Главная страница
Навигация по странице:

  • Из чужих ответов: Научный факт

  • 30. Возникновение науки и основные стадии ее развития

  • 31. Идеалы и нормы классической, неклассической и постнеклассической науки

  • Вторая научная революция конца 18 - первой половины 19 века

  • Третья научная революция (конец 19 - первая половина 20 века)

  • Четвёртая (по некоторым исследователям - третья) научная революция (последняя треть 20 века)

  • Формирование классической науки и картины мира в Новое время. Наука XVII-XVIII вв.

  • Причинно-механические образы человека, общество, сознание - вот некоторый перечень некоторых идей, представлений, которые происходили в естествознании нового времени.

  • философия наук. философия отв. 28. Научная теория как форма научного познания


    Скачать 68.67 Kb.
    Название28. Научная теория как форма научного познания
    Анкорфилософия наук
    Дата07.02.2021
    Размер68.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия отв.docx
    ТипИсследование
    #174593
    страница2 из 3
    1   2   3

    29. Понятие и природа научного факта

    Эмпирическое (опытное) познание представляет собой деятельность, в основе которой преобладает непосредственное созерцание объекта: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдений и экспериментов, их систематизация и классификация.

    Факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся) является важнейшим элементом эмпирического исследования

    Ученый не просто фиксирует встречающиеся ему факты, он руководствуется определенной гипотезой, а потому наблюдение имеет систематизированный, упорядоченный и целенаправленный характер.

    Факт - главная форма организации знания
    Факт употребляется в двух смыслах:

    1. явление, событие, процесс и т.д. факт являет собой как бы «кусок» самой действительности, независимый от человеческого сознания- факт это фрагмент действительности

    2. фактофиксирующее предложение

    Критерии научности фактов:

    а) повторная (неоднократная) воспроизводимость;

    б) наблюдаемость любым исследователем (интерсубъективность);

    в) неоднократность верификации (проверяемости);

    г) результаты эмпирических исследований должны быть обработаны специальными (статистическими) методами.

    11. Внеморальность (нейтральность научных истин в морально- этическом плане).

    12. Ориентация на практику.

    13. Рациональность (получение знания на основе рациональных процедур и законов логики, формулирование теорий и положений, выходящих за уровни эмпирического уровня).

    14. Чувственность (требования эмпирической проверки с использованием восприятия, что является предпосылкой достоверности).

    15. Выводимость (возможность получения нового знания как следствие из предшествующего посредством определенных правил).

    Из чужих ответов:

    Научный факт - это то, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки. Факт относится к одному из более доказательных аргументов в установлении истины. Только факты могут подтвердить истинность событий. Факт также является наилучшим аргументом для опровержения какого-либо положения науки.

    Исходным пунктом решения проблемы является информация – факт – исходная информация для решения научной проблемы.

    Прогресс в научном познании начинается с перехода от первоначальных умозрительных рассуждений, сыгравших свою роль, на почву фактов.

    Научный факт – описание конкретного события, играющего существенную роль в решении научной проблемы.

    Следует четко различать понятия «событие» и «факт».

    Событие – это фрагмент действительности безотносительно к его познанию, оно имеет онтологический, бытийный смысл, связано с другими событиями.

    Факт – это событие, которое служит объектом познания.

    В науку факт включается как фактофиксирующее предложение (эмпирическое высказывание).

    Совокупность фактофиксирующих предложений составляет научное описание. При этом для формирования фактофиксирующих предложений употребляются специальные термины (элементы языка науки).

    Истинность – главное требование к фактофиксирующим предложениям. Истинность факта в сравнении с истинностью теории легче достигается, т.к. в фактах содержится более простая информация. С другой стороны, строгость к истинности здесь значительно выше, т.к. факты составляют фундамент истинности теории. Из истинных фактов не всегда может быть построена истинная теория, но никогда не может быть построена теория на ложных фактах.

    Истинность фактов определяется результатами эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование), т.е. исследование конкретных событий. Здесь особо важное значение имеет точность описания и измерения. Хотя абсолютная точность, как и абсолютная истинность невозможна, она не всегда и нужна. Достаточно актуальной точности для построения теории.

    Достоверность фактов проверяется в ряде экспериментов, не вызывающих сомнения в их истинности.

    Систематизация фактов – процесс их группировки, разделения на классы, включения в классы новых фактов. Служит основой для формирования новых теорий. Эти процедуры осуществляются на основе ранее накопленных теоретических знаний. Это создает предпосылки и аргументы для последующих теоретических положений (классификация Линнея создала общую картину органического мира, которая способствовала прогрессу науки, хотя была статичной; таблица Менделеева позволила открыть фундаментальный закон).

    Другой формой систематизации фактов является описательная статистика, позволяющая упорядочить огромные массы эмпирических данных, статистические таблицы, частотные распределения, дисперсии, корреляции (соотношения).

    Все это позволяет обнаружить в хаосе событий элементы структурной организации и статистической закономерности.

    Теоретическая нагруженность факта – это его информационная значимость для обоснования или опровержения определенных теоретических положений. Факт является основным элементом описательной функции науки. Но как ни велико значение факта, переходом к объяснению служит гипотеза.

    30. Возникновение науки и основные стадии ее развития

    Стадии развития:

    Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку)

    Вторая - науку в собственном смысле слова.

    Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания (главным процессом здесь принято считать становление эксперимента как метода изучения природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания).

    31. Идеалы и нормы классической, неклассической и постнеклассической науки

    Некоторые авторы считают, что в истории формирования и развития науки следует выделять две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова, когда наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип знания, а именно теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. Согласно его мнению наука как целостный феномен возникает в новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. д. Основанием для данной периодизации, считает он, является противоречивое соотношения объекта и субъекта исследования.

    Классическая наука (– 17 -19 вв) исследуя свои объекты стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранять по возможности всё, что относиться к субъекту, средствам, приёмам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно истинного знания о мире. Таким образом, в классической науке господствует объективный стиль мышления (стремление познать предмет сам по себе без относительных условий изучения его субъектом).

    Неклассическая – первая половина 20 в. Исходный пункт неклассической науки связан с разработкой релятивистской и квантовой теории. Неклассическая наука отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представления о реальности, как чего-то независимого от средств познания, субъективного фактора. Она создает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация указанных связей просматривается в качестве условий объективно истинного описания и объяснения мира.

    Постнеклассическая – существенный признак постнеклассической науки (вторая половина 20 -21 век) – постоянная включенность субъективной деятельности в тело знания. Постнеклассическая наука учитывает соотнесенность характера знания об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Каждая из названных стадий развития науки имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

    В Классической стадии парадигма – механика, ее картина мира строится на принципе Лапласовского, жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

    Неклассическая – парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

    Постнеклассической науке соответствует парадигма становления и самоорганизации, основные черты выражаются в синергетике, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, ориентации на историческое время, на системность и идею развития, как важнейшую характеристику бытия. При этом следует отметить, что смену классич. неклассич и затем постнекласич. этапов следует понимать не упрощенно, не как полное отрицание достижений предыдущего этапа, а что между этими этапами существует преемственность.

    Классическая наука, возникшая в результате 1-й научной революции 17 века, базировалась на механистической парадигме (Галилей, Ньютон). Её основные принципы:зародилась в XVI–XVIIвв. как результат научных исследований Н. Кузанского, Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Ф. Бэкона, Р. Декарта. Однако решающую роль в ее возникновении сыграл Исаак Ньютон (1643–1727 гг.), английский физик, создавший основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел. Он сформулировал три основных закона механики, сконструировал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движения небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисления в качестве языка описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона явилась классическим образцом дедуктивной научной теории.

    Особую роль в развитии классической науки сыграла математика, которая использовалась учеными для создания такой единственной идеальной конструкции (математической модели, алгоритма, теории), которая бы полностью соответствовала изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность истинного знания.

    Вторая научная революция конца 18 - первой половины 19 века (признаваемая не всеми исследователями) базировалась прежде всего на объектах геологии и биологии, что привело к идее развития и, соответственно, к постепенному отказу от простых механистических объяснений. Наглядные механические модели изучаемых объектов и явлений стали всё более вытесняться их абстрактным но непротиворечивым математическим описанием.

    Третья научная революция (конец 19 - первая половина 20 века) привела науку к проникновению в микромир (теория относительности и квантовая теория в физике, генетика в биологии, квантовая химия в химии и т.д.). Возникновение неклассической науки было связано с переходом от классической науки, ориентированной главным образом на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке, представленной биологией, химией, геологией и др. Этот переход означал, что механистическая картина мира переставала быть общезначимой и общемировоззренческой. Объекты биологии, геологии качественно отличаются от объектов классической механики. Эти науки внесли в картину мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира. В биологии и геологии формируются идеалы эволюционного объяснения, зарождается картина мира, не сводимая к механистической.

    Четвёртая (по некоторым исследователям - третья) научная революция (последняя треть 20 века) привела к изучению исторически развивающихся явлений, объектов, систем. Постнеклассическая наука, она имеет ряд отличительных особенностей. Если объектом классической науки были простые системы, объектом неклассической науки – сложные системы, то объектом постнеклассической науки становятся исторически развивающиеся (саморазвивающиеся), открытые, «человекоразмерные» системы, к которым относятся объекты экологии, в том числе и биосфера, объекты биотехнологии, системы «человек – машина», медико-биологические объекты и т. д. Изучение таких объектов со множеством различных по природе компонентов требует разработки новых методов познания, совместных, комплексных, междисциплинарных исследований с участием специалистов из различных областей знания, применения знаний естественных, технических и гуманитарных наук. Важнейшим признаком постнеклассической науки, в этой связи является синтез данных наук в решении комплексных проблем познания.

    Формирование классической науки и картины мира в Новое время. Наука XVII-XVIII вв.

    Переход к новым воззрениям должен был получить и получил теологическую санкцию, социальное признание и поддержку со стороны официальных структур политической и духовной власти.

    Идея естественного права идет от ранней буржуазии, естественных законов истории, которые надлежало открыть. Причинно-механические образы человека, общество, сознание - вот некоторый перечень некоторых идей, представлений, которые происходили в естествознании нового времени. Возвеличивание сил разума с его безграничными творческими возможностями и реализация, вера в безграничные возможности науки. Следует сказать, что механицизм как способ познания захватывает различные предметные области. Этому революционному перевороту в естествознании предшествовала целая историческая эпоха отказа от прежней картины мира, прежнего понимания стратегии и метода исследования природы, отказа от антропоцентрических представлений. Осуществлялась эта стратегия не только в виде открытия объективных законов механики, астрономии, физики, но и в развитии номиналистко-волюнтаристической и герметическо-мистической ветвей теологии. Видимо, в истории науки не безразлично, что Коперник, Ньютон, Лейбниц, Бойль, Бэкон и др. были профессиональными теологами. Именно Ньютону принадлежат 15 томов комментариев к священному писанию. Без понимания этого обстоятельства революция в науке нового времени сводится к умению ставить эксперименты и обобщению результатов. В 17 в, развитие корпускулярно-механистической концепции материи столкнулось с культурно-историческими трудностями ее восприятия и принятия как в католическом, так и в протестантском мире. Многие идеи механики были почерпнуты из трудов Эпикура, Демокрита и др. античных философов. Сам Эпикур и другие ант. мыслители с их отрицанием бессмертия души, ее материальности и смертности, с идеями индивидуалистической этики были принципиально неприемлемы по религиозным соображениям. С помощью атомистической физики нельзя было объяснить основные христианские таинства. Поэтому на протяжении всего 17 в. шла борьба за общественное признание атомизма в работах Бойля, Чарльтона, Гоббса и других. Именно благодаря работам Чарльтона и Бойля, эпикурейский атомизм был увязан с идеологией церкви. Хитроумные теологические аргументы в пользу атомизма сводились к тому, что схоластическая концепция материи ведет к идолопоклонству, в то время как понимание материи как инертного и пассивного начала является прочной основой христианского мировоззрения, ибо она доказывает существования активного начала (Бога).

    Английские теологии приняли и поддержали корпускулярную теорию и механическую картину мира. Этический индивидуализм, лежащий в основе протестантизма (Индивидуум = атом, греч.) и, естественно, научный атомизм, воспринимали в 17 и начале 18 века, как разные аспекты единого мироощущения, что основополагающими элементами природного и социального бытия являются самостоятельные индивиды – атомы и корпускулы, взаимодействие между которыми осуществляется внешне регулируемым, механистическим образом и подчиняются жестким законами.

    Непосредственными родоначальниками нарождающейся науки были Ф. Бэкон и Декарт.

    Главное внимание обоими мыслителями было уделено проблеме универсального метода и истины. На основе идей математики Декарт разрабатывает аналитический метод, который состоял в разделении любого сложного на его составные части и последующего продвижения от самого простого к сложному. Декарт стремится создать единый всемогущий и универсальный аналитический метод, который бы позволял рассматривать любые частные проблемы независимо от их содержания. Поэтому к области математики относятся только те науки, в которых рассматривается либо порядок, либо мера, и совершенно не существенно, будут ли это числа, звезды, звуки или что-либо другое, то есть то, в чем отыскивается эта мера. Иными словами, осознание математики как универсального языка науки, желание свести философию к физике, а физику к математике, а качественные различия к количественному отношению, то есть желание преобразовать наличные знания о мире в некую единообразную систему количественных закономерностей. Указанная особенность - это наиболее характерная черта философии нового времени. Тем самым задавался идеал классических наук на два века вперед. В отличие от Декарта, Бэкон развивает метод опытных наук. Центральная идея его методологии состояла в опытном установлении отношений между фактами и дальнейшим их обобщениям путем индукции, то есть индуктивным методом. Иногда не правильно говорят о соотношении метода Б и Д. Д осознавал вклад Б. Декарт писал «Мы дополняем друг друга, мои советы могут служить для общего объяснения вселенной, его же позволяют найти детали посредством необходимых опытов», индуктивный метод является вспомогательным. Влияние методологии Бэкона оказалось весьма существенной и оказало влияние на изучение электрических явления, магнетизма. По сути дела эти дисциплины вырастали из практического приложения бэконовской методологии. Именно ориентация на плодотворность науки стала отличительным признаком бэконовской науки. Эти методологические изыскания Б отразились в трудах Гука, .... В 17 веке происходит обновление арсенала приборов и экспериментальных методов. Менее чем за 100 лет физика становится экспериментальной наукой. Следует сказать что в течение 17-18 вв. сообщества ученных-естественников четко распадается на т.н. классиков и эмпириков. Указанное расслоение нашло отражение в структуре научных сообществ, большинство академических кресел доставалось представителям класс. науки. В 19 веке многие новые науки не разрабатывались в университетах. Фундаментальными идеями новой науки о природе были идеи однородности пространства (Галилей), однородности вещества (Декарт), однородности времени (Лейбниц). Представление о единстве мира и задавалось совокупностью указанных принципов. Стремления к постижению бытия стали невольно сводиться к методологии познания, то есть к системе неких точных и простых правил. Правила эти ориентировались на раскрытие и описание управляемых природным миром механико-математических законов. Т.о. картина вселенной свелась к картине взаимодействия ее объективированных силовых и материальных элементов. Бог в этой картине мира стал мыслиться абсолютным законодателем механически упорядоченного мира. На первый план вышли так называемые Первичные качества, то есть те качества, которые не зависят от субъекта, которые доступны физико-математическому описанию, протяженность, тяжесть и т. д. Таким образом, классическая наука началась с установления суверенных логико-математических и экспериментальных критериев истины. Основными формами мышления ученого стали теория и факт. И все познание начинает разворачиваться в русле оппозиции эмпирическое – теоретическое. Моделью мышления делается объект, который полностью освобождается от вторичных качеств ( вкус, запах и т. д.), поскольку эти качества не могут быть воспроизведены в теоретическом мышлении, так как они зависят от субъекта (полагал Локк). Мир понимания лишен каких-либо красок, он геометрически четок, однозначен, жестко детерминирован и математически ясен. Зная начальные параметры мира и законы его развития можно дать однозначный ответ о состоянии мира в любой отдаленный момент времени. Это так называемый лапласовский детерминизм, отрицающий случайности, отождествляющий причинность и необходимость. Зримым образом это мира служат часы. Т.о. методы механики принимаются за универсально научные методы, они способны разрешать все проблемы, связанные с познанием природы. Начатое Коперником и продолженная Галилеем, Кеплером, Декартом формирование Новой картины природы завершилось механикой и теорией всемирного тяготения Ньютона. Огромное влияние Ньютона на последующее развитие науки было обусловлено не только совершенством теории, которую он создал, но и тем что ему удалось создать богатый язык для описания и объяснения природных явлений через причинные, математически формулируемые законы. Т.о., классический стиль научной деятельности сложился в Европе в период научной революции 17-18 веков. Он закрепился и расцвел в университетах, академиях, лабораториях, научной периодике и т. д. 19 века. Как указывал англ. философ Бертран Рассел, бесконечность вселенной своеобразно оформляется бесконечностью прогресса познания, последовательного накопления новых знаний.
    1   2   3


    написать администратору сайта