Тексты для сочинений ЕГЭ по русскому языку из ОБЗ. ОБЗ тексты для сочинений. 2022. Тексты егэ (обз фипи задания 2226). АнаньевА. А. Хотя лейтенанта Володина тошнило 2
Скачать 0.53 Mb.
|
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? 1. Отец Вадима Белова‚ учитель и директор школы‚ погиб на фронтев 1941 году. 2. Вадим просился на фронт‚ но ему отказали и отправили в пожарную команду‚ где Вадим отслужил более двух лет. 3. Думая о словах отца, сказанных на прощание, Вадим размышлял, с чего ему нужно начать новую жизнь. 4. Пехотный полк, в котором служил Вадим, при взятии и освобождении городов проходил маршем по их главным улицам. 5. Вадим Белов участвовал в боевых действиях по освобождению Европыи Дальнего Востока. 23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? 1. В предложениях 1, 2 содержится описание. 2. В предложении 11 содержится описание действий. 3. В предложениях 20, 21 представлено рассуждение. 4. Предложение 37 поясняет содержание предложения 36. 5. В предложениях 45–47 представлено повествование. 24. Из предложений 31–35 выпишите антонимы (антонимическую пару). 25. Среди предложений 3–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. 26. «В центре художественного текста Ю.В. Трифонова – военное время и судьба скромного, упорного, всего добивающегося нелёгким кропотливым трудом Вадима Белова. Передать своё отношение ко времени и к персонажу автору помогают тропы: (А)__________ («это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу» в предложении 38) и (Б)__________ («великий год» в предложении 39, «победоносный путь» в предложении 44). Чтобы показать изменения в мировосприятии своего героя, писатель использует такое синтаксическое средство, как (В)__________ (предложения 36–38), и такой приём, как (Г)__________ («крепко верить» в предложениях 15 и 17, «глава семьи» в предложениях 19, 22 и 23 «стремления» и «характер» в предложении 48)».
Текст 70 (1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. – (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: – Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. – (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. – (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась. – (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался... – (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. (По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Любовь-страсть облагораживает человека, заставляет его быть заботливым, нежным, внимательным. 2. Нельзя сказать, что чувство нежности принижает человека. 3. Нежность представляется автору в образе женщины, склонившейся к изголовью. 4. Нежность нередко встречается в нашей жизни, она помогает человеку утвердить свою личность. 5. Грубость больного мужа обидела, расстроила его заботливую, нежную и внимательную жену. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1. В предложениях 7–10 содержится рассуждение. 2. В предложениях 11–14 представлено повествование. 3. В предложении 30 представлено описание. 4. В предложениях 44–45 представлено повествование. 5. Предложения 57–58 содержат рассуждение. 24. Из предложений 5–10 выпишите антонимы (антонимическую пару). 25. Среди предложений 28–34 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. 26. «В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём – (А)__________ (предложения 2, 3 – 4, 5) и синтаксическое средство (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп – (В)__________ («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство – (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)» «В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём (А)__________(предложения 2, 3 – 4, 5) и синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп (В)__________(«тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство – (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)».
Текст 71 (1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся закатом, птичками или кошками, – это больше так, замыленные восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри неё. (5)Однажды на листочке бумаги мой сын Серёжа нарисовал двух котов, собирающих в лесу грибы. (6)Большой кот и котёнок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а за руки. (8)Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с Серёжей. (11)Острота и незамыленность в детском взгляде – это ещё не всё. (12)Он обладает также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы комара, крылья мухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучков-паучков, травинки, цветочки я показывал сыну, когда он был ещё младенцем. (14)Вместо ярких и безвкусных пластмассовых погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние листья клёна, цветы по сезону, шишки еловые да сосновые. (15)И видел его явное удовольствие от них. (16)Лет с пяти-шести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог, а потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине с нашей общей работой. (19)Кошки и котята дома у нас не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики. (23)Громадные берёзы и вётлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во всём стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закаты-рассветы росные, град. (27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал высоченную берёзу. (28)А какие туманы в полнолуние мы с ним видели! (29)Помнится, показал я Серёже в сильную лупу снежинки на улице. (30)Нашёл фотографии в книгах. (31)И сказал, чтосреди миллионов снежинок одинаковых никогда не будет. (32)Серёжа это понял и стал ужепо-другому смотреть на это белое чудо. (33)И рисовать. (34)Вот отсюда и сюжеты его картинок появлялись. (35)Могут спросить, мол, почему он так много кошек рисует и… сорок? (36)Просто у нас их много, и он вместе с нами их любит. (37)А черепашек-ниндзя или динозавров, не говоря уж о телепузиках, он никогда не рисовал. (38)Флоренский писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет творчества – в сохранении юности. (40)Секрет гениальности – в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь… (41)Эта-то конституция и даёт гению объективное восприятие мира… и потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как бы блестяще оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть гениального мировосприятия – проникновение в сущность вещей, а суть иллюзорного – в закрытии от себя реальности». (По Д. Утенкову*) Дмитрий Максимович Утенков (родился в 1948 г.) – современный график, член Союза художников 22.Какое высказывание не находит отражения в тексте? 1. Дети сливаются с окружающим миром, воспринимая его как бы изнутри. 2. Взрослый наставник может воспитать в ребёнке творческую личность. 3. Дети видят в окружающем мире такие мелочи, которые недоступны взрослым. 4.Все выдающиеся художественные открытия были основаны на первых детских впечатлениях. 23.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочным? 1. Предложения 2–4 поясняют содержание того, о чём говорится в предложении 1 2. В предложениях 22–24 содержится описание места. 3. Предложения 29–33 содержат ответ на вопрос, сформулированный в предложении 35. 4. В предложениях 39–43 представлено рассуждение. 25. Среди предложений 5–13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Начало формы Конец формы 26. «Журналист Д. Утенков делает выводы, наблюдая за своим сыном Сергеем. Убедительность, глубину и художественность авторских размышлений помогают усилить разнообразные приёмы, ведущими среди которых стали __________ (предложения 2–3), __________ (предложения 39–43). А __________ (предложения 14–15; предложения 32–33) – приём, ярко выражающий особую авторскую интонацию в тексте. Поэтичность речи придают тропы, среди которых – __________ (предложения 3–4)».
|