КНИГА. 3 Глава Краснодар в начале был принтер
Скачать 1.09 Mb.
|
Оглавление Введение................................................................................................................3 Глава 1. Краснодар: в начале был принтер ..................................................4 1. Обстоятельства места .......................................................................................4 2 Обстоятельства рождения театра .....................................................................5 3 Репертуар: от слова к танцу и обратно .............................................................7 4 Как общаться вне бюджета ...............................................................................11 Послесловие .........................................................................................................13 3 Введение Театр является одним из главных видов зрелищного искусства, возник в Древней Греции. Это особенное, специфическое искусство, которое и сегодня, как и в древности, продолжает притягивать к себе большие массы людей. Говоря о театре, прежде всего, принято указывать на его синтетическую природу. Театр – это соединение литературы, актёрского мастерства, режиссуры, музыки, пластики, живописи, техники сцены. Причём это соединение качественное и всегда неповторимое. Уникальность театра в этом и состоит. Всякий раз играемый спектакль выглядит иначе, чем в предыдущий раз. Актёры не играют одинаково, а зрители реагируют по-разному. Это делает театр живым, одухотворённым искусством, который, в то же время, не может существовать без публики, т. к. он питается реакцией и эмоциями зрителей. Театральное искусство во все времена остро реагировало на социальные и морально-нравственные проблемы. Не случайно Н. В. Гоголь представлял театр как метафорическую кафедру, позволяющую сказать людям «много добра». Эти слова и сегодня очень актуальны, вот почему театр продолжает играть такую важную роль в современной культуре и жизни. Для современного театра, как и для постмодернистического искусства в целом, характерно состояние эксперимента, постоянное стремление к преодолению границ предыдущих художественных форм. Леманн выдвигает гипотезу о том, что театр, как единственный вид искусства, который способен делать проблемой сам процесс коммуникации, взаимодействия, становится центром эстетики (пост)современности. 4 Глава 1. Краснодар: в начале был принтер «В Краснодаре много театров, но независимый долгое время был один, он так и называется — один театр.» Основатели театра 1. Обстоятельства места «Один театр» в Краснодаре занимает пятый этаж бывшего промышленного здания (хотя по высоте это настоящий седьмой). Здание это — прибежище частной творческой инициативы: танцевальные кружки, гончарные и дизайнерские студии. В 2013 году сюда переехал и театр — из совсем уж скромного подвала, который занимал в течение первого сезона. Преодолев лестницу, вы попадаете в театральный буфет: кирпичные стены, бетонный пол, ретро-мебель, полученная в дар от щедрых краснодарцев, старые книги. И хороший кофе. Спектакли начинаются в 20.30, довольно поздно, поскольку большинство артистов заняты в других театрах города. В основном в Краснодарском драмтеатре. Здесь, в буфете, можно разглядеть зрителя «Одного театра»: это молодая публика, готовая к экспериментам. Готовая простить возможное несовершенство формы и оценить богатство и нетривиальность замысла. У театра много других заслуг, вроде побед на фестивалях и конкурсах, однако главное — кредит зрительского доверия, приобретенный за шесть лет. 5 Публика эта формировалась постепенно, в основном через соцсети и сарафанное радио. Больших афиш и рекламы по радио и ТВ у «Одного театра» никогда не было. В расположенном по соседству Краснодарском драмтеатре аудиторию составляют преимущественно школьники и люди пенсионного возраста, а здесь — довольно большой процент молодых, хотя в последнее время появились и люди постарше. И тут возникла проблема: им непросто подниматься на верхотуру. В том числе и поэтому театр подумывает о смене помещения. 2. Обстоятельства рождения театра «Один театр» был создан в 2012 году. Основатели — артисты Краснодарской драмы Алексей Мосолов (по совместительству — педагог сцендвижения и постановщик), Виталий Борисов (драматург и завлит), Арсений Фогелев (режиссер). Алексей Мосолов вырос в станице Кущевской, прежде чем поступить на актерское отделение Краснодарского университета культуры, успел окончить Азово-Черноморскую агроинженерную академию. Получив диплом актера в 2010-м, пошел в театр драмы, где был активно задействован (например, сыграл Горацио в «Гамлете» Александра Огарева, поставил пластику в «Жанне» по пьесе Ярославы Пулинович, которую также выпустил Огарев). Но вскоре почувствовал несоответствие между тем, что делал, и тем, что хотелось делать. И решил открыть свой театр. Мосолов не только ставит спектакли, но и играет в них как актер-мим (пластический спектакль «Параллели» он поставил вместе с женой Аллой, как актер участвует и в постановке «Время колокольчиков» танцевальной компании «Воздух»), так что все его творческие поиски связаны не только с текстом, но и с движением. Виталий Борисов закончил Красноярскую академию музыки и театра по направлению «Актер театра и кино». В 2005 году, сразу после выпуска, переехал в Краснодар и стал артистом драмтеатра: сыграл главную роль в спектакле «Гарольд и Мод» и еще несколько ролей. А потом понял: нужно создавать свое дело. Вскоре Борисов стал автором текста первого спектакля, 6 которым открылся «Один театр» — он написал комедию «Невеста». Сегодня именно он в театре главный по текстам: читает, советует, отбирает тексты для лабораторий. Арсений Фогелев закончил Ярославский государственный театральный институт как актер и в 2007 году поступил в Краснодарскую драму. 30 ролей за десять лет, среди Лаэрт в «Гамлете», Хома Брут в «Панночке», Хлестаков, Фигаро. Но кроме этого была и неустанная тяга к режиссуре, участие в разных лабораториях, собственные эскизы. Так и у него родилась потребность в собственном, независимом театре. Позднее к этой команде прибавился Артем Акатов, выпускник ЯГТИ, успевший поработать актером в Москве. Как рассказывают основатели, все началось с принтера: «Мы купили его, чтобы распечатать пьесу «Невеста». Дороги назад уже не было — потраченные деньги надо было отработать. И мы начали делать театр». Образовав его, артисты поначалу не ставили перед собой каких-то авангардных задач. Им просто хотелось делать то, что невозможно в государственном театре. Открылся театр вполне традици- онной, но хорошо сыгранной комедией «Невеста». Сегодня, спустя шесть лет, «Один театр» — один из символов театрального авангарда на Кубани. Как это произошло? Спектакль «Невеста» 7 3. Репертуар: от слова к танцу и обратно В поисках собственного стиля «Один» обратился к пластическим спектаклям. В какой-то мере они и стали визитной карточкой театра. В первый же сезон были выпущены две совсем разные истории о любви, в которых нет слов: «Тебя» (режиссер Арсений Фогелев, играет он же с актрисой Татьяной Башковой) и «Параллели» (постановщики и исполнители — Алексей и Алла Мосоловы). В спектакле «Тебя» языком танца и пантомимы рассказывают историю знакомства-притяжения-расставания: спектакль уже ушел из репертуара, но запомнился зрителям. Спектакль «Тебя» Спектакль «Параллели» В «Параллелях» отношения пары рассмотрены в самых разных контекстах: философском, культурном, социальном. «Параллели» стали победителем краснодарского смотра-конкурса актерских и режиссерских работ и вошли в программу первого Форума независимых театров в Москве (2016). Дальше были новые пластические спектакли в постановке Фогелева. Драматичный, динамичный, полюбившийся зрителям «PRoгон» на музыку 8 группы Nirvana разложен на шесть артистов и исследует аспекты человеческих отношений: любовь, симпатию, измену, предательство. И «Тебя 2» Спектакль « PRogon» продолжение истории двух влюбленных с подзаголовком «Есть ли жизнь после свадьбы?» Вероятно, именно пластические спектакли привлекли на площадку «Одного театра» танцевальную компанию «Воздух», которая вскоре стала главной танцевальной альтернативой Краснодара. Спектакли «Воздуха» — сложные по технике и по мысли: абстрактные понятия и сюжеты, философские проблемы. Танцевальные спектакли «Воздуха» под руководством Юлии Блохиной — неоднократные номинанты «Золотой маски». На сцене «Одного театра» компания не только выступает, но и проводит фестиваль современной хореографии и гастроли коллективов, танцующих contemporary. За шесть лет, кроме «Воздуха», театр лишь однажды приглашал режиссера извне. И несколько раз — художников. Остальное делается своими силами. Не только и не столько потому, что мало денег — театр старается сохранить эстетическую цельность, но от интересных предложений не 9 отказывается. Так, например, Радион Букаев поставил здесь «Полное счастье» Чарлза ден Текса и Петера де Баана. Проект начался с того, что Олег Лоевский посоветовал театру этот текст — он утверждает, что увидел в актрисе Алле Мосоловой героиню пьесы. В репертуаре «Одного театра» есть и классика, но в весьма радикальном прочтении. Одним из первых спектаклей театра стал поэтический байопик «Марина Ж. З. Л.» с Екатериной Сокольниковой в главной роли: биография Марины Цветаевой, живая музыка, песни Земфиры. Ностальгические «Небесные беглецы» поставлены Владимиром Кулагиным по мотивам прозы Бунина. Были в репертуаре театра и чеховская «Дама с собачкой», и моноспектакль Аллы Мосоловой «В Питер за сарафаном» по тексту Федора Абрамова. Спектакль «Дама с собачкой» Особенности репертуара и стиля «Одного театра» во многом определяются творческим почерком Арсения Фогелева. Он дважды и совсем по-разному ставил «Мысль» Леонида Андреева. Дважды ставил сюжет. Медее с Татьяной Башковой в главной роли: сначала в версии Ануя, а затем по тексту Сенеки, и последний спектакль получился, может быть, и неровным, 10 но привлекательно сложным по методу и сочетанию техник работы с материалом (живое видео, живая музыка, работа с залом, воссоздание древних обрядов и так далее). Интерес театра к современной драматургии нарастал постепенно — недаром здесь неоднократно проводились лаборатории современной драмы. Итог: в репертуаре театра появилась «Балерина из фаст-фуда» Светланы Баженовой (поставил Алексей Суханов), «Сиротливый Запад» Мартина Макдонаха (режиссер Арсений Фогелев), «Где-то и около» Анны Яблонской (постановка Артема Акатова) и уже упомянутое «Полное счастье» Радиона Букаева. На сегодня один из самых запоминающихся и цельных спектаклей репертуара — «Затворник и Шестипалый» по повести Виктора Пелевина. Холодноватая интеллектуальная притча о птицефабрике в постановке Алексея Мосолова приобрела отчетливые черты антиутопии. Сценография не воспроизводит на сцене птицекомбинат, а отсылает к истории человечества: в глубине сцены — треугольная проекция египетской пирамиды. Затворник в черном (Артем Акатов) и Шестипалый с галстуком- бабочкой (Михаил Золотарев) — не цыплята-бройлеры, а люди, враждующие с остальным социумом и одновременно в нем нуждающиеся. Шестипалый мучительно обретает себя, корчась вокруг цыплячье-желтой табуретки, которая кажется символом привычной жизни. Постоянной метафорой спектакля становится коробка: она окажется и гробом, и местом, откуда руки «богов» достают цыплят, и ладьей дантовского путешествия по кругам ада. Клоун из «Макдоналдса», герой цыплячьих страшных снов, оказывается символом империи жареных крылышек, до которых так охочи «боги». Тема пророчества, у Пелевина разыгранная с иронией, в спектакле получает пластическое решение: упражнения по выращиванию крыльев (только так можно обрести желанную свободу) оказываются гимнастикой цигун. 11 Спектакль «Затворник и Шестипалый» В июне 2018 года в «Одном театре» выходит «С училища» Андрея Иванова — главный текст «Любимовки-2017», ставит его Арсений Фогелев. «Мне кажется важным открывать новые языки, новые уровни общения, выстраивать новую систему общения с залом. Надо делать неудобно и дискомфортно — тогда получится театр. Если искусство не должно эпатировать, то что оно вообще должно?!» Сегодня репертуар театра поделен на почти равные трети: треть постановок авторских (в том числе пластические спектакли), треть — по классике, треть — по современной драме. 4 Как общаться вне бюджета Течение жизни частного театра так или иначе делает его местом театральной альтернативы, свободы, творческого притяжения. На площадках «Одного театра» выступают, наряду с «Воздухом», самые разные люди. Например, краснодарские актеры Андрей Трегубов и Равиль Гилязетдинов со своими моноспектаклями. Сюда же приезжают с лекциями театральные критики Павел Руднев и Дмитрий Ренанский. 12 С театрами города у «Одного» отношения партнерские: если поначалу руководство Краснодарского драмтеатра ревновало к нему своих артистов, то сегодня свыклось и даже помогает независимому театру — например, в оформлении отчетных документов по пожарной безопасности и антитеррору. Естественным образом «Один театр» становится и гастрольной площадкой для независимых коллективов из других городов. Самым серьезным проектом в этом направлении стали прошедшие в мае 2018 года гастроли «Коляда-театра» и Центра современной драматургии из Екатеринбурга, а заодно и концерт группы «Курара». Публика Одного, приученная к определенной театральной смелости, горячо приняла уральский театр. Такое независимое театральное общение вне всякого государственного бюджета, несомненно, важнейшее направление развития. За шесть лет «Один театр» сформировал культурную среду, нашел в полуторамиллионном южном городе тех, кто готов к зрительскому эксперименту. Чего не хватает «Одному театру»? Конечно, денег. Театр пока что арендует пространство на высоком этаже, но надеется найти площадку на первом. Было бы здорово, если бы город смог предоставить ее в безвозмездную аренду, как это делают в других местах. Не хватает и времени: артисты и режиссеры работают в нескольких театрах и мечутся между репетициями. Но главное у «Одного театра» есть: стремление делать то, на что государственный театр просто не осмеливается; и зритель есть — свой зритель, приходящий в театр за смыслом, понимающий, что фирменное пожелание «Одного театра»: «Содержательного вам вечера» — это не просто слова. Послесловие Актуальность «Одного театра», как и было прежде, притягивает к себе массы поклонников. И не только потому, что они восхищают зрителей своей новизной идеи, современного преподношения информации, прежде всего их могущество состоит в том что, большинство почитателей заинтересованы именно талантами актеров, выступающих на сцене, а так же качеством театральной постановки Театр никогда не стоял на месте, наоборот совершенствовался в своем развитие, разнообразив и добавив новые спектакли. Примером его формирования может служить отличие театров древнейшего времени от наших современных театров. Трудно представить, что арена того времени имела, что общее с ареной современного времени, но процесс формирования захватывает театр точно также как и науку, технику и другие виды искусств. Думаю, что может предоставить нам современность, не является последним этапом развитии, и «Один театр» тому подтверждение. |