3 мира социальной психологии. 3 мира !. 2 слайд Американская социальная психология
Скачать 26.82 Kb.
|
2 слайд Американская социальная психология. Культура индивидуализма и прагматизма, свойственная американскому обществу, наглядно проявилась в научных направлениях Чикагской школы. Здесь, по оценке Ф. Олпорта, индивидуалистская концепция срослась с экспериментальным бихевиористским подходом. Сочетание индивидуалистского подхода, бихевиористских взглядов и экспериментального метода было необходимо, чтобы превратить социальную психологию в солидную научную дисциплину; в этом направлении она развивалась первые три-четыре десятилетия своего существования. В 1930-40-х годах свои оптимистические надежды социальные психологи стали увязывать с категорией аттитюда (Аттитюд — это особый тип убеждения, представляющий собой сложившуюся оценку некоего объекта. )чему способствовал ряд обстоятельств: во-первых, аттитюд измеряем, во-вторых, относится к характеристике внутреннего мира личности, определяющей социальное поведение, в-третьих, обладает потенциалом прогностичности. Интерес к ним сохранялся достаточно долго, практически до осознания его низкой прогностичности, подтвержденной неудачной попыткой использования аттитюдов избирателей в качестве индикаторов выборной активности. Разочарование в аттитюде как базовой категории социальной психологии не отразилось на ее экспериментальной ориентации. 3 слайд. К.Левин Большое влияние на развитие американской социальной психологии оказал К. Левин, сформировавшийся в традициях немецкой гештальтпсихологии, идеи которой оказались весьма продуктивными: такие понятия, как гештальт, изморфизм, перцептивная группировка и др. В отличие от предшествующих индивидуалистических подходов, Левин подчеркивал неразрывность взаимосвязи личности с ее окружением. 4 слайд После второй мировой войны в США в теоретических воззрениях, как отмечает Грауманн, произошел переход от бихевиористского к когнитивному и от широкого к более узкому теоретическому рассмотрению, что было характерным не только для социальной, но и для общей психологии. Господствующим в ней стал информационно-процессуальный подход с его представлением о человеке, как системе, перерабатывающей информационные ресурсы. Хотя, как утверждает Грауманн, о бихевиористском подходе (заимствовавшем ключевые идеи из концепции И.П. Павлова) можно главным образом говорить как об американской разработке), и считается, что переход к когнитивизму был вызван появлением в Америке гештальтпсихологии, все же популярность когнитивного подхода обусловлена компьютерной революцией в науке и культуре. Когнитивная революция привела к изменению статуса американской социальной психологии. 5 слайд В 1970-е годы намечается своеобразный бунт социального конструктивизма, подвергающего резкой критике объективистскую методологию эксперименталистской социальной психологии. 6 слайд В США заявку на построение принципиально новой парадигмы в социальной психологии сделал К. Герген. Его концепция укладывается в рамки весьма распространенного современного течения, известного под названием «постмодернизм».
2 ЧЕЛОВЕК 7 слайд Социальная психология в Америке с самого начала была ориентирована на прикладное знание, и в качестве такового она прямо и недвусмысленно связала свою судьбу с интересами таких социальных институтов, как бизнес, администрация, армия, пропаганда. Эта связь явно прослеживается по преобладающей проблематике исследований, по выбору объектов, целей и решаемых задач, по источникам финансирования и того, что называется «поддержкой» исследований. Подобно тому как это имеет место в развитии других социальных наук, американская социальная пси- хология довольно открыто демонстрирует свою крайнюю «заземленность», нацеленность на практические потребности общества. 8 слайд Социальная психология в Европе. Впитав в себя традиции таких выдающихся умов своего времени как В. Вундт, Э. Дюркгейм, К. Левин и др., европейская социальная психология представляет собой поле оригинальных и глубоких идей. Состояние социальной психологии в довоенной Европе было довольно плачевным по сравнению с США. В Великобритании этими проблемами занимался С. Бартлетт (Bartlett), в Германии –Мёде (Moede, 1920), заложивший основания экспериментальной психологии групп; Хелпах (Hellpach), основавший в 1921 году первый Институт социальной психологии и издавший первый систематизированный немецкий учебник по социальной психологии. Тем не мене, эти отдельные достижения не сопровож-дались попытками к развитию социальной психологии в рамках европейского научного сообщества. Такая же ситуация наблюдалась в Европе и после 1945 года. В 1966 г. была создана Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии (EAESP), которая вскоре стала ядром научного общества социальных психологов этой части света. Среди первых, были Тэджфел (Tajfel) и Московичи. Проблема связи социальной психологии с реальной жизнью является наиболее актуальной в рамках теории социальных репрезентаций, разработанной С. Московичи и его последователями. В этом аспекте идеи европейских психологов являются более продуктивными. 9 слайд Теория социальных представлений С.Московичи: Как известно, социальное представление рассматривается Московичи как специфическая форма познания социальной действительности, помогающая обыденному человеку понять смысл окружающего его мира. Постижение смысла социального мира возможно лишь при условии коммуникации, поэтому социальное представление не есть продукт индивида, но в создании его принимает участие группа, оно есть «общее видение реальности, присущее данной группе, которое может совпадать или противостоять взглядам, принятым в других группах. Это видение реальности ориентирует действия и взаимосвязи членов данной группы. Группа фиксирует определенные аспекты воспринимаемого явления, влияет на принятие или отвержение той или иной информации, на частоту использования тех или иных социальных процессов в коммуникативном процессе. Со своей стороны социальное представление оказывает воздействие на варьирование интерпретаций социальных явлений, принимаемых группой, и способствует формированию групповой идентичности Таким образом возникает как бы «двойная» социальная зависимость индивидуального акта познания: с одной стороны, социальное представление порождается группой (т.е. связано своим происхождением с социумом), а с другой — оно включается в систему социальных коммуникаций. 10 слайд Теория социальной идентичности А.Тэшфела
По мнению Тэшфела, осознание человеком его места в социальном мире обусловлено прежде всего отнесением себя к определенной социальной группе; причем осознание группового членства реализуется посредством ряда сложных шагов: социальной категоризации, социальной идентификации (сделанный на основе сравнения выбор группы, в которую «помещает» себя индивид), наконец, собственно социальной идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группе). Тэджфел и его ученики акцентировали внимание на социальных характеристиках индивидуального и группового поведения. Возможно, именно многообразие социальных и культурных характеристик евро-пейской жизни вызывало такую озабоченность социальным (т.е. культурным) контекстом социального поведения и его психологических исследований. 3 ЧЕЛОВЕК 11 слайд Этогенетическая теория Р.Харре: При обосновании своих идей Харре использует инструментарий психосемантики: человеческое поведение предстает как определенный текст, и поэтому лингвистический анализ является предварительным условием всякого социально-психологического исследования. Это обусловлено тем, что социальное поведение регламентировано некоторыми нормами, а нормы всегда выражены при помощи языка. Коммуникация как обязательное условие взаимодействия людей есть ключевой пункт объяснения социальной жизни. Исходным понятием и является понятие дискурс, рассматриваемый как важнейшая составляющая коммуникативного процесса. Дискурс — это рассуждение по поводу какой-либо проблемы, обсуждение ее. В ходе дискурса его участники обсуждают содержание категорий, при помощи которых обозначены предметы и явления социального мира. Чтобы различные группы и отдельные индивиды могли совершать совместные действия, они должны понимать, о чем идет речь, т.е. разрабатывать единые системы значений. Разговор и обсуждение должны обеспечить такую трактовку категории, при которой только и возможно действие. 12 слайд Шерер (Scherer), на основе анализа неформальной переписки между американскими и европейскими коллегами и сравнения учебников, делает вывод о «постепенно увеличивающемся разрыве между европейской и североамериканское ветвями дисциплины» По результатам его опроса- американская социальная психология более индивидуалистична, этноцентрична, и ориентирована на лабораторный эксперимент, чем европейская. Шерер выдвигает в качестве объяснения их то обстоятельство, что в Северной Америке и Европе направления развития были обусловлены различиями в культурных ориентациях: в США – на личность и ее функционирование, в Европе – на социальные и культурные детерминанты познания и поведения. В целом европейская социальная психология с момента своего организационного оформления в 1960-х годах пытается адаптироваться к ситуации многообразия культурных оснований, не предпринимая попыток к гомогенизации типично европейского разнообразия подходов. Во многом этому способствует то обстоятельство, что сами основатели ее были эмигрантами из разных европейских культур и испытывали на себе «дружеские объятия» американских коллег, всячески от них дистанцировались. Преимуществом и одновременно уязвимостью европейских подходов к анализу социально-психологической феноменологии является включение в предмет исследований метатеоретического уровня анализа познавательной активности и социального взаимодействия. Дебаты последних лет между представителями обоих направлений – индивидуальной познавательной активности и теории социальных репрезентаций – способствуют прояснению различий в оценках роли социальных контекстов в формировании индивидуальных знаний и действий. Европейские психологи более строго подходят к анализу понятий социальной идентичности и межгрупповых отношений в контексте использования языка и влияния его особенностей. 13 слайд Социальная психология развивающихся стран. В течение двух последних десятилетий можно наблюдать активное развитие социально-психологической науки не только в США и ряде стран Западной Европы, но и во всем мире. В Латинской Америке социальная психология широко представлена на Кубе, в Аргентине, Мексике, Перу, Панаме, Чили. Основными направлениями ее исследований является изучение: роли и значения социально-психологических явлений и процессов в политической жизни конкретных государств; самоидентификации, социализации и поведения латиноамериканцев в составе конкретных социальных общностей с их особой психологией, традициями, миросозерцанием; социально-психологических механизмов вовлечения личности в общественную и экономическую деятельность. 14 слайд На Ближнем, Среднем Востоке и в Африке социальная психология развита слабо. Исключение составляют лишь такие государства, как Египет, Израиль, Мозамбик, Сирия, Танзания и ЮАР. 15 слайд Достаточно хорошо развита социальная психология в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Вместе с тем эта наука сильно представлена лишь в Японии, Индии, Китае, Вьетнаме и Таиланде. В Японии социальной психологии стали уделять внимание после второй мировой войны, под влиянием интереса западных психологов к традициям, культуре, национальному характеру и жизни населения, месту и роли этой страны в отношениях с другими государствами. 16 слайд Социальная психология в Китае в XX в. в основном ориентировалась на изучение проблем, связанных с соотношением идеологических и психологических факторов в общественном сознании населения, разрабатывала эффективные приемы и способы коммуникативного и информационного воздействия на все его категории, а также исследовала характер взаимоотношений и взаимодействия между его представителями. |