Народный танец. 3 I. специфические особенности обучения основам народносценического танца в системе дополнительного образования детей
Скачать 59.84 Kb.
|
Основные положения ног. Положений и сочетаний ног, встречающихся в народном танце, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, которые являются для исполнителя изначальными, с которых он чаще всего начинает то или иное движение, либо заканчивает его. Такие положения и являются основными. Позиции ног. Пять открытых. Открытые позиции народно-сценического танца соответствуют пяти позициям классического танца. I позиция – пятки сомкнуты, носки разведены в стороны. II позиция – ноги находятся на расстоянии одной ступни друг от друга, носки разведены в стороны. III позиция – пятка одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны (впереди может быть правая или левая нога). IV позиция – одна нога находится впереди другой на расстоянии ступни, носки разведены в стороны. Носок ноги, стоя щей впереди, находится напротив пятки ноги, стоящей сзади (впереди может быть правая или левая нога). V позиция – пятка одной ноги приставлена к носку другой. Носки разведены в стороны (впереди может быть правая или левая нога). Пять прямых: I прямая (ранее принятое название – VI позиция) – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. II прямая – ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга. III прямая – ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, пятка одной ноги находится у середины стопы другой. IV прямая – ноги поставлены по прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы. V прямая – ноги поставлены по прямой линии друг перед другом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой. Пять свободных: во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями. Две закрытые: I закрытая – носки повернуты внутрь, пятки разведены в стороны. II закрытая – носки повернуты внутрь на расстоянии стопы друг от друга, пятки разведены в стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты. Положения ноги. Нога вытянута – нога вытянута в колене и подъеме. Нога присогнута – положение на полуприседании. Подъем вытянут – нога вытянута в подъеме. Пальцы вытянуты. Подъем сокращен – нога сильно сокращена в подъеме. Носок поднят. Положение скошенного подъема – вытянутая стопа повернута в голеностопном суставе носком внутрь. Нога на ребре стопы – положение, когда нога ставится на ребро внешней или внутренней стороны стопы. Нога на ребре каблука – согнутая в подъеме стопа касается пола ребром каблука. Низкие полупальцы – пятка слегка отделена от пола. Средние полупалъцы – пятка приподнята над полом. Высокие полупальцы – пятка высоко поднята над полом. Нога на носке – нога стоит на кончике большого пальца. Подъем вытянут. Основные положения рук. Руки в народном танце очень выразительны и разнообразны. В сочетании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению национальную окраску. Позиции рук. I позиция – закругленные в локтях руки подняты впереди корпуса на уровне груди. II позиция – руки разведены в стороны, кисти направлены вперед и чуть вверх. III позиция – округленные в локтях руки подняты вверх. IV позиция – согнутые в локтях руки лежат ладонями сбоку на поясе (талии): большой палец кисти – сзади, четыре других, собранных вместе, – спереди. Локти отведены в стороны. V позиция – руки скрещены перед грудью, но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат поверх плеча разноименной руки, чуть выше локтя. VI позиция – руки согнуты в локтях и заведены ладонями за голову, как бы поддерживая головной убор. VII позиция – руки согнуты в локтях и положены тыльной стороной кисти за спину на пояс. Одна кисть – тыльной стороной на поясе, другая – на ладони первой. Локти разведены в стороны. Положения рук. Подготовительное положение – руки свободно опущены. I положение – руки раскрыты в стороны ладонями вверх. Пальцы собраны и вытянуты. II положение – руки вытянуты в локтях и раскрыты в стороны на высоте между II и III позициями. Ладони повернуты вверх. Пальцы собраны и вытянуты. Положения кисти: кисть повернута ладонью вниз; кисть повернута ладонью вверх; кисть опущена вниз; кисть поднята вверх. Положения корпуса: корпус ровный; корпус от талии наклонен вперед; корпус от талии отклонен назад; корпус от талии наклонен в сторону (вправо или влево). Положения головы: голова прямо; голова повернута (вправо или влево); голова наклонена (вперед, направо или налево); голова отклонена назад. Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в характере упражнения и темпе данного музыкального сопровождения. В тренаж по народно-сценическому танцу входят на первоначальном этапе лицом к станку, держась двумя руками, а затем одной рукой такие упражнения и движения как: 1. Полуприседание и полное приседание. 2. Упражнение на развитие подвижности стопы. 3. Маленькие броски. 4. Круг ногой по полу и по воздуху. 5. Каблучное упражнение. 6. Низкие и высокие развороты ноги. 7. Подготовка к «веревочке». «Веревочка». 8. Зигзаги (змейка). 9. Медленное поднимание ноги на 90°, мягкое и резкое раскрывание ноги на 90°. 10. Упражнение с ненапряженной стопой. 11. Дробные выстукивания. 12. Большие броски. 13. Перегибы и наклоны корпуса. Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логическое сочетание, не соединять их в комбинации только ради рисунка упражнения. Движения должны исполняться как с одной ноги, так и с другой ноги, что в равной степени укрепляет и развивает двигательный аппарат исполнителя. Каждое новое упражнение следует разучивать лицом к станку, исполняя вначале одной, затем другой ногой. После освоения движения, можно переходить к исполнению, держась одной рукой за станок. Постепенно усложняя и развивая упражнения за счет координирования движений головы, рук и корпуса с движениями ног. Тем самым способствовать развитию танцевальности и танцевальной координации. Рекомендуется усложнять и аккомпанемент, развивать музыкальный материал. Если исполнитель держится за станок одной или двумя руками, он в какой-то степени скован, а значит, ему не всегда удается передать характер данного народа, а самое главное – манеру исполнения. И часто приходиться видеть, когда в тренажном классе, сочиненных только из одних элементов какого-нибудь народного танца, в погоне за эффектом большинство упражнений настолько теряют национальные черты, что о них можно догадываться лишь по мелодии, сопровождающей то или иное движение. Можно сделать исключение для разучивания ряда трудных элементов, например полных присядок, полуприсядок, части прыжков и некоторых других элементов по усмотрению педагога. Но и в этом случае разучивание движений у станка служит лишь тренировкой, подготовкой мышц и корпуса к выполнению этих движений на середине. [38,52-57]. Следующая часть урока – упражнения на середине зала, танцевальные движения и комбинации. Сюда входят комбинации с использованием и развитием основных движений народно-сценического танца: движения по структуре и характеру исполнения идентичные движению русского народного танца «моталочка»; «веревочка»; дробные выстукивания, к которым наиболее ярко подбирается характер, выражающий темперамент, манеру исполнения основных ударов присущих той или иной народности; сложные элементы народного танца. В женском классе – верчение, в мужском классе – прыжки и верчение, «трюки». Для исполнения «трюков» нужна хорошая физическая подготовка и хороший разогрев. На первоначальном этапе «трюки» разучиваются лицом к станку. Одним из таких движений или «трюков», которые встречаются в украинском, венгерском и других танцах, являются: присядка. «Ползунок», «волчок» или мельница. «Мячик», подсечка, кабриоль, «голубец» и другие движения. Следует сказать и о том, что, изучая определенную, конкретно выбранную народность, необходимо учитывать характерные особенности движений, определяющие национальную окраску. Каждому народу свойственны определенные движения в их национальных танцах, поэтому не нужно сочинять и составлять комбинации с чуждыми для них элементами. К примеру, возьмем танцы Эстонии или Латвии. Для этих танцев совершено, не характерны такие движения, как «веревочка» и дробные выстукивания. Вот, и не следует напрягать свои «серые клеточки», чтобы сочинить комбинации для этих движений на материале прибалтийских танцев. Это, по меньшей мере, просто не уместно и не грамотно. А, по большому счету – это неуважение к национальным танцевальным традициям всех народов. Заключительная часть урока – изучение национальных особенностей народного танца. Этюдная форма работы, на которых студенты учатся передавать манеру и характер исполнения. Основой этюдов являются национальные особенности народного танца. Основные положения рук; положения в паре. Основные ходы и движения. Характер и манера исполнения. На этюдах студенты познают на практике приемы и методы постановочной работы. Развивается умение работать с исполнителями, умение ставить четкие и определенные задачи и добиваться их выполнения. Этюды развивают сочинительский дар, заставляют работать воображение. В своих работах студенты могут проявить фантазию, выдумку и изобретательность. В этой заключительной части урока изучаются факторы, повлиявшие на манеру и характер исполнения, композицию и музыкальное сопровождение тех танцев, которые бытуют в конкретно взятой для изучения стране. Так же, как и русский танец, танцы других народностей вбирают в себя образное начало, суть характера того или иного народа, выражают его дух, углубляют черты характера. Каждый регион, каждая страна и входящие в нее округи отличаются друг от друга географическим положением, а отсюда, следовательно, климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которой является народное художественное творчество. Вся работа над этюдами проводится под постоянным контролем преподавателя, направляющего этот процесс от замысла до его конечного воплощения – актерского исполнения. Работа эта ведется от простого к сложному – от простых физических действий до построения сюжетных этюдов, с фабулой, выраженный в мизансцене, с четкой графикой пластического текста. По началу мы выполняем простые учебные этюды, затем постепенно они обретают танцевальную форму, все более усложненную. Этюд отличается от танца тем, что это незаконченная форма хореографического произведения и по длительности должна идти не больше трех минут. Но не только хореографическое произведение, танец, фрагмент сочиняются на основе единого закона драматургии, даже каждая комбинация в танце также должна иметь свое начало, развитие и конец. Таким образом, комбинация состоит из отдельных, но связанных между собой движений, и каждое такое движение имеет свое начало, развитие и конец. Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их – один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта мастерства хореографа, от его знания непреложных законов зависит содержание яркой, неповторимой формы танцевального сочинения. [38,57-58]. Выразительность – одна из основ и важнейших достижений народно-сценического танца. Все движения народно-сценического танца должны ярко и пластично раскрывать характерные черты исполнения изучаемой народности. Выразительными должны быть не только танцевальные движения, но и учебно-тренировочные упражнения. В народном экзерсисе участвуют основные компоненты танцевальной выразительности: руки, корпус, голова, ноги, поэтому в упражнениях следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движения, их соответствие с содержанием музыки, характеру упражнения, манере исполнения. Исполнительское мастерство – это совокупность навыков, умений и специфических качеств, необходимых для сценической, хореографии. Исполнительское мастерство в области народного танца – это определенный набор исполнительских качеств, каковыми являются: 1. Скоординированное взаимодействие движений корпуса, рук, характерного жеста и позы. Положение и движение корпуса и рук в народном танце отличается исключительным разнообразием приема исполнения. Они могут быть основным и дополнительным элементом в том или ином движении. Могут исполняться медленно и быстро, фиксироваться длительно и кратко, усиливать или ослаблять динамику движения. Если в танцевальной комбинации положение и движения корпуса и рук исполняются осмысленно, вдохновенно, музыкально и технически совершенно они превращаются в живой выразительный жест танца, способны характеризовать собой различные образы, чувства, стремление, переживание человека. Таким образом, движения народного танца, подкрепленные исполнительской техникой корпуса и рук, обретают большую виртуозность, пластичность, силу, благородство, образность и характерность художественного выражения. Хорошо поставленный корпус, отработанные движения, положения рук помогает обрести исполнителю более высокий исполнительский уровень. 2. Легкость, быстрота, четкое ритмическое исполнение движений. Двигаться легко, свободно без лишних физических усилий – значит уметь скрывать от зрителя все трудности своего мастерства, всю ту огромную затрату сил и энергии, которая происходит при этом. Однако легкость, четкость движения в технике танца не просто «изящная невесомость» или показной оптимизм, это, прежде всего средство актерской выразительности, которое может быть использовано во всем своем пластическом многообразии. Легкость, четкость исполнения движений дает, приподнято-стройную, как бы «окрыленную» пластику танцевального мастерства. В учебной работе лёгкость утверждается на основе гибкости, устойчивости, точности движения и безупречной музыкальности. 3. Музыкальность исполнителя, то есть умение «танцевать» содержание музыки. Задача воспитания музыкальности учащихся и проста и сложна. Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Музыкальность будущего танцовщика слагается как бы из трех взаимосвязанных между собой исполнительских компонентов: Первый компонент – это способность согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Поэтому необходимо обращать особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как простой, механически точный счет долей времени, а как выразительный компонент танца. Второй компонент – то умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему мелодии, художественно воплощая ее в танце. Третий компонент – это умение учащихся внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике танца. Развивать умение слушать музыку в целом – ее ритм, тему и интонации – необходимо последовательно. Воспитывать своевременно и последовательно, на протяжении всего курса обучения народному танцу. При этом всегда следует учитывать возраст исполнителей, его знание о музыке. 4. Владение сложными элементами народного танца. (Трюки). Трюки представляют собой какое-либо отдельное движение, которое всегда выразительно или виртуозно, часто изобразительно и неповторимо. По своему исполнению трюк технически сложное движение, требующее от исполнителя хорошей физической подготовки, ловкости, собранности ну и, конечно же, таланта и фантазии. К трюковым виртуозным движениям и элементам относятся: разнообразные прыжки, вращения. Трюк, как правило, исполняется одним человеком. Это индивидуальное творчество солистов. При исполнении того или иного трюка или элемента, исполнитель демонстрирует не только свой талант и фантазию и раскрывает особенности своего характера, но и выражает настроение танца. 5. Актерское мастерство, эмоциональность, выразительность. Актерское мастерство – это совокупность эмоциональных качеств, с помощью которых актер создает сценический образ, способствующий раскрытию содержания сюжетной линии хореографического произведения. Оно включает в себя сценический темперамент: драматический или комедийный. Учебно-тренировочная работа, творческая постановочная деятельность руководителя коллектива должны переплетаться с воспитательной работой. Руководителю нельзя упускать из поля зрения поведение участников внутри коллектива, держать под контролем взаимоотношения между отдельными его членами, быть в курсе взаимоотношений в семье. Руководитель должен стремиться сплоить свой коллектив, четко определить этапы и конечную цель его работы. Сложность воспитательной работы в коллективе во многом определяется тем, что он состоит, как правило, из людей различного возраста, различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы на решении общей задачи не просто. Руководителю, формирующему единый художественный организм, приходиться проявлять такт, чуткость педагога-воспитателя, применяя индивидуальный подход к своим участникам. Создавая план воспитательной и художественной деятельности коллектива, надо добиваться непрерывности процесса развития, как коллектива, так и отдельных его членов. И потому целесообразно строить работу по принципу «от простого к сложному», наметить этапы учебно-педагогической творческой и воспитательной работы. Руководитель должен наметить такой репертуар, который привлек бы и заинтересовал всех участников коллектива, где бы учитывались возможности каждого участника, перспективы его творческого роста. Каждое занятие должно быть интересно артистам-любителям, для этого руководитель должен стараться равномерно загрузить каждого пришедшего на занятие, найти возможности для проявления способностей каждого. Формы и методы воспитательной работы в коллективе народного танца могут быть различны. Они обусловлены характером и направленностью его творческой деятельности, культурного и художественного уровня его участников и другими условиями. Так, например, изучение какого-либо народного танца может и должно сопровождаться рассказом руководителя о жизни этого народа, о его истории, быте, об его исполнительских традициях. Одной из форм может быть показ специальных фильмов, просушивание музыки и песен, связанными с национальными особенностями изучаемого народного танца. Другими формами могут быть лекции, беседы, экскурсии, просмотр и обсуждение концертных программ и спектаклей профессиональных коллективов, посещение выставок и музеев. Очень полезен обмен опытом между хореографическими коллективами, их творческая помощь друг другу. Бесспорную пользу принесут и встречи с композиторами, мастерами хореографического искусства, художниками, которые могут поделиться своим опытом работы, рассказать о своем творческом пути. Такие встречи являются и вечерами отдыха, но вместе с тем они приносят большую пользу в расширении кругозора участников коллектива, в их идейном воспитании. Воспитательная работа должна проводиться систематически. Только тогда она может привести к положительным результатам, только тогда участники коллектива по-настоящему полюбят искусство, которым занимаются, полюбят труд, повседневный, кропотливый. Руководитель должен использовать все средства, которые дают возможность расширить кругозор учащихся, повысить их культурный уровень. Воспитательная сила занятий в коллективе народного танца заключается в том, что они будят в человеке творческое начало, желание размышлять, сопоставлять факты и явления, делать выводы. Настоящее искусство народного танца всегда эмоционально. Оно формирует сознание человека как художника, творца, даруя ему радость сотворчества, воспитывая любовь ко всему прекрасному. Неоценимый вклад в формирование академической школы танца внес великий балетмейстер, мастер сценического народного танца Игорь Александрович Моисеев. Он создал новую систему танца на синтезе классического и народного танцев. Игорь Александрович определил новый жанр сценической хореографии – яркий, самобытный Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом. Формирование и развитие танцевального мастерства в области народного танца – процесс далеко не новый. В нашей стране разработана определенная система профессионального обучения танцам, в том числе и народным. Ведущими педагогами страны разработаны учебные планы, программы, пособия по народно-сценическому танцу с учетом задач, стоящих перед учебными заведениями. Кафедрами столичных и региональных вузов выпущены сотни хореографов, работающих в профессиональных и любительских коллективах, в учебных заведениях, учреждениях культуры и искусства. Жизнь и условия быта народа, безусловно, наложили отпечаток на структуру движения в танцах и сформировали определенную исполнительскую манеру. В сценическом варианте профессиональные постановщики и исполнители, бережно сохраняя особенности бытовой народной хореографии, обрабатывают танцевальный фольклор в соответствии с законами сценического действия. Народный танец везде отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, издавна сложившимися, яркими, выразительными и оригинальными танцами. Так, например территориальная близость Польши, Венгрии, Румынии облегчала проникновение танцев этих народов в русские пограничные города и села. Оттуда они попадали в глубь страны. Любознательные и широкие по натуре русские люди охотно воспринимали танцы других народов. Со второго десятилетия XX века заметна тенденция приобщения традиционной хореографии разных этнических групп к русской народной хореографии, тем более что в современных условиях кое-где идет процесс размывания грани между ними, процесс взаимопереплетения отдельных танцевальных элементов. Например, на одну треть сибирские татары в своем репертуаре имеют русские танцы или танцы европейского происхождения. Необходимо улавливать наиболее яркие краски, выходя на обобщение с помощью художественного домысла, где выражается собственное отношение к материалу. Нужно учить исполнителей умению перевоплощаться в национальный стиль. |