24. Категории психологии
Скачать 57.19 Kb.
|
27. История формирования социальной психологии. Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа: 1) Описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности. Социоцентризм Платона – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы. Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе. Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро). В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере. Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения. 2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями: Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение. Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э.Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание». Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт. Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация). 3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет. Вкратце, Триплетту было интересно понять, почему велосипедисты, которые катаются в одиночку, ездят медленнее, чем велосипедисты, которые катаются компанией. Считается, что данные, полученные им, показывают, что на соревнованиях дети работают быстрее, чем в одиночку. 28. Методологические проблемы социальной психологии. Что вообще понимают под методологией. В современном научном знании сложилось три ее уровня: 1. Общая методология – некоторый общий философский подход, принимаемый исследователем. Так для социальной психологии важна философская установка к проблеме соотношения общества и личности, природы и общества. 2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Так деятельностный подход применителен к отечественной социальной психологии. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений, психическая деятельность рассматривается как специфический вид социальной активности. В ходе деятельности человек реализует свои внутренние потенции, удовлетворяет потребности, в ней же рождаются новые потребности. В социальной психологии содержание деятельности раскрывается в следующих моментах: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи, например, коммуникативные, б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества в целом, то есть введение идеи коллективного субъекта деятельности, в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность исследовать все атрибуты деятельности-потребности, мотивы, цели и т.д., г) в качестве вывода следует недопустимость сведения исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного «социального контекста»- данной системы общественных отношений. 3. Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования, что в русском языке чаще используется как методика. Прежде чем переходить к анализу специфических социально-психологических методик, обратим внимание на некоторые проблемы социально-психологического исследования. Одна из проблем – это надежность информации. В общем виде проблема качества информации решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способа получения данных на надежность. Надежность информации достигается проверкой на надежность инструмента, посредством которого собирается информации, тем более что субъектом этого процесса является человек. В каждом случае обеспечивается как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность. Обоснованность (валидность) - это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерять. Существует несколько способов проверки инструмента на обоснованность. Можно прибегнуть к помощи экспертов, компетентность которых в данном вопросе общепризнан, или провести дополнительное интервью с целью сравнения полученных результатов. Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, то есть в разных ситуациях она должна быть идентичной. Существует ряд способов проверки на идентичность информации: а) повторное измерение, б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями, в) «расщепление шкалы», то есть проверка шкалы по частям. В основе всех способов лежит многократное повторение. Точность информации (в некоторых источниках она отождествляется с устойчивостью) измеряется тем, насколько чувствителен инструмент. Существует мнение, что все способы проверки информации на надежность недостаточно совершенны в социальной психологии и работают они только в руках квалифицированных специалистов. Одной из сложных проблем в социальной психологии является проблема источника информации. Прежде чем стать источником информации, человек должен понять вопрос, инструкцию или другие требования исследователя. Мы обладаем разной степенью понимания, память у человека является сложным инструментом: мы очень многое забываем, по вопросу, который исследуется не все одинаково компетентны и т.д. Отсюда, очень остро в социальной психологии стоит проблема репрезентативности. Если бы речь о социальной психологии шла как об экспериментальной дисциплине, то эта проблема решалась бы проще: репрезентативность в эксперименте строго определяется и проверяется. Но в случае корреляционного (основанного на большом массиве данных) исследования исследователь сталкивается с проблемой построения выборки. В социальной психологии используются, как и в статистике, такие методы выборки, как случайная, типичная, выборка по квоте и т.д., однако здесь существуют свои проблемы. В социальной психологии методы делятся на две группы: методы исследования и методы воздействия. Методы исследования в свою очередь подразделяются на методы сбора информации и методы ее обработки. Существуют и другие подходы классификации методов социально-психологического исследования: а) методы эмпирического исследования, б) методы моделирования, в) управленческо-воспитательные методы. Методы сбора информации. Среди них можно назвать: наблюдение, изучение документов, разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе и наиболее распространенный социометрический тест), эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Наблюдение один из «старых» методов социальной психологии. Существует множество предложений для организации структурирования данных наблюдения, то есть выделения заранее классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления их взаимодействий и т.д. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений – это вопрос о единицах наблюдения. В социальной психологии он решается для каждого конкретного случая. Другой принципиальный вопрос – это вопрос о временном интервале, который считается достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Изучение документов. При помощи этого метода анализируется полученная информация особая проблема здесь возникает в том, что информацию обрабатывает человек, с присущими ему психологическими особенностями, способностями к пониманию текста. Для преодоления этой «субъективности» в исследовании применяется прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается часто их употребления. Этот метод есть смысл употреблять при наличии большого массива информации. В социальной психологии он в основном используется при исследовании проблем массовых коммуникаций. Но и этот метод не снимает всех трудностей социолого-психологического исследования. Опрос– довольно распространенный прием в социальной психологии и вызывает массу критических замечаний. Среди многочисленных видов опросов наиболее распространенными в социальной психологии являются интервью и анкеты. Главная проблема здесь заключается в конструировании опросника. Первое требование к конструированию – логика построения. Вопросник должен доставлять именно ту информацию, которую требует гипотеза и информация должна быть предельно надежной. Осуществление процесса взаимоотношения между интервьюером и респондентом (человек, отвечающий на вопросы) достаточно сложно, здесь проявляются все стороны отношения между личностями. Это один из самых трудных методов в социальной психологии. Тесты используются во всех областях психологии, в социальной психологии они носят личностный характер, реже групповой. Это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый отвечает на разработанные вопросы, или выполняет определенные задания. Вопросы в тестах носят косвенный характер, и они отличаются от вопросов в интервью. При помощи «ключа» обрабатываются полученные данные. Самым главным в тестировании является вопрос о соответствии полученных результатов с личностными характеристиками испытуемого. Существует иллюзия об абсолютной адекватности, совпадении результатов тестирования и характеристик реальной личности. Это далеко не так. Необходимо полученные результаты сопоставлять с результатами, которые получались в результате использования других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер и они, как правило, касаются одной области социальной психологии – проблемы личности. Эксперимент является одним из основных методов социальной психологии. Различаются две группы эксперимента социально-психологического исследования: лабораторный и естественный. Для них существует несколько правил: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных; выделение контрольной и экспериментальной группы, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что при нем возможно активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, который осуществляет планомерную манипуляцию одной или несколькими переменными (факторами). Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различаются традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, а при факторном – несколько. Если область исследования мало изучена и система гипотез отсутствует, в таком случае говорят о пилотажном (пробно-поисковом) исследовании, при котором результаты могут помочь уточнить направление дальнейшего исследования. Тип исследований социальных явлений посредством изучения их в нормальных, естественных условиях называется полевым исследованием. Важным условием проведения полевого исследование является соблюдение такого присутствия исследователя, когда оно не влияет на ход эксперимента, не искажает естественный ход наблюдаемого процесса. 29.Социальная психология личности Значение личности для всей психологической науки кратко и точно раскрыто видным советским психологом С. Л. Рубинштейном: «При объяснении любых психологических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (Рубинштейн, 1957, с. 308). Личность — одно из центральных понятий в социальной психологии. Это связано с тем, что всякое событие в жизни общества опосредованно или определяется деятельностью и взаимодействием личностей или социальных групп, которые в свою очередь состоят из личностей. С деятельности личности (личностей) начинается любой социальный процесс: от экзамена в средней школе до межгосударственных переговоров, массовых митингов и т. д. В деятельности личности (личностей) конкретный социальный процесс в том или ином виде реализуется. Он приводит к определенным изменениям включенной в него или затронутой им личности (личностей). Возьмем в качестве примера ситуацию, когда молодой менеджер предложил руководству фирмы собственный вариант эффективного решения одной из производственных задач. Допустим, его руководители санкционировали осуществление данного варианта и процесс, что называется, пошел. С точки зрения психологической науки, неважно, повезло этому менеджеру в итоге или нет. Важно то, что, помимо некоторого производительного эффекта (положительного или отрицательного), возник ряд социально-психологических эффектов. Во-первых, окружающие этого человека стали несколько иначе вое-принимать (т. е. с большим или меньшим интересом, симпатией, доверием и т. п.). Во-вторых, в определенной мере изменилась позиция этого индивида в социальной группе сотрудников, произошло повышение или, наоборот, понижение его социального и межличностного статуса и т. д. В-третьих, в какой-то степени изменились его сознание, представление о себе и самооценка («Я-концепция»), Образно говоря, проснувшись знаменитым (пусть лишь в пределах своей фирмы или даже ее самого мелкого подразделения), этот молодой менеджер почувствовал себя иной, чем раньше, личностью, причем иной в первую очередь в социально-психологическом плане. После всего сказанного о значимости личности для социальной психологии как явления и понятия встает законный вопрос о том, что же такое личность с точки зрения данной науки? Вопрос этот очень непростой. Не только каждая психологическая школа стремилась и стремится дать новое определение личности, но и каждый ученый-психолог также пытается выразить свое более или менее оригинальное мнение по этому вопросу. Поэтому на основных наиболее известных определениях личности и (или) подходах к ее пониманию следует остановиться подробнее. С учетом того, что своими корнями социально-психологическое представление о личности уходит в общую психологию, начать придется с представлений о личности, сложившихся в основных психологических школах, — фрейдизме, бихевиоризме и гуманистической психологии. Фрейдизм (психоанализ). Направление в психологии, названное по имени основателя психоанализа 3. Фрейда. Согласно его убеждениям, развитие и структура личности определяются иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами — бессознательными влечениями. В силу этого личность и общество обречены на конфронтацию или даже тайную войну, скрытую в глубинах психики индивида, главной из которых является сексуальное влечение — либидо, и необходимость выжить в изначальной враждебной индивиду социальной среде. Фрейд считал, что психическая жизнь личности определяется тремя структурами, или, как еще называют, психическими инстанциями: «ид» («оно») — источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо и функционирует в бессознательном, тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, руководствуется принципом наслаждения и стремлением к немедленному удовлетворению желания; «эго» («Я») — действует на уровне сознания, отвечает за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желания «ид» с учетом внешних факторов — условий среды, которые иногда требуют отсрочки; «эго» дает возможность индивидууму постепенно давать выход грубой энергии «ид», тормозить ее, направлять по разным каналам; «суперэго» («сверх-Я») — действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного, хорошего или плохого. «Суперэго» формируется на примере морали родителей. Семейные моральные сценарии наследуются и передаются из поколения в поколение. Фрейд разделял «суперэго» на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает: а) способность к критической самооценке; б) моральные запреты; в) возникновение чувства вины, когда мы не делаем того, что должны делать. Эго-идеал формируется на основе того, что родители одобряют или высоко ценят, он побуждает человека устанавливать для себя высокие стандарты поведения и мышления, в результате реализации которых появляется чувство гордости и самоуважения. По Фрейду, «суперэго» можно считать полностью сформированным, когда контроль родителей заменяется самоконтролем. Однако принцип самоконтроля не служит целям самосохранения и безопасности индивида. «Суперэго», пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «ид», пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках... оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 116). Согласно теории развития личности, разработанной Фрейдом, личность взрослого сформирована опытом раннего детства, т. е. структура его характера, сформированная в раннем возрасте, остается неизменной и в зрелые годы. Поэтому, узнавая что-либо о своем детстве, о своем прошлом опыте, люди могут научиться наиболее адекватно понимать истоки своих проблем в настоящем и справляться с ними. Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию человека, вызывающая у него тревогу или беспокойство, «эго» («Я») старается смягчить опасность этой угрозы, используя два способа: а) с помощью реального, сознательного решения проблемы; б) искажая ситуацию, реальные события для того, чтобы защитить сознание человека. Способы искажения называются механизмами психической защиты. Фрейд описал несколько механизмов психической защиты, среди которых наиболее известными являются вытеснение, перенос, рационализация, замещение, сублимация. Когда человек начинает испытывать запретные чувства, например страх, гнев, отвращение, стыд, эти чувства часто противоречат его же представлениям о добре и зле и порождают в свою очередь неприятные ощущения, мешающие нормальной жизни. Поэтому запретные чувства могут: • вытесняться из сознания в область бессознательного и «прорываться» в форме оговорок или сновидений; • переноситься на других людей. Так, человек, испытывающий гнев по отношению к близкому человеку, может перенести его на кого-либо другого, например вместо того, чтобы сказать: «я ненавижу X», он может сказать: «X ненавидит меня» или «У ненавидит X»; • рационализироваться. В этом случае истинные причины, которые порождают ту или иную мысль или поступок, бывают столь неприятными для осознания, что человек неявно, сам не отдавая себе в этом отчета, заменяет их на более приемлемые. Например, человек, которому нравится находиться в одиночестве и который постоянно испытывает раздражение, потому что ему приходится общаться с людьми в процессе работы, может убеждать себя и других в том, что у всех, с кем он общается, просто невыносимый характер; • замещаться, т. е. истинный объект враждебных чувств замещается гораздо менее угрожающим для человека. Например, ребенок, который после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру; излишне требовательный начальник критикует свою сотрудницу, и она в свою очередь реагирует вспышками ярости на незначительные промахи членов семьи. Иногда враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает осуждение самого себя; • сублимироваться, если человек изменяет свои нежелательные импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально разрешенных или приемлемых мыслей или действий. Сублимация в психоанализе рассматривается как единственно конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, поскольку она позволяет «эго» изменить цель импульсов или их объект без сдерживания самих импульсов. Например, человек с сильным неосознанным чувством превосходства над другими может стать великолепным писателем — он сможет демонстрировать свое чувство способом, который даст общественно полезный результат. Теория психоанализа 3. Фрейда получила дальнейшее развитие в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма и других ученых. Резюмируя вышеизложенное относительно социально-психологического представления о личности, нужно подчеркнуть следующее: индивид проявляет себя как личность, осознанно и активно участвуя в социальном взаимодействии. При этом он действует как представитель определенного общества и определенных социальных групп (таковыми и воспринимают его окружающие), выполняет конкретные социальные роли и реализует конкретные социальные отношения. Социально-психологическую основу этого составляют сформировавшиеся у индивида в процессе социализации (воспитания и приобретения социального опыта) зрелая потребностно-мо-тивационная сфера (направленность личности), социально-адекватная Я-концепция и сложившийся характер. |