Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Роль ученых Академии наук в разработке российской истории

  • ЭПОХА ПРОСВЯЩЕНИЯ

  • Историография 27-40. 27. Теория естественного права о общественного договора и их влияние на историческую науку


    Скачать 55.96 Kb.
    Название27. Теория естественного права о общественного договора и их влияние на историческую науку
    Дата13.02.2019
    Размер55.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсториография 27-40.docx
    ТипДокументы
    #67512
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    29. В. ТАТИЩЕВ

    В.Н. Татищев был многогранен в своей жизнедеятельности. Он не был профессиональным историком, но ему были близки этнографические и археологические сюжеты. Татищев обладал глубокими познаниями в географии и горном деле. Его называли математиком, естествоиспытателем, лингвистом, юристом. Просвещенный деятель и талантливый администратор, свой главный след в отечественной культуре он оставил, однако, благодаря историческим и публицистическим трудам. Татищев происходил из захудалого рода смоленских дворян, но он получил хорошее домашнее образование и в 1704 г. поступил на военную службу. Развивая умения и таланты, в ходе своей деятельности Татищев был замечен Я. Брюсом, генерал-фейцмейхером, а в дальнейшем президентом Берг и Мануфактур коллегий. Татищев участвовал в сражениях во время Северной войны, был ранен под Полтавой. Сам Петр I поздравил его «быть раненным за Отечество». В ходе военной кампании, по поручению Брюса, Татищев совершил ряд поездок за границу, где не только выполнял приказы царя, но и повышал свое образование.После смерти Петра I Татищев оставался сторонником самодержавной власти, с которой связывал силу и могущество России. В 1730г. он принял активное участие в отражении попыток «верховников» (членов Верховного тайного совета) ограничить власть новой императрицы Анны Ивановны. Несколько лет Татищев был губернатором Астрахани, где занимался решением экономических и национальных вопросов, после чего переехал в свое родовое имение Болдино под Москвой. Здесь он продолжил свои научные изыскания и провел последние годы жизни.

    КОНЦЕПЦИИ

    История человечества есть ни что иное, как развитие человеческого разума —«всемирного умопросвесчения». Исходя из этого, Татищев выделил три ступени в развитии человечества. В 1733г. свои взгляды Татищев обстоятельно изложил в философском произведении «Разговор двух приятелей о пользе наук и учили», где обосновал свое видение истории человечества и становление процесса научного знания. Татищев сравнивал развитие человечества с развитием человека: «како разделяете состояние всего мира на станы младенческий, юношеский и протчее». В разных формах такое представление будет распространено в науке вплоть до XX в. У Татищева же оно имеет определенное своеобразие, навеянное духом Просвещения. Более краткую характеристику каждого этапа Татищев привел в «Предъизвесчении» к «Истории Российской».

    Эпоха младенчества — это время дописьменное, когда люди жили по естественному закону. Татищев считал, что младенчество начиналось в условиях непосредственного общения с Богом.

    Юность, второй этап в развитии человечества, связывалась у Татищева с пришествием Христа. Дохристианский мир погряз в «мерзости» языческого кумирослужения. Учение же Христа принесло с собой не только душевное спасение, но и прежде всего благодаря этому«все науки стали возрастать и умножаться, идолопоклонничество и суеверие исчезать».

    «Мужеский стан» является третьей ступенью развития. Свое начало она берет с «обретения теснения книг», так как книгопечатание открыло миру свет на многие вещи и принесло человечеству огромную пользу.

    Развивая идеи о «естественном праве» и «общественном договоре», Татищев строитсвое учение о государстве и политическом устройстве общества. Основой общественного строя является естественный закон, заложенный самой природой человека. Сам человек «недостаточен», поэтому ему необходимо «сообчество». Таким сообществом первоначально будет семья. По мере развития отношений семья перерастает сначала в род, затем в род с усложненной структурой, город-государство и монархическое государство. Татищев предложил классификацию форм правления, существовавших в мировой истории. Он выделил монархию — правление «...единовластное, как то Россия, Франция, Дания, Гишпания и прочие... единым государем правится». Другая форма правления — это «аристократия, или избранными неколиками персонами, как видим веницианское правление». Следующая форма — «демократия, или общенародное, когда общества... от себя выбирая, определяют, как то Галандия, Швейцария и многие малые республики». Выбор формы правления, по мнению Татищева, определяется географическими факторами. В

    основе лежит территория, естественная ее защита (например, островное положение

    государства, защита в виде гор), соседи. «Великие же и от соседей небезопасные государства, без самовластного государя быть и в целости сохраниться не могут» — так Татищев обосновывал изначальное становление монархии в России. Он прослеживал формирование и развитие единодержавия на различных исторических примерах, следуя хронологии событий. Исследователь констатирует, что как только «сделалась аристократия», то «государство ... в такое бессилие» пришло. При сильном же правителе (например, Владимире I) Русь «в славе, чести и богатстве непристанно процветала и в силе умножилась». Для большей убедительности своих доводов Татищев приводил примеры из

    мировой истории. Ассирия, Египет, Персия, Рим и другие государства были прочны до тех

    пор, пока сильной являлась власть монарха. В России, по мнению Татищева, наиболее

    приемлемой формой правления являлась монархия,

    «История Российская»

    1. «Предъизвесчение» Татищева является не только предисловием к его «Истории

    Российской», но и изложением важнейших мировоззренческих основ. Он предложил свою

    периодизацию истории Отечества. Первый период охватывает события с 862 по 1238 г. и

    посвящен описанию деятельности русских князей. Время с 1238 по 1462 г. является вторым

    периодом. Следующий описываемый этап в истории — это 1462-1577 гг. так и остался

    незакопченным в изложении Татищева.

    2.«История Российская» Татищева состоит из 5 книг, которые включают в себя 4 части.

    Первая книга Татищевым разделена на две части. Первая часть целиком посвящена

    характеристике и истории различных пародов, населявших Восточно-Европейскую равнину

    в древности. В отдельных главах он говорит о «сорматах, скифах, гетах, готах, болгорах,

    торках, половцах, печенегах, уграх, обрах, роксоланах» и др. В этой части содержится

    информация о становлении представлений у разных народов. Разные представления о

    течении времени, продолжительности и начале года вызывали расхождения, по мнению

    Татищева, в русских «манускриптах», когда «одно дело в разных годах положено». Он

    учитывал возможность серьезных разногласий в датировке событий.

    Вторая часть книги посвящена древней истории Руси. Ее рамки охватывают 860-1238

    гг. Особое внимание в ней уделено вопросу о роли варяжского влияния на развитие и

    становление древнерусского государства.Татищев подчеркивал факт долгого правления варяжской династии «от 862 года по 1607 год». Он не подвергает сомнению существование Рюрика и считает его родоначальником русских князей. Сомнение у ученого вызывали известия, указывающие на место обитания этого народа. Сравнивая различные летописные сведения, а также апеллируя к мнениям иностранных исследователей, Татищев приходит к выводу о том, что «пришествие их является из Финляндии», а значит, начало они свое берут «от королей или князей финляндских».Приводимые

    Татищевым факты в защиту финского происхождения Рюрика сводятся к следующему: во-

    первых, у финнов, как и руссов, «видный цвет волос их... рыжих». Во-вторых, при древнем

    финском городе Абове (вероятно Татищев имеет ввиду город Або).есть место под названием

    «Русская гора, где... издавна жили руссы». В качестве аргумента финского происхождения

    варягов Татищев рассматривает этимологию их имени. Сами шведы трактовали название

    варяг как «варг», т.е. «волк». В то время именно так называли разбойников, которые

    пиратствовали на море. Это наименование было «не сусчественное Швеции», но могло

    принадлежать и финнам, так как «разбойников волками едва не всюду» звали. Хотя Татищев

    уделял внимание «варяжскому вопросу», но их роль в становлении древнерусского

    государства считал незначительной, отводя им около 40 страниц.

    Работая над «Историей Российской» Татищев понимал, что «неудобно в древней

    истории все одному изследовать». Поэтому он обратился за помощью к П.И. Рычкову,

    видному историку, географу, экономисту того времени. Ученый послал ему «из первой

    части... истории главу 18» и просил «оную разсмотря погрешности исправить, недостатки

    дополнить и колико заблагоразсудите, яснейшею и полнейшую зделав, ко мне прислать...».

    Глава «о татарах» была отправлена Рычкову не случайно, так как в это время он являлся

    асессором оренбургской канцелярии и, так же как и Татищев, собирал материал о живущих

    на территории края народах. Ко всему прочему, Татищев полагал, что Рычкову «большему о

    том известно». Рычков отнесся с большим интересом к работе Василия Никитича.

    Уединившись в своем имении Болдино после многочисленных скитаний и ссылок,

    Татищев продолжает целеустремленно работать над написанием «Истории Российской». К

    концу 1740-х гг. относится решение Татищева начать переговоры с АН об издании своего

    произведения. Большинство членов Петербургской АН было настроено благожелательно.

    Это объясняется изменением общей ситуации в стране. К власти пришла Елизавета

    Петровна.

    30. Роль ученых Академии наук в разработке российской истории

    МИЛЛЕР

    В начале своей деятельности в России Миллер имел в виду не столько науку, сколько службу. Вскоре он получает должность библиотекаря при Академии наук и становится довольно близко к влиятельным академическим сферам. Миллер приступил к созданию первого в России исторического журнала («Собрание российской истории»), который выходил на немецком языке начиная с 1732 г. В журнале печатались источники и статьи по русской истории, как отечественные, так и иностранные. После отъезда Миллера в Сибирь издание остановилось (1737) и было возобновлено им же лишь в 1758 г. Именно в этом журнале началась публикация Начальной русской летописи.

    Новый этап в биографии Миллера связан с участием в Сибирской экспедиции В. Беринга. Он продолжался с 1733 по 1743г. и был завершением той практической школы, в которой Миллер окончательно сложился как историк и ученый. Десять лет Миллер провел вместе с натуралистом И.Г. Гмелиным в Сибири. Он знакомился с географией Сибири, этническим составом ее населения, собирал архивные материалы, составлял карты. До того времени центром исторического изучения были летописи. Миллер натолкнулся на акты, и перед ним впервые открылось безбрежное море архивных источников по русской истории. С этим открытием центр тяжести в изучении русской истории должен был переместиться из глубокой древности в XV-XVII вв. Два года ушло на обследование архивов Западной Сибири — Тобольска, Тюмени, Туринска, Омска, крепостей по Иртышу. С 1735 г. началось обследование Восточной Сибири, с 1738 г. — Западной Сибири и Приуралья. Помимо письменных источников, Миллер приступил к разработке археологических памятников, изучал быт и фольклор. В процессе этой работы самое собирание материала начинало приобретать научные формы и научную организацию. Надо сказать, что к чести Миллера он не боялся быть чернорабочим в истории. Уже, будучи академиком, он готов был ехать в деревню к В.Н. Татищеву, чтобы снять копии и сохранить для истории огромный материал, собранный первым историком России для своих трудов.

    Результатом десятилетней работы в Сибири стали 38 фолиантов копий актового материала, так называемые «портфели Миллера», представляющие богатейший фонд для изучения Сибири и не утратившие своей научной значимости до наших дней. Тем более что многие подлинные документы с тех пор навсегда утрачены вследствие плохого хранения и многочисленных пожаров. Материалы Миллера далеко выходят за рамки местной сибирской истории и примыкают к общей истории России XVI-XVII столетий. Среди них акты периода Смуты (грамоты Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова и др.), что положило начало его «Опыту новой истории России», опубликованному в 1760 г.

    Основные тезисы труда Миллера четко сформулировал В.О. Ключевский: 1) приход славян с Дуная на Днепр, в соответствии с рассказом Начальной летописи, Миллер относит к христианским временам, не раньше Юстиниана; 2) варягов он отождествляет со скандинавами; 3) «принимает тождество варягов и Руси и утверждает, что скандинавы дали Руси государей». Эта точка зрения была развитием «норманнской теории», основоположником которой был Г.З. Байер.

    ШЛЕЦЕР

    1. в качестве источников, на которые опирались Байер, а за ним Шлецер и Миллер, по норманской теории можно назвать имена князей и дружинников указанные в договорах Олега и Игоря с Византией, а так же упоминания византийских писателей о варягах и Руси, Скандинавские саги, известия арабских писателей и финское наименование шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном.

    2.Немалое внимание для подтверждения своей правоты сторонники норманнской теории уделяли известиям западных историков. Здесь в качестве основного источника можно назвать Бертинские летописи и сочинения епископа кремонского Лиутпранда, который дважды был послом в Константинополе в середине 10 века. Там же. С. 94.

    В основу теории была положена легенда из "Повести временных лет" о призвании славянами варягов. Согласно этой легенде славяне, опасаясь внутренних усобиц, пригласили для управления отряд варягов во главе с конунгом, князем Рюриком. Норманнская теория основана на представлении от том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», есть никто иные как представители скандинавских племен, известные в Европе под именем норманнов или викингов.

    3.Но особенно известен Шлецер оказался как исследователь древнерусских летописей. Его главный труд носит название “Нестор”. Помимо исторических изысканий Шлецер в этой работе предложил оригинальную методику изучения древнерусских летописей, которая считалась основной до второй половины XIX века. Он считал целесообразным изучать летописи в три этапа: критически, грамматически и исторически.

    Байер

    1.Однако ему не хватало еще одногоусловия, и, надо сказать, он и не старался его выполнить — Байер не знал русского языка.Русская летопись была известна Байеру в латинском переводе. Среди тщательных исследований Байера следует выделить постановку варяго-pyccкoгo вопроса на основе непосредственного изучения скандинавских материалов, а также первые разработки исторической географии Киевской Руси.Трактат Байера о варягах послужил краеугольным камнем целой норманнской теории. Свое внимание он сосредоточил на одном факте — призвании князей из варягов.

    2. Отдельно надо выделить специальные статьи Байера, посвященные обоснованию норманнской теории возникновения Русского государства: «О варягах», «О происхождении Руси», «География Руси и соседних, областей по данным северных писателей». В них доказывается скандинавское происхождение Руси.

    31.ЭПОХА ПРОСВЯЩЕНИЯ

    старшем у поколению просветителей относится Шарль де Монтескье. С Историографической т.з. важны его труды «О причинных величия и падения римлян», «О духе законов».

    = Природные условия, полагал Монтескье, формируют характер и «дух» народа, влияют на его экономическую деятельность и в конечном счете определяют существующие у различных народов формы государственной власти и законодательства.

    Вольтер – самый знаменитый из фр просветителей, его интересовали как общие закономерности познания истории, так и многие важные события из истории отдельных стран.

     Его «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» охватывает громадный период от Карла Великого до Людовика XIII - это попытка создания всемирной истории.

     Значение истории в том, что она помогает совершенствовать общественные институты.

    Историк должен уделять внимание всем сферам человеческой деятельности.

     Идеалом для него явл просвещенная монархия.

    =Историей он занимался профессионально, это было одно из важных направлений его творческой деятельности.

     В целом его сочинения содержали изложение событий мировой истории от первобытных времен до середины XVIII столетия.

    Его идея — соединение истории с просветительской философией. Задача историка — не просто собирание фактов и изложение событий, но критическое осмысление всего материала с точки зрения разума, создание «философской истории».

     Он стремился на доступном ему материале воссоздать историю Китая, Индии, Японии, арабских народов, народов Африки, Америки. Недаром свой «Опыт о нравах...» Вольтер начинал с истории Китая и Индии.

    = Отвергая провиденционализм, М смотрел на об-во социологически, полагал, что в развитии есть внутренние закономерности.

    = Гл значение он придавал влиянию природной среды на общественное устройство. Разработал учение о 3 формах гос устройства: деспотия, монархия, основанная на принципах чести, республика (самая лучшая).

    = В поисках решения современных ему политических проблем он обращался к исследованию и анализу существовавших политических форм.

    = Монтескье как мыслителя отличали громадная историческая эрудиция и большой вкус к историческим и историко-социологическим построениям.

    32. Ломоносов
    1   2   3   4


    написать администратору сайта