Главная страница

Тема 6 + лабораторная 6. 3 Компьютерное обучение языкам


Скачать 141.87 Kb.
Название3 Компьютерное обучение языкам
Дата08.11.2022
Размер141.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема 6 + лабораторная 6.docx
ТипДокументы
#777307

3.5. Компьютерное обучение языкам
Информатизация образования и связанные с этим изменения в обучении языкам. Понятие компьютерного обучения языкам. Классификация электронных средств обучения. Дистанционное обучение. Сетевые ресурсы в обучении языкам.

Одной из важных практических областей применения компьютеров в лингвистике является компьютерное обучение языкам (ComputerAssistedLanguageLearning, CALL). Компьютеризация и информатизация являются характерными особенностями современного обучения в целом, поскольку применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении позволяет сделать его более эффективным, повысить мотивацию обучающихся и сократить затраты человеческого труда. Кроме того, применение компьютеров в полной мере соответствует другим современным тенденциям образования: его деятельностному и личностно-ориентированному характеру.

При этом обучению иностранным языкам (ИЯ) с помощью компьютера отводится особая роль, так как изучение языка представляет собой процесс, использующий весь спектр человеческих возможностей познания [34, 38].

Вопросы использования компьютеров в обучении рассматриваются с 1950-х годов, т.е. практически с начала промышленного производства компьютеров [38, 3]. За более чем полувековой период компьютерное обучение претерпело значительные изменения, которые определялись господствующим методом обучения и уровнем развития компьютерной техники. Так в развитии компьютерных обучающих средств выделяют два главных этапа:

1) бихевиористический: на этом этапе обучающие программы были построены по формуле «стимул — реакция», обучающемуся отводилась пассивная роль объекта обучения, а программы выполняли функцию тренажеров;

2) когнитивно-интеллектуальный: программы ориентированы на обучающегося, дают ему свободу выбора уровня и типа действий, активизируя тем самым его познавательные функции [20,111; 34, 38—39].

В настоящее время компьютерное обучение ИЯ представляет собой отдельную область знаний и практических действий, нацеленных на использование компьютеров в обучении и изучении языков[56, 1], имеющую свою методику, программные средства, цели и задачи. Возможности использования компьютеров простираются от традиционных программ-тренажеров до современных виртуальных обучающих сред, мультимедийных программ и применения различных форм общения и хранения информации в Интернете, в частности электронной почты, корпусов и конкордансов, подкастов и т.п., с дидактическими целями.

Особенностью компьютерного обучения языкам является то, что это обучение опирается на определенный теоретический метод (бихевиористский, коммуникативный, когнитивно-интеллекутальный и т.п.), а кроме того, носит междисциплинарный характер: в наши дни проблемы компьютерного обучения языкам решаются совместными усилиями психологов, методистов, программистов, веб-дизайнеров и лингвистов. В таком междисциплинарном сотрудничестве возникают новые оригинальные подходы к компьютерному обучению. В частности, заимствование идей и методов из сферы искусственного интеллекта породило новое направление в компьютерном обучении языкам — ICALL (IntelligentComputerAssistedLanguageLearning) [34, 39; 58].

Компьютеры могут использоваться в обучении языкам различным образом:

1) компьютер — помощник преподавателя (использование компьютера преподавателем на отдельных этапах традиционного занятия);

2) компьютер — преподаватель (индивидуальное обучение целому учебному курсу по заданному жесткому сценарию);

3) компьютер — источник и «оценивателъ» знаний (групповое и индивидуальное обучение в рамках дистанционного обучения языкам, при котором обучающийся сам обращается к компьютеру как к носителю необходимой информации и «оценивателю» приобретенных знаний) [20, 138—139].

Очевидно, что у каждого способа компьютерного обучения есть свои целевые группы и условия: обязательные для изучения курсы требуют привлечения компьютера в помощь преподавателю, а удовлетворение индивидуальных потребностей в образовании — использования компьютеров в качестве преподавателей или источников и «оценивателей» знаний.

Во всех случаях используются разнообразные электронные обучающие средства [34, 18—31; 60, 190—196; 61]:

• компьютерные учебники;

тестирующие программы;

• тренажерные программы;

• учебные игры;

• компьютерные справочники и энциклопедии и др.

Компьютерный учебник — это программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он объединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума и представляет собой не альтернативу, а дополнение к традиционным формам обучения.

Тестирующая программа — это компьютерная программа, предлагающая пользователю вопрос и несколько вариантов ответов на него. Основная задача такой программы — проверка знаний пользователя. Наиболее простые тесты имеют фиксированное количество стандартных вопросов и неизменную систему оценки полученных ответов.

Тренажерная программа — программа формирования автоматического навыка выполнения определенных коммуникативных действий путем многочисленных повторов таких действий. Примерами программ такого типа служит обучение быстрому набору текста на клавиатуре методом слепой печати, упражнения на употребление правильных форм глагола и т.д.

Учебные игры — это компьютерные программы, имеющие игровые и обучающие функции. В этом случае учащиеся активно вовлекаются не только в процесс получения, но и использования знаний, выполняя какую-либо фиктивную роль. Например, создана учебная игра по интерактивному освоению ландтага немецкой федеральной земли Нижняя Саксония. Каждый участник такой игры становится виртуальным экскурсантом по ландтагу и после получения информации об определенной части этого законодательного органа, успешно выполнив тестовые задания, может переходить на другой этаж здания.

Учебные игры можно применять с различными целями:

• для мотивации учащихся в получении новых знаний,

• для отдыха, развлечения, снятия напряжения на уроке,

• для активизации интереса учащихся,

• для активизации познавательной самостоятельности,

• для отработки умений учащихся, как тренажер.

Компьютерные справочники и энциклопедии — программы, предназначенные только для представления учебного материала.

Обычно они содержат очень большой объем информации, что требует обязательного использования автоматического поиска. Еще одной отличительной особенностью данного вида электронных обучающих ресурсов является мультимедийный характер представляемой в них информации и ее гипертекстовая организация.

Обучающие компьютерные ресурсы могут предлагаться уже готовыми или создаваться самими преподавателями с помощью заготовок несложных компьютерных упражнений. Примерами ресурсов первого типа выступают, в частности, следующие мультимедийные обучающие программы:

Профессор Хиггинс. Английский без акцента: мультимедийное учебное пособие по английской фонетике и грамматике (www.istrasoft.ru/higgins/htm);

BridgetoEnglish: программа по обучению английской лексике и грамматике для взрослых (www.intense.ru).

Программной оболочкой, позволяющей составлять несложные упражнения в виде кроссвордов, предложений с пропущенными словами, текстов с перемешанными предложениями и т.д. является, к примеру, программа HotPotatoes(http://hotpot.uvic.ca).

Электронные обучающие ресурсы разного рода составляют основу современного дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это форма организации учебного процесса, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая телекоммуникационный принцип доставки учебного материала и интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе обучения и при оценке знаний [20, 142—143].

Дистанционное обучение обычно предполагает регистрацию (запись на курс), позволяющую организовать обратную связь с обучающимся, предоставление обучающемуся учебных материалов разного рода (текст, иллюстрации, видео, задания и т.д.) и выполнение тестовых заданий, позволяющих оценить уровень знаний обучающегося. Нередко обучающийся может получать консультации преподавателя курса в чате или по электронной почте.

При организации дистанционного курса особую роль играет его рациональное построение: выделение отдельных тем, отбор теоретического материала, заданий и упражнений для каждой темы, гибкая система тестовых заданий.

Огромным по важности разделом современного компьютерного обучения языкам становится использование различных веб-ресурсов (электронных писем, веб-блогов, подкастов, совместных вики-проектов и т.п.) с дидактическими целями. В целом веб-ресурс можно понимать, как электронный документ, содержащий информацию различного рода (вербальную, графическую, табличную, звуковую, графическую, видеофайлы, анимацию и компьютерные программы), доступную через веб-страницы, размещенные во Всемирной паутине [38, 340].

Несомненно, что такие свойства веб-ресурсов, как доступность, обширность, глобальность и аутентичность делают их удобным источником учебного материала для обучения языкам. В то же время очевидно, что веб-ресурсы могут быть весьма разными, а их количество во Всемирной паутине растет в геометрической прогрессии. В этих условиях при желании использовать веб-ресурсы с целью обучения языкам очень важным становятся принципы их отбора и задания для обучающихся, направленные на поиск необходимой учебной информации во Всемирной паутине. Примерами заданий такого типа являются, в частности, веб-квесты, понимаемые как сценарии организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием сети Интернет [44, 97]. Темы веб-квестов, используемых при обучении иностранному языку, могут быть самыми разными: Mycareer[14,98—101], Extreme Sports1, Джордж Гордон Байрон2.

Веб-квесты относятся к такому типу веб-ресурсов, который получил название Веб 2.0 (социальная сеть). К Веб 2.0 относятся социальные сервисы и службы Всемирной паутины, позволяющие широкому кругу людей быть не только получателями информации, но и ее создателями и соавторами [44, 26—31].

В заключение раздела констатируем, что компьютерное обучение языкам — это весьма перспективное направление современной лингво дидактики. При этом не следует рассматривать компьютерные обучающие ресурсы как замену преподавателя, а считать их способом расширения традиционного занятия для организации и выполнения рутинной работы, развития навыков обучающихся путем тренировки, повышения активности обучающихся и создания возможностей для самообразования.
Лабораторная работа 6

Компьютерное обучение языкам1

1. Перейдите по ссылкам:

• www.cambridge.org/us/esl/students/?site_locale=en_US#

• http://www.arcademicskillbuilders.com (Language Arts)

Ознакомьтесь с приложениями для изучения английского языка Connect

Arcade, Skychase, Furious Frogs, Spelling Bees. Определите вид мультимедийной программы и теоретический подход, использованный при ее создании. Заполните таблицу.



2. Перейдите на сайт Интернет-Университета Информационных Технологийпо ссылке www.intuit.ru. Зарегистрируйтесь на сайте, выберите один избесплатных дистанционных курсов и запишитесь на него. Изучив информацию о курсе, заполните таблицу.



3. Просмотрите выборочно несколько модулей курса. Заполните таблицу.



4. Какие из перечисленных веб-ресурсов не являются порталами:



5. Найдите с помощью различных поисковых систем и укажите в таблице подва примера русскоязычных и иноязычных интернет-ресурсов (на английском, русском или французском языке).



написать администратору сайта