Главная страница
Навигация по странице:

  • Субъективные идеалисты

  • Теория познания

  • Философия 23-40. 23. Проблемы сознания в философии. Сознание и отражение. Возникновение сознания


    Скачать 139.49 Kb.
    Название23. Проблемы сознания в философии. Сознание и отражение. Возникновение сознания
    Дата22.03.2021
    Размер139.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия 23-40.docx
    ТипДокументы
    #187057
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости? На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью.

    Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума. Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм).

    Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.

    Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной. Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом.

    Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной. И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд. Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании.

    25. Проблема познания в философии. Познание и практика.

    Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

    С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

    Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

    Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:

    — на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

    — на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

    — природа познания;

    — возможности и границы познания;

    — отношение знания и реальности;

    — соотношение субъекта и объекта познания;

    — предпосылки познавательного процесса;

    — условия достоверности знания;

    — критерии истинности знания;

    — формы и уровни познания и др.

    Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

    — одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

    — одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

    — gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);

    — episteme — знание, умение, наука.

    В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

    — знание как данность, добытый факт;

    — процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

    Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

    Теория познания должна:

    — обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

    — объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

    — исследует природу человеческого познания;

    — исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

    — рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

    — исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

    Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

     

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

     

    Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

     Виды познания:

     Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

     Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

    Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

     Сущность научного знания заключается:

     — в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

     — в достоверном обобщении фактов;

     — в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

     Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

     Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

    Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

     — ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

     — восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

     — представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

     — понятие;

     — суждение;

     — умозаключение.

     Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

     Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

    Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий.

     Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

     Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

     Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.

     Интуитивное познание делится:

     — на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);

     — рациональное (интеллектуальная интуиция);

     — эйдетическое (зрительная интуиция).

     СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

     Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

     Познание делит мир на две части:

     — на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);

     — на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).

     Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

     Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое.

     Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

     Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

    Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

     Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

     Объект познания — это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

     Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

     Объект в его отношении к субъекту — это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

     Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект — без субъекта.

     В современной гносеологии различается объект и предмет познания:

     — объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

     — предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

     В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

     Объективизм — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.

    Субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.

    27. Наука как особый вид деятельности. Закономерности развития науки.

    В течение последних трех столетий естествознание развивалось невероятно динамично. Горизонт научного познания расширился поистине до фантастических размеров. На микроскопическом конце шкалы масштабов физика элементарных частиц вышла на уровень изучения процессов, которые происходят за время около 10-23 с и на расстояниях 10-15 см. На другом конце шкалы космология и астрофизика изучают процессы, происходящие за время порядка возраста Вселенной 1018 с и радиуса Вселенной 1028 см. Недавно обнаружены астрономические объекты, свет от которых идет к нам 12 млрд лет. Свет от этих объектов «вышел» тогда, когда до возникновения Земли оставалось еще 7 млрд лет. Человек получает возможность заглянуть в самое начало «творения» Вселенной.

    В международных отношениях значительно возросла роль науки. На основе научного знания рационализируются, по сути, все формы общественной жизни. Как никогда близки наука и техника. Наука стала непосредственной производительной силой общества. Новые информационные технологии и средства вычислительной техники, достижения генной инженерии и биотехнологии обещают в очередной раз коренным образом изменить материальную цивилизацию, уклад нашей жизни. Под влиянием науки (в том числе) возрастает личностное начало, роль человеческого фактора во всех формах деятельности.

    Цель данной работы заключается в том, чтобы показать важность роли науки для молодёжи.

    Задачи:

    1. Дать общий обзор международным молодёжным стажировкам.

    2. Рассмотреть международные конференции.

    Наука как особый вид познавательной деятельности

    Понятие науки

    Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, -- прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

    Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

    -разделение и кооперацию научного труда;

    -научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

    -методы научно-исследовательской работы;

    -понятийный и категориальный аппарат;

    -систему научной информации;

    -а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

    Объект, субъект, цели и задачи научной деятельности

    Если науку рассматривать как определенный вид деятельности, то следует указать следующие важные элементы этой деятельности: цель, задачи, объект и субъект деятельности.

    Задачи науки - это познание природных и общественных закономерностей, описание и объяснение мира на языке рациональных понятий.

    Объект науки - та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Но поскольку никакая наука не в состоянии описать свой объект исчерпывающе и всесторонне, она вынуждена ограничить сферу своих интересов, отказываясь от изучения неких аспектов своего объекта. Кроме того, наука ограничена в подходе к объекту - традицией в коей она формировалась, сложившимся в ней понятийным аппаратом и языком, преобладающими в ней средствами анализа и исследования и пр. Вместе с тем подобная специализация наук создает серьезные проблемы для построения научной картины мира. От объекта науки следует отличать ее предмет.

    Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях: индивидуальном, коллективном и общественном.

    Предмет науки - наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной науки.

    Цель науки - описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов.

    «Цель науки - благоденствие человечеству, то есть преумножение всего, что полезно людям, но не ради того, чтобы затем предаваться безделью. А для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту» - Г. Лейбниц (1646--1716). Эта трактовка цели науки противопоставляется пониманию цели науки как чисто познавательной деятельности человека. Понимание цели науки как исключительно познавательной деятельности было характерно для науки до XVII в.

    Развитие науки связано с поиском решений определенных задач. Например, ученые XVII в. ставили перед собой задачу открытия законов механического движения, знание которых способствовало развитию практической механики. Сегодня наука выполняет следующие функции в развитии общества:

    - познавательная функция (расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке);

    - практическая функция (развитие новых технологий в производительных силах общества);

    - образовательная функция (создание новых технологий обучения);

    - мировоззренческая функция (систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке).

    28. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия.

    НТР — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, их переход в новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    Само название подсказывает, что речь идет не о плавных изменениях, а о резком переходе к какому-то новому состоянию в сфере производства и социальной системы в целом. НТП, осуществлявшийся длительное время сравнительно медленно, эволюционно, приобрел в наше время революционный характер. В истории земной цивилизации было много различных революций: политических, научных, технологических, культурных, демографических и т.п. НТР — это феномен середины XX в. Здесь впервые слились в едином потоке радикальные перемены в науке, технике, технологии, производстве, что привело, в свою очередь, к изменению социальной действительности, переходу человечества на новый этап своего исторического развития. НТР — это не столько научно-технический, сколько социальный феномен.

    Совокупность науки, технических знаний и их экономического применения, объединяемая О. Тоффлером в понятии «технология», составляет сущность НТР, которая заключается в превращении науки в непосредственную производительную силу на основе сокращения социального времени, необходимого для внедрения научного открытия. О НТР заговорили начиная с 50-х годов XX в., когда в жизнь человечества вошли такие открытия и изобретения, как ЭВМ, ядерная физика, космические исследования,биотехнологии.

    В развертывании НТР условно можно выделить три основных этапа:

    I этап (60—70-е годы XX в.) — механизация и автоматизация производственных процессов. Роботы, станки с программным управлением, гибкие производственные линии явились качественным сдвигом в технике, резко повысили производительность труда.

    II этап (70—80-е годы XX в.) — кибернизация производства. ЭВМ освободили человека не только от контакта с рабочими инструментами, но и с самой машиной. Изменилась система организации труда, место человека в производстве.

    III этап (90-е годы XX — начало XXI в.) — информатизация, развитие информационно-коммуникативных технологий. Компьютерная техника проникла во все сферы жизни общества. Происходит не просто замена машин на более совершенные виды, а изменение самих принципов социальной организации. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.

    Стремительное развертывание НТР привело к резкому ускорению всех социальных процессов. Во-первых, колоссально возросли все технические и социальные скорости: скорости передвижения людей при помощи самолетов и автомашин, скорости промышленного изготовления вещей, скорости передачи информации, скорости исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, скорость прироста населения, скорости внедрения научных разработок и открытий в промышленности, скорости роста городов, скорости изменения социальных процессов и структур, скорости прироста самого научного знания. Во-вторых, масштабы негативных последствий различных технических инноваций и их деструктивное влияние на человечество также резко изменились по сравнению с предшествующим периодом. Так, химизация производства промышленности и сельского хозяйства, а также использование гормональных и биологических препаратов привели к таким нежелательным последствиям в течение последних десятилетий, к каким не приводили промышленные и сельскохозяйственные инновации на протяжении многих предшествующих тысячелетий. Даже пустыни, как известно, — результат стихийной многотысячелетней деятельности человека. Но пустыни, вызывавшиеся прежними техническими и социальными инновациями, разрушали окружающую природу, двигаясь по ней черепашьим шагом. Сейчас же негативные последствия НТП в гигантских масштабах наступают почти мгновенно, если пользоваться мерилом истории.

    Если еще в начале XX в. НТП рассматривался многими исследователями как главный фактор социального прогресса, то к концу столетия вера в его безграничные возможности была во многом поколеблена.

    Основоположник Римского клуба итальянский мыслитель А. Печчеи по этому поводу писал: «НТР же становится все строптивее и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы» [8, с. 12].

    В наше время стало ясно, что НТР слишком сложное и многоплановое социальное явление, чтобы можно было дать ей однозначную оценку.

    Упрощая и схематизируя воздействие НТР па основные сферы жизни современного общества, можно представить ее главные позитивные и негативные социальные последствия в виде таблицы.

    Социальные последствия НТР

    НТР — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, их переход в новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    НТР — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, их переход в новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    Само название подсказывает, что речь идет не о плавных изменениях, а о резком переходе к какому-то новому состоянию в сфере производства и социальной системы в целом. НТП, осуществлявшийся длительное время сравнительно медленно, эволюционно, приобрел в наше время революционный характер. В истории земной цивилизации было много различных революций: политических, научных, технологических, культурных, демографических и т.п. НТР — это феномен середины XX в. Здесь впервые слились в едином потоке радикальные перемены в науке, технике, технологии, производстве, что привело, в свою очередь, к изменению социальной действительности, переходу человечества на новый этап своего исторического развития. НТР — это не столько научно-технический, сколько социальный феномен.

    Само название подсказывает, что речь идет не о плавных изменениях, а о резком переходе к какому-то новому состоянию в сфере производства и социальной системы в целом. НТП, осуществлявшийся длительное время сравнительно медленно, эволюционно, приобрел в наше время революционный характер. В истории земной цивилизации было много различных революций: политических, научных, технологических, культурных, демографических и т.п. НТР — это феномен середины XX в. Здесь впервые слились в едином потоке радикальные перемены в науке, технике, технологии, производстве, что привело, в свою очередь, к изменению социальной действительности, переходу человечества на новый этап своего исторического развития. НТР — это не столько научно-технический, сколько социальный феномен.

    Совокупность науки, технических знаний и их экономического применения, объединяемая О. Тоффлером в понятии «технология», составляет сущность НТР, которая заключается в превращении науки в непосредственную производительную силу на основе сокращения социального времени, необходимого для внедрения научного открытия. О НТР заговорили начиная с 50-х годов XX в., когда в жизнь человечества вошли такие открытия и изобретения, как ЭВМ, ядерная физика, космические исследования,биотехнологии.

    • В развертывании НТР условно можно выделить три основных этапа:

    • В развертывании НТР условно можно выделить три основных этапа:

     

    1

    2

    • — Создание все более совершенных технических систем, наукоемких технологий

    • — Наращивание объектов промышленного производства, переход на преимущественно интенсивный путь развития

    • — Автоматизация и роботизация производства, повышение производительности труда

    • — Коренные сдвиги в организации производства и труда, в системе управления

    • — Неравномерность экономического развития стран усиливается

    • — Энергетические, сырьевые, экологические проблемы, рост техногенных катастроф

    • — Рост технологической безработицы

    • — Интенсификация производственных процессов

    • — Возрастание психологической нагрузки на человека как субъекта труда

    • — Изменение положения человека как субъекта труда в системе производства

    Политическая сфера

    • — Расширение международного сотрудничества

    • — Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества

    • Демократизация общественной жизни

    • — «Конец идеологий», деилоги- зация; политический плюрализм

    • — Создание системы международной безопасности

    • — Интеграция государств в региональном и глобальном масштабе (Единая Европа, НАТО, АСЕАП, ООН и т.п.)

    • — Право силы в международной политике

    • — Рост национализма, конфликт цивилизаций

    • — Усиление тоталитарных тенденций в политике

    • — Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений

    • — Угроза мировой войны, международный терроризм,гонка вооружений

    • — Растущая замкнутость развитых стран; неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений

     

    1

    2

    Социальная сфера

    • — Усиление социальной направленности в политике государства

    • — Улучшение качества и образа жизни людей

    • — Развитие здравоохранения

    • — Новые образовательные технологии

    • — Расширение сферы коммуникаций и изменение их статуса и роли в жизни общества

    • — Рост социального иждивенчества, общество потребления

    • — Растущая социальная стратификация

    • — Демографический кризис

    • — Мировой кризис образования; функциональная неграмотность

    • — Манипуляция индивидуальным и общественным сознанием

    Духовная сфера

    • — Информатизация. Формирование единого мирового информационного пространства

    • — Рост научного знания

    • — Изменение самого человека, форм его деятельности, смысла жизни, системы ценностей

    • — Мировоззренческий плюрализм

    • — Растущее духовное отчуждение человека

    • — Фетишизация науки

    • — Дегуманизация общества

    • — Кризис морали и традиционных духовных ценностей

    Таким образом, для современного мира характерно нарастание как прогрессивных, так и деструктивных тенденций. Он сохраняет свою неоднородность, противоречивость и многообразие. Многие философы говорят об общем кризисе современной техногенной цивилизации.

    Это кризис не отдельных сторон бытия, а всех основных форм жизнедеятельности: экономики, политики, социальной и духовной сфер. Это кризис не отдельных подсистем современного мира, а всех его структурных элементов: природы, общества, человека. Это кризис не отдельных стран западного региона, а всего земного сообщества. Наиболее ярким проявлением кризиса мировой техногенной цивилизации стали глобальные проблемы современности.

    29. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.

    Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине XX века в связи с возникновением глобальных кризисов и глобальных проблем. Среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главные:

    • Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество оказалось на пороге возможного самоуничтожения, и это "побочный эффект" научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники.

    • Проблема нарастания экологического кризиса. Два аспекта человеческого существования - как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, - приходят в конфликтное столкновение. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности для коэволюции человека и природы.

    • Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как проблему выхода из современного антропологического кризиса. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее.

    Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые в культуре.

    Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые препятствуют сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения.

    Гуманизация и гуманитаризация высшего образования способствуют гуманизации общества во всех его структурах, отражают происходящие в нем процессы и испытывают их влияние.

    Важнейшим условием гуманизации и гуманитаризации высшего образования является их взаимосвязь и взаимодействие с глобальными системами общества: наукой, культурой, производством, – без чего невозможна гуманизация личности специалиста.

    Образование строится на научной основе и является главным рычагом передачи научных знаний новым поколениям специалистов. Свою исключительную роль в развитии образования наука выполняет в силу своей специфики как системы человеческой деятельности по производству знаний в ряде отраслей, как непосредственной производительной силы, как органической части материальной и духовной культуры.

    Реализуя свои социальные функции, наука оказывает определяющее влияние на всю систему высшего образования, ее направленность и содержание, формы и методы подготовки специалистов. Таково основное условие существования, функционирования и развития высшего образования, которое чутко реагирует на изменения в сфере науки, происходящие в ней процессы устаревания и обновления прежних знаний, что особенно характерно для технических наук.

     
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта