Народный танец. 3 I. специфические особенности обучения основам народносценического танца в системе дополнительного образования детей
Скачать 59.84 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. На современном этапе развития традиционной танцевальной культуры, разработка системы ее художественной интерпретации является приоритетным направлением сохранения данной сферы национального искусства. Эта система позволит средствами разработки и внедрения инновационных подходов к народной танцевальной культуре воспитать духовность, нравственность, патриотизм посредством наиболее характерных, многовековых национально культурных традиций. Народно-сценический танец является одним из основных предметов спец цикла хореографического образования. Он в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классического танца. Освоение школы народно-сценического танца наиболее эффективный способ в подготовке учащихся к исполнению различных народных танцев, она обеспечит высокий уровень исполнительской культуры. Как дисциплина народно-сценический танец сформировался в нашей стране давно. Основоположниками этого предмета являются выдающиеся артисты и педагоги: А. Бочаров, А. Ширяев, А. Лопухов. Их книга «Основы характерного танца» это огромный труд, а вместе с тем и первые шаги в разработке системы образования народно-сценического танца. Приобщение подрастающего поколения к народной культуре является средством развития у них духовности. Актуальность состоит в том, что у подростков снизился интерес к культурным ценностям разных народов. А это ведет к непониманию и даже к неприятию других наций. Отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры - одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у подрастающего поколения понимание культурные ценности и воспитывать бережное отношение к ним необходимо с детского возраста. В нашем неустойчивом от войн мире возникают многочисленные глобальные проблемы: межнациональные розни, распространение терроризма и пр. Поэтому очень важно знакомиться с традициями разных народов, чтобы научиться жить в многокультурной среде. А танец, на мой взгляд, это один из путей к взаимопониманию между различными народами. Хореографические постановки на основе обычаев и традиций способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Приобщая детей к истокам народной культуры, посредством хореографии мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт характера своего народа, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего. Проблемав настоящее время обусловлена тем, чтозначительная часть всех сценических художественных произведений, связанных с искусством танца, сочиняетсяна материале современной хореографии, заимствованной из западной культуры. Поэтому, как никогда необходимо сохранять культурную самобытность, укреплять лучшие традиции народного танцевального искусства, поднимать её авторитет, содействовать реализации творческого потенциала, как профессиональных, так и начинающих балетмейстеров. По нашему мнению,социально-экономические изменения, произошедшие в нашем обществе, привели к утрате многих корневых основ хореографической культуры. В современном мире балетмейстеры находятся в постоянном поиске новых направлений, форм народно-сценического танца. Танцевальное искусство, передаваемое из поколения в поколение, постоянно меняется, обогащается все новыми и новыми элементами. С течением времени многие элементы танца отмирают и нарождаются новые. Танец кристаллизируется и совершенствуется. Все наносное отмирает как несущественное, а все то, что передает черты национального характера, чувств, дум народа, остается и передается из поколения в поколение как наиболее типичное и характерное. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, как сохранить свою народную культуру, часть богатства духовной жизни, которая накапливалась веками со времен своего появления, как не растворится в среде других. Балетмейстеру необходимо развивать и совершенствовать пути сохранения народного танца. Создавая новые хореографические произведения, необходимо использовать традиционный танец, как базу для его сценической интерпретации. Степень изученности Впервые полно и конкретно принципы, структуру и содержание урока народно-сценического(характерного) танца рассмотрели А. Лопухов, А. Ширяев, А. Бочаров. Ониобобщилиопытпреподаванияосновхарактерноготанцавсистеме профессиональногохореографическогообразованияв 20 – 30-егг. XX в.ВучебныхпособияхТ. Ткаченко, А. Борзова, Г. Богданова, П. Гусеваонполучилсвое развитиеиобогатилсяопытомпреподаваниянародно-сценическоготанца авторитетнымипедагогами-хореографами. Данная тема была разработана ведущими балетмейстерами и теоретиками – хореографами, такими как А.А. Борзовым «Народно-сценический танец. Экзерсисы у станка», Г.П. Гусев«Народный танец», Е.В. Зайцев, Ю.В. Колесниченко «Основы народно-сценического танца», И.М. Фоменко «Основы народно-сценического», Н.М. Стуколкина «Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца», О.Ю. Адамович, Т.С. Михайлова, Н.Н. Александрова «Народно-сценический танец. Упражнения у станка». Цель - определить роль народно-сценического танца в системе дополнительного образования Задачи: Изучить литературу по теме выпускной квалификационной работы; Проанализировать особенности организации учебного процесса в системе дополнительного образования; Рассмотреть особенности планирования и проведения урока народно-сценического танца в системе дополнительного образования детей; Оформить результаты творческой деятельности по созданию хореографической композиции «Гопак» Объект–дополнительное образование Предмет–народно-сценический танец Методологическая база Народно-сценический танец / А.А. Борзов. М., 2008. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964. Народный танец / Г.П. Гусев. М., 2012. Основы народно-сценического танца/ Е.В. Зайцев, Ю.В. Колесниченко. В., 2007. Практическая и теоретическая значимость Материалы данного исследования могут быть использованы для разработки и реализации своей идеи и мысли в танце; в нахождении путей, методов и использования русской народной хореографии в возрождении национальной культуры. Структура работы: Выпускная квалификационная работы состоит из введения, одной главы и экспликации дипломной квалификационной работы, заключения, библиографического списка литературы. Объем работы составляет …….. страницы. 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1.1. Особенности организации учебного процесса в системе дополнительного образования Дополнительное образование подрастающего поколения на сегодняшний день - часть образовательной системы Российской Федерации, требующей внимания, не меньшего, чем дошкольное, общее или профессиональное образование. Отличие его от общеобразовательных учреждений состоит в том, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания. Важным представляется совершенствовать существующую систему образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, создавать ее современной и познавательной по содержанию, обновить инфраструктуру дополнительного образования так, чтобы исчезли межведомственные барьеры для подростка. Процесс преобразования дополнительного образования сформировали принципиальные изменения в сознании общества, так как учреждения культуры пользуются все большим спросом у подростков и их родителей. Дополнительное образование исключительно творческое и призвано выявить, и развить те задатки и способности детей, которые способны обеспечить в будущей жизни их саморазвитие, потому в современной педагогике наблюдается активизация процесса воспитания через творчество подростка. Следовательно, выбор формы организации деятельности, технологий, методов должны способствовать повышению уровня развития творческой личности, её индивидуальности.Занятия хореографией всегда привлекали к себе внимание детей и подростков, потому приобрели широкое распространение не только в специализированных учебных заведениях, но и в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях. Хореографические студии, клубы, школы искусств и хореографические школы,в основах которых лежит приобщение детей и подростков к искусству танца, проявили себя на практике как перспективные формы эстетического воспитания, обеспечивающие более полное развитие индивидуальных способностей детей. Хореографическое искусство на современном этапе представлено самыми разнообразными жанровыми направлениями танца: свободным, народно-сценическим, спортивным-бальным, современной пластикой, и др. Каждое отдельное направление имеет свою историю, особенности, требования к обучающимся, так как у любого из видов танца есть свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности. Сейчас обучение в хореографических коллективах доступно значительно большему кругу детей и подростков. К настоящему времени сложилась чёткая система хореографического образования: начальное, среднее и высшее образование представлены как в профессиональном, так и в дополнительном образовании. В учебном пособии "Педагогика", автором которого является А.А. Радугин, есть определение образования как социального явления. На основании этого определения мы сформировали определение хореографического образования. Итак, Хореографическое образование - это система подготовки хореографа, приобщение его к хореографической культуре современного общества через овладение определёнными приёмами какого-либо либо вида хореографии. Это определение соответствует системе профессионального обучения артистов балета.[5, с.3] Дополнительное образование в области хореографиии направленно, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в разнообразии досуга. Хочет ребёнок танцевать, но не имеет для этого природных данных. Ему общество предлагает удовлетворить свою потребность в общении и познании хореографического искусства в любительском коллективе; как например: школа искусств, балетная студия, танцевальный кружок и т.п. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей в области хореографии обеспечивает информационную, обучающую, воспитательную, развивающую, социализирующую релаксационную функции.В системе дополнительного образования детей в области хореографии образовательный процесс представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.Условия организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей осуществляется в формах, установленных Законом Российской Федерации. Их регулируют следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» (принят 10 июля 1992 г., имеет N 3267-1), Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504), санитарно-эпидемиологические требования к учреждению дополнительного образования детей (Внешкольные учреждения), устав образовательного учреждения, договор о взаимоотношениях с учреждениями. Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в составлении личности обучающегося. По словам заслуженного учителя УССР, народного учителя СССР, новатора В.Ф. Шаталина «основная функция педагога не только быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться»[3,4,7]. Образовательный процессв системе дополнительного образования, должен отвечать требованиям концепции развития дополнительного образования детей: иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов, быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительные и творческие занятия), так и по содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолога – педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолога – педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому здоровью учащихся; базироваться на развивающих методах обучения детей.Педагогу дополнительного образования недостаточно знаний лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолога – педагогическими знаниями.Использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которые позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти себе занятие по душе; основываться на социальном заказе общества; отражать региональные особенности и традиции. Главной формой в образовательном процесседополнительного образования является учебное занятие, которое определяется как «промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом». В современной действительности учебное занятие выступает как сложный психолого - педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия. По методической рекомендацииДемченко Е.Д.к проведению занятия в учреждении дополнительного образования детей«изучение учебного материала предполагаетследующие дидактические циклы: изучение нового материала;применение знаний на практике, формирование практических умений; контроль знаний[8,2]. Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования:создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;целесообразное расходование времени на занятии;применение разнообразных методов и средств обучения;высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;практическая значимость полученных знаний и умений. Основные этапы современного занятия. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы. Ознакомление с новыми знаниями и умениями. В учреждении дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам. Учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого ребенка, уровня умственного развития и конкретных возможностей. Реализация такого подхода к работе требует детальной проработки методического обеспечения деятельности всех служб учреждения. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей это такое воспитание и обучение ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации. Другими словами, это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его приделы. Педагоги, как правило, выбирают определенную технологию развивающего образования (или ее элементы), осваивают и реализуют ее на практике. В учреждении дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей, поэтому необходимо вести работу по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс. Однойиз задач дополнительного образования является поддержка и развитие детского творчества, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благодатных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его самоуважения. Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности. Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в Учреждении дополнительного образования. Основные виды методической деятельности: - самообразование; - методологическое исследование; - описание и обобщение педагогического опыта; - создание методической продукции; - обучение педагогических кадров; - методическая помощь; - методическая коррекция. Методическая работа является системойвзаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа достижение педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов. Таким образом, рассмотрев условия организации образовательного процесса в системе дополнительного образования, можно сказать, что дополнительное образование призвано обеспечить возможности для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворению творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. 2.2.Методика построения и ведения урока народно-сценического танца. Народно-сценический танец, как один из основных видов хореографии несет большое значение для танцевального искусства и занимает ведущее место в хореографическом образовании. Педагогическая практика изучения народно-сценической хореографии, учитывая ее специфику, закономерности усвоения учебно-танцевального материала, логику познавательной деятельности и преподавания, выработала свои традиции в отношении построения учебного занятия (урока).Поэтому в работе преподавателя по народно-сценическому танцу большое значение имеет правильное построение (планирование) урока. Каждый урок народно-сценического танца опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому и является как бы очередным последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения. Каждый опытный преподаватель хорошо знает, что доброжелательный тон, легкость ведения занятий, улыбка педагога, юмор меняют микроклимат урока, освобождают от скованности и, в конечном счете, повышают восприятие и выразительность исполнителей. Особое значение имеет образная подача хореографического материала. Иногда лишь удачно подобранное сравнение, характеризующее то или иное движение, заменяет часы однообразного повторения. В основе обучения упражнениям и движениям в любом виде хореографической культуры лежит способность человеческого организма овладевать целой системой разнообразных двигательных навыков, физиологический механизм которых открыт и обоснован великим русским ученым академиком И.П. Павловым. Образование двигательного навыка происходит путем многократного практического выполнения упражнения с постепенным уточнением последовательности определенных действий и конкретизацией деталей техники. В результате такого многократного повторения упражнения в коре больших полушарий образуется последовательное чередование процессов возбуждения и торможения, определенный, согласованный характер их протекания, так называемый динамический стереотип, внешним проявлением которого является двигательный навык. [38,48-49]. Таким образом, все практические упражнения в любом виде танцевального искусства являются приобретенной формой двигательной деятельности организма, выработанной путем целенаправленного учебно-тренировочного процесса. Первоначальное выполнение любого, а в особенности сложного упражнения весьма затруднено как в координационном, так и в качественном отношении. Оно происходит при непосредственном участии сознания, направленного на осмысливание определенных деталей движения в каждом конкретном случае. Однако при дальнейшем повторении упражнение выполняется все более легко, правильно и быстро и, наконец, на определенной стадии тренированности достигается полная автоматизация движения. При выполнении автоматизированного движения создаются большие возможности для контроля мышления за упражнением в целом и за теми конкретными условиями, в которых в данном случае проявляется автоматизированный двигательный навык. Следовательно, основы методики обучения состоят в последовательном разучивании упражнений в простейших формах и в дальнейшем многократном их выполнении в постепенно усложняющихся формах, в сочетании с другими элементами и движениями, с увеличением нагрузки, нарастанием темпа, усложнением и развитием ритма. Такая методика обучения обеспечивает наиболее успешное развитие и совершенствование основных исполнительских качеств и практических способностей во всех видах хореографии. Качество любого учебно-педагогического процесса зависит от того, в какой степени учитываются основные, руководящие положения теории обучения – дидактические принципы. Они являются научно-педагогической основой любого учебного процесса Важнейшими дидактическими принципами, принятыми в системе хореографического обучения и воспитания, являются систематичность, наглядность, сознательность, активность, доступность и прочность обучения. Принцип систематичности заключается в обеспечении непрерывности и строгой последовательности процесса обучения. Только при постепенном усложнении педагогических задач можно добиться прочных навыков и умений. Основой принципа систематичности является последовательность в усвоении учебного материала, базирующаяся на известных положениях: от легкого к трудному, от простого к сложному и от известного к неизвестному. Каждый новый элемент может быть твердо и быстро изучен лишь в том случае, если достаточно хорошо усвоен предыдущий м атериал. Это положение в практике имеет особое значение. Формирование нового двигательного навыка требует не только новых знаний и представлений о данном действии, но и новых высококоординированных движений, выполняемых путем сложных условнорефлекторных связей в центральной нервной системе человека. Первоначальное образование этих связей является делом весьма трудным, так как само по себе требует достаточно большого времени, а их совершенствование, т.е. автоматизация двигательного навыка, возможно лишь при условии предварительной выработки в организме занимающихся определенных физических качеств. Поэтому совершенно очевидным становится важность последовательного, прочного закрепления изучаемого материла, приемов и действий для дальнейшего обучения. Важнейшей стороной принципа систематичности обучения является также непрерывность учебно-тренировочного процесса. Большие перерывы в обучении нарушают стройность системы и значительно снижают ее эффективность. Согласно учению академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности при длительных перерывах в обучении и тренировке возникает так называемое угасательное торможение, представляющее собой резкое снижение, а иногда и полную утрату достигнутых в учебном процессе результатов. Таким образом, сводится на нет весь труд, который был затрачен на первоначальную подготовку. Значение принципа наглядности в обучении и воспитании исполнителя имеет определенное значение. Любое познание и изучение нового элемента, упражнения или движения начинается с живого созерцания. Чем оно качественнее, тем полнее формируется у исполнителей представление об изучаемом материале. Эффективнее его дальнейшее усвоение. Отсюда становится понятной та роль, которую играет четкий, ясный и правильный показ изучаемого материала. Однако было бы неправильным считать, что только образцовый показ создает необходимое представление об упражнении. Эта задача решается комплексным воздействием – путем показа, объяснения, демонстрации фильмов, фотографий и других наглядных пособий. [38,50]. Таким образом, в понятие наглядности входят не только те восприятия, которые обучаемый исполнитель получает при показе. В создании образа изучаемого действия принимают участие все органы чувств человека (анализаторы). Чем больше сигналов поступает в центральную нервную систему из различных анализаторов, и чем разнообразнее они, тем конкретнее и полнее создается необходимое представление и тем быстрее формируется исполнительский навык. Характерную особенность принцип наглядности имеет в условиях самостоятельных занятий. В этом случае особое значение приобретает анализ своих действий в сравнении с техникой исполнения того или иного движения более квалифицированными специалистами, определение ошибок и их устранение. При этом необходимо учитывать свои индивидуальные особенности: возраст, степень физической и технической подготовленности и др. Эталоном может служить выполнение этого движения лучшими мастерами – исполнителями данного вида танца. Требование наглядности в обучении относится не только к начальной стадии обучения; наглядность должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и оказывать существенное влияние на его качество. Наглядность необходима еще и потому, что знания и умения, основанные на наблюдениях, являются более глубокими и прочными. Поэтому строгое соблюдение требований принципа наглядности в обучении является одним из необходимых условий научности педагогического процесса. Сознательное и активное отношение к учебному процессу – важнейшее условие обучения. Без участия сознания немыслима какая-либо познавательная работа, а без активного участия в ней самих занимающихся невозможно эффективное решение задач, стоящих перед образовательной деятельностью. Принцип сознательности предполагает осмысленное отношение занимающихся к усвоению техники исполнения, присущих тому или иному виду хореографии, а также и к развитию и совершенствованию необходимых для этого качеств. Сознательное отношение способствует более быстрому и прочному формированию исполнительских качеств и обеспечивает наиболее целесообразное применение приобретенных навыков, знаний и умений в исполнительской деятельности хореографа. Очень важным элементом принципа сознательности в обучении является разъяснение сущности изучаемых приемов для достижения необходимых качеств исполнительского мастерства и их влияния на организм исполнителя. Ясное понимание элементов выполнения позволяет более качественно усваивать все упражнения, что, естественно, повышает и его физиологическое воздействие. В свою очередь, знание физиологического влияния упражнения, на организм занимающегося позволяет ему правильно осуществлять коррекцию, как техничного исполнения, так и физической нагрузки в процессе занятий. Для успешного и глубокого усвоения необходимых знаний, умений и навыков важна также активность на занятиях. Особую значимость этот метод приобретает в условиях высокой насыщенности и значительной физической нагрузки в процессе занятия. Умение включать индивидуальный подход в общий ход обучения позволяет добиться большой эффективности и определяет высокое педагогическое мастерство преподавателя. Принцип доступности заключается в соответствии изучаемого учебного материала реальным возможностям исполнителей. Он осуществляется путем подбора и дозировки упражнений в зависимости от подготовленности занимающихся, возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. При этом учебный материал не должен быть чрезмерно трудным или слишком легким, так как и в том и в другом случае занятия не принесут ощутимой пользы. Непосильное задание снижает интерес, задерживает совершенствование навыка, приводя иногда к серьезным и трудно исправимым ошибкам. Излишне легкий материал, не требующий усилий обучаемых, вызывает неудовлетворенность занятиями и может привести к переоценке своих возможностей. Таким образом, важнейшим условием принципа доступности в обучении является строгое соблюдение последовательности и постепенности в планировании учебного материала. [38,51]. Характерной особенностью проявления принципа доступности в обучении упражнениям является необходимость соблюдения посильности не только в совершенствовании навыка, т. е. техники исполнения, но, что не менее важно, в последовательном и постепенном наращивании физической нагрузки на занятиях. Обе эти стороны учебного процесса должны развиваться параллельно и гармонично. Принцип прочности заключается в том, чтобы в процессе занятий обеспечить твердое закрепление приобретенных навыков. Основой прочности овладения исполнительскими навыками является многократность повторения их обучаемыми и их постепенное усложнение. При этом повторение изученного материала должно проводиться на новом качественном уровне с уточнением и совершенствованием деталей техники исполнения. Исходя из требований данного принципа, каждому занимающемуся самостоятельно необходимо так строить процесс работы над техникой, чтобы новый материал включался в занятие только после того, как предшествующий материал прочно и качественно усвоен и нет сомнений в том, что выработанный двигательный навык может быть нарушен. В этом случае при нарушении принципа прочности в усвоении учебного материала не только не повышается уровень исполнительских качеств, но, что еще более нежелательно, происходит снижение уровня профессионального исполнения, а подчас имеет место и травмирование организма. Необходимо подчеркнуть, что в учебном процессе требования всех дидактических принципов должны быть тесно связаны между собой и только в этом случае достигается нужный уровень подготовки специалиста. Исключение хотя бы одного из них в значительной степени снижает качество обучения. Для повышения активности на занятиях преподавателю следует создавать больше условий для самостоятельной работы. Активность занимающихся самостоятельно полностью зависит от степени личного самосознания и твердого убеждения в высокой значимости и необходимости регулярных и качественных занятий. Во всех случаях следует обращаться к необходимой учебно-методической литературе. [38,51-52]. Первоначально в уроке народно-сценического танца выделяли две части: занятия (экзерсис) у станка и занятия на середине зала. Педагогический опыт показывает, что целесообразнее строить урок как трехчастную учебную форму: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа. Смысл такого подхода подтверждается тем, что у каждой части урока есть свои задачи, содержание, методы преподавания и освоения программного материала.[5, 36-37].Обучение народно-сценическому танцу начинается с экзерсиса или тренажа. Тренажом называется группа элементов или движений, которые служат для обучения, разогрева, для усовершенствования техники исполнения и развития актерского мастерства. Где разносторонне развивается мускулатура ног, выворотность, шаг, постановка корпуса и головы, координация движения. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость, правильное распределение тяжести тела на двух и одной ноге. Некоторые движения у станка по мере усвоения переносятся на середину зала, выполняются движения в различных национальных характерах, как в простом виде, так и в комбинациях. Народный экзерсис у станка развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат, дает правильную постановку головы, рук, ног, вырабатывает точность, свободу, танцевальность, четкость, эластичность и координацию движений. Урок народного танца, строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие. Преподаватель должен выстраивать урок, рационально распределяя нагрузки, не утомляя и не перегружая суставно-мышечный аппарат исполнителей. Особое внимание следует обратить на необходимость чередования движений, которые выполняются на согнутых и вытянутых ногах. Порядок упражнений у палки устанавливаются по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц. Урок начинается с группы упражнений пяти разделов: полуприседания и глубокие приседания, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочпый аппарат; (дальше даются упражнения, тренирующие различные группы мышц); упражнения на вытянутых ногах; упражнения на присогнутых ногах; мягкие плавные движения; движения резкие, отрывистые. Но следует вначале разогреть исполнителей и выучить основные положения и позиции ног и основные положения и позиции рук, головы, а также поклон, с которого начинается и заканчивается любой урок. Поклоны. Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас с глубокой древности. Существует несколько видов поклонов: кивок головой; маленький поклон – корпус слегка наклоняется, делается кивок головой; поясной поклон (наклон корпуса в пояс) – верхняя часть туловища от пояса наклоняется; глубокий поклон (ниже пояса); низкий поклон до земли (чаще всего это был мужской поклон); с опусканием в колено (женский поклон характерного танца) и т.д. Почти все бытовые поклоны перешли в танец. Здесь они были дополнены и украшены движениями рук, усложнены и обогащены музыкальным сопровождением. В танце значение поклона расширяется. Это уже не только приветствие, но и приглашение к танцу, и благодарность за танец – как со стороны парня, так и со стороны девушки. Форма и вид поклона вначале и в конце урока выбирается на усмотрение преподавателя. |