась официальная летопись – понтификальные анналы (от латинского annus – год). Около 130г. до н.э. они были опубликованы великим понтификом П. Муцием Сцеволой в восьмидесяти книгах, которые получили название «Великие анналы»  (Annatos maximi). В XIX в. фасты удалось почти полностью восстановить. В древнейшей части дошли до нас лишь незначительные фрагменты гимна жрецов-пахарей, Арвальских братьев и песни жрецов-салиев.

Самые ранние представления греков о жителях Италии можно найти в «Одиссее» Гомера. Гесиод первым упоминает героя римской истории Латина. Первое греческое упоминание Рима принадлежит Гелланику Лесбосскому. Наиболее осведомленными о Риме из ранних греческих авторов были сицилийские историки, список которых открывается Антиохом Сиракузским (конец V в. до н.э.). Их сочинения не дошли до нашего времени, но составили фундамент ранней римской литературы III–II вв. до н.э.

Сначала римское прошлое воспевалось поэтами. Кампанский уроженец Гней Невий (III в. до н.э.), участник 1– й Пунической войны, посвятил ей поэму, упомянув в ней о древнейшей истории Рима. Его младший современник Энний сочинил поэму «Анналы», охватывающую время от возникновения Рима до его времени. В III же в. до н.э. в условиях внешних успехов Рима и в связи с распространением греческой культуры в среде образованных римлян возникла прозаическая анналистическая литература. Первым анналистом был Кв. Фабий Пиктор, писавший по-гречески. Но уже следовавший за ним М. Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) стал писать по латыни. В его «Началах» («Origines») история основания Рима излагается в связи с историей других племен и народностей Италии. Анналисты III в. до н.э. именуются старшими.

В отличие от них анналисты, писавшие в конце II – в первой половине I в. до н.э., называются младшими. К сухому, в целом достоверному изложению истории, которое они нашли у своих предшественников, младшие анналисты многое прибавили, а главное, внесли в изображение древности идеи, волновавшие современную им эпоху. Для всей анналистической литературы характерна патриотическая тенденция, унаследованная дальнейшей римской историографией.

Произведения обоих поколений анналистов почти полностью утрачены. Но ими пользовались те античные авторы, сочинения которых сохранились. Прежде всего, это историческая литература. История доимператорского Рима нашла место среди античных трудов по всемирной истории. Выдающимся историком был Полибий (201-120 гг. до н.э.), проживший 16 лет в качестве заложника в Риме. Его «Всеобщая история» в 40 книгах на греческом языке охватила период с 264 по 146г.до н.э., то есть  период трех Пунических войн. Основное внимание Полибий уделяет политической истории.

Продолжателем его был грек Посидоний (конец II – первая половина I в. до н.э.), отрицательно относившийся к римскому господству в завоеванных странах. Он описал в труде «История» Рим во взаимоотношениях главным образом с эллинистическими городами. Его труд не сохранился. Но он был учтен Диодором Сицилийским (90–21 гг. до н.э.), написавший всеобщую историю в 40 книгах под названием «Историческая библиотека». Сохранившиеся части труда охватывают историю Рима V– IV вв., а также конца II–начала I в. до н.э. Особое значение имеют его сообщения о сословной борьбе в Риме и о восстаниях рабов в Сицилии и Италии под руководством Спартака.

Собственно римской истории посвятила свои труды целая плеяда писателей. Наиболее популярным в древности был труд Тита Ливия (59г. до н.э. – 17г. н.э.). Он называется «История Рима от основания города» и состоит из 142 книг, из которых в основном дошла часть от царского периода до 168г. до н.э. Остальное сохранилось в кратких извлечениях. Это самый полный античный свод по римской истории, изложенный увлекательно, с ярко выраженной патриотической тенденцией и восхвалением Республики.  Внимание Ливия сосредоточено на внутренней и внешней политике, религиозной жизни Рима.

Историю от основания Рима до 30г. н.э. написал в двух книгах в I в. н.э. Веллей Патеркул. В ней Рим изображается как центр всемирной истории. Труд Веллея пронизан монархической идеей. Очень подробно рассмотрена ранняя этническая, социальная, политическая и культурная история Лация в труде проримски настроенного ритора Дионисия Галикарнасского, жившего в Риме в последней трети I в. до н.э. Его «Римские древности» включали 20 книг, из которых полностью сохранились 9, где излагаются события до 442г. до н.э. Ценность труда заключается в том, что в нем детально зафиксирована греческая традиция, которая в главных своих чертах подтвержденная новыми археологическими и языковыми данными.

Огромный труд в 80 книгах представляет собой написанная по–гречески «Римская история» Диона Кассия Кокцейяна (около  155–235 гг.). Он восхвалял Римскую республику и одновременно императора, правящего в согласии с сенатом. В наилучшей сохранности дошли до нас книги, содержащие историю с 60-х годов I в. до н.э. и до падения Республики. В них подробно освещены перипетии гражданских войн.

Кроме этих сочинений, излагавших полную историю Рима в хронологическом порядке, были созданы труды, построенные в систематическом плане: «Римская история»  Аппиана (II в. н.э.), «Эпитомы римской истории» Л. Анней Флора и т.д. Краткое изложение истории Рима содержится у писателей IV в. н.э. Аврелия Виктора и Евтропия, основывавшихся на трудах своих предшественников, в первую очередь Ливия.

Особняком в римской историографии стоят труды Г. Саллюстия Криспа (86–35 гг. до и. э.), представляющие собой монографии, – «Заговор Катилины», «Югуртинская война», «История» (о событиях 70–60–х годов I в. до н.э.). Саллюстий был противником сенатской олигархии и сторонником Цезаря, которому был лично многим обязан. Его идеал – умеренно демократическая республика.

Существенное значение для истории поздней Республики имеют мемуары Цезаря(101–44 гг. до н.э.), а особенно  «Записки о галльской войне» – важный источник по этнографии, социальной истории Галлии, по военной и провинциальной политике Рима.

Огромное литературное наследство оставил Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Его письма к родным и друзьям вводят нас в круг политической и идейной борьбы того времени. В его записях публичных речей встает яркая картина повседневной политической жизни Рима (например, речи против Катилины) и провинций (против Верреса). В его трактатах «О законах», «О государстве» множество данных о религии, государственном устройстве, праве, а также сообщения о древнейших римских порядках и событиях. Исключительная образованность Цицерона делает его труды важнейшим историческим источником.

Сочинения биографического характера содержат богатые сведения не только о жизни и деятельности героев, но и по истории. Плутарх (46–126 гг.) создал 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула. Гай Светоний Транквилл (II в. н.э.) создал 12 биографий римских правителей.

Из специальной научной литературы необходимо упомянуть трактаты о сельскоком хозяйстве, принадлежащие перу Катона и Варрона. Они дают богатейший материал по экономике, социальному строю и быту Италии II и I вв. до н.э., позволяют проследить динамику развития рабовладельческих отношений и структуры производственных единиц в италийском сельском хозяйстве.

В «Географии» Страбона (около  65г. до н.э.) собраны сведения не только географического, но и экономического, исторического и этнографического характера.

Античная традиция получила отражение в художественной литературе. Особенно значимы комедии Плавта (III – начала II в. до н.э.), сочинения Вергилия, Лукана, Гая Валерия Катулла, Кв. Горация Флакка.

Особую группу сохранившихся документальных источников составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйстве, системе управления, судопроизводстве и культе начала Республики и частично царского времени содержатся в архаических законах XII таблиц. В трудах римских юристов эпохи Империи зафиксированы и объяснены многие нормы гражданской жизни, восходящие к архаическому и республиканскому периоду.

1.8.2.2. Источники по истории Империи.



Памятники материальной культуры. Территория современного Рима полна руин императорского времени. Это множество парадных, одетых мрамором площадей, сооруженных императорами и названных их именами – форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большого размаха достигло храмовое строительство, в том числе и на старом форуме. Сохранилось несколько колонн фасадов храмов Веспасиана и Диоскуров, часть храма Антонина и Фаустины и других сооружений. Поражает фундаментальностью и вместе с тем простором и устремленностью ввысь храм в честь всех богов – Пантеон на Марсовом поле.

Примечательной особенностью императорского Рима, отражающей расширение его державы и синкретизм его культуры являются храмы в честь иноземных божеств – Митреум и Серапеум. К специфически римским памятникам относятся триумфальные арки. В южной части форума возвышается арка Тита, воздвигнутая в честь победы над иудеями; в северной части – арка Септимия Севера в память победы над парфянами; близ форума – огромная арка Константина с изображением многочисленных фигур окружающих императора подданных.

Памятниками императорских деяний являются алтари и колонны. Алтарь мира был воздвигнут при Августе, который изображен на нем вместе со своей семьей. Святилище было также украшено барельефами, символизирующими благоденствие Италии в правление Августа. Колонна Траяна, возвышающаяся на его форуме, опоясана рельефом, который представляет собой каменную летопись дакийских походов.

Типично римским атрибутом культуры являются термы. Все они сильно разрушены. Но даже развалины огромных терм Каракаллы у подножья Авентина впечатляют. Они занимали площадь в 12 га и были рассчитаны на 1600 посетителей. Еще грандиознее, судя по руинам, были термы Диоклетиана, вмещавшие вдвое больше людей.

Представление о культурных потребностях римлян дают зрелищные предприятия. Еще от Помпея идет традиция постройки каменных театров. Но от первого театра его имени остались лишь незначительные фрагменты. Следующим за ним был театр Марцелла, вмещавший до 14 000 человек. Об особой популярности зрелищ кровавых гладиаторских игр и травли зверей свидетельствуют амфитеатры, самым грандиозным из которых является Колизей, возведенный в правление Флавиев (I в. н.э.). Колизей вмещал 50 000 человек. В эпоху ранней Империи был благоустроен знаменитый Большой цирк, основанный еще в царское время для состязаний колесниц.

В качестве исторического источника выступает и портретная скульптура. Это парадные статуи императоров, а также скульптуры знатных и простых римлян и даже рельефные изображения вольноотпущенников и рабов на надгробиях.

Богатый материал о религии, обычаях, образе жизни и о социальной стратификации дают римские погребальные комплексы с изображениями бытовых сцен и надписями. Сохранившиеся от конца Республики и эпохи Империи колумбарии принадлежат знати, коллегиям ремесленников, членам императорских семей. Подземные галереи, использовавшиеся для захоронений (катакомбы), проясняют для нас быт и верования ранних христианских общин.

Памятником поздней Империи, напоминающим о внутренней и внешней неустойчивости империи, является городская стена в Риме, построенная в III в. Аврелианом.

Все перечисленные типы памятников материальной культуры повторяются в Италии и в провинциях.

Особым типом памятников Римской Италии являются раскопанные из-под пепла и лавы Остия,  Помпеи, Геркуланум и Стабий. Благодаря невероятной сохранности эти города –  великолепный источник по истории быта, экономики и социальных отношений Италии начала Империи.

Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из которого изготовлялись монеты, и их вес служат указанием на экономическое состояние общества. Находки монет вместе с другими памятниками помогают их датировке.

Надписи эпохи Империи освещают многие стороны жизни. Они подразделяются на официальные документы и надписи частного характера. К первой группе относятся прежде всего императорские надписи. Особое место среди них занимает автобиография Октавиана Августа, которую можно считать политическим манифестом Августа. К правлению Тиберия (I в. н.э.) относятся надписи о выборной реформе, указывающие на упадок народных собраний. Об усилении императорской власти свидетельствует закон об империуме Веспасиана.

Экономическое состояние Римской империи, тяжелое положение населения, попытку центральной власти установить твердые цены на продукты и заработную плату отражают эпиграфические памятники, зафиксировавшие эдикт Диоклетиана о ценах 301г., и обнаруженные в Малой Азии, Египте и в других местах Империи.

О жизни сельских общин, о структуре общественных земель, о муниципальном землевладении и росте императорского земельного фонда в Италии, а также об алиментарной политике императоров дает представление таблица из города Велейи в Лигурии.

Организация управления и труда в крупных императорских поместьях, положение там непосредственных производителей – колонов, условия колонатных отношений, определенные поместным уставом, освещены в Африканских надписях эпохи Антонинов. Тысячи надписей, посвятительных, надгробных, позволяют проследить хозяйство, социальную и культурную жизнь сельских общин разных категорий, муниципиев и колоний, составить представление о динамике развития рабовладельческих и колонатных отношений, о степени влияния римской администрации в провинциях.

Эпиграфический материал освещает религиозные воззрения жителей Империи, в частности распространение культа императоров.

Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, происходящие почти исключительно из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим из иих является эдикт императора Каракаллы от 212г., называемый Антонинианской конституцией. Основная масса папирусов – частноправовые документы (то есть  долговые расписки, договоры о найме и т. п.) и частная переписка. Папирусы дают богатый материал о быте и социальных особенностях египетской провинции, в частности об аграрных отношениях и разных формах зависимости.

Письменные источники. Очень краткие сведения об установлении и начале Империи содержатся в извлечениях из труда Ливия. Более подробно описан этот период во второй книге труда Г. Веллея Патеркула (19г. до н.э. – 31г. н.э.), доведшего рассказ до 30г. н.э. Основное внимание автор уделяет военно-политическим событиям, но касается и истории культуры. О войнах начала Империи рассказывает во 2-й книге «Эдитом римской истории обо всех войнах за 700 лет» Луций Анней Флор, писавший во II в. н.э. в правление Адриана. События эпохи Флавиев получили освещение и в сочинении знатного иудея Иосифа Флавия «Иудейская война», участником которой он был, но перешел потом на сторону римлян.

Особое место среди историков, освещавших раннюю Империю, принадлежит Корнелию Тациту (около  55–120 гг.). Им написаны «Истории» в 14 книгах с описанием событий правления Флавиев и «Анналы» в 16 книгах – со смерти Августа до конца династии Юлиев–Клавдиев. Его интерес сосредоточен на внутренней истории, особенно на взаимоотношениях императоров с сенаторским сословием.

В худшей сохранности дошла посвященная Империи часть «Римской истории» Диона Кассия Кокцейяна. Но содержание утраченных книг известно по извлечению, сделанному в XII в. Зонарой. Наиболее подробно изложена им история Августа, но много ценных сведений содержится у Диона Кассия и по политической истории времени Антонинов и Северов.

Последние десятилетия правления Антонинов, начиная с Марка Аврелия, и эпоху Северов описал Геродиан (170–240 гг.). В «Краткой истории Рима», написанной по поручению императора Валента Евтропием, изложена канва всей истории империи, включая начало правления Валента (до 367г.).

Видным явлением римской историографии было творчество писавшего Аммиана Марцеллина (около  330-400 гг.). Он был военным и по делам службы бывал во многих провинциях, накопил множество знаний и впечатлений. Выйдя в отставку, он создал труд «Деяния» в 31 книге, стараясь подражать Тациту. Аммиан начинает свое повествование с того момента, на котором кончалась «История» Тацита, то есть с правления Нервы, и доводит до 378г. Сохранилась лишь часть книг, посвященная времени с 353 по 378г.. (книги 14–31). Но и это очень, ценно, поскольку Аммиан, будучи свидетелем и участником описываемых событий, стремился к объективному, правдивому освещению истории.

Много   информации   содержат в себе произведения биографического жанра, ставшего очень популярным. Апологетическая биография Августа под названием «Жизнь Цезаря» была написана после его смерти Николаем Дамаскином. Плутархом написаны лишь две императорские биографии – Гальбы и Отона. «Жизнеописания 12 цезарей», начиная с диктатора Гая Юлия Цезаря, и всех правителей династий Юлиев – Клавдиев и Флавиев принадлежат перу Г. Светония Транквилла (70–160 гг.). К IV в. относится сочинение Секста Аврелия Виктора «О цезарях» с краткими биографиями императоров от Августа до Констанция II. В IV в. появился сборник шести писателей «Истории об Августах», содержащий биографии императоров от Адриана до Нумериана (117–284 гг.).

Несколько особняком стоит сочинение Тацита «Жизнеописание Юлия Агриколы», героем которого выступает наместник в Британии (68–74 гг.). В этом труде много данных, характеризующих социальный строй и быт населения Британии, а также борьбу британцев против римского владычества.

Специальная литература, отображающая жизнь Империи, многообразна. Трактаты о сельском хозяйстве Колумеллы и Палладия рисуют  состояние  агрикультуры   соответственно в I и IV вв. и представляют собой важный источник по истории аграрных отношений и динамике развития рабовладения. Своеобразным источником по истории аграрных отношений ранней Империи и частично Республики являются трактаты римских землемеров Юлия Фронтина, двух Гигинов, Агенния Урбика и др. На их основании определяются также системы и техника межевания полей и правила ведения земельных споров.

Представление о технике строительного дела и строительном искусстве, а также о социально– политическом аспекте развития градостроительства в эпоху Августа дают «Десять книг по архитектуре», созданные в качестве практического руководства для строителей и заказчиков Витрувием Поллионом.

«Краткий очерк военного дела» в 4 книгах по периоду Республики и особенно Империи был создан Вегецием (IV в.).

Специфическую группу источников составляют произведения художественной литературы. Произведения литературы всегда являются памятниками идей своего времени, но вместе с тем содержат множество указаний и на разные стороны жизни современного им или ушедшего в прошлое общества. Особенно интересно творчество Вергилия,  Горация, Овидия.

Эпоха Империи – время расцвета сатирического жанра. Петроний создал роман «Сатирикон», в котором говорится о приключениях нескольких молодых бездельников, показывается нравственное падение разных слоев римского общества. Кроме того, сохранились произведения Марциала, Ювенала, Апулеем.

В эпоху Империи получили развитие также письма и речи. В ряду их авторов в период принципата выделяются Сенека Старший (55г. до н.э. – около  40г. н. з.), Квинтилиан (30-е годы – 96г.), Плиний Младший (61-114 гг.), Сидоний Аполлинарий (после 430-483г.).

История возникновения и развития раннего христианства и церкви – часть римской истории. Памятники этого исторического явления многообразны. Это и погребения ранних христиан, и письменные источники. Среди них канонические книги Нового завета и апокрифы, то есть  тайные, секретные книги христиан, не вошедшие в канон. Письменные памятники представлены также сочинениями апологетов, или отцов церкви, – Тертуллиана (конец II – начало III в.), Оригена (начало III в.), авторов церковных историй – Евсевия Кесарийского (IV в.), Августина Блаженного (V в.), его ученика Павла Орозия, изобличавших языческий Рим. Для понимания идейных истоков раннего христианства имеют значение Кумранские документы, то есть  документы религиозной общины ессеев. К нехристианским памятникам относятся свидетельства античных авторов о христианах – Тацита, Иосифа Флавия, Плиния Младшего и античных критиков христианства.

Существенное значение имеют юридические памятники. Ранние из них – учебники права, или Институции. Сохранились Институции юриста II в. Гая. Более поздними (IVв.) являются Дигесты, то есть  комментарии к законодательству. К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Феодосия II и названный его именем, к VI в. – кодекс Юстиниана. Наиболее полным собранием римского права является сборник, который в XII в. получил название «Корпус цивильного права» (Corpus iuris civilis). В него вошли: 1) институции, 2) дигесты, 3) императорские конституции, то есть  установления, или кодекс Юстиниана, 4) новеллы, то есть  конституции, изданные после кодекса Юстиниана. Кодексы отражают социально-экономическую и политическую жизнь Империи, а установления Юстиниана – и религиозную жизнь, в том числе значение христианства.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   106


написать администратору сайта