Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции философии истории

  • Основные проблемы философии истории.

  • Он обращал внимание на проблемы

  • В настоящее время в обобщенном виде проблемы философии истории могут быть сведены к следующему

  • Философия 23-40. 23. Проблемы сознания в философии. Сознание и отражение. Возникновение сознания


    Скачать 139.49 Kb.
    Название23. Проблемы сознания в философии. Сознание и отражение. Возникновение сознания
    Дата22.03.2021
    Размер139.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия 23-40.docx
    ТипДокументы
    #187057
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Цивилизация и культура

    В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.

    Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.

    Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека.

    Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.

    Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры.

    Техногенная цивилизация и традиционное общество.

    В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций — конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. Известный философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут быть разделены на два больших класса, соответственно типам цивилизационного прогресса — на традиционную и техногенную цивилизации.

    Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XV—ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ.

    Различия традиционной и техногенной цивилизации носят радикальный характер.

    Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Конечно, в них также возникают инновации как в сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отношений, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению.

    Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. Лишь некоторые из них могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям. Но в реальной жизнедеятельности общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей.

    в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становятся характерным признаком жизни техногенных обществ.

    30. Общество. Связи и отношения в общнстве.

    а) Понятие общества.

    Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

    В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями.

    Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

    б) Общество как особая система.

    Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.


    Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность.

    в) Социальные связи.


    Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе
    социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов.
    В самом общем виде связь представляет собой выражение
    совместимости функционирования или развития двух или более элементов
    объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким
    проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей : связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В
    гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах исследования. Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также

    институциональные связи.

    г) Социальное взаимодействие.

    Исходным моментом для формирования социальной связи может быть
    взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для
    удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям. Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие). Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые т отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.

    д) Социальные отношения.

    Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

    Социальные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

    Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

    31. Типы общества. Общество Постмодерна.

    Существует 3 основных типа обществ:

    1)Традиционное;

    2)Индустриальное;

    3)Постиндустриальное;

    Традиционное общество-  общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.

    Для традиционного общества характерны:

    • традиционная экономика, или преобладание аграрного уклада (аграрное общество),

    • стабильность структуры,

    • сословная организация,

    • низкая мобильность,

    Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

    Индустриальное общество- это  общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.

    Характерные черты индустриального общества:

      1. Идет разделение труда. Появляются узконаправленные специальности.

      2. На производстве ручной труд заменяется машинным, а в перспективе автоматическими линиями, работающими под управлением одного человека.

      3. Производимые товары поступают на хорошо развитый рынок.

      4. Наблюдается развитие транспорта и средств коммуникации.

      5. Возрастает мобильность общества. Идет процесс перетекания людей из деревни в город.

      6. Повышается рост доходов населения и увеличивается покупательная способность людей.

      7. Формируется новая структура общества.

    Постиндустриальное общество- это  общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.

    В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

    Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализмобучаемость и творческий подход работника.

    Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

    Понятие «постмодернистское общество» исполь­зовалось в социологии как синоним постиндустри­ального общества. Обычно под этим последним подразумевают общество, которое состоит из раз­личных частных, меняющихся культур, т. е. у любых меньшинств, у молодежи, даже у разных жи­лых районов города может быть своя субкультура. Поэтому постиндустриальное общество трудно пред­ставить как единое, стабильное общество. Речь идет об обществе нового типа, которое смело принима­ет новые решения, подвергает критике все старое и дает возможность реализоваться различным ро­лям.

    Постмодернистские общества все больше исполь­зуют знание, вычислительную технику и банки дан­ных для поддержания взаимных отношений и по­лучают через информационные системы данные для тестирования и интерпретации действительности. С помощью этой информации они также контроли­руют свои собственные изменения. А. Этциони от­мечает, что важны не только сами инновации, но и способ и доходчивость их интерпретаций. Фак­ты без толкований по своей социальной или поли­тической пользе ограничены. Например, новая эффективная технология вызывает только незна­чительный интерес или даже неприятие, если она противоречит религии или какой-либо другой ценности общества. От тех, кто внедряет новую технологию, требуются оценка и разъяснение ее преимуществ. На темпы и результаты научно-ис­следовательских работ оказывает влияние прагма­тика: в первую очередь поддерживается то, что дает практический результат, отвечая потребностям об­щества.

    Принято считать, что качество информации за­висит от того, до какой степени отделены друг от друга общественные услуги тестирования действи­тельности (например, научно-исследовательские институты и статистические учреждения, которые собирают объективную информацию по разным отраслям) и институты интерпретации знаний (сред­ства массовой информации, политические партии и др.). Это существовало не всегда, так, например, в первобытном обществе эти функции были связа­ны друг с другом: глава племени давал информа­цию и толковал ее (часто весьма произвольно). Более «свежий» пример: понятие «продажная прес­са» указывает как раз на то, что такая пресса не отделена и зависима от тех инстанций и институ­тов, которые могут оказывать на нее давление. Специализация, проникшая во все сферы общества, привела к выделению профессиональных полити­ков, принимающих решения, но взаимодействие их со специалистами остается необходимым для «гра­мотности» политических решений. В целом инфор­мация, полученная в научно-исследовательских институтах, будет иметь все большее и большее значение. Одна из важнейших предпосылок функ­ционирования активного общества — это плюра­лизм в производстве информации. Информация вос­принимается как любой предмет потребления, использование и контролирование которого преро­гатива общества в целом. Например, обширные файлы компьютеров различных организаций со­держат стратегически важную информацию, и общество так или иначе вынуждено осуществлять кон­троль над ними.
    32. Философия истории. Формационная концепция общественного развития.

    Существуют различные подходы к объяснению предмета и функций философии истории. Философия истории как попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. В другие эпохи проблемой интересовались Августин, Лейбниц, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегель, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби и другие мыслители. Все они пытались найти и обосновать какой-то один главный фактор исторического развития или сумму, систему таких факторов.

    Начало философии истории в европейской культуре положил Августин (IV в.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Его взгляд заключается в том, что центральным событием, положившим начало историческому процессу, стало божественное творение человека, а затем грехопадение прародителей человечества и первых людей Адама и Евы. Сама же история, начавшая свой отсчет с этого момента, предстает в понимании Августина как длительный и целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретения им утраченного единства с Богом и достижение «Царства Божьего».


    Концепция исторического процесса, сформулированная Августином, сохраняла господствующие позиции в европейской философии до XVIII в. Философия истории как светская наука формируется в XVIII-XIX вв. Сам термин «философия истории» в XVIII в. вводит французский просветитель Вольтер. Он полагал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, размышлять над его смыслом. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.

    Немецкий философ Гердер написал обширный труд «Идеи к философии истории человечества», в котором дал широкую панораму всей мировой истории. Гердер отмечает, что его интересует наука, которая описывала бы всю историю человечества с момента его зарождения. В качестве такой науки Гердер предлагает философию истории. С его произведений начинается становление философии истории как особой области научных знаний.

    Философией истории занимался знаменитый соотечественник Гердера Гегель. Он ввел термин «всемирная философия истории», под которым подразумевал размышления о проявлении абсолютного духа во времени, а также связи истории с географической средой. Гегель считал, что всемирная история направляется с Востока на Запад. Азия есть начало, а Европа конец всемирного развития. Основные ее периоды – Восточный, Греческий, Римский и Германский миры – исчерпывают, по его мнению, исторический процесс. Философия истории у Гегеля обращена к настоящему и прошлому.

    В России на ниве философии истории активно и плодотворно работали такие крупные философы и историки как Н. Кареев, В. Хвостов, В. Герье и др. Так, Н. Кареев, в «Основных вопросах философии истории» (1883 г.) очертил круг вопросов, которые, по его мнению, должны находиться в центре этой науки. «Философия истории есть познание смысла истории, как она совершалась доселе, куда и как вела она и ведет земное человечество в пределах земного; философия истории есть суд над историей: мало сказать, что ход ее был такой-то, что составляющие ее процессы управляются такими-то законами, нужно найти еще смысл всех перемен, сделать им оценку, разобрать результаты истории и их также оценить».

    Как видно, Н. Кареев, главное внимание обращает на выяснение смысла и направленности исторического процесса, на оценку исторических событий. По его мнению, предмет философии истории охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всего исторического процесса: роль географической среды в общественном развитии; культурно-историческая среда; законы общества; необходимость и случайность в истории; источники исторических перемен; прогресс и регресс в истории и др.

    Уже в современный период английский историк А. Тойнби дает свое понимание философии истории. Она есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования.

    Для сравнения представляют интерес и другие подходы к определению философии истории и ее предмета: философия истории - это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Философия истории представляет собой философско-исторический анализ общества. Это логическое рассмотрение человеческого общества, очищенное от зигзагов и поворотов.

    В ХХ веке проблемами философии истории занимались многие исследователи. Развивалось марксистское понимание философии истории. Разрабатывались концепции «технологического» детерминизма, социально-экологические идеи, продолжали иметь место религиозные объяснения исторического процесса. Можно отметить, что особую значимость приобрели культурологические и цивилизационные подходы к историческому социальному развитию. Сегодня они имеют наибольшее число сторонников.

    Предмет и специфику философии истории как научной дисциплины можно лучше раскрыть и понять через рассмотрение ее функций.

    Функции философии истории:

    1. Гносеологическая - проявляется в том, что философия истории исследует и помогает познать закономерности и содержание развития человеческой истории.

    2. Методологическая - заключается в том, что философия истории выступает общим учением о принципах и методах философско-социологического анализа развития общества в контексте всемирной истории.

    3. Мировоззренческая функция формирует целостно-концептуальное понимание сущности и смысла истории человечества, отношение к ней конкретного субъекта;

    4. Теоретическая функция удовлетворяет потребность людей в концептуальном осмыслении исторического процесса и формирует условия научного статуса всякой истории.

    5. Практическая функция дает научное объяснение исторических фактов, способствует их систематизации и классификации по важности и значимости; представляет процесс внедрения научно-теоретических знаний об истории общества в практическую жизнь людей, принятие решений и их осуществление;

    6. Прогностическая функция способствует пониманию перспектив человечества.

    Функции философии истории укрепляют ее научный статус. Вместе с тем, она способна реализовывать и другие свои функции: аксиологическую, системно-интеграционную, критическую и др.

    Основные проблемы философии истории.

    Первым, кто сделал системную попытку определить круг проблем, которыми должна заниматься философия истории, был Гердер. Первейшей проблемой философии истории он считал поиски ответа на извечные вопросы: откуда мы и куда мы идем? Уже сами эти вопросы представляют обширное поле для исследования, но несомненно не исчерпывают всей проблематики философии истории. Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э. Бернгейм.

    Он обращал внимание на проблемы:

    а) выяснение принципов (общих правил) анализа истории общества;

    б) изучение условий и факторов, определяющих исторический процесс;

    в) движение и связь исторических событий;

    г) механизм исторического развития;

    д) результаты и смысл исторического процесса.

    С течением времени проблематика философии истории видоизменялась и конкретизировалась.

    В настоящее время в обобщенном виде проблемы философии истории могут быть сведены к следующему:

    - предмет и проблематика истории философии как науки, ее метод;

    - источники и логика развития человеческой истории, ее сущность и внутренние механизмы;

    - эволюция социальных форм, единство и многообразие исторического процесса, смысл истории;

    - многомерность социального бытия и действие общественных законов;

    - особенности развития социальных систем в историческом процессе;

    - проблемы социального детерминизма и социального прогресса;

    - периодизация и хронология истории;

    - специфика исторического пространства и исторического времени;

    - принципы реконструкции исторического прошлого;

    - движущие силы, объективное и субъективное в общественном развитии;

    - перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации;

    - культура и социальная эволюция;

    - взаимоотношения человека и истории, роль личности в историческом процессе.

    В объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому сталкиваются два концептуальных подхода - формационный и цивилизационный. Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

    По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками». Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки). Таким образом, специфическая общественно-экономическая формация - это все многообразие жизни общества на исторически определенном этапе его развития.

    Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда - земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда - инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения - это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Переход от одной общественной формации к другой осуществляется путем социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между, с одной стороны, вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и, с другой стороны, устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении антагонистических противоречий и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованном в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни. Так создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания. Так образуется новая формация. В связи с этим в марксистской социальной концепции значительная роль придавалась классовой борьбе и революциям. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой развития общества, а политические революции - «локомотивами истории».

    Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы. Базис -- это экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил.

    Концепция формационного развития общества, как признает большинство современных обществоведов, имеет несомненные сильные стороны: она четко называет основной критерий периодизации (развитие экономики) и предлагает объяснительную модель всего исторического развития, позволяющую сравнивать друг с другом разные общественные системы по их степени прогрессивности. Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована Марксом как обобщение исторического пути Европы. Сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому «азиатскому способу производства». Он высказал идею, что на основе этого способа производства образуется особая формация однако подробного анализа этого вопроса он не провел.

    Таким образом, формационный подход в его традиционном виде создает большие трудности для понимания многообразия, многовариантности развития общества.

    Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается, прежде всего, под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а человеку отводится второстепенная роль. формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс при этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом общественной жизни, но не менее важную роль играет, как многие считают, духовно-нравственная жизнь. У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс ввел понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

    33. Концепции индустриального и постиндустриального общества.

    Теории индустриального и постиндустриального общества. Генезис теории

    Теория "индустриального общества" возникла в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником можно считать американского экономиста Питер Друкер (1909-2005), который опубликовал ряд трудов: "Будущее индустриального человека" (1942), "Новое общество. Анатомия индустриального строя" (1949) и др.

    В 50-х гг. теория индустриального общества находит широкое распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах американского социолога и экономиста У. Ростоу, французского социолога Р. Арона и американского экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта. В развитие этих взглядов появилась теория постиндустриального общества. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

    "Новое индустриальное общество" Дж. Гэлбрейта (1908-2006).

    Дж. Гэлбрейт - один из видных экономистов-теоретиков XX века. Был профессором экономики в Гарварде (1949-75), работал в Комитете по ценам во время второй мировой войны, служил послом в Индии (1961-63). Был советником президента Джона Кеннеди, президента Билла Клинтона. Президент Американской экономической ассоциации в 1972 г. С 27 декабря 1988 г. иностранный член РАН по Отделению проблем мировой экономики и международных отношений. В 1993 г. награждён золотой медалью им. М. В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области экономических и социальных наук. Дважды кавалер Президентской медали Свободы: в 1946 г. вручен президентом США Г. Трумэном, и в 2000 г. вручен президентом США Клинтоном. Женат. Трое сыновей. Джон Кеннет Гелбрейт умер 29 апреля 2006 г. в возрасте 97 лет. Ему принадлежит наиболее разработанный вариант теории индустриального общества. Среди основных его работ: «Общество изобилия», «Новое индустриальное общество» (1967), «Экономическая теория и общественные цели» (1973). Книга "Новое индустриальное общество" вышла в 1967 г. "Новое индустриальное общество - это современный капитализм.

    Его основные экономические признаки:

    1.Его главный составной элемент - индустриальная система, под которой разумеет систему крупных корпораций.

    Тенденция развития индустриального общества - усиление экономических позиций крупных корпораций. Последние контролируют все сферы хозяйства, производство, научно-технический прогресс, рынок, капиталовложения.

    2.Второй характерной экономической чертой нового индустриального общества у Гэлбрейта выступает существенное усиление экономической активности государства.

    3.Третьей особенностью экономики индустриального общества является ее плановый характер. Гэлбрейт полагает, что современная зрелая корпорация (в отличие от предпринимательских корпораций прошлого времени) подчинила рыночный механизм своим целям, ничего общего не имеющим с капиталистическими прибылями. Зрелая корпорация устраняет конкуренцию, а вместе с ней и стихию рыночных отношений. Более того, она стремится ликвидировать рынок как таковой и обеспечить плановое ведение хозяйства. Почему планирование? - Планирование капиталистической экономики Гэлбрейт выводит из потребностей производительных сил.

    Смысл идеи планирования: своим тезисом о плановом характере индустриального общества он стремится доказать свою центральную идею о переходе от капитализма к некапиталистическому обществу.

    4.Четвертой чертой индустриального общества, по Гэлбрейту, выступает процесс слияния "индустриальной системы" с государством.

    Почему? - Этот процесс он непосредственно выводит из требований современной техники. Под "техникой" же Гэлбрейт понимает применение научных и иных видов систематизированных знаний для решения практических задач.

    Понятие техники: предлагается широкая трактовка "техники", не связанная ее непосредственно с производством. По Гэлбрейту, техника включает в себя следующие элементы: науку, рабочую силу рабочих и инженеров, машины, разделение общественного труда. Она охватывает и неэкономические сферы. Следовательно, в трактовке ученого термин "техника" выходит за рамки орудия труда и приближается к категории производительных сил общества. Т.о., роль крупных корпораций, замену рыночного механизма планированием, государственное вмешательство в экономику - все это Гэлбрейт выводит из требований научно-технической революции.

    Т.о.,в своей концепции Гэлбрейт выделяет такие характерные черты индустриального общества, как:

    - функционирование «индустриальной системы»;

    - ведущий институт - корпорация, производство как система корпораций;

    - активная роль государства, прежде всего в сфере экономики;

    - использование планирования;

    - слияние крупных корпораций с государством. Плановый характер экономики возникает от потребностей техники (персонал, средства производства, сырье, наука) – для этого задействовано государство.

    Рассматривая современное "западное общество", Гэлбрейт акцентирует внимание на коренном изменении его социально-экономической сущности, на преодолении его капиталистической, буржуазной природы. По его суждению, Маркс был прав по отношению к прошлому, но в современных условиях все изменилось:

    1.Капиталисты утратили свое господствующее положение, буржуазия сходит с исторической арены.

    2.Власть переходит от собственников капитала к "техноструктуре", т.е. к коллективу специалистов-управляющих. Это аппарат управления корпорациями. Белые воротнички. Эта техноструктура занимает:

    - автономное положение в корпорациях и определяет;

    - иные цели, нежели нажива.

    3.Вместе с тем идет "депролетаризация" рабочего класса. Основанием для этого он считает процесс возрастания доли наемных рабочих, занятых в большей или меньшей мере умственным, квалифицированным трудом, так что рабочий класс размывается. Гэлбрейт делает заключение о том, что антагонизм интересов, ранее характерный для отношений рабочих и предпринимателей, теперь устранен.

    4. Принципиальное различие социально-экономических систем капитализма и социализма с точки зрения теории индустриального общества представляется несущественным. Будущее, по Гэлбрейту, - это конвергенция, т.е. сближение и слияние различных систем, представляющих собой лишь особые разновидности индустриального общества.

    Таким образом, постиндустриализм – это:

    - Мутация капитализма в постиндустриальное общество:

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта