Главная страница
Навигация по странице:

  • Становление неклассического (современного) этапа развития науки на рубеже XIX-XX вв.

  • Синергетический подход и идеи глобального эволюционизма.

  • В современной постнеклассической картине

  • 32. Понятие научной школы и научные традиции 33. Научные революции как смена типов научной рациональности. «Структура научных революций» Т.Куна

  • 36. Фундаментальная и прикладная наука. Наука и техника. 37. История развития техники 38. Проблемы философии техники.

  • 41. Происхождение и основные идеи теории эволюции. 42. Концепция антропосоциогенеза.

  • 45. Основные этапы исторического развития химии. 46. Концептуальные системы химии и их эволюция. 47. История медицины. Медицина, как наука.

  • 48. Основные проблемы философии медицины. 49. Проблемы медицины здоровья. 50. Основные направления гуманизации современной медицины.

  • 53. Экология и ее философские проблемы. Понятие экофилософии 54. Основные экологические проблемы конца 20 начала 21 века 55. Социальная экология.

  • философия наук. философия отв. 28. Научная теория как форма научного познания


    Скачать 68.67 Kb.
    Название28. Научная теория как форма научного познания
    Анкорфилософия наук
    Дата07.02.2021
    Размер68.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия отв.docx
    ТипИсследование
    #174593
    страница3 из 3
    1   2   3

    Главным достояние науки нового времени можно считать становление научного способа мышления, которое характеризуется объединением эксперимента как метода с математическим методом и формирования теоретического познания. Датой рождения науки считают 1662 – основание Лондонского королевского научного общества.

    Его устав был сформулирован Робертом Гуком. Цель общества (по уставу) – совершенствование знания естественных предметов, всех полезных искусств с помощью экспериментов не вмешиваясь в политику, риторику, грамматику, богословие и т. д. Через четыре года в Париже появляется Академия наук.

    Наиболее глубоко механистическая концепция была изложена в работах Ньютона. Ее основные положения:

    Не должно предписывать природных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений.

    Следует насколько возможно предписывать одним и тем же следствия одни и те же причины.

    Основой научных доказательств является эксперимент, причем непосредственный, а не мыслимый (как предлагал Декарт).

    Отметим, что логику построения «Начал» Ньютон заимствовал у Эвклида. То есть сначала формулируются аксиомы, или законы, затем из них выводятся следствия, которые можно проверить на опыте. Символом метафизики Ньютона является сформулированный им основной закон динамики

    F=m*a

    По сути дела, Ньютон ввел три метафизические категории:

    Масса – как мера инертности тела

    Сила – как фактор, который изменяет состояния покоя или равномерного прямолинейного движения

    Ускорение – характеристика свойств пространства и времени.

    Свойства парадоксальны, так как речь идет об абсолютно пустом пространстве и абсолютном времени. Ньютон вкладывал в них теологический смысл. Введенный Н. закон всемирного тяготения, сила гравитации является метафизической категорией, так как речь шла о передачи сил на неограниченное расстояние, принцип дальнодействия. Декарт пытался снять противоречия – введением эфира. А Н. отвергает гипотезу об эфире, отвечая, что причину свойств тяготения он не смог вывести, но и гипотез не измышлял. Т.о. можно сказать, что в механике Н. много метафизических категорий. Отметим, что физическая модель мироздания, построенная в рамках механистического мировоззрения, явилась плодом свободного творения человеческого разума. Это была превосходная материалистическая модель, решающая множество практических задач, включая задачи освоения космоса.

    Становление неклассического (современного) этапа развития науки на рубеже XIX-XX вв.

    В конце 19 и до средины 20 в. складывается неклассическая наука. Происходит коренная ломка понятий, идей, и методов не в одной науке, а почти во всех областях знания. Революционные преобразования затрагивают и меняют облик самой науки прежде всего математики, логики, физики (делимость атома), космологии (теория большого взрыва, модели нестационарных вселенных), химии (квантовая механика, теоретическое обоснование периодической системы элементов), психологии (открытие роли бессознательного, попытка объяснения внутриличностных конфликтов), биология (генетика, экосистемный анализ). Происходит создание метанауки, возникает кибернетика и теория систем которая претендует на роль интегратора научного знания. Происходит отказ от норм и идеалов исследования, сложившихся в классической науке. Появляются новые нормы, поучения, построения, проверки и обоснования знаний. К ним относятся отказ от прямолинейного онтологизма, то есть понятие, или математический символ, могут обозначать и пустой класс объектов, признание относительности истинности теории и онтологических моделей реальности. Были осмыслены связи между онтологическими постулатами и характеристиками методов, посредством которых объект осваивается. В связи с указанным, описание и объяснения дают новой науки явные ссылки на средства и операции познавательной деятельности.

    Меняются нормы доказательности и обоснованности (например, в квантово-релятивистской физике - принцип наблюдаемости), выяснять связи между старой и новой теориями (принцип соответствия). Неклассическая наука основала новые типы объектов, которые не встречались в классической науке, это само регулирующиеся, сложно организованные системы, обладающие уровневой организацией. Указанные новые объекты подчинялись новым типам взаимодействия вероятностных закономерностей, законам прямых и обратных связей (кибернетические объекты), в целом изменялся образ природы. Если раньше природа – машина машин, ныне – это стохастический аппарат, подчиняющийся вероятностным закономерностям. Космология и физика раскрыли законы микро, макро и мегамиров. На уровни живой природы осваивались объекты микроуровня (генная теория), а также мегауровней – геобиоценозы. Случайность была осознана наукой не как результат не знания, а как объективная характеристика живого и неживого миров и входила в законы на равных правах с необходимостью. Соответственно, и в познании общественных явлений возникает представление о законе тенденций (вероятностном законе). Переход от классического к неклассическому типу науки был подготовлен кризисом мировоззренческих установок классического рационализма и формирования нового понятия рациональности. Если классическая наука полагала, что наблюдатель как бы вынесен за пределы мира и смотрит на этот мир как Господь Бог, со стороны, то неклассическая наука понимает иллюзорность такой точки зрения. Здесь сознание, постигающее действительность постоянно наталкивается на такие научные ситуации, в которых оно является погруженным в саму эту действительность. Т. о., можно сказать, что становления идеи и методов неклассической науки характеризуется:

    1. Сближением объекта и субъекта познания. Зависимостью знания от применяемых субъектом методов и средств его познания.

    2. Формированием нового образа детерминизма и его ядра причинности.

    3. Внедрением идеи диалектического противоречия в естествознании и как существенной характеристики его объектов и как принципа познания этих объектов.

    4. Осознанием значимости статистических закономерностей по отношению к динамическим.

    5. Идеей целостности и системности.

    Синергетический подход и идеи глобального эволюционизма.

    Исследование саморазвивающихся синергетических систем происходит в рамках междисциплинарных исследований в нескольких направлениях. Это модель, предложенная родоначальником синергетики Хоккеном, модели Пригожина, Курдюмова. Начало новой дисциплины положило выступление Хоккена в 1973 году на первой конференции, посвященной проблеме самоорганизации. Однако Пригожин употребил другой термин – неравновесная термодинамика. В современной постнеклассической картине мира, упорядоченность, структурность, также как и хаос, стохастичность, признаны объективными универсальными характеристиками действительности, которые присутствуют на всех структурных уровнях развития. Т. о. проблема иррегулярного поведения неравновесных систем является предметом синергетики (греч. – содействие, соучастие).

    Предметом синергетики является выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза. То есть показателем прогресса, как состояния стремящегося к повышению степени сложности системы является наличие в ней внутреннего потенциала самоорганизации. Поэтому самоорганизация мыслится как глобальный эволюционный процесс. Синергетика понимается как непрерывное сотрудничество, согласованное действие. Синергетику интересует вопрос о том, как именно подсистемы или части производят изменения, которые всецело обусловлены процессами самоорганизации. Оказалось, что все системы при переходе от неупорядоченного состояния к порядку ведут себя схожим образом. По мнению Хоккена, принципы самоорганизации различных по природе систем (от электронов до людей) одни и те же, коль так, то, следовательно, речь должна идти об общих детерминантах природных и социальных процессов. На нахождение этих процессов и направлена синергетика. Она включает в себя новые представления о реальности, то есть новую карту картины мира, а именно, рисует концепцию нестабильного, неравновесного мира, идею многоальтернативности воздействия, идею возникновения порядка из хаоса. Основополагающая идея синергетики состоит в том, что неравновесность мыслится источником новой организации, то есть порядка (порядок из хаоса). Зарождение упорядоченности приравнивается к самопроизвольной самоорганизации материи, при этом для поведения системы важны интенсивность и степень их неравновесности.

    Неравновесные системы вызывают эффект корпоративного поведения элементов, которые в равновесных условиях вели себя независимо, то есть автономно. Рассматривается поведение неравновесных систем в органической и неорганической химии. В социальных науках пытаются описать явления с позиции синергетики, работа головного мозга рассматривается как шедевр кооперирования клеток. Кроме того, попытка осмысления синергетики, понятия хаоса основаны на классификации самого хаоса – простой, сложный, детерминированный, и др. Т. о. в постнеклассическую картину мира хаос вошел не как источник деструкции (разрушения), а как состояние, производное от первичной неустойчивости материальных взаимодействий, которое может явиться причиной спонтанного структурогенеза. Поэтому хаос рассматривается не просто как бесформенная масса, а как сверхсложная организованная последовательность. Некоторые ученные определяют хаос как нерегулярное движение по периодически повторяющимся неустойчивым траекториями, где для корреляции временных и пространственных параметров характерно случайное распределение.

    Идеи синергетики созвучны с представлениями древних мыслителями (Космос противопоставлялся Хаосу). При этом они мыслили Космос и Хаос как некие универсальные характеристики мироздания. Хаос мыслился как всеобъемлющее начало, в частности в античном мировосприятии хаос наделен формообразующей силой, первичное состояние материи. Хаос есть некая первопотенция мира, которая, разверзаясь, изрыгает ряды животворнооформленных сущностей. Такие идеи нашли свое воплощение в синергетике. По сути, считают что хаос является открытием нового вида движения, что оно столь же фундаментально, как и открытие элементарных частиц кварков, глюонов. То есть наука о хаосе – наука о процессах, а не о состоянии, наука о становлении, а не бытии. Синергетика связана с такими понятиями как бифуркация, флуктуальность, хаосомность, диссипация, неопределенность. При этом данные понятия приобретают мировоззренческую окраску, категориальный статус.

    В заключение отметим, что идеи синергетики, так или иначе, созвучны с идеями диалектики. Поэтому некоторые современные исследователи считают, что синергетический подход раскрывает, уточняет некоторые диалектические идеи.

    Наука XX - XXI вв.

    Формирование постнеклассической науки относят к 70-м годам 20 века. В современном обществе наука рассматривается как главная сила на пути решения глобальных и стратегических проблем. Наука все больше интегрируется в различные подсистемы человеческой деятельности, сращиваются теоретические и практические, фундаментальные и прикладные исследования. Жесткие грани между различными науками и дисциплинами стираются. Идеи и методы, идеалы и нормы исследования обретают общий характер. Глобальным объектом науки становится мир как система систем, эволюционирующая во времени, такой мир вбирает в себя и вселенную и природу и человека. Однако представить мир как закономерный эволюционный процесс оказалось весьма затруднительно в рамках не только классической, но и неклассической науки так как общие представления об эволюции материи базировались на разделении законов, которые действуют в неживой, живой природе и обществе. Так, для неживой природы законы релятивисткой и квантовой теории описывают эволюцию вселенной. В живой природе действуют законы эволюции и естественного отбора, в обществе - социальные законы. Для постнеклассической науки характерен синергетический подход, который дает возможность представить картину единого эволюционного развития природы, общества и человеческого мышления и познания. Таким образом, одной из главных характеристик современной постнеклассической науки является широкое распространение идей и методов синергетики, теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

    Следующая характерная черта - укрепление парадигмы целостности, то есть осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир, а также стирание границы между методологией естествознания и социального познания. Эта парадигма целостности опирается на идею о единстве мира и представление о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Эта парадигма отличается универсальностью и обладает огромным интегративным потенциалом.

    3-я особенность - широкое применение принципа коэволюции, то есть сопряженного взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Считается, что в настоящее время данное понятие является универсальным, ибо охватывает как материальные так и идеальные системы. Принцип коэволюции является углублением и расширением принципа эволюции, который был разработан в диалектике в трудах Гегеля и затем Маркса. В своевременной картине мира этот принцип принимает глобальный характер.

    4-я особенность - изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов его изучения. Как мы знаем, объектом классической науки были простые системы, неклассической науки – сложные системы, то в настоящее время ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, то есть характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Для самоорганизующихся систем характерны такие признаки как открытость для вещества, энергии и информации, нелинейность, то есть множество путей эволюции системы, когерентность (связь, сцепление, согласованное протекание во времени процессов данной системы), хаотичный характер переходных состояний, непредсказуемость поведения, способность активно взаимодействовать со средой, гибкость структуры, способность учитывать прошлый опыт.

    Считается, что объектом современной науки становятся так называемые человекоразмерные системы, а именно медико-биологические объекты, объекты экологии, биотехнологии, генной инженерии, системы человек-машина и др. Изменение характера объекта изучения ведет к изменению подходов и методов исследований, поэтому специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования. Реализация таких программ порождает сращивание теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, а также интенсификация прямых и обратных связей между ними. Это ведет к усилению взаимодействия сложившихся в различных дисциплинарных областях понятий, идеалов, форм и методов познания.

    5-я особенность – еще более широкое применение философии и её методов во всех науках

    6-я особенность – методологический плюрализм, то есть осознание ограниченности, односторонности любой методологии. Осознание того, что нельзя абсолютизировать какой-либо метод, нельзя его объявлять единственно верным, отказывая другим методам и методологическим концепциям, поэтому характерной особенностью постнеклассической науки является ее диалектизациия, то есть широкое применение диалектического метода в различных отраслх научного познания.

    7-я особенность – соединение объективного мира и мира человека, то есть преодоление разрыва объекта и субъекта. В современной физике и других науках объективность обретает более тонкое значение, ибо научные результаты не могут быть отделены от исследовательской деятельности субъекта. Это соединение объективного и мира и мира человека характерно не только для гуманитарных, но и многих естественных наук. Это ведет к изменению идеала ценностно-нейтрального исследования. Это предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений. В естествознании 20 века получил широкое распространение антропный принцип, один из фундаментальных принципов современной космологии. Оно устанавливает связь существования человека как наблюдателя с физическими параметрами вселенной. Наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но в целом является необходимым условием для существования материальных основ этой картины. Антропный принцип имеет два основных варианта: слабый вариант – наше положение во вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей.

    И другой подход – сильный вариант, который исходит из того, что вселенная, а следовательно и фундаментальные параметры вселенной, должны быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Другими словами, человек мог родиться только во вселенной с определенными свойствами. Подводя итог, развитие науки 20 в. показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в естественный ход событий – не существует. Учет включенности человека и его действий в функционировании большинства исторически развивающихся систем, освоенных человеком, приносит в научное знание новый гуманистический смысл.

    8-я особенность - Внедрение идеи времени во все науки. Все более широкое распространение идеи развития, историзация науки, диалектизация науки. В своей работе Пригожин и Стингерс («Порядок из хаоса») указывают на то, что время проникло не только в биологию, геологию, социальные науки, но и на два уровня, из которых его традиционно исключали - на макроскопический и космический, не только жизнь, но и вся вселенная имеет историю. Главный вывод из этого – необходимость перехода к диалектике как методу познания. Современная наука должна навести мосты между бытием и становлением, эти два аспекта реальности взаимосвязаны и время и изменения первичны повсюду, начиная с элементарных частиц и до космологических моделей.

    9-я особенность - Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Проникновение математических методов во многие сферы науки, где раньше она не применялась, практической деятельности, прогресс вычислительной техники вызвали потребность и дальнейшего развития самой математики, появлению целого ряда новых математических дисциплин (теория информации, графов, игр, дискретная математика, теория оптимального управления и т. д.).

    10-я особенность. Стремление построить общую научную картину мира на основе принципа универсального (или глобального) эволюционизма, которая бы объединила в единое целое идеи системного и эволюционного подхода. Мы знаем, что сами идеи имеют длительную историю, в 19 веке идеи эволюции нашли применение в биологии, геологии и в других областях знания. Но идеи эволюции многими воспринимались в 19 или в начале 20 в. как некое исключение по отношению к миру в целом, то есть этот принцип не являлся доминирующим во всем естествознании. Это обусловлено тем, что доминирующей наукой была физика, которая на протяжении долгого времени не включала в явном виде в качестве своих фундаментальных постулатов принцип развития. Этот принцип в настоящее время реализуется в концепции глобального эволюционизма, поэтому эти идеи эволюции в современной науке экстраполируются на все сферы действительности. Свое конкретное выражение этот принцип находит в принципе историзма. Большую роль в изменении взгляда на эволюцию сыграли: теория нестационарной вселенной, синергетика, теория биологической эволюции и развитие этой теории на основе концепции биосферы и ноосферы. Можно сказать, что одной из удачных попыток создать современную общенаучную картину мира на основе идей глобального эволюционизма является концепция Янча, в своей работе «Самоорганизующаяся вселенная: научные и гуманистические следствия возникающей парадигмы эволюции». Он рассматривает все уровни живой и неживой материи, социальные явления (нравственность, мораль), считает, что их надо рассматривать как диссипативные развивающиеся структуры. Он рассматривает эволюцию как некий целостный процесс, частями которого являются физико-химический, биологический, социально-культурный процессы. На каждом из этих уровней есть свои особенности. Так, источником космической эволюции явилось нарушение симметрии, которое выразилось в преобладании вещества над антивеществом, что повлекло к возникновению различного рода сил: гравитационных, электромагнитных, сильных, слабых. Следующий этап эволюции Янч связывает с возникновением жизни. Усложнение жизни приводит к усложнению организмов и экосистем, это вызывает социальную эволюцию, в результате социальной эволюции возникает специфическое свойство, связанное с мыслительной деятельностью. Рисуя эту картину, Янч включает в самоорганизующуюся вселенную человека и тем самым пытается придать глобальной эволюции гуманистический смысл.

    11-я особенность – Формирование нового, организмического понимания природы. То есть природа все чаще рассматривается не как совокупность изолированных объектов, не как некая механическая система, а как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах и нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.

    12-я особенность - Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эта фундаментальная характеристика мира выступает на передний план. При этом многие считают, что надо учитывать противоположные характеристики (нестабильность - стабильность, порядок и хаос, определенность и неопределенность). Хотя следует отметить, что в настоящее время все чаще говорят о неопределенности, как об атрибутивной (неотъемлемое свойство), интегральной характеристики бытия в целом.

    13-я особенность – постнеклассическую науку характеризует революция в получении и хранение знания (компьютеризация науки).

    14-я особенность – рождение генных технологий, основанных на методах молекулярной биологии и направленное на конструирование новых генов, разработка принципиально новых методов – клонирование и т.д.

    15-я особенность - внедрение в область науки химических эволюционных идей, которые привели к формированию нового научного направления – эволюционной химии, в частности, концепции каталитических систем, благодаря этому стало возможным объяснение перехода от низших химических систем к высшим.

    16-я особенность - это развитие вычислительной техники и наноэлектронники, внедрение нанотехнологий.

    Характерные черты постнеклассической науки, ее становление не приводит к полной отмене познавательных методов, установок классической и неклассической наук. То есть мы пользуемся теми методами и установками в соответствующих ситуациях. Постнеклассическая наука по мере развития будет устанавливать область применимости тех методов и гносеологических установок, которые сложились в классический и неклассический периоды развития науки. Т.о. современная научная картина мира объединяет в единое представление естественнонаучное, гуманитарное и философское знания и стремится создать целостное представление о принципах и законах устройства мироздания.

    32. Понятие научной школы и научные традиции

    33. Научные революции как смена типов научной рациональности. «Структура научных революций» Т.Куна

    34. Идеалы и ценности науки. Понятие этики науки.

    35. Наука как социальный институт. Современные формы организации научных исследований

    36. Фундаментальная и прикладная наука. Наука и техника.

    37. История развития техники

    38. Проблемы философии техники.

    39. Биология, ее предмет и основные этапы развития.

    40. Основные концепции происхождения жизни. Природа и сущность живого.

    41. Происхождение и основные идеи теории эволюции.

    42. Концепция антропосоциогенеза.

    43. Системный подход и его проникновение в биологию. Концепция синергетики в философии науке.

    44. Понятие экосистемы. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

    45. Основные этапы исторического развития химии.

    46. Концептуальные системы химии и их эволюция.

    47. История медицины. Медицина, как наука.

    48. Основные проблемы философии медицины.

    49. Проблемы медицины здоровья.

    50. Основные направления гуманизации современной медицины.

    51. Истоки формирования и основные вехи в развитии биоэтики.

    52. Биоэтика и ее отношение к традиционным моральным системам. Актуальные проблемы биоэтики.

    53. Экология и ее философские проблемы. Понятие экофилософии

    54. Основные экологические проблемы конца 20 начала 21 века

    55. Социальная экология.

    1

    1   2   3


    написать администратору сайта