Главная страница
Навигация по странице:

  • Из личного опыта - 2

  • Из опыта коллег

  • 070702 Музыкальная звукорежиссура

  • Профессиональный цикл обучения

  • Несколько слов о звукорежиссуре Вып_1_сент13. 2Пособие ориентировано на студентов и абитуриентов, которые обучаются или желают обучаться профессии звукорежиссера. Он может также представ лять интерес для всех, кто уже работает по этой специальности. Рекомендовано Вченою радою кнукiМ, протокол ббк


    Скачать 1.35 Mb.
    Название2Пособие ориентировано на студентов и абитуриентов, которые обучаются или желают обучаться профессии звукорежиссера. Он может также представ лять интерес для всех, кто уже работает по этой специальности. Рекомендовано Вченою радою кнукiМ, протокол ббк
    АнкорНесколько слов о звукорежиссуре Вып_1_сент13.pdf
    Дата12.08.2018
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНесколько слов о звукорежиссуре Вып_1_сент13.pdf
    ТипПротокол
    #22833
    страница3 из 3
    1   2   3
    21
    жизнь – «Холодный свет кристалла», молодого тогда режиссера Романа
    Ширмана.
    Еще через год мне посчастливилось работать в своем первом пол-
    нометражном (50 минут) фильме «Эти трудные дети». Если бы не ре-
    жиссер этого фильма Сергей Лосев, моя творческая биография на этом
    могла бы и закончиться. Я, как и многие молодые люди, считал, что уже
    много знаю и еще больше умею. На самом деле, я только-только начинал
    понимать в чем заключается суть профессии звукорежиссера.
    В фильме было много синхронных эпизодов, мы снимали в детских
    приютах и колониях, были эксперименты снятые в павильоне с применени-
    ем многомикрофонной техники. После окончания съемок мне казалось, что
    все сложности позади, и я чувствовал себя почти героем. Но неприятно-
    сти мои только начинались.
    В фильме у нас звучали песни группы «Машина времени». В 1980
    году это была почти подпольная группа и достать качественные про-
    фессиональные записи нам не удалось. Кстати, об авторских правах ни-
    кто тогда не думал. Качество звука всех песен было не очень хорошее, и я
    предпринимал попытки его улучшить,используя тогдашнюю технику. Это
    сегодня я знаю, что чем больше у звукорежиссера возможностей влиять
    на качество звука, тем больше у него возможностей как улучшить, так и
    ухудшить звук. Чем больше я «трудился» над песнями А. Макаревича, тем
    хуже они звучали. Но понял я это слишком поздно.
    Дикторский закадровый текст в фильме читал актер Николай
    Олялин. Он только что снялся в фильме «Освобождение» и был очень по-
    пулярным украинским актером. У Олялина был своеобразный голос –бас с
    подчеркнутыми высокими частотами. Если подрезать низкие частоты –
    получалось неприятное горловое звучание, если попытаться убрать высо-
    кие частоты (чтобы было меньше «свиста») –пропадала разборчивость
    и голос становился очень низким. Сколько я не пытался улучшить голос
    Олялина, ничего у меня не получалось.
    На сдаче фильма директор студии спросил, почему у нас так
    странно звучит всем хорошо знакомый голос и почему в песнях нельзя разо-
    брать слов? Сергей Лосев сказал, что это он попросил звукооператора до-
    биться именно такого звучания, что это тот звук, который он слышит
    в фильме и что я хорошо справился со своей работой. Директор студии
    режиссера не понял и потребовал звук все-таки исправить.
    Я на всю жизнь благодарен Сергею Лосеву за то, что он тогда
    спас меня и позволил остаться в профессии. Сергей стал моим хорошим
    другом и мы с ним проработали вместе еще почти 20 лет.

    22
    Это пример того как важно, чтобы в начале пути вам встретились хоро-
    шие люди, которые поддержат и помогут. А дикторский текст мы тогда
    переписали. Дело оказалось не в голосе, а в микрофоне. У нас на студии
    были только отечественные микрофоны фирмы «ЛОМО». Для такого го-
    лоса они не подходили, так как подчеркивали только все недостатки (ча-
    стотная характеристика этих микрофонов имела подъем в области высо-
    ких частот и буква «С» становилась еще более явной).
    На студии «Укртелефильм» мне удалось раздобыть на одну смену
    микрофон Neumann U-67. Это ламповый микрофон с мягким и ровным звуча-
    нием. Голос зазвучал совсем иначе и никаких претензий ни у кого не возникло.
    Тогда я впервые понял, какое значение имеет знание возможностей техни-
    ки и как важно правильно подбирать микрофоны в зависимости от источ-
    ника звука. Кстати, песни «Машины времени» из фильма режиссер убрал.
    Осталась только «Поворот», да и то мы ее сильно заглушили шумами
    Профессия звукорежиссера сложная. Много лет ведутся споры о том, где надо готовить звукорежиссеров – в технических или в творческих ву- зах. Человек, который хочет профессионально заниматься звуком, должен, безусловно, обладать хорошим слухом. Но он должен также обладать и тех- ническими навыками. Ведь ему придется иметь дело со сложной техникой, с электрическим током. Могут возникать ситуации, когда прямо на съемке надо взять в руки паяльник и починить микрофонный кабель. Звукорежиссер
    На студии «Укртелефильм» мне удалось раздобыть на одну смену

    23
    должен быть знаком с основами архитектурной акустики, чтобы правильно подобрать и разместить в ателье необходимые звукопоглощающие матери- алы. Звукорежиссер должен быть глубоко образованным человеком, много читать, знать историю театра и кино, музыки... Тогда он сможет принимать равноправное участие в творческом процессе, стать союзником режиссера.
    Поэтому, на мой взгляд, обе составляющие – техническая и творческая – оди- наково важны. Только хорошо технически подготовленный звукорежиссер сможет воплотить в жизнь свои творческие за- мыслы. И только будучи в курсе всех со- временных тенденций развития кино и телевидения, обобщая опыт прошлых по- колений можно попытаться привнести в профессию звукорежиссуры что-то новое, выработать собственный стиль.
    Кроме того, профессия звукорежиссе- ра очень многогранная. В настоящее вре- мя сложилось несколько направлений или видов звукорежиссуры: концертная звуко- режиссура, студийная звукорежиссура, те- атральная звукорежиссура, саунд-дизайн, звукорежиссура телевидения и радиове- щания, звукорежиссура кино.
    Каждое из них имеет свои характерные черты и особенности. Главная особенность работы звукорежиссера в кино заключается в том, что основ- ная эмоциональная нагрузка фильма почти всегда лежит на изображении.
    Звук должен помогать изображению, делать его более образным и объемным, но ни в коем случае он не должен становиться главенствующим элементом фильма. Высшим мастерством и высшей похвалой для звукорежиссера явля- ется «незаметность» звука в фильме, когда зрители говорят о фильме в целом, не выделяя отдельные компоненты. Если сразу после просмотра мы начинаем говорить о шумах или музыке в фильме, восторгаемся звуковым решением, значит что-то сделано неправильно, что-то сделано «слишком хорошо» и на- рушено единство звука и изображения.
    Достоверность в звуке – это не документальная фиксация соответствую- щей акустической атмосферы в кадре изображения. Достоверность достига- ется только кропотливым отбором того единственного и неповторимого зву- чания, которое надо вплести в ткань фильма. Достоверность не исключает, а предполагает и некую трансформацию реальных звучаний. Этим и дости- на по во мы вр тел ко пр вы ра мя ви ре атр зву ща
    Каждое из них имеет свои харак

    24
    гается создание образного звукового ряда. Образность несет звук асинхрон- ный, конрапунктный, который более рассчитан на подсознательный уровень восприятия. Сейчас уже нелепо подчеркивать состояние героя с помощью характерной музыки. Нужный эффект достигается созданием звуковой ком- позиции, отдельные элементы которой неопределимы, характер которой не присущ миру реальных звуков, причем подается она как бы исподволь – и ощущается не столько ухом, сколько всеми нервными окончаниями. Именно таким, на мой взгляд, является звук в фильмах «Иди и смотри» (режиссер Э.
    Климов, звукорежиссер В. Морс) и «Фауст» (режиссер А. Сокуров, компози- тор А. Сигле).
    Из личного опыта - 2
    В 2006 году я работал звукорежиссером в фильме «Назови свое имя».
    Режиссером фильма был известный украинский режиссер-документалист
    Сергей Буковский. Фильм рассказывает о Холокосте в Украине во время
    Второй мировой войны. В его основу были положены рассказы очевидцев
    тех трагических событий. Один из центральных эпизодов фильма – ин-
    тервью с Евгенией Подольской, которая в те годы была подростком. Ее
    рассказ снят, как и все интервью, в квартире. Но потом, незаметно для
    зрителя, мы попадаем в купе поезда. И оказывается, что мы видим и слы-
    шим интервью с экрана ноутбука. Нам нужно было поместить ноутбук в
    реальную атмосферу поезда, чтобы у зрителя возникло ощущение просмо-
    тра режиссером этого эпизода именно в вагоне поезда.
    Сегодня многие звукорежиссеры используют в своей работе раз-
    личные библиотеки шумов. Таких библиотек существует огромное множе-
    ство – BBC Sound Effects Library, Sound Ideas SFC Library, Warner BrosSound
    Effects Library, Renaissance World Ambience и многие другие. Зачастую зву-
    чание шумов в этих библиотеках очень чистое, хорошее,, словом – «пра-
    вильное». Им не хватает жизни, я бы сказал – «грязи», достоверности.
    Я вовсе не хочу сказать, что этими библиотеками не надо пользоваться.
    Очень часто там можно найти звуки, которые в наших условиях записать
    невозможно ни по техническим, ни по бюджетным причинам. Было по-
    нятно, что для создания звуковой атмосферы, соответствующей режис-
    серскому замыслу, нам понадобится запись шумов в реальном современном
    поезде со всеми его скрипами, лязгами и шумом встречных поездов.
    К счастью, в этот момент мне необходимо было ехать во
    Львов в командировку по другому фильму. Получив «добро» от продюсе-
    ра фильма на звукозапись в поезде, я вооружился набором микрофонов
    (стереомикрофонShure VP-88, динамический микрофон Beyerdynamic M88,

    25
    микрофонная пушка Schoeps CMIT 5U), взял с собой многотрековый рекор-
    дер Fostex PD 606 и провел бессонную ночь в поезде. Необходимо было запи-
    сать звук в купе, в коридоре, в тамбуре, дождаться встречного поезда. Все
    это можно было сделать только ночью, когда наступила тишина и утихли
    посторонние звуки.
    Монтаж звука этого 8-и минутного эпизода фильма продолжался
    довольно долго. Вместе со звуковым дизайнером фильма Борисом Петером
    нами было сделано 6 или 7 вариантов монтажа. Все они не до конца устра-
    ивали режиссера – звук получался довольно ярким, "самодостаточным",
    и отвлекал от восприятия текста. Постепенно отказываясь от многих
    придуманных нами вещей, мы пришли к тому варианту, который звучит в
    фильме. Но все равно оставалось ощущение, что чего-то не хватает. В ин-
    тервью Евгения Подольская вспоминает, как она, ребенком, чудом спаслась
    во время массового расстрела фашистами евреев. Ее рассказ натолкнул
    нас на мысль использовать в финале эпизода плач ребенка, появляющийся
    будто ниоткуда и уходящий в никуда. Этот звук оказался той единствен-
    ной верной точкой, которой не хватало эпизоду.
    Кино бывает разным – игровым, документальным, научно-популярным, анимационным. Работа звукорежиссера в каждом из этих видов кинематогра- фа имеет свои особенности. К примеру, работа в игровом кино предполагает участие в съемочном процессе, где задействовано большое количество лю- дей. Одновременно на съемочной пло- щадке может находиться 50-60 человек, а иногда и больше. Нужно уметь быть частью такого большого коллектива, что называется "работать в команде" - нахо- дить общий язык со всеми техническими службами, быть незаметным на площад- ке, не становиться центром вселенной, но одновременно добиваться выполне- ния всех требований, необходимых для решения творческих задач. Это может быть обеспечение тишины на съемочной площадке, наличие сотрудников ГАИ для перекрытия движения, утверждение костюмов героев (они должны быть по- шиты из натуральных тканей, чтобы не было наводки статического напряжения на радиомикрофоны) и т.д.
    де ща а ча на ди сл ке но ни ре бы пл дл ко ши бы на

    26
    Но, самое главное, звукорежиссер должен уметь общаться с актерами, следить за правильностью произношения текста, делать, если нужно замеча- ния, никогда не забывая, что главным на съемке является актер и вся группа должна создать для него максимально комфортные условия.
    Работая в неигровом кино, звукорежиссер должен обладать хорошей реакцией, уметь моментально реагировать на происходящее в кадре, так как очень часто ему приходиться участвовать в событийных съемках, когда нель- зя сказать «стоп», когда действие происходит только сейчас и через несколь- ко минут его повторить будет невозможно. Звукорежиссер должен обладать даром предвидения, предчувствовать, что может произойти в следующую секунду и самое главное, он должен быть готов ко всем неожиданностям, со- храняя при этом спокойствие и самообладание. Звукорежиссер документаль- ного кино очень часто «человек-оркестр», он один на съемке отвечает за звук, он и ассистент звукорежиссера, и микрофонный оператор, и носильщик. Он должен хорошо знать технику, на которой ему придется работать, в совершен- стве владеть технологией съемочного процесса, чтобы быстро и оперативно решать любые творческие задачи.
    Из опыта коллег
    В начале нашего столетия в Киеве проходило торжественное ме-
    роприятие государственного масштаба. Прямая телетрансляция велась
    на многие страны мира. Было задействовано огромное количество техни-
    ки, творческих и технических сотрудников. Репетиции будущего события
    продолжались около недели. Все было выверено и отлажено до мелочей.
    Мероприятие шло хорошо, по плану. Трансляция была в самом раз-
    гаре. Но вдруг все, кто находился в главной ПТС (передвижная телевизи-
    онная станция, расположенная в большом специальном автобусе), которая
    посылала основную "картинку" в эфир, почувствовали запах гари.
    Сначала этому не придали значение. Но запах усиливался. Когда
    открыли дверь на улицу, то увидели, что из силового отсека ПТС валит
    черный дым. Выяснилось, что загорелся силовой кабель, который подклю-
    чал станцию к электросети. Если кабель выйдет из строя, обесточится
    ПТС и прервется телевизионная трансляция, которая, повторяю, шла на
    весь мир. Не говоря уже о том, что в любой момент вся ПТС могла заго-
    реться, а это угрожало жизни тех, кто в ней находился. Ситуация была
    критической. ПТС окружила вооруженная охрана. Не решаясь прервать
    работу, встревоженные охранники следили за происходящим...
    Ни один из тех, кто работал в ПТС, не поднялся со своего места,
    не отключил оборудование. И только, когда трансляция закончмлась, все
    покинули помещение и ликвидировали проблему.

    27
    Иногда звукорежиссер находится не на работе, а на посту. И в его
    жизни тоже найдется место если и не подвигу, то, уж во всяком случае,
    самоотверженности.
    Есть много критериев по которым оценивается качество работы звукоре- жиссера.
    В кино существует негласное правило, по которому команду «мотор» и
    «стоп» может давать только режиссер-постановщик.
    Но иногда бывают случаи, когда остановить съемку вынужден звукоре- жиссер – что-то случилось с аппаратом записи, разрядилась батарейка в ра- диопередатчике, вы не успели вовремя ввести на пульте нужный микрофон, актер сделал неправильное, на ваш взгляд, ударение…
    Если при этом съемка будет остановлена, и вас не уволят через пять ми- нут, значит вас считают профессионалом и с вами считаются.
    Достичь такого уровня мы желаем всем, кто решил заняться звукорежис- сурой кино.

    28
    Ïðèëîæåíèå
    Министерством образования и науки России в 2011 году утверждены
    три федеральных государственных образовательных стандарта высше-
    го профессионального образования по направлениям подготовки (специ-
    альности):
    070701 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств.

    070702 Музыкальная звукорежиссура,

    070703 Звукорежиссура культурно-массовых мероприятий и кон-

    цертных программ
    Мы приводим выдержки из стандарта 070701 - "Звукорежиссура ау-
    диовизуальных искусств" как сравнительный ориентир для собственной
    программы подготовки молодых специалистов-звукорежиссеров:
    IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов в
    области звукорежиссуры аудиовизуальных искусств
    4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:
    1. аудиовизуальные (в том числе экранные - кинематограф, телевиде- ние) и смежные искусства (фильмы - учебные пособия, продукты мультиме- диа - Интернет, компьютерные игры, кино для мобильных телефонов);
    2. творческие коллективы, съемочные группы, звуковые команды (бри- гады) производственного и пост-производственного периодов;
    3. организации, специализирующиеся в области производства, распро- странения, продвижения и показа аудиовизуальной продукции;
    4. органы управления кинематографом, телевидением и смежными ис- кусствами, органы управления образованием в сфере аудиовизуальных ис- кусств и культурой;
    5. высшие учебные заведения, образовательные учреждения среднего и дополнительного профессионального образования, осуществляющие под- готовку специалистов в области аудиовизуальных (экранных) искусств, исто- рии и теории звукорежиссуры кино и других экранных, а также смежных ис- кусств;
    6. медиаобразование;

    29
    7. архивы и фонды фонограмм и другой аудиовизуальной продукции, фонотеки и библиотеки, информационные центры и агентства, научно- исследовательские институты;
    8. учреждения культуры, агентства, творческие союзы, издательства, средства массовой информации.
    Профессиональный цикл обучения
    В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
    знать:
    специфику работы современного звукорежиссера;
    • теоретические основы профессии;
    • выразительные средства звукозаписи,
    • принципы и приемы звукорежиссуры, в том числе основы техноло-
    • гии теории и практики кинофонографии на всех технологических этапах создания аудиовизуального продукта;
    знать и практически осуществлять полный цикл работы со звуком в
    • процессе создания звукового и звукозрительного образа в произведе- ниях аудиовизуальных искусств;
    принципы акустических процессов в закрытых помещениях,
    • акустическое качество помещений,
    • методы управления акустикой помещений,
    • общие сведения о теории электромеханического преобразования,
    • свойства и особенности зрительного и слухового восприятия,
    • физические основы возникновения и распространения звуковых
    • волн, звуковых явлений,
    структуру слуховой системы человека,
    • законы психоакустического восприятия звука,
    • классификацию и акустические особенности музыкальных инстру-
    • ментов и человеческого голоса,
    связь объективных и субъективных параметров оценки акустики по-
    • мещений,
    особенности акустики звуковых студий пост-продакшн, павильонов,


    30
    компьютерное моделирование акустики помещений, пригодных для
    • записи и работы со звуком (ателье перезаписи, монтажные комнаты, студии различного назначения),
    аурализацию,
    • устройство электромузыкальных инструментов;
    • основные требования отечественных и международных стандартов
    • к параметрам электроакустической аппаратуры и методам их изме- рений;
    основные принципы построения электроакустической аппаратуры и
    назначение их основных конструктивных элементов,
    принципы отбора аппаратуры (микрофонов, микшерных пультов,
    • контрольных агрегатов, стереотелефонов) для практической работы звукорежиссера;
    основные характеристики и параметры узлов и блоков звуковой ап-
    • паратуры;
    основные типы цифровой техники;
    • современное звукотехническое оборудование студий;
    • звукотехнические комплексы студий звукозаписи, пост-продакшн,
    • радио- и телевещания, концертные и театральные комплексы;
    существующие звуковые информационные технологии, в том числе,
    • современные звуковые форматы, используемые в современной кино- и телеиндустрии, приемы работы с соответствующей аппаратурой,
    основные принципы работы компьютерной звуковой станции (DAW)
    • на базе Windows и MacOS, различные форматы аудиофайлов,
    принципы работы аудиоредакторов;
    • особенности воздействия на художественное качество звука различ-
    • ных цифровых обработок,
    теоретические основы MIDI технологий;
    • основные принципы устройства, работы и построения современных
    • электронных приборов, используемых при записи и воспроизведе- нии звука;
    основные этапы производства первичных фонограмм,
    • технику и технологию производства первичных фонограмм в про-
    • цессе съемок;

    31
    технику и технологию речевого и шумового озвучания,
    • технику, технологию и принципы современного звукового монтажа;
    • технологию производства и технические средства реализации на
    • финальном этапе звукотехнических работ при кино- и видеопроиз- водстве во всех существующих в настоящее время звукотехнических форматах,
    иметь представление о творческих особенностях работы звукоре-
    • жиссера при перезаписи;
    специфику процесса реализации замысла кино и видеопроизведе-
    • ния в сотворчестве с кинорежиссером-постановщиком, оператором- постановщиком, художником-постановщиком, композитором и ис- полнителями ролей;
    специфику работы кинорежиссера-постановщика руководителя съе-
    • мочного коллектива и организатора работы всей творческой группы,
    особенности восприятия звукозрительной информации из окружаю-
    • щей среды, влияющие на монтажную форму организации фильма во времени и в пространстве;
    субъективные, объективные и производственные критерии, опреде-
    • ляющие развитие и воплощение замысла на всех этапах его форма- лизации;
    протокол и параметры субъективной оценки всех видов фонограмм;
    • особенности звучания различных видов и различных временных пе-
    • риодов;
    базовые принципы, определяющие специфику работы звукорежиссе-
    • ра со словом в контексте аудиовизуальных искусств,
    орфоэпические нормы и правила русского языка, законы речевой ло-
    • гики и анализа текста;
    составы симфонических, камерных, духовых и народных оркестров,
    • их расположение, расстановку хоров,
    тембры музыкальных инструментов, акустические особенности кон-
    • цертных помещений в различные эпохи,
    специфику звучания разных жанров;
    • особенности современного уровня развития цифровых технологий и
    • используемого оборудования при производстве теле- и видео- про- дукции;

    32
    ярчайшие образцы звукозрительных решений отечественного и за-
    • рубежного кинематографа,
    профессиональную терминологию,
    • принципы анализа звукозрительных решений аудиовизуальных про-
    • изведений,
    историю, теорию и критику кинофонографии;
    • темпо-ритмические законы,
    • физиологию речи,
    • специфику общения с актером;

    1   2   3


    написать администратору сайта