Главная страница
Навигация по странице:

  • Ананьев А.Б., Барба И.Д. Несколько слов о звукорежиссуре. Учебное пособие (под ред. А.Б.Ананьева) К.: 2013 . - 32 cтр. 3 Îò ðåäàêòîðà

  • Берегите слух. Цените звук. Уважайте звукорежиссеров.

  • Слово второе

  • - ... Герой фильма идет из комнаты, где сидят гости, в кухню и

  • - ... Герой стоит в комнате. Его любимая девушка Алиса идет

  • Слово третье

  • Слово четвертое, ранее незапланированное

  • Несколько слов о звукорежиссуре Вып_1_сент13. 2Пособие ориентировано на студентов и абитуриентов, которые обучаются или желают обучаться профессии звукорежиссера. Он может также представ лять интерес для всех, кто уже работает по этой специальности. Рекомендовано Вченою радою кнукiМ, протокол ббк


    Скачать 1.35 Mb.
    Название2Пособие ориентировано на студентов и абитуриентов, которые обучаются или желают обучаться профессии звукорежиссера. Он может также представ лять интерес для всех, кто уже работает по этой специальности. Рекомендовано Вченою радою кнукiМ, протокол ббк
    АнкорНесколько слов о звукорежиссуре Вып_1_сент13.pdf
    Дата12.08.2018
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНесколько слов о звукорежиссуре Вып_1_сент13.pdf
    ТипПротокол
    #22833
    страница1 из 3
      1   2   3

    Несколько слов о звукорежиссуре
    (выпуск 1:
    А.Ананьев, И.Барба
    )
    Киевский национальный университет культуры и искусств
    Институт кино и телевидения
    Кафедра звукорежиссуры
    2013 г.

    2
    Пособие ориентировано на студентов и абитуриентов, которые обучаются или желают обучаться профессии звукорежиссера. Он может также представ- лять интерес для всех, кто уже работает по этой специальности.
    Рекомендовано Вченою радою КНУКiМ, протокол №
    ББК
    © Авторы соответствующих глав, 2013
    © А.Б. Ананьев, макет, 2013
    ББК
    УДК
    А64
    Посібник орієнтований на студентів та абітурієнтів, що навчаються або бажа- ють навчатися за фахом "Звукорежисура". Він може також бути цікавий всім, хто вже працює за цим фахом.
    Ананьев А.Б., Барба И.Д.
    Несколько слов о звукорежиссуре. Учебное пособие (под ред.
    А.Б.Ананьева)
    К.: 2013 . - 32 cтр.

    3
    Îò ðåäàêòîðà:
    òû íå óâèäèøü çâóêîðåæèññåðà â êàäðå
    Профессия звукорежиссера не относится к числу особо престижных.
    Вы можете назвать двух великих кино- или театральных режиссеров?
    Актеров? Телевизионных дикторов?...
    Получилось?
    А теперь назовите имя хотя бы одного великого звукорежиссера (здесь я обращаюсь не к профессионалам, а к "людям из публики", живущим обыден- ной жизнью).
    Что же, великих звукорежиссеров не существует?
    Вот теперь давайте спросим об этом профессионалов, и окажется, что суще- ствуют очень талантливые звукорежиссеры, волшебники звука, создающие удиви- тельные звуковые полотна.
    Звукорежиссер - это не публичная профессия. У него почти никогда не берут интервью и не интересуются его мнением относительно последних громких событий в мире. Его рабочее место не на виду и, занимаясь подбо- ром исполнителей для реализации публичного шоу- (медийного) проекта, о звукорежиссере вспоминают отнюдь не в первую очередь.
    И все же звукорежиссер - это великая профессия. Просто ее величие не- доступно огромной массе непосвященных людей. Так же, как не задумыва- ются, что дышат воздухом, люди не задумываются и о том, что этот воздух окружает их постоянным миром звуков, значительной частью которых управ- ляют невидимые им профессионалы.
    Начиная этим первым выпуском проект "Несколько слов о звукорежис- суре", мы надеемся, что к нему в дальнейшем присоединятся известные и опытные специалисты, которые расскажут о звукорежиссуре в себе, и о себе в звукорежиссуре.
    Берегите слух. Цените звук. Уважайте звукорежиссеров.
    Содержание:
    Три слова о звукорежиссуре - стр 4, Анатолий Ананьев
    1.
    :
    Звукорежиссура кино и телевидения - стр 16, Игорь Барба;
    2.
    Приложение - стр 28
    3.

    4
    Àíàòîëèé Àíàíüåâ:
    Òðè ñëîâà î çâóêîðåæèññóðå
    Слово первое
    О какой звукорежиссуре собираюсь я говорить?
    Звукорежиссур много и они разные: звукоре- жиссура кино, телевизионная звукорежиссура, звукорежиссура радио, звукорежиссура аудио- книг, музыкальная (студийная) звукорежиссура, концертная звукорежиссура,...
    Давайте сейчас сопоставим столь различные виды, как звукорежиссура кино и студийная музыкальная звукорежиссура.
    Очевидное различие между ними состоит в используемой технике - зву- корежиссер кино не проконсультирует вас ни по составу микрофонов для за- писи большого оркестра, ни по технологии их применения. А музыкальный звукорежиссер не подскажет вам, что нужно подготовить для "чистовой" за- писи звука на съемочной площадке кино.
    Более принципиальные вещи как раз менее очевидны.
    У музыкального звукорежиссера звуковое решение является единствен- ной формой итогового продукта,.Звукорежиссер сам ищет это решение, фор- мулируя для себя творческое задание. Продюсер или музыканты оценивают готовый результат, но студийный звукорежиссер в значительной мере автоно- мен в выборе не только средств, но и цели.
    У звукорежиссера кино все иначе. Он привязан к сюжету, в котором до- минирует видеолиния. Он отнюдь не раб сюжета, но звуковая задача ему по- ставлена автоматически - он должен обеспечить наиболее выгодную для ви- деоматериала звуковую поддержку, следуя сюжету.
    Теперь оценим звуковые ресурсы, которые предоставлены каждому из звукорежиссеров для решения их задач. И надо сказать, что эти ресурсы у му- зыкального звукорежиссера (не у композитора, который "сам себе" режиссер, а именно у звукорежиссера) весьма скудны.
    Ну, в самом деле, чем он располагает? Есть записи музыкальных треков играющих инструментов. И все, что можно делать - это панорамировать тре- ки, добавлять реверберацию, возможно хорус, манипулировать эквалайзером,

    5
    что-то компрессировать - вот, пожалуй и все. Конечно, эти манипуляции тре- буют большого и тонкого мастерства
    1
    , но от себя добавлять в музыкальное звуковое полотно ничего нельзя, содержимое полотна предписано строго.
    Безусловно, требуется большой талант, чтобы скромными средствами добиться оригинального звучания музыки, воплощая идею произведения.
    Аппаратурные ресурсы в этом деле не являются решающими. Яркий резуль- тат доступен только человеку, которому даны сильные музыкальные, компо- зиторские способности.
    И нужно сказать правду - среди людей, способных просто аккуратно за- писать звуки музыки, таких музыкальных режиссеров встречается очень не- много.
    Ресурсы звукорежиссера кино безграничны. За исключением сюжетных диалогов во всем остальном у него фактически развязаны руки при выборе звукового окружения сюжета. И с этими звуками он может делать почти все, что захочет, демонстрируя свое искусство, лишь бы это не мешало раз- витию сюжета.
    В фильме Сокурова "Фауст" (я смотрел его в наушниках) во время дви- жения и диалога героев во дворе у меня вдруг сзади появились домашние животные - то ли закудахтала собачка, то ли залаяла курочка.
    Круговая панорама? Не может быть. Я сразу вспомнил холофонию, раздобыл версию фильма без дубляжа, и долго повторял себе голоса этих курочек-собачек...
    1 При воспроизведении музыкальной продукции с чрезмерно высоким уровнем громкости каче-
    ство музыки, достигнутое за счет мастерства звукорежиссера, совершенно утрачивается.
    я панорама? Не может быть. Я сразу вспомнил холоф

    6
    У Сокурова все фильмы интересны, а этот по звуку сделан просто изуми- тельно (вызывает изумление и непреодолимое желание узнать, как это дела- лось). В последнее время появились еще фильмы, которые можно какое-то время просто слушать, закрыв глаза.
    Звукорежиссура-с!
    Сравнивая музыкальную студийную звукорежиссуру и звукорежиссуру в кино, я понимаю, что они прямо противоположны одна другой:
    - у музыкальной - скромный арсенал звуковых возможностей и свобода в выборе цели, звук здесь скромный хозяин;
    - в кино - огромный арсенал звуковых возможностей и подчиненность в использовании этих возможностей, здесь звук - роскошный ассистент.
    Вот почему звукорежиссура в кино кажется мне (это мое личное отно- шение) более богатой областью деятельности и дальше я продолжу разговор именно о ней.
    Слово второе
    Что должен делать звук в художественном фильме?
    Что он должен делать прежде всего?
    Прежде всего он должен не мешать, не отвлекать. В этом и состоит свой- ство подчиненности. Звук здесь - не самоцель. Он должен сопровождать, под- черкивать, усиливать, разъяснять, дополнять,... Но творческие возможности для всего этого, мы уже говорили - огромны.
    Организационная проблема в этом процессе состоит в том, что хозяин процесса - режиссер-постановщик видеопродукции. И при несовпадении взглядов постановщика и звукорежиссера творческая дискуссия между ними вполне может закончиться дракой. Хорошо, если после драки они вместе пой- дут попить кофе. А если нет, то кто кого уволит - можете не сомневаться
    2
    Давайте посмотрим на возможную роль звука в нескольких придуманных сюжетных киноситуациях.
    - ... Герой фильма идет из комнаты, где сидят гости, в кухню и
    там открывает кран с водой.
    Мы видим все это. А что же при этом делает звук?
    Это зависит от акцентов, которые нужно расставить в сюжете.
    2 Студийного музыкального звукорежиссера, как правило, увольнять некому. В худшем случае
    ему можно лишь не заплатить.

    7
    Камера и микрофон совсем не обязательно должны быть совмещены.
    Кадр может следовать за героем, но при этом звук может остаться в комнате - мы будем отчетливо с тем же уровнем громкости слышать разговор гостей, а шаги героя и его деятельность в кухне, хотя он и в кадре, будут заглушаться.
    - Звук может пойти вместе с героем и тогда он полностью останется в центре этой сцены - все его шумы будут отчетливы, а разговор гостей уйдет в фон.
    - Звук может "влезть" в кран с водой. Ее шум сильно заглушит все осталь- ное и это, по сути, будет звуковой переход - break без разрыва видеоряда.
    - Звук может также без разрыва видеоряда "через форточку" уйти на ули- цу с ее криками детей и грохотом автомобилей, а потом вернуться в тихую кухню и постепенно совершенно затихнуть, оставив беззвучно что-то гово- рящего героя в совершенно беззвучной кухне с беззвучно льющейся водой.
    Если только это помогает раскрыть ситуацию и состояние героя, конечно.
    - Звук может ...
    Звук может очень многое. И, оставаясь подчиненным видеосюжету, звук может в этом сюжете сыграть свою игру.
    - ... Герой стоит в комнате. Его любимая девушка Алиса идет
    в ванную умыться.
    Он думает о ней.
    Как дать понять зрителю, что сейчас он думает как раз об Алисе?
    Один из простейших вариантов, при котором зрителю самому вообще ни над чем не надо думать, состоит в том, что закадровый голос произносит что- то вроде "и пока Алиса умывается, я ни о чем кроме нее думать не могу...".
    Это в тех фильмах, когда в кадре происходят события, а при этом закадро- вый голос тоже рассказывает жующему попкорн зрителю, что именно проис- ходит в кадре - сегодня распространены и такие фильмы.
    Более сложный вариант, естственно, менее прямолинеен, и герой может неторопливо пробормотать, например, фразу "а вчера в кемпинге она как-то
    обошлась без умывания..." - понятно, что в его мыслях не кемпинг, а Алиса.
    Может быть еще более сложный вариант. Герой стоит молча и камера сосредоточена на нем, но едва слышные звуки деятельности Алисы в ванной
    - стуки, шум воды - начинают усиливаться так, что становится понятным - именно то, что она делает там сейчас, занимает его мысли.
    Правда об этом зрителю предстоит догадаться. Но тот, кто это поймет, получит некоторое эстетическое удовольствие.

    8
    Это не мое предположение.
    В замечательной книге "Красота и мозг (биологические основы эстети- ки)" [изд."Мир", 1995 г.] группа исследователей высказала очень правдопо- добные мысли. Так, например, "Мы не признаем красивым объект, рисунок,
    сочетание звуков, лишенные внутренней организации, но и чрезмерно жест-
    кая, раз и навсегда заданная организация скоро нам наскучит. Необходимо,
    чтобы сам субьект обнаружил, открыл закономерность, скрытую в кажу-
    щемся хаосе. Именно это открытие доставит ему эстетическое наслаж-
    дение" [конец цитаты].
    То есть подлинное эстетическое наслаждение доступно только активно воспринимающему зрителю. Зрителю, который, глядя фидьм, рефлекторно размышляет в поиске связей между фрагментами развивающегося сюжета, между звуком и картинкой, между сюжетом и окружающей зрителя реаль- ной жизнью.
    В какой мере можно рассчитывать на такого зрителя?
    Слово третье
    Одной из больших печалей нашего времени является исчезновение книги из обихода подрастающего поколения. Результаты такого исчезновения оче- видны всем кроме самого поколения - в самом деле, как можно судить о том, что ты потерял, если ты никогда этого не имел.
    Однако грех укорять в этом молодых людей. Для меня закон - они ни в чем не виноваты. Бурный рост технического оснащения нашей жизни мог приве- сти к различным последствиям. В условиях, когда власть не смогла должным образом поддержать науку, образование и культуру, он привел к нынешним. В какой-то мере мы болеем общей для всех болезнью, но мне кажется, что у нас она протекает более остро.
    Чтение серьезной художественной литературы обладает огромной воспи- тательной мощью. Мало того, что читатель приобретает богатый литератур- ный словарь и опыт его применения. Но чтение также развивает фантазию.
    В процессе чтения читатель строит свои личные образы над литературным сюжетом и наделяет эти образы характерными чертами. Он в мечтах играет литературными героями, приписывая им мысли и поступки в соответствии со своими наклонностями.
    Такие систематические упражнения порождают у молодого человека ас- социативное и метафорическое мышление, формируя житейский ум, призна-

    9
    ком которого, кроме способности догадываться о неочевидном, в известной мере, является развитое чувство юмора.
    Кинозамена литературного материала убивает все это.
    3
    Художественное кино по литературному материалу предоставляет готовые визуальные обра- зы, дает интонации и тембры действующих лиц. При удачном подборе всех атрибутов фильма благодарный зритель получает материализованную фан- тазию высокого качества, не заметив, что это уже не его фантазия. Зрителя это вполне устраивает и он не придает значения тому, что его собственная мозговая деятельность таким образом ограничивается.
    Нужно, однако, признать правду - немало людей и раньше не очень-то читали книги. Для них фильм чуть ли не единственный источник культурного материала. Беда в том, что сейчас таких людей стало неизмеримо больше, од- нако критиковать их, или, тем более, отказывать им в этой пище недопустимо.
    И пища должна быть относительно простой, они не готовы строить ассоциа- ции между отдельными частями сюжета.
    Телевидение добивается предельной простоты и "опускает" своих зрите- лей, предлагая им так называемые сериалы, в которых актеры кривляются и говорят глупости, после каждой из которых подключается "смех в зале", обо- значающий, что сказанное "было смешно".
    Вряд ли это рассчитано на заражение смехом зрителя, потому что меди- цински здоровый человек от "смеха в зале" может испытать только ужас, как от попадания в компанию нездоровых людей. Роль этих вставок не совсем понятна, но, между прочим, там есть человек, который тоже называет себя звукорежиссером и собирает все это в единый продукт.
    Понятно, что людям с развитой фантазией и мышлением нужно пред- лагать кино, сделанное по одним рецептам, а людям, жизнь которых не по- зволяла увлекаться фантазиями - по другим.
    Понятно также, что создание упрощенных вариантов кинопродукции мо- жет принести материальное благополучие, но профессионального авторитета и высокого признания коллег это не принесет ни режиссеру, ни звукорежис- серу.
    И очень понятно, что есть единственный способ делать кино для культур- ной публики, в котором можно реализовать свои профессиональные мечты и амбиции. Публики, способной понять и оценить талант и мастерство чело- века, заставившего звук высказать невысказанное в видеолинии. А публику - догадаться о невысказанном и переживать его, как часть собственной жизни.
    3 - замечательно сказал М.М.Жванецкий- "Слух развивает воображение, зрение
    довольствуется увиденным".

    10
    Способ состоит в том, чтобы войти в состав этой мыслящей публики, стать таким же как они и даже значительно более сильным по способности фантазировать, метафорично и ассоциативно мыслить, привлекая обширный культурный и исторический материал. И, что очень важно - по способности распоряжаться этим ителлектуальным богатством с тонким и добрым чув- ством юмора.
    Слово четвертое, ранее незапланированное
    Известен ли вам такой жанр - радиопьеса (радиопостановка, радиоспек- такль)? Если знаком, то вы скажете - "да это же аудиокнига" и будете совер- шенно правы.
    Слово "Радио" сегодня вызывает довольлно смутные ассоциации, а в про- шлом это было единственное средство (медиа) широкого и одновременного распространения материала, как информационного, так и художественного.
    Поначалу радиопостановка подразумевала радиотрансляцию из театра во время живого спектакля, либо розыгрыш спектакля без зрителей специально для передачи по радио и здесь имела смысл предварительная запись такого спектакля на магнитную ленту. Была такая передача "Театр у микрофона", ко- торая превратилась в запись речевого содержания спектакля непосредствен- но в звукозаписывающей студии. Затем следовал общий монтаж с шумовым и музыкальным оформлением.
    По сути (с точностью до файлового формата) это уже почти аудиокнига.
    Почти, потому что, для удешевления производства многие аудиокниги вы- полняют так же, как и дубляж иностранных фильмов - в одноголосном или двухголосном варианте.
    Вот аудиокнига - это, в принципе, полный звукорежиссерский "разгуляй".
    Это авторская работа и рамки ее для начинающего специалиста обязательно установит какой-нибудь "начальник цеха". Но звукорежиссер с именем мо-
    П
    (
    ф й ф
    )

    11
    жет отвергнуть услуги художественного начальника. Он может и сам выбрать литератeрный материал для книги, и подвергнуть его редактуре - ведь не все написанное на бумаге может зазвучать в эфире. Можно даже серьезно дефор- мировать исходный материал - сделать, например, не аудиокнигу по повести
    Пушкина "Капитанская дочка", а книгу "по мотивам повести Пушкина ...".
    Вон что кинематеграфисты наделали с Шерлоком Холмсом - сэр Артур Конан
    Дойль, наверное, совсем покой потерял в мире ином ... (Конан - это второе добавленное имя, т.н. middle name, перешедшее в фамилию, его детская фа- милия по отцу - Дойль)
    В свое (относительно давнее) время радиопостановки пользовались огромной популярностью. Известен даже грандиозный казус.
    В 1938 году накануне Хеллоуина талантливый американский кинорежис- сер Орсон Уэллс поставил на радио (в США, разумеется) спектакль в форме репортажа по роману Герберта Уэллса "Война миров" (они не родственники
    - Герберт англичанин и у них фамилии даже немного по-разному пишутся).
    Затея была такова, что анонс передачи сделали чуть раньше, когда слу- шатели были не столь внимательны. А затем начали спектакль в режиме реалити-шоу с сообщения, что инопланетяне вторглись на Землю, высади- лись на территории США и завоевывают страну. Поднялась паника. Более миллиона, как говорят, жителей северо-востока США решили, что это свежие
    Затея была такова что анонс передачи сделали чуть раньше когда слу-

      1   2   3


    написать администратору сайта