Главная страница
Навигация по странице:

  • 34. И .Болтин

  • Историография 27-40. 27. Теория естественного права о общественного договора и их влияние на историческую науку


    Скачать 55.96 Kb.
    Название27. Теория естественного права о общественного договора и их влияние на историческую науку
    Дата13.02.2019
    Размер55.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсториография 27-40.docx
    ТипДокументы
    #67512
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    1.Критикует байера и миллера. С начала 50-х гг. XVIII в. Ломоносов начал работать над обобщающим трудом по русской истории. Сохранились два первоначальных наброска плана этого труда, содержащих периодизацию исторического процесса. В первом наброске выделяются 5 периодов: 1. От Рюрика до смерти киевского князя Владимира Святославича (начало XI в.). 2. От смерти князя Владимира Святославича до нашествия Батыя. 3. От нашествия Батыя до царствования Ивана Васильевича Грозного. 4. От времени Грозного до времени Петра Великого. 5. От Петра Великого до Елизаветы Петровны. В целом эпоха до Рюрика осторожно характеризуется как «прежде сомнительные времена».

    Во втором наброске Ломоносов продвигает периодизацию в глубь русской истории.«Прежде сомнительные времена» превращаются в первый период — «век древний до Рюрика». Зато ближайшее к Ломоносову время из плана исключается, и набросок заканчивается смертью царя Федора Алексеевича.

    В конце концов, он пришел (в пределах до XVI в.) к установлениюследующих периодов: 1. Время до Рюрика. 2. От вокняжения Рюрика до смерти князя

    Ярослава Мудрого. 3. От смерти князя Ярослава до «Батыева нашествия». 4. Время татаро-монгольского владычества до вокняжения Ивана III. Эта схема близка к периодизации истории России, разработанной В.Н. Татищевым и в ее основу положено развитие абсолютизма.

    Основным произведением исторического характера, принадлежащим М.В.

    Ломоносову, является «Древняя Российская история от начала российского народа докончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года». Работать над этим трудом Ломоносов начал в 1751 г., написал его в 1754-1758 гг. Напечатана «Древняя Российская история» была уже после смерти ученого, в 1766 г.

    КОНЦЕПЦИЯ

    1.Ломоносов выдвигает задачу выяснения общих начал и черт своеобразия в развитии отдельных народов. При этом он исходит из идеи повторяемости явлений у народов, разновременно выступающих на всемирно-исторической арене. Ломоносов сравнивает политическую историю России с историей Древнего Рима. Если римская история началась с единовластия «королей», то история России — с единовластия князей. Период, когда в Риме установилась республика, напоминает Ломоносову время феодальной раздробленности на

    Руси. Наконец, Римская империя, на его взгляд, аналогична по своему характеру«самодержавству государей московских». Таковы черты сходства истории русской и римской.

    Но Ломоносов не только сопоставляет, но и противопоставляет историческое развитие России и античного Рима. Это противопоставление производится с целью доказать,что абсолютизм содействовал росту могущества России. Таким образом, «в единоначальном владении залог... блаженства» России. И в данном случае, выявляя параллели в истории

    отдельных народов и указывая особенности их исторической жизни.

    2.По Ломоносову, «Древняя Российская история» делится на две части: 1) «О России прежде Рюрика»; 2) «От начала княжения Рюрикова до кончины Ярослава первого». Первый вопрос, который ставит Ломоносов, — это вопрос о древнем населении России и о происхождении русского народа. Автор указывает, что по летописным данным «старобытными» жителями России являются славяне и чудь. В этом нет ничего унизительного для русских, так как «ни в едином языке утвердить невозможно, чтобы он сначала стоял сам собою без всякого применения». И далее Ломоносов выдвигает интересную мысль о том, что народы как этнические категории формируются в процессе «переселений» и «странствований», «в таком между собою сплетении», что часто нельзя

    Затем исследователь подробно рассматривает данные древних и средневековых писателей (Плиния, Тацита, Птолемея, Прокопия Кесарийского, Иорнанда и др.) о славянах и их роли во всемирной истории. Он стремится доказать древность «словенского племени».

    3.Вторая часть книги Ломоносова разбита на главы, посвященные отдельным княжениям (Рюрика, Олега, Ольги, Святослава, Ярополка, Владимира, Святополка, Ярослава). Изложение построено на данных летописи, а также некоторых византийских источников (например, при описании походов Святослава в Болгарию)

    4.В 1759 г. ученым был написан (а в 1760 г. издан) «Краткий Российский летописец» с родословием, посвященный царевичу Павлу Петровичу. Этот летописец состоит из трех частей. В первой части дан краткий очерк (на основе «Древней Российской истории»), посвященный древнему населению на территории России и истории славян до вокняжения Рюрика. Изложение пронизано идеей величия славянского парода. Во второй части помещены сжатые сведения о русских князьях и царях, кончая Петром Великим.

    5.Среди исторических тем, интересовавших Ломоносова, важное место принадлежит сюжетам, относящимся ко времени Петра I.

    6.периодизация М, В. Ломоносова отличалась от периодизации В. Н. Татищева тем, что в ней выделяется время до Рюрика, когда не было князей и народ сам решал свои дела. Все вышесказанное говорит о некотором демократизме во взглядах великого русского ученого.

    М. В. Ломоносов проявил большой интерес и к эпохе Петра I, которой посвятил произведение "Слово похвальное Петру Великому" (1760), где он осветил военные успехи русской армии в Северной войне, внешнюю политику, экономические преобразования. Историк, как человек своего времени, идеализирует социальную политику Петра I.

    С именем М. В. Ломоносова связано начало статистики в России. Им была разработана анкета для сбора материала по экономике страны,

    М. В. Ломоносов помогал также великому французскому просветителю Вольтеру в сборе данных для "Истории Российской при Петре Великом" и дал критический отзыв на рукопись его работы.

    33. М.М. ЩЕРБАТОВ

    1. общественный деятель, историк, публицист. Щербатов происходил из древнего и богатого рода князей Оболенских и вел ' свою династическую линию от Михаила Черниговского. Его отец М.Ю. Щербатов (1678- 1738), архангельский губернатор, генерал-майор, участвовал в Северной войне и был сподвижником Петра I.

    Воспользовавшись Манифестом о вольности дворянской, Щербатов в 1762 г. вышел вотставку в чине капитана. В 60-х гг. он написал ряд статей, в которых наметилась его социально-политическая доктрина: отрицание равенства людей, требование сильной государственной власти, критика правительства с позиций дворянской аристократии.

    2.В 1767 г. в качестве депутата от дворян Ярославской губернии Щербатов участвует в

    Комиссии по составлению нового Уложения, выступая с историческим и политическим

    обоснованием привилегий дворянства против притязаний купечества и крестьян. В это же

    время Щербатовым была проведена большая работа в деле научной публикации

    исторических источников. Среди них такие значительные издания как «Царственная книга»,

    «История Свейской войны», «Летопись о многих мятежах»,

    3.Свои взгляды на историю Щербатов выразил

    и обосновал в «Истории Российской от древнейших временя» Этот труд особенно ценен тем,

    что насыщен большим количеством разнообразных источников. С 1770 г. было напечатано

    18 книг «Истории...», за которые автор получил звание историографа и почетного члена

    Петербургской Академии наук

    4.Щербатов занялся изучением истории не без участия Екатерины II, которая назначила

    его историографом, открыла доступ в архивы и библиотеки и поручила разобрать архив

    Петра Великого. В «Истории Российской»... Щербатов довел повествование до избрания

    Михаила Романова. К работе приступил он без достаточной учено-технической подготовки и

    поэтому допустил немало ошибок, например, не различал двух Переяславлей — Южного и

    Залесского и т.д. За это ему немало досталось от современников. Важно другое: Щербатов не

    просто излагает события, он их обсуждает и сопоставляет с событиями западноевропейской

    истории, которую, кстати, знал лучше русской. Сравнением он старался подметить

    особенности русской жизни. Щербатов первым в историографии попытался изобразить

    внутреннюю жизнь общества.

    5.защитник крпостного права и дворянских привелегий

    6.Вопрос о происхождении государства Щербатов решал исходя из рационалистических предпосылок. Человеку присущ дар разума, который должен его вести по прямому пути и стезе добродетели. Никакое общество, даже самое малочисленное, не может существовать без правил и законов, которые определяют поведение людей.

    7.Существуют четыре формы правления: деспотическое или самовластное,

    монархическое, аристократическое и демократическое. Последние два возникают в

    результате недовольства вельмож и народа действиями деспотов. В монархических

    государствах люди честолюбивы, в аристократических — горды и тверды, в

    демократических — смутнолюбивы и увертливы, а в деспотических — подлы и низки.

    Активное участие в управлении аристократии проявляется, прежде всего, в сфере

    законодательной. Главной положительной чертой государственного строя Щербатов считал

    обеспечение возможности вельможам сдерживать власть царскую и дерзость народа.

    8.В своем сочинении «О повреждении нравов в России» Щербатов писал о падении в

    его время моральных устоев и принципов (почтения к родителям, любви между супругами,

    патриотизма, твердости духа). Истребление благих нравов грозит падением государству.

    Причина всех указанных явлений в развитии сластолюбия. После Петра I история России —

    это история правления пороков, излишеств в пище и одежде, которые воспитали стремление

    к роскоши, корыстолюбию и лести.

    Автор дает беспощадные характеристики правителей послепетровского периода:

    Анна Иоанновна «от природы нраву грубого, который не был смягчен ни воспитанием, ни

    обычая ми века». Бирон — это «человек, одаренный здравым рассудком, но без малейшего

    просвещения, горд, зол, кровожаден и непримиримый злодей своим неприятелям». Елизавета

    Петровна — «женщина отменной красоты, ...

    Говоря о методе исторического исследования, Щербатов выдвигает два понятия:

    «приключение» и «причину». Историк обязан уловить эту взаимосвязь. Выяснение причин

    событий — это установление между ними чисто прагматической связи в виде внешнего воздействия одного на другое Исторический процесс представляет собой последовательно

    сменяющиеся события, которые происходят под воздействием людей, «тайные пружины»

    поступков которых историк обязан выяснить.

    Статья Щербатова «О древних чинах, бывших в России и о должности каждого из

    них» посвящена рассмотрению придворных чинов и преследовала цель — исторически

    обосновать права «благородного сословия».

    34. И .Болтин

    1. Во время своей служебной деятельности Болтин много путешествовал по России,

    поэтому оценивал современный ему государственный строй не в качестве наблюдателя со

    стороны, а как непосредственный участник административной машины.

    С таким запасом знаний и наблюдений Болтин приступил к занятиям по русской

    истории. Как историк, в противоположность Щербатову, Болтин не выступал с обобщающим

    трудом по русской истории. След в историографии он оставил двумя произведениями,

    посвященными критике работ своих современников: француза Леклерка, врача по

    профессии, написавшего книгу «История естественная, нравственная, гражданская и

    политическая древния и нынешния России», и М.М. Щербатова, Построение критики у

    Болтина своеобразно. Оно дано в виде последовательно расположенных выписок из трудов

    Леклерка и Щербатова и примечаний к ним, представляющих развернутые ответы Болтина.

    Отсюда заглавия работ Болтина: «Примечания на «Историю древния и нынешния России» г.

    Леклерка, сочиненные генерал-майором И. Болтиным» (1788); «Критические примечания

    генерал-майора Болтина на (первый и второй) том «Истории» князя Щербатова»

    2.Довольно легкомысленный и склонный к авантюризму француз Леклерк (1726-1798)

    приезжал в Россию в 1759 и 1769 гг. Он был врачом при Кирилле Разумовском, лейб-

    медиком при цесаревиче и занимал определенное положение при дворе. Всего прожил в

    России около 10 лет. И написал свой труд уже заграницей.Недобросовестное отношение к фактам и источникам, враждебность сочинителя к

    России вызвали ответную реакцию русских читателей. Потемкин подсказал Болтину идею:

    выступить против Леклерка в печати. Таким образом и появились «Примечания Болтина» в

    двух больших томах — более 500 страниц. По общему определению Болтина, книга

    Леклерка «вовсе не история, а сельская лавочка, в которой можно найти и бархат, и помаду,

    и микроскоп, и медное кольцо».

    3.Задача «Критических примечаний...» — прежде всего, восстановить правильность

    исторического факта, затем наметить пути установления этого факта и, наконец, дать

    характеристику и оценку отдельных сторон исторического процесса. Замечания Болтина

    остры и язвительны по форме и серьезны по существу. Леклерка он считает (с достаточным

    основанием) невеждой, не знающим источников, излагающим историю по чужим трудам,

    дающим извращенное представление об историческом прошлом русского народа.

    Отрицательно оценивает Болтин (не всегда в одинаковой мере убедительно) ряд выводов и

    наблюдений Щербатова, считая, что они являются плодом авторского произвола в

    обращении с источниками, а не их научного анализа.

    Болтин излагал свои взгляды на задачи исторической науки, подчеркивая, что

    достоинство историка составляет «избрание приличных веществ» (т.е. нужных и

    доброкачественных источников), «точность, безпристрастность в повествованиях, дельность

    и важность в разсуждениях, ясность и чистота

    4.Собственно говоря, здесь Болтин повторяет мысль Татищева, который служит для

    него образцом историка, критически изучающего источники. Очень высоко ставит Болтин в

    качестве источниковеда и Миллера, который «имел к тому способность, чтоб из великих

    кучь дрязгу избирать драгоценнейшие зарытые в них перла».

    Наконец, следуя Шлецеру, Болтин говорит о трех этапах в работе источниковеда,

    предшествующей историческому построению: 1. Следует произвести сличение летописных

    текстов и устранить погрешности, вкравшиеся при многократной их переписке

    («рассмотреть летописи, сличить их между собою, исправить погрешности, учиненные

    переписчиками, и привесть их в тот вид, в каковом они от сочинителей их были изданы»). 2.

    Уяснить смысл текста, освобожденного от вкравшихся при переписке ошибок («второй труд

    в объяснении исправленных уже летописей, сиречь в истолковании слов, вышедших из

    употребления, дабы можно было понимать точный смысл ими сказуемого»). 3. Исторические

    сведения и наблюдения пополнять данными географического характера («Третий труд — в

    собрании известий, относительных до Географии; ибо История с Географиею столь тесно

    связаны, что не зная одной, писать о другой никак не может»).

    Помимо использования русских памятников («домашнего источника»), -нужны и иностранные

    5.Представление о близости прошлого России к прошлому других стран и

    одновременно о его своеобразии Болтин использует для обоснования своей концепции

    исторического развития России. Эта концепция характеризуется патриотической

    направленностью. Автор стремился опровергнуть утверждение Леклерка, изображающего

    русский народ примитивным, долгое время лишенным оседлости, разбойничьим. В то же

    время Болтин защищал историческую схему, отвечающую интересам дворянства,

    обосновывающую целесообразность крепостничества и самодержавия.

    6.Крепостной строй для Болтина — это порядок, который можно обосновать, исходя из

    «естественного разумения о вещах». Если «вольный человек» не может быть «без

    собственности», то крестьянин не может быть без помещика. Болтин проводит мысль о том,

    что вольность приносит пользу далеко не каждому народу. Для того чтобы ею пользоваться,

    необходимы особые личные качества, исторический опыт и другие условия. «Не всякому

    народу вольность может быть полезна; не всякий умеется снести и ею наслаждаться;

    потребно к сему расположение умов и нравов особливое, которое приобретается веками и

    пособием многих обстоятельств».

    По Болтину, «умоначертания о свободе» — это свойство «народов диких, живущих в

    совершенной и полной независимости от всякого народа, власти, закона обычая».

    Оправдывал он и такие явления, как рекрутчина.

    7.Политическим идеалом Болтина является крепкая самодержавная власть.

    Касаясь вопроса о происхождении крепостного права, Болтин рисует крестьян до

    конца XVI в. вольными людьми. Болтин поднимал важный для России вопрос о завоеваниях территории. Его концепция сводилась к оправданию внешней политики России. Сопоставляя ее с политикой

    Римской империи, он выдвигал следующий тезис: там было завоевание, Россия производит

    мирную ассимиляцию народов присоединяемых территорий.

    Следует сказать несколько слов об отношении Болтина к религии, церкви и

    духовенству. Он проводит мысль о том, что «для народа просвещенного духовенство

    просвещенное полезно; для народа же непросвещенного духовенство просвещенное

    бедственно и гибельно». Власть просвещенного духовенства приводит к тирании (подобной

    господству папства в Средние века), а «легче суеверие истребить, нежели из-под

    тиранического ига власти духовны» свободиться». Он резко критиковал католическую

    церковь и противопоставлял ей церковь православную.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта