Народный танец. 3 I. специфические особенности обучения основам народносценического танца в системе дополнительного образования детей
Скачать 59.84 Kb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе данной работы была изучена научно-практическая и методическая литература, непосредственно относящаяся к народно-сценическому танцу в системе дополнительного образования. Были определены объект, предмет, задачи работы, сформулированы проблема и цель. Как показываетанализ в ходе нашей работы, развитие хореографической культуры на современном этапе находится во взаимосвязи с требованиями времени, но порой теряет связь с накопленными веками теоретическими и практическими знаниями в хореографическом образовании. Проведенный анализ показывает, что в хореографическом воспитании формирование и развитие исполнительских качеств как профессионального, так и любительского творчества требует исключительно специфических технологий, позволяющих в целостном педагогическом процессе реализовать становление как знаний и навыков, так и многообразных личностных свойств артиста-любителя. В хореографическом образовании требуется особая интеграция образования и воспитания, призванная обеспечить единство педагогического процесса и созидание сложного комплекса качеств, которые и характеризуют исполнителя данного вида пластического искусства. Данная работа является результатом теоретического анализа и обобщения трудов Т.С. Ткаченко, А.Я Вагановой, Г.П. Гусева, В.С. Костровицкой, Н.П. Базаровой, А.А. Климова, А.М. Мессерера, А.А. Захарова и других исследователей, изучавших и изучающих классический и народный танец. Выявлено, что основной для формирования и совершенствования исполнительских навыков в коллективе народного танца являются танцевальные традиции русской национальной хореографии с ее богатой палитрой разнообразных выразительных средств. Исполнитель танца - уникальный человек, личность, и значит, ее необходимо не просто сформировать, а дать возможность во многом самостоятельно развиться, проявить и реализовать все многообразие заложенных от природы способностей. Отсюда процессы обучения и воспитания в хореографическом искусстве неразделимы.Совершенствование необходимых технических навыков влияющих на формирование и развитие исполнительского мастерства требует современного подхода к организации занятий. Танцевальное искусство до реорганизации художественной образования в России носило характер клубно-кружковой самодеятельности и преследовало цели культурно-досуговой организации, в то время как современные тенденции тяготеют к профессионализации ансамблей, что позволило нам сделать определенные выводы.Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся: к повышению технического уровня и исполнительской культуры танцовщиков-любителей и имеют перспективу развития, благодаря выстроенной системе образовательного процесса; приведению в соответствие формы и содержания образовательного процесса, в котором сбалансированы средства народного и классического танца, где экзерсис классического танца является эффективным средством формирования исполнительской культуры. В процессе исследования, нами установлено, что система народно-сценического танца Т.С. Ткаченко, построенная на классических образцах национальной танцевальной культуры, является самодостаточной и универсальной. Это проявляется не только в подготовке технических возможностей исполнителей, но и благодаря музыкальной основе, которая содержит в себе духовно-нравственный потенциал, способствующий формированию исполнительской культуры, что только на первый взгляд может противоречить нашей гипотезе. Но, несмотря на это, неожиданные результаты позволяют сделать еще один вывод, о том, что как бы не была хороша обучающая система, ее транслируют педагоги, от мастерства, знаний и умений которых зависит качество образования и соответственно исполнительская культура танцовщика. Воспитание исполнителя народного танца – это длительный процесс, который требует от преподавателя и от тех с кем он проводит занятия, выстроенной системы обучения и регулярной затраты сил и энергии. Это большой, желательно каждодневный труд. Именно поэтому урок народного танца должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. Надо сказать, что процесс подготовки исполнителя и тем более преподавателя народно-сценического танца является сложным по той причине, что передача хореографического материала от учителя к ученику происходит «с ноги». Система литературной записи танца не дает возможности передать все нюансы техники, манеру исполнения. И здесь особенно важны помощь и профессиональные знания преподавателя, педагога-наставника, его теоретический и практический опыт. Возможность просмотра видеозаписей различных народных танцев значительно расширяет рамки изучаемого предмета. Это позволяет точнее передать особенности национального колорита при сочинении и исполнении танцевальных этюдов. Цель работы, а именноопределить роль народно-сценического танца в системе дополнительного образованияи выявление особенностей современных методик совершенствующих исполнительское мастерство и культуру танца, изучение форм и методов формирования и развития исполнительской культуры и технического мастерства у исполнителей народно-сценической хореографии, достигнута. Задачи решены. Таким образом, наше предположениео том, что классический танец непосредственно влияет на меняющийся, созвучно нашему времени процесс структурирования системы преподавания народно-сценической хореографии и использование современных методов совершенствования техники исполнительства будет способствовать повышению профессионального уровня исполнителей народно-сценического танца, полностью подтверждено. Всестороннее изучение народно-сценического танца важно как с хореографической точки зрения, в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев, так и с точки зрения влияния его на воспитание академизма у исполнителей. Костюмы и музыкальные инструменты народно-сценического танца также играют огромную роль при воспитании академизма, являясь источником при изучении материальной и духовной культуры. Народный танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется ее переменам. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Барышникова Т. Азбука хореографии/ Т. Барышников.-М.:Рольф,1999.-272с. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964. Фоминых И.Л.,педагог дополнительного образования Ханты-Мансийский АО, Статья по теме: «Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях.»https://nsportal.ru/user/831841/page/normativnye-dokumentyreglamentiruyushchie-deyatelnost-pedagoga-dopolnitelnogo 4.http://pandia.ru/text/77/28/94304.php 5. Бриске И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания / И.Э. Бриске.-Ч.:ЧГАКИ, 2007. – 93с. 6. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка. Учебное пособие для вузов / Г.П. Гусев. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с. 7. Притыкина М. Н., старший методист, педагог дополнительного образования детей Новосибирская обл., Методическая разработка по теме:«Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства» https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/11/13/osobennosti-organizatsii-zanyatiya-v 8. Демченко Е.Д.Методические рекомендации к проведению занятия в учреждении дополнительного образования детей / Е.Д. Демченко. – Комсомольск-на-Амуре,2014. – 14 с. |