Главная страница

Деловые коммуникации. Раздел 3. 3. Деловая риторика Предмет деловой риторики


Скачать 60.3 Kb.
Название3. Деловая риторика Предмет деловой риторики
АнкорДеловые коммуникации
Дата16.06.2022
Размер60.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРаздел 3.docx
ТипДокументы
#596773

3. Деловая риторика

3.1. Предмет деловой риторики

Слово «риторика» каждый воспринимает по-разному. У одних оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским мастерством, у других «риторика», «оратор», «ораторское мастерство», «красноречие» – это слова одного синонимического ряда, у третьих слово «риторика» выступает как синоним краснобайства, пустословия, что характеризует способности с помощью речевых средств увести от истины, заговорить, закамуфлировать свои истинные намерения и цели.

В науке также нет единого подхода к определению риторики. Мы будем пользоваться определением, данным в работах В. И. Аннушкина, А. К. Авеличева и С. И. Гиндина. Так, В. И. Аннушкин пишет, что «риторика – это наука об убедительной и оптимальной речи». А. К. Авеличев во вступительной статье в книге «Общая риторика» дает такое определение: «Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественного языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта».

Как замечает С. И. Гиндин, целесообразно, по-видимому, закрепить за термином «риторика» два смысла – узкий и широкий. С одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной науки, изучающей ораторское искусство. Оно – предмет «риторики» в узком понимании. С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях в формах эффективной коммуникации.

На историческом пути к разработке курсов риторики прослеживаются и интегрируются два подхода. В рамках одного подхода риторика разрабатывалась как наука. В этой связи в теории риторики отрабатывались нормы, принципы, приемы, правила ораторской речи. В рамках другого направления риторика разрабатывалась как искусство, где ставки делалась на импровизацию, творчество, непрерывное саморазвитие ораторского мастерства, на искусство красноречия. В связи с реальными потребностями практики правомерным оказалось выделение в относительно самостоятельную область науки и практики – деловую риторику. Деловая риторика – это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения.

Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делового общения:

  • деловые беседы,

  • ведение заседаний,

  • публичные выступления,

  • ведение дискуссий, споров,

  • ведение переговоров,

  • телефонные переговоры,

  • деловую переписку,

  • разрешение конфликтов.

Таким образом, объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения.

Предметом исследования деловой риторики как учебного предмета является система закономерностей, принципов, правил, условий эффективного обучения с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой делового общения.

Одним из основных понятий раздела «Деловая риторика» является понятие оратор – это личность, произносящая публично речь, владеющая искусством красноречия.
3.2 Композиция публичного выступления

Композиция (= построение, структура) публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение.

Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Задачи вступления:

  1. пробудить интерес к теме;

  2. установить контакт;

  3. подготовить слушателей к восприятию выступления;

  4. обосновать постановку вопроса.

Основные функции вступления:

  1. контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями);

  2. проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).

Вступление вводит слушателей в сущность основного вопроса и психологически подготавливает их к восприятию речи, поэтому рекомендуется начинать выступление:

  • с интересного примера;

  • с пословицы или поговорки;

  • с крылатого выражения;

  • с юмористического замечания;

  • с известной цитаты, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение;

  • с символа, аллегории;

  • с комплимента слушателям;

  • с вопроса к аудитории;

  • с увлекательной истории, случая из жизни;

  • с рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории.

Недопустимо во вступлении: извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома.

Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.

Задачи основной части:

  1. последовательно разъяснить выдвинутые положения;

  2. доказать их правильность;

  3. подвести слушателей к необходимым выводам.

Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи:

  • принцип экономии (простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств);

  • принцип усиления (значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения).

Заключение– важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

Задачи заключения:

  1. суммировать сказанное;

  2. повысить интерес к предмету речи;

  3. подчеркнуть значение сказанного;

  4. поставить задачи;

  5. призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Недопустимо в конце выступления:

  1. извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

  2. обрывать речь без заключения и уходить;

  3. заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Варианты допустимых концовок:

  • цитата;

  • призыв к действию;

  • крылатое выражение;

  • иллюстрация;

  • комплимент аудитории;

  • благодарность за внимание.



3.3 Содержание публичного выступления

В основе классической схемы ораторского искусства лежит пять этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления («изобретение речи»).

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности («порядок»).

3. «Словесное выражение», литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4. «Память», т.е. заучивание, запоминание текста речи.

5. «Разыгрывание», т.е. произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Как видно, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления. По крайней мере четыре из пяти этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Для создания успешного выступления на этапе подготовки необходимо соблюдать следующие условия.

Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является выбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для оратора.

Вторым условием является регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления. Эта работа кропотлива и незаметна. Вначале накапливаются так называемые «заготовки»: выписки из журнальных статей, книг, подбираются интересные цитаты, отбираются наиболее важные цифры, факты, систематизируются и собственные наброски, записи отдельных мыслей, наблюдений.

Третьим условием является составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления, работа с этой литературой, использование дополнительной справочной информации. Иногда возникает необходимость уточнить понятие, термин, сопоставить общепринятую позицию, точку зрения и новую, ту, которой придерживается оратор.

Четвертым условием успешной подготовки публичного выступления является осведомленность по последней литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетентность должны постоянно пополняться новыми сведениями.

Пятое условие – упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой. В этом направлении предела нет. Предел задается тем уровнем речевой культуры оратора, который он достиг и тем уровнем его творческого потенциала, который он имеет.
3.4 Логика публичного выступления

Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Необходимо овладеть логическими законами доказательности, аргументированности. Эти законы прежде всего распространяются на словесное определение понятий, логические выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения полемики.

Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Поэтому первая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному выступлению – продумать логику выступления, аргументацию выводов и обобщений.

Логическая схема доказательства чаще всего слагается из трех элементов: тезиса, аргументов (доводов) и способа доказательства.

Тезис – это исходное положение, истинность которого стремится доказать оратор. Нельзя не отметить, что особенно важно, чтобы в истинности тезиса был уверен сам оратор. Если истинность тезиса сомнительна для оратора, то вряд ли тезис будет убедителен для других. Формулируя тезис, следует помнить, что он должен быть ясным и четким, не содержать в себе противоречия. Расплывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытного оратора.

Аргумент – это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Аргумент является необходимой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.

Доказательство по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы (доводы) непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе доказательства истинность обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения.

Логическая аргументация по тому или иному вопросу в процессе публичного выступления может быть развернута в трех вариантах: индуктивно (от частных фактов, примеров к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.

При индуктивном характере доказательства оратор опирается на отдельные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры, выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать:

а) наиболее существенные факты, наиболее убедительные примеры;

б) такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и обобщение давали убедительный вывод, заключение;

в) факты и примеры должны быть близки и понятны аудитором, уровню образования и подготовки слушателей.

Индуктивных выводов в процессе публичного выступления может быть множество. Это может быть статистически выверенный или социологами установленный факт, интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п. Важно, чтобы серия частных фактов, примеров иллюстрировала мысль и подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выводам. При дедуктивном характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частным выводам.

Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное теоретическое положение, закон, принцип были либо общепризнанны, либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у слушателей. А для этого необходимо, чтобы:

а) слушатели были предварительно знакомы с исходным теоретическим знанием, на основе которого строится дедуктивное доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо сомнении,

б) переход рассуждении от общего положения к частному должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убедительными и яркими, запоминающимися.

При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве следует учитывать все выше сформулированные рекомендации одновременно.

Очень часто ораторы допускают логические ошибки при определении понятий.

Типичной ошибкой является перечисление двух-трех признаков понятия, на основе которых и дается его определение. Существует несколько способов определения понятия. Наиболее распространенным является определение, указывающее на принадлежность к общему (роду) или на выделение специфических (видовых) различий, которые отличают данную вещь от всех других вещей.

В процессе логически правильных, доказательных рассуждении, с неизбежностью достигается определенность, ясность, непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.

Для того чтобы речь оратора была правильна и доказательна, ему необходимо знать и систематически опираться на основные логические законы.

1. Закон достаточного основания. Суть этого закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой.

2. Закон тождества. Суть закона тождества заключается в том, что каждая мысль в процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон тождества следует особенно учитывать в условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятии. Например, ведутся обсуждение использования понятия «творческая личность». При этом в дискуссию всякий раз привносятся разные содержательные характеристики творческой личности. Один оратор акцентирует внимание на интуиции, другой – на креативном мышлении, третий – на творческих способностях и т.д. Ясно, что в процессе дискуссии при использовании понятия «творческая личность» следует оговорить, какое содержание привносится в данном случае. После этого необходимо, чтобы объем содержания понятия «творческая личность» не менялся.

3. Закон исключения третьего. Этот закон формулируется так: две противоречащие мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего не дано. Суть этого чакона будет понятна, если скачать, что нельзя быть одновременно согласным с двумя противоположными утверждениями.

В процессе логического обоснования, доказательного суждения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важно, чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явление системно и всесторонне. Например, в публичной речи оратор использовал результаты последнего социологического опроса общественного мнения о популярности экономической политики правительства и использовал только часть полученных данных, которые характеризуют мнение интеллигенции. Это будет не полный и тем более не убедительный подход к анализу общественного мнения населения об экономической политике правительства.
3.5 Приемы стимулирования внимания и интереса аудитории

Прием остраннения (от слова «странный»). Суть этого приема заключается в том, что привычное, обыденное подается, рассматривается в неожиданно новом ракурсе, в данном случае юмористическом стиле.

Прием психологической паузы. Для опытного, знающего себе цену оратора характерно, что он не спешит начать свою речь. Окинув спокойным, уверенным взглядом аудиторию, он выдерживает паузу в 5-7 секунд и только после этого начинает свою речь. Эта начальная пауза имеет большое психологическое значение для стимулирования внимания аудитории к лектору, к тому, что он скажет.

Прием создания проблемной ситуации. Этот прием широко используется преподавателями. Например, урок физики учитель начинает с такого рассказа. В одном из номеров «Комсомольской правды» под рубрикой «Этюды об ученых» корреспондент Я. Голованов сообщил о том, что еще 300 лет назад Торичелли знал секрет изготовления высококачественных линз: «В музее истории науки во Франции хранится линза, изготовленная Торичелли, диаметром 83 мм. Наши современники, физики, взяли линзу из музея и сравнили ее с современной. Она не уступала ей по качеству японской». Заметка в «Комсомольской правде» вызывает, с одной стороны, интерес, а с другой – создает проблемную ситуацию: что за «секрет», который знал Торичелли? На основе знания какой физической закономерности Торичелли удавалось изготавливать столь высококачественные линзы? Проблемная ситуация как бы ставит перед слушателями вопросы: а как? А почему? И тем самым стимулирует познавательный интерес.

Прием импровизации. Импровизация чаще всего связана с озарением, с появлением новых оригинальных идей и мыслей в процессе публичного выступления. И оратор как бы вместе со слушателями рассуждает и размышляет, отчего речь становится эмоциональней, мысли более оригинальными, а ораторская речь более убедительной и интересной.

Прием перехода от монолога к диалогу позволяет оратору приобщить к процессу обсуждения проблемы отдельных слушателей, а тем самым и активизировать их интерес и внимание.

Прием использования юмора. Чувство юмора оратора позволяет быстро установить контакт с аудиторией, стимулировать внимание слушателей. Вместе с тем анекдот, шутка, ирония – очень тонкий инструмент, и использовать его нужно с большой осторожностью.

Новизна информации. Чтобы оратор был интересен слушателям, он должен быть в 2–3 раза более информирован по обсуждаемой проблеме, нежели они. Тогда он может почти постоянно удерживать внимание аудитории, используя новые факты, положения, делая неожиданные для них новые выводы.

Прием краткого отступления от темы. Этот прием используется для того, чтобы переключить внимание слушателей и затем вернуть их к обсуждаемому вопросу, но уже как бы на новом, более высоком уровне интереса и внимания.

Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений. Используя этот прием, оратор оперирует такими конструкциями, как «Представим себе...», «А что, если предположить...», «Давайте вместе подумаем, что произойдет, если...»

Прием композиционного построения выступления с опорой на «закон края». Психологи установили, что лучше всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому особое внимание требуется обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными.
3.6 Стилистические приемы ораторской речи

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, вызывает скуку и даже раздражение.

Поэтому оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые помогут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

Прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли: «Товарищи, ситуация в стране резко изленилась, она полна противоречий, чревата нарастанием кризиса и соци-ального взрыва!»

Прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный: «Из развитого социализма страна на наших глазах переходит на начальную стадию капитализма...»

Прием апелляции к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям, которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией: «Иногда я размышляю и сравниваю российского купца и современного российского предпринимателя. И для меня эталоном порядочности и обязательности является российский купец, у которого купеческое слово всегда завершалось делом, обязательство – выполнением».

Специфика устной публичной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариативно подходить к изменению интонации.

Лексические приемы ораторской речи

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы –речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.

Сравнение – один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта: «Бывает, что новатора «делают», создают ему особые условия, шум поднимают. А он, знаете, как минерал, выращенный в колбе, не может сравниться с истинным самоцветом ни блеском, ни игрой красок».

Метафора – это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту: «Локомотив истории остановить невозможно...» Эпитет представляет собой образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент – это не сосуд, который сле-дует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»

Аллегория иносказательно изображает что-либо: «Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни». Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!» Однако третий строитель ответил: «Строю храм». Как важно, чтобы каждый человек строил свой храм!»

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлении: «Редкая птица долетит до середины Днепра».

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное само-совершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на дикцию, силу голоса, тембр, темп и другие особенности собственной речи.

Дикция – это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, «проглатывания» отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости. гнусавости и заикания.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремится достичь выступающий. Сила голоса – это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.

Темп речи – это число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту. Обычно одну страницу текста, напечатанного на машинке через полтора интервала, квалифицированный оратор, ликтор радио и телевидения читает за две минуты. Следует иметь в виду, что медленный, вялый темп речи обычно притупляет внимание слушателей. Быстрый темп речи, наоборот, затрудняет восприятие, так слушателю необходимо в единицу времени осмыслить значительно больше информации, чем он на то бывает способен.

Полетность голоса – это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Тембр голоса – звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона).

Важнейший показатель речевой культуры оратора – это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль.

Итак, оратор с высокой культурой речи отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражений, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления.

3.7 Культура речи

Успех публичного выступления оратора в немалой степени зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.

В речи могут встречаться следующие типы ошибок.

Штампы – это лексически неполноценные слова и выражения, которые иногда называют «затасканные, избитые выражения». Они мало добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но значительно перегружают речь: развернули работу широким фронтом, новая методика взята на вооружение, мероприятием было охвачено, на данном этапе, заострить вопрос.

Канцеляризмы – речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения, которые лишают настоящее деловое общение его яркости и образности: в отчетный период, зафиксировать число опоздавших, по линии удовлетворения социальных потребностей населения, налаживать работу.

Вульгаризмы – нелитературные и неправильные по грамматической форме слова и выражения: заткнуть глотку, дать в лапу (дать взятку), заткнись, рожа.

Жаргоны – слова и обороты, функционирующие в языке замкнутых социальных групп: кореш, завязать, засыпать дело, пристегнуть.

Многословие и демагогия – это типичное неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, что отступление от предмета речи, замена точных и ясных формулировок общими фразами и малозначащими выражениями.

Слова-паразиты – это слова и фразы, не несущие никакой информации, но часто и неуместно используемые говорящим: так сказать, это самое, ну, вот, это, в этом деле, в области, в этом направлении.

Вычурность и манерность языка оратора вызывает иронию, раздражает и, естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией.

Как преодолеть вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные приемы – это систематический самоанализ и самоконтроль за тем, как вы говорите. Это постоянная работа над содержанием и композиционно-лексическим стилем своих публичных выступлений, ориентация на достойные подражания образцы оратор-ского искусства. Говоря о культуре речи, следует предостеречь оратора оттого, чего в процессе публичного выступления необходимо избегать: а)избыток ино-странных слов; б)устарелых выражений; в)напыщенных слов и выражений.
3.8.Эмоциональность и жестикуляция

Современного оратора трудно представить без хорошо поставленного голоса, без эмоциональности, без темперамента и жеста.

Хорошо поставленный голос характеризует четкая дикция, ясное произношение звуков, умелое выделение ударений на нужном слове, фразе. Торопливая, небрежная речь обесценивает то, о чем выговорите, лишает слова его выразительности и силы. Хорошая дикция всегда, где это уместно, усиливается мимикой, жестом.

Истинное мастерство оратора проявляется в единстве слова и жеста. Говорят, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, так как они увлечены содержанием речи оратора.

Идеально, если у оратора есть все и все в меру: и эмоциональность, и чувство голоса, и чувство жеста. Выразительный жест (слегка поднятая, как бы отрубающая фразу, рука, сжатый кулак, быстрое, как бы овальное движение руки) должны дополнять и усиливать сказанную фразу, подчеркивать сформулированную оратором мысль.

Однако немало ораторов избегают жеста, упираясь обеими руками в трибуну, они как бы сливаются с ней, добиваясь эффекта лишь за счет интонации своего голоса.

Начинающему оратору следует также порекомендовать не расхаживать перед аудиторией, а следовать за содержанием сказанной фразы. Лучше всего в процессе выступления выбрать взглядом кого-либо из слушателей и наблюдать за тем, какую реакцию, какой отклик вызывают сказанное слово, фраза, жест.

Существуют жесты-символы, которые сами по себе несут определенную информацию. Примером может служить поднятая вверх ладонью рука, что означает «прошу тишины», «прошу внимания». Овальное движение двумя руками одновременно как бы характеризует обобщение, завершение сказанной мысли. Резкий, рубящий взмах правой руки как бы подчеркивает завершенность сказанной фразы и вместе с тем уверенность оратора в правоте своей точки зрения и позиции.

Правила для регулирования голоса, жестов и мимики.

1. Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним.

2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном.

3. «Рука движется – только... в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский).

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы.

5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя.

6. Владеть голосом, жестом и мимикой – это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления.

7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.


написать администратору сайта