Главная страница

Философия 23-40. 23. Проблемы сознания в философии. Сознание и отражение. Возникновение сознания


Скачать 139.49 Kb.
Название23. Проблемы сознания в философии. Сознание и отражение. Возникновение сознания
Дата22.03.2021
Размер139.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия 23-40.docx
ТипДокументы
#187057
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7
§ меняется пролетариат: увеличивается удельный вес лиц, занятых умственным трудом;

§ не собственник, но технические управляющие доминируют на производстве, определяя его цели;

- Идея конвергенции.

На базе идей индустриального общества получает развитие концепция постиндустриального общества. Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населении

- приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг;

- производственным ресурсом становятся информация и знания;

- научные разработки становятся главной движущей силой экономики;

- наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП [Валовый внутренний продукт] – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления) произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.

Под этот критерий попадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Австралия (69 % ВВП, 2003 год), Япония (67,7 % ВВП, 2001 год), Канада (70 % ВВП, 2004 год), Россия (58 % ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена.

Относительное преобладание доли услуг над материальным производством не обязательно означает снижение объёмов производства. Просто эти объёмы в постиндустриальном обществе увеличиваются медленнее, чем увеличиваются объёмы оказанных услуг.

Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: государство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, Интернет - это всё услуги. К сфере услуг относится производство и продажа программного обеспечения.

Профессор Гарвардского университета Дэниел Белл, в 1973 году выходит его книга «Грядущее постиндустриальное общество»

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

Доиндустриальное - определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры - церковь, армия.

Индустриальное - определяющей являлась промышленность, главные структуры - корпорация, фирма

Постиндустриальное - определяющим являются теоретические знания, главная структура - университет, как место их производства и накопления

Д. Белл выделяет соответственно этим этапам - три технологических революции:

- изобретение паровой машины в XVIII веке;

- научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке;

- создание компьютеров в XX веке.

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику (производство услуг), а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

35. Цивилизованный подход. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

  • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — английский историк и соци­олог. Всемирную известность ему принесло 12-томное исследование под названием «Постижение истории», в котором он изложил свои взгляды на историю и культуру человечества. А.Тойнби уверен, что общественное разви­тие носит естественноисторический характер, но сама история—дело рук Творца, в «исторической драме» действует Божественный Промысел.

По мнению А.Тойнби, человечество как природный феномен предста­ет в виде совокупности отдельных локальных цивилизаций, а исторический процесс, — круговорот таких образований. Цивилизации уподобляются биологическим видам, обитающим в преде­лах определенного пространства и в определенное время. Каждая цивили­зация привязывается к географическим условиям (имеет свой «ареал» рас­пространения), которые играют существенную роль в создании ее своеоб­разия. Так же как и любой биологический организм, историческое существование цивилизаций проходит несколько фаз: энергия «жизненно­го порыва» стимулирует возникновение и рост, когда же «жизненные силы истощаются», то наступают надлом, упадок и разложение. Однако полнос­тью от начала до конца цикл проходят далеко не все народы. А.Тойнби уве­рен, что каждая цивилизация проделывает свой, только ей свойственный путь: некоторые погибают, не успев достигнуть апогея, другие возникнув останавливаются в развитии, застывая в монотонном повторении одного и того же, третьи в кульминационный момент — мгновенно рушатся.

Таких локальных цивилизаций в истории человечества А.Той­нби насчитывал 21. В конце исследования А.Тойнби общее количество сокращается до 13, при этом увеличивая число сохранившихся до 7(8)): Египетская, Шу­мерская, Минойская, Китайская, Индская, Хеттская, Сирийская, Эллинс­кая, Вавилонская, Майянская, Андская, Дальневосточная(основная) и Даль­невосточная (Корея и Япония), Западная, Православно-Христианская (ос­новная) и Православно-христианская (в России), Индуистская, Юкатанская, Мексиканская, Иранская и Арабская. До настоящего времени сохранилось лишь пять основный цивилизаций — Китайская, Индийская, Исламская, Русская и Западная.

Огромную роль в «исторической драме» играет за­кон «Вызова-и-Ответа». Рождение и прогресс цивилизации определяется этими категориями. Суть закона сводится к следующему. Любое общественное образование постоянно сталкивается с «вызовом»: возникает ситуация, когда внешние обстоятельства начинают угрожать су­ществованию культуры. Поэтому «вызов» каждый раз приобре­тет различную форму. Это могут быть как неблагоприятные природные изменения (иссушение почв, землетрясения и ураганы), так и враждебность других народов (наступление варварских пле­мен и пр.). «Вызовы» со стороны среды обитания необходимы: они стимулируют твор­ческое развитие, будят жизненную активность. Общества, долгое время находящиеся в благоприятных условиях, пребывают в прозябании, про­гресс в них затормаживается.

На «Вызов» должен последовать ответ. Вся история чело­вечества — это череда «Вызовов» и «Ответов». «Ответ» — это реакция на конкретный исторический запрос. Он должен быть адеква­тен ситуации и положительно разрешать проблемы, которые время ставит перед культурой. Варианты «Ответа»: переход к новой хозяйственной мо­дели, изменение места жительства, создание оросительных система, со­здание новой религии, развитие техники и пр. Если «Вызов» не получает «Ответа» или он неадекватен ситуации, то «Вызов» повторяется вновь и вновь. Неспособность цивилизации найти «Ответ» и предло­жить положительное решение в силу утраты творческих энергии порожда­ет общественные деформации, которые приводят в конце концов к «надлому», а затем к упадку и исчезновению.

«Вызов» не должен быть ни слишком слабым, ни слишком сильным. В первом случае — не будет стимула для развития, во втором — непреодоли­мые трудности могут привести цивилизацию к краху. Культура развивается до тех пор пока не прервется цепочка «Вызовов-и-Ответов». Тойнби настаи­вает: гибель цивилизации вероятна, но не неизбежна. «Ответ» на «Вызов» дают люди. В авангарде цивилизации стоят творческие личности (пророки, жрецы, философы, ученые, политические деятели, полководцы, художники), влияющие на ход ис­тории. Тойнби считает, что именно «творческое меньшинство» (элита), обладая талантом и энергией, дает «Ответ» на «Вы­зов». Однако элита тяготеет к замкнутости, к обособлению от остальной части населе­ния, что ведет к вырождению. Пролетариатом А.Тойнби называет вялое, не способное ни к самостоя­тельной творческой активности ни к упорному труду, ни к защите отече­ства, большинство. Если культура деградирует, то в ней увеличивается про­летариат. Пролетариат бывает внутренним — слой людей, готовых к воз­мущениям и беспорядкам в любой момент, коль скоро их желания вести праздную паразитическую жизнь не будут исполняться. Они угрожают куль­туре изнутри. На границах же цивилизации скапливается внешний проле­тариат — народы, которые еще находятся на первобытной стадии разви­тия. Цивилизация рушится, раздираемая собственными противоречиями, под натиском варварской энергии внутреннего и внешнего пролетариатов. Крах цивилизации — результат не только внешних, не зависящих от людей обстоятельств, но и следствие их недальновидности, их лености и эгоизма. В период «надлома» выхо­дом из критического положения может стать «трансфигурация» (духовная перестройка), которая должна дать импульс творческим актам. Все цивилизации он делит на три поколения. Первое — примитивные бесписьменные культуры (приоритетность отдается обычаю поэтому они не могут дать адекват­ных «Ответов» на новые «Вызовы» и гибнут, если не сливаются в более мощную цивилизацию второго поколения). В цивилизациях второго поколения приоритет получает творческая личность. В них присутствует разделение труда, товарный обмен, рынок, возникают большие города, утверждается сложная система рангов и стату­сов, формируется разветвленная правовая система. Очагов цивилизации второго поколения А.Тойнби насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Третье поколение цивилизаций складывается на основе цер­квей. «Универсальное государство» второго поколения порождает «универ­сальную церковь», которая и становится «куколкой» (зародышем) цивили­зации третьего поколения.

36. Проблема человека в философии.

Философия стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность.

Познание человека — центральная проблема философии. Стремление человека познать свою собственную природу является одним из главных стимулов развития философской мысли. Вопросы универсального значения, которые ставит и решает философия, имеют смысл не сами по себе, а применительно к человеку. Философия решает вопросы о предельных основаниях бытия для того, чтобы уяснить место человека во Вселенной, разгадать смысл жизни человека и его предназначение в мире.

Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.

Каждый отдельный человек соединяет в себе черты общечеловеческие, присущие всем людям как членам одного человеческого рода; социально-типические, свойственные ему как представителю некоторого конкретного общества, народа, класса; индивидуальные, составляющие неповторимое своеобразие данного единичного человека. Все эти черты существуют не отдельно друг от друга, а в тесной связи между собой.

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека. Но каждая рассматривает его в каких-то отдельных, частных аспектах. Философию же интересует не столько то, что представляет собой человек с точки зрения биологии или медицины, сколько то, что является в человеке самым главным и определяющим, на чем основано единство всех сторон и аспектов его жизнедеятельности. Для философии первостепенное значение имеет познание «родовой» природы человека.

Что есть человек — определить трудно и, наверное, дать такое определение раз и навсегда невозможно. В разные эпохи утверждался свой взгляд на человека и на его сущность. И сейчас существуют различные подходы к рассмотрению этой проблемы. Анализ их приводит к выводу о чрезвычайной сложности и многосторонности человеческой природы. Человек представляет собой совокупность телесного и духовного, биологического и социального, рационального и эмоционального, личного и общественного, индивидуального и универсального, субъектного и объектного.

Чтобы как-то систематизировать все это множество сторон человеческой природы, представляется целесообразным выделить три основных принципа, характеризующих «родовую» сущность человека.

  • 1. Одушевленность. Сущность человека с древности до XVIII в. связывалась с его одушевленностью. Душу при этом понимали по-разному. Но, так или иначе, предполагалось, что она связана с сознанием, с разумом, которые выступают как основные признаки «человечности».

  • 2. Деятельность. Классическая немецкая философия выдвинула и обосновала идею о том, что специфика человека обусловлена не только его одушевленностью и разумностью, но и свойственной ему способностью к активной свободной деятельности.

  • 3. Социальность. В диалектико-материалистической философии был раскрыт и еще один существенный аспект антропологической характеристики человека, состоящий в том, что он есть не просто разумное живое существо, а такое существо, которое формируется только в общественных, социальнокультурных условиях. При этом его биологические свойства являются лишь исходными предпосылками, при которых развертывается специфический образ жизни человека как члена общества.

Этими принципами определяются наиболее важные аспекты философского понимания человека.

Природное и социальное в человеке. В современной литературе по вопросам о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют два различных подхода к решению проблемы.

Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами. Таким образом, они абсолютизирую биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Другие полагают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм.

Сегодня господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко, Если пропустить срок ранней социализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное исследование, через передачу социальной программы и обучения.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но складывается он под одновременным влиянием обоих факторов, как наследственности, так и среды. Адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования: биологической и социальной. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Но хотя психика человека и его развитие во многом обусловлены биологически, нельзя абсолютизировать влияния этого фактора на его жизнедеятельность.

Важный аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических факторов как продолжение рода, еда, питье и т.д. Однако это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживание. Подобно тому, как отдельный индивид неадекватными действиями и поведением способен наносить ущерб своей собственной природе, своему здоровью, подобно тому и все общество способно пагубно влиять на свою природную среду.

Таким образом, при рассмотрении роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Во втором — предстает как «чистая доска», на которой общественная среда «пишет» все развитие индивида.

Но как бы ни изменялось общество, жизнь человека как социального существа не может протекать без обеспечения его биологического существования. Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному. Как всякий живой организм, человек обладает всеми атрибутами жизни: обменом веществ, наследственностью, изменчивостью и т.п. Биологическая природа человека определяет его физиологические жизненные потребности, и социальное бытие людей должно быть устроено так, чтобы у них имелась возможность удовлетворять потребности, свойственные им как живым существам: есть, пить, дышать, рождать потомство. Особенности данного человеку природой тела обуславливают физико-химические свойства среды, в которой человек может нормально существовать (состав атмосферы, уровень радиации, величина давления и пр.). Биологически предопределено прохождение цикла человеческой жизни через определенные этапы: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, смерть. В биологической природе человека заложены органические различия между мужчинами и женщинами, с чем связаны многие феномены социальной реальности: любовь, брак, семья, разделение труда и социальных функций, производство одежды и косметики, организация досуга и развлечений.

Нельзя недооценивать значение природно-биологических факторов в жизнедеятельности человека. Но его природнобиологические характеристики представляют собою только «сырой материал», который преобразуется и оформляется в соответствии со складывающимися в обществе нормами и правилами жизни. Все естественные физиологические процессы, с которыми связано существование человека — дыхание и питание, рождение и смерть, продолжение рода и передача генетической информации от предков к потомкам, — протекают в социально-культурных условиях, и это накладывает на них неизгладимую печать.

Общество, во-первых, изменяет среду обитания людей. Оно создает искусственную, технизированную среду, в которой люди живут. Эта среда почти полностью отделяет человека от природы и образует «вторую природу», окружающую человека со всех сторон.

Дом, улица, город, парк — это творения человеческих рук. Воздух, которым мы дышим, болезни, которыми мы болеем, генные мутации, вызываемые радиоактивными излучениями, особенности развития нашей нервной системы, мускулатуры, органов чувств — все это в большей или меньшей степени зависит от нашего социального образа жизни. Техника образует не только внешнюю среду, но начинает проникать и внутрь нашего тела: искусственные зубы, протезы конечностей, вшитые стимуляторы работы сердца, искусственные хрусталики в глазах. Искусственные органы (сердце, почка и др.) ныне уже никого не удивляют, и кто знает, может быть, придет время, и мы будем вживлять в мозг какие-нибудь миниатюрные компьютеры.

Во-вторых, общество видоизменяет характер природных потребностей человеческого организма таким образом, что удовлетворение их регламентируется существующими в культуре правилами и обычаями.

Под влиянием социально-культурных условий изменяется даже чувственное восприятие действительности: установлено, например, что у современного человека слух и обоняние играют меньшую, а зрение — большую роль, чем несколько веков назад.

В-третьих, культура выступает как множество запретов, которые накладываются на поведение людей, сдерживая и подавляя естественные, «животные» его формы.

В первобытном обществе существовали разнообразные «табу». Современная культура тоже табуирует с помощью морали и права «некультурные» формы поведения. С детства ребенка приучают к бесчисленным «нельзя». Нельзя бегать по лужам, плеваться, драться, отправлять естественные надобности, где и когда вздумается и т.д. и т.п.

В-четвертых, общество формирует у человека новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности. Это, например, потребности в определенном жилищно-бытовом комфорте, в политических свободах, в творчестве и т.д.

Таким образом, в условиях общественной жизни человек развивается под контролем взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. При этом первая программа относительно стабильна, тогда как вторая претерпевает быстрые исторические изменения. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека наполняют его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных. Социальное бытие «диктует» условия, в которых протекает биологическое бытие человека. Поэтому человек, оставаясь биологическим существом, выступает в главной своей ипостаси как существо социальное.

Человек как личность. Социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества (т.е. на филогенетическом уровне), так и в развитии отдельных человеческих индивидов (т.е. на онтогенетическом уровне). У человека как члена общества вырабатываются социальные качества, которые определяют его личность.

Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, т.е. является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Любой нормальный взрослый человек — личность.

Личность — это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью — своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Но личность и индивидуальность — не одно и то же: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности.

В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным. Индивидуальные особенности психики и жизненного опыта личности, так или иначе, выражают какие-то общие черты духовного облика людей, живущих в данных конкретных исторических условиях.

Личность представляет собой единое целое. Ее отдельные черты и свойства сложным (и нередко очень противоречивым) образом взаимосвязаны. Одна и та же черта может у разных личностей проявляться по-разному в зависимости от ее сочетания и взаимодействия с другими чертами. Например, настойчивость в соединении с самокритичностью — очень полезная для успешной деятельности комбинация психических качеств, а настойчивость в сочетании со слепой верой может вести к бессмысленному фанатизму.

Личность проявляет себя в поступках, т.е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок есть всегда результат свободного выбора. Но свободу выбора никоим образом нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, абсолютный произвол на самом деле есть несвобода, ибо он означает, что личность неспособна контролировать свои действия и совершает их, в конечном счете, под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств. Важнейшую роль здесь играют нравственные принципы. Таким образом, условием свободы является самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «властвовать собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Социализация — это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Ее основа — общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.

В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение его в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, индивид овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Однако накопленное обществом богатство культуры слишком огромно и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, во всем объеме. Каждая личность способна овладеть лишь некоторой малой частью культуры.

Этот выбор зависит от массы факторов. Он может складываться как на основе случайного знакомства с теми или иными сторонами культуры и произведениями искусства, науки, философии, техники, так и вследствие целенаправленного и планомерного изучения какой-то одной сферы культурной жизни общества. Во многом он определятся объективными условиями, которые могут либо способствовать культурному развитию личности, либо ограничивать ее доступ к культурным богатствам человечества. Но немалую роль здесь играют и субъективные особенности личности — ее склонности и способности, ее воля и настойчивость.

В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый комплекс освоенных ею культурных достижений человечества — ее «культурный диапазон». Этот диапазон в течение жизни изменяется, и чем шире он, тем выше уровень культурного развития личности. От особенностей культурного диапазона личности зависит ее духовный мир, круг ее знаний, запросов и интересов. Повышение уровня культуры порождает у нее новые и более сложные потребности и интересы, а это, в свою очередь, стимулирует дальнейший культурный рост личности.

Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности — это потребности духовные (ибо материальные потребности обусловлены, в конечном счете, биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер). Индивида, который превыше всего ставит материальные блага, Гегель называл рабом своей «физической самости».

Действительно, культурному человеку не свойственно ограничивать свои духовные интересы одними только утилитарными ценностями, т.е. стремиться из всей человеческой культуры освоить только то, что полезно для выполнения каких-то практических, профессиональных, служебных, бытовых и прочих дел. Недооценка общего образования, гуманитарной культуры превращает личность в слугу своей производственной функции, в «фактор производства».

Высшие культурные ценности — добро, красота, свобода, справедливость и др. — неутилитарны, они сами по себе никакой практической пользы человеку не дают. Более того, во имя этих ценностей человек подчас готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовные ценности определяет то, что называют духовностью. Духовность личности — ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. «Не хлебом единым жив человек» — эта старая истина выражает одно из существеннейших условий подлинно человеческого бытия.

Социальные роли. Будучи членом общества, всякий человек вступает во множество различных отношений с другими людьми. Место, которое он занимает в этих отношениях, обусловливает его социальную роль. Общественные отношения очень многообразны, и каждому человеку приходится выполнять в них много различных социальных ролей.

Социальная роль — это образ поведения, ожидаемый от человека в силу того, что он занимает определенное место в обществе. Выступая в какой-либо роли, человек чувствует себя вынужденным соблюдать соответствующие стандарты поведения. Он должен исполнять обязанности, налагаемые на него этой ролью, и осуществлять права, которые она ему предоставляет.

Оказавшись в роли покупателя, он имеет право потребовать, чтобы продавец показал ему то, что он собирается купить, но обязан заплатить за взятый товар. Выполняя свою роль, продавец должен соответствующим образом реагировать на просьбы покупателя. Исполнение ролей требует от людей согласования своих действий. Врач обязан быть внимательным к больному; больной должен стараться сделать все, чтобы скорее выйти из этой роли. Оба предполагают, что каждый из них добросовестно исполняет то, что предписывается его ролью. На этом основывается их контакт и сотрудничество. Когда люди хорошо исполняют свои роли, координация их действий обычно не вызывает осложнений, и возникают условия для успешного выполнения ими совместной деятельности.

Ожидания, которым должно удовлетворять поведение исполнителя той или иной социальной роли, могут быть закреплены в официальных документах (законах, правилах, инструкциях) или же заданы существующими в культуре обычаями, традициями, нравственными нормами, «образцами» поведения. Они могут быть более или менее жесткими, отчетливо осознаваемыми или же выполняемыми неосознанно. Но они всегда существуют, и общество достаточно жестко контролирует их выполнение.

Социальные роли в известной мере сходны с театральными. Однако социальные роли, в отличие от театральных, разыгрываются не по написанной кем-то пьесе, конец которой заранее известен. В жизни люди, играя роли отцов и детей, начальников и подчиненных, покупателей и продавцов, студентов и преподавателей, инженеров и врачей, «импровизируют» свое поведение и являются одновременно и исполнителями, и авторами пьесы, в которой они участвуют.

Ролевое поведение человека зависит не только от содержания социальной роли (ролевых ожиданий). Это содержание выступает сначала как нечто внешнее для него. Чтобы справиться с ролью, он должен ее интернализоватъ, т.е. усвоить. Но интер- нализованную роль можно «играть» по-разному — в зависимости от способностей человека и его отношением к ней.

Нередко бывает так, что разные роли предъявляют к личности противоположные, несовместимые требования. Из-за этого возникают межролевые конфликты, в которых ей приходится выбирать образ поведения, отвечающий одной роли и не согласующийся с другой. Такие конфликты могут ставить личность в очень трудное положение, особенно если обе роли для нее одинаково значимы.

Разнообразные конфликты, с которыми связано выполнение личностью ее социальных ролей, требуют от нее самостоятельных и ответственных решений. Личность не может быть простым автоматом, послушно исполняющим предписанные функции. В том, как в поведении она интегрирует в одно целое требования множества своих ролей, проявляется ее неповторимая индивидуальность.

Личность формируется как бы на пересечении ее «внутреннего» духовного мира и «внешних» требований, обусловленных ролями, в которых она выступает.

С одной стороны, интернализация определенных социальных ролей оказывает существенное влияние на психические черты и весь духовный облик личности. Существующие в обществе типовые роли порождают соответствующие социальные типы личности (или «социальные характеры»). Каждая историческая эпоха создает целую галерею социальных типов. Например, в феодальном обществе это рыцарь, аристократ, ростовщик, крестьянин-холоп, крестьянин-бунтарь и др. В нашей стране при Советской власти сложились специфические социальные типы: «партократ», диссидент, «фарцовщик». Ныне рождаются новые социальные типы личности: менеджер, оборотистый «челнок», «новый русский». Типовые характеристики личности часто вырабатываются в процессе выполнения профессиональных ролей. Представителей некоторых профессий легко узнать по их привычкам, особенностям речи и мышления.

С другой стороны, психические особенности и культурный диапазон личности сказываются на выборе ею профессиональных и иных социальных ролей. В зависимости от внутреннего духовного мира личности складывается и ее отношение к выполняемым ролям, степень вовлечения в них. Среди этих ролей есть важные и неважные для нее, главные и второстепенные, любимые и нелюбимые ею. С какими-то своими ролями личность «срастается» настолько, что диктуемые ими черты поведения выступают как ее неотъемлемые социальные качества.

Вместе с тем, личность может сохранять определенное «расстояние от роли», ощущать свою автономию и независимость от нее. Иногда человек даже внешне подчеркивает это намеренными отклонениями от ролевого поведения. Но иногда, напротив, выполняя чуждую ему роль, он как бы надевает на себя «маску», скрывающую подлинные черты его личности.

37. Биологическое и социальное в человеке.

Появление человека, его сознания и мышления было бы невозможно без анатомо-морфологических изменений, которые подготовили указанные новации.

В отличие от животных, которые обладают порой ярко выраженными отдельными физическими качествами (сила, скорость, выносливость и т.д.), у человека имеется специфическая универсальность его тела: прямохождение, особое строение позвоночника, таза и связанное с ним разделение конечностей на руки и ноги, гибкая способность руки к разнообразным действиям, объем мозга, наличие развитой гортани, которая позволяет произносить членораздельные звуки.

Из факта существования человеческого тела, вытекает его зависимость от всех законов жизни, в частности законов наследственности. В то же время необходимо отметить отсутствие в человеке жесткой наследственной программы, раз и навсегда задающей вышеперечисленные физиологические признаки. Имеет место разброс (иногда значительный) указанных параметров не только в разные исторические эпохи, но и у людей, живущих в одно и то же время. Например, наличие расовой дифференциации показывает, что люди по-разному адаптируются к конкретным особенностям окружающей среды.

Наличие различных природных и социальных условий сказывается не только на исследовании телесности как данности, но и на отношении к телу в различные периоды истории. Если в античности тело воспринималось как идеал совершенства и гармонии, и поощрялись все усилия, направленные на достижение этого идеала, то уже в средние века имело место противопоставление тела душе, то есть тело представляло собой низменную, греховную сущность, а душа - возвышенную. И только Новое время сумело расставить все на прежние позиции.

Если биологическое начало в человеке проявляется на уровне его внутреннего мира (состояние психики, эмоции и чувства, рефлексия, обменные процессы), то влияние социальной среды отражается во внешнем облике человека (наружность, манеры поведения, вкус, такт и т.д.).
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта