Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф.Ф. Фортунатов, И.А. Бодуэн де Куртене, В.А. Богородицкий.

  • Карла Бругмана (1849-1919), Германа Остхофа (1847-1909), Бертольда Дельбрюка (1842-1922) и Германа Пауля (1846-1921

  • К. Бругман и Б. Дельбрюк – авторы шеститомного труда «Основы сравнительной грамматики индоевропейских языков»

  • Главой младограмматиков считают Германа Пауля, а его труд «Принципы истории языка» является своеобразным манифестом представителей данного лингвистического направления

  • В 1920 г. Г. Пауль издает пятитомную «Немецкую грамматику

  • «Некоторые общие замечания о языковедении и языке» он выделял пять факторов, вызывающих развитие языка

  • 2. Психологизм в языкознании: Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, А.А. Потебня

  • 1. Натуралистическое направление в языкознании.

  • Шпаргалка. Шпора. 3. Младограмматическое направление в лингвистике


    Скачать 51.19 Kb.
    Название3. Младограмматическое направление в лингвистике
    АнкорШпаргалка
    Дата05.07.2022
    Размер51.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпора.docx
    ТипДокументы
    #625416


    3. Младограмматическое направление в лингвистике.

    С деятельностью ученых психологического направления связано формирование младограмматической школы в языкознании. Основным для концепции младограмматизма является представление о языке как об индивидуальной психофизической деятельности. Все языковые изменения совершаются в обычной речевой деятельности индивида. Отсюда их особый интерес к живым языкам. Внимание исследователей было направлено на установление новообразований по аналогии, на формулирование языковых законов. К этому направлению следует отнести таких ученых, как А. Лескин, К. Бругман, Г. Пауль, Б. Дельбрюк и другие. Близки младограмматикам по отдельным положением были представители Московской и Казанской школы языкознания – Ф.Ф. Фортунатов, И.А. Бодуэн де Куртене, В.А. Богородицкий.

    В широком понимании под младограмматиками понимают три лингвистические школы: 1) лейпцигская школа во главе с Г. Паулем, 2) московская школа во главе с Ф.Ф. Фортунатовым, 3) казанская школа во главе с И.А. Бодуэном де Куртенэ.

    Перечисленные школы объединяются по двум основным свойствам: психологизм и историзм. Главными представителями лейпцигской школы считают Карла Бругмана (1849-1919), Германа Остхофа (1847-1909), Бертольда Дельбрюка (1842-1922) и Германа Пауля (1846-1921). Первые три исследователя вошли в историю науки как представители сравнительно-исторической индоевропеистики. К. Бругман и Б. Дельбрюк – авторы шеститомного труда «Основы сравнительной грамматики индоевропейских языков» (1886-1900), который явился итоговым для языкознания ХIХ в. Главой младограмматиков считают Германа Пауля, а его труд «Принципы истории языка» является своеобразным манифестом представителей данного лингвистического направления. Г. Пауль относил языкознание к числу культурно-исторических наук, сутью его лингвистической концепции является объяснение языковых изменений.

    В 1920 г. Г. Пауль издает пятитомную «Немецкую грамматику», где представлена четырехчленная дисциплинарная структура грамматики: фонетика, морфология, синтаксис и словообразование. Морфологию он рассматривает как науку о флексиях, синтаксис включает в себя не только разделы о структуре предложений и порядке следования компонентов предложения, но и о функциях частей речи. Выделив фонетические и семантические изменения в языке, ученый признал важность семантики при ее изучении, указал на особое положение словообразования в отношении к морфологии и синтаксису.

    Датский ученый В. Томсен (1842 -1927), знаменитый своей дешифровкой древнетюркской письменности, автор очерка по истории лингвистики. Были близки младограмматизму и другие видные ученые: К. Вернер (1846-1896), языковед Г.И. Асколи (1827-1907), разработавший концепцию субстрата.

    Российские ученые: академик Ф.Ф. Фортунатов и его ученик А. А. Шахматов (1864-1920). Ф.Ф. Фортунатов стажировался в Германии у крупнейших компаративистов того времени, а затем с 1876 по 1902 год занимал кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков Московском университете, которую он оставил лишь потому, что был избран в академики и переехал в Петербург.

    Ф Ф Фортунатов (1848-1914) являлся главой московской лингвистической школы, его последователями были такие известные грамматисты, как А.М. Пешковский (1878-1933), М.Н. Петерсон (1885-1962), его предшественниками явились К.С. Аксаков (1817-1860), Ф.И. Буслаев. В работах Ф.Ф. Фортунатова представлена классификация индоевропейских языков, исследование языка в процессе мышления и речи, изучение вопросов общей и сравнительно-исторической фонетики, морфологии и синтаксиса. В своих немногочисленных работах и лекционных курсах Ф.Ф. Фортунатов ставил и решал такие проблемы, как: не только язык зависит от мышления, но и мышление зависит от языка. Рассматривая грамматические и психологические категории, Фортунатов несколько своеобразно проводил разграничение между языком и речью. Он писал, что язык связан с процессом мышления как способом выявления отношения между представлениями. Речь же выступает как выражение мысли, как обнаружение в звуках речи представлений и оформляется речевыми предложениями.

    И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) – глава казанской лингвистической школы. Он писал о разграничении синхронии и диахронии при описании языка, второе – о разграничении внутренней и внешней лингвистики, к внутренней лингвистике он относил описание внутреннего устройства языка, к внешней – изучение истории языка в связи с культурой и историей народа, говорящего на этом языке. Именно И.А. Бодуэну де Куртенэ принадлежит идея системного устройства языка; членение языка он предлагал вести от единиц большей протяженности к единицам меньшей протяженности. В работе «Некоторые общие замечания о языковедении и языке» И.А. Бодуэн де Куртенэ рассматривает структуру фонетики и грамматики. В частности, в области фонетики наряду выделяются две вполне синхронные дисциплины: одна из них рассматривает звуки с чисто физиологической точки зрения, другая – с «морфологической, словообразовательной», то есть смыслоразличительной.

    Всю науку о звуках он называл фонетикой. В ее составе выделяются антропофонетика и психофонетика, а также историческая фонетика. Антропофонетика создает базу для психофонетики, но только «опосредованно принадлежит к собственно языкознанию, основанному целиком на психологии». Психофонетика же – собственно лингвистическая дисциплина, изучающая «фонационные представления» в человеческой психике, а также их связи с другими представлениями: морфологическими и семасиологическими.

    Рассматривая историю языков, И.А. Бодуэн де Куртенэ в наибольшей степени старался выявить причины языковых изменений и общие причины таких изменений в тех или иных конкретных языках. Уже в ранней работе «Некоторые общие замечания о языковедении и языке» он выделял пять факторов, вызывающих развитие языка: это привычка (бессознательная память), стремление к удобству, бессознательное забвение и непонимание, бессознательное обобщение и бессознательное стремление к дифференциации.


    2. Психологизм в языкознании: Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, А.А. Потебня

    Психологич направление возникло в недрах сравнит-историч языкознания в 50-х19 в. под влиянием философии языка В. фон Гумб. Он развил учение о языке как непрерыв творчес процессе и о «внут форме языка» как выражения индивидуал миросозерцания народа. Он подчеркивал единство духа народа и его языка, кот отражает творч начало каждого языка, отражает душу народа. Неосознан психологизм был присущ науке о языке с самого ее возникновения, поскольку она всегда в той или иной мере основывалась на интуиции носителей языка. Язык и народная психология в теории Г. Штейнталя и М. Лацаруса.Статья "Мысли о народ психологии": у каж народа имеется особый склад мыслей и чувств, своя духов физиономия, называемая "народностью". В связи с этим "задача народ психологии" заключается в том, чтобы "познать дух народа, как познала индивид психология дух индивидуума", а также "открыть законы человеч духа". Они обращали внимание на то, что "наравне с языком, мифом и религией элементы народ духа заключаются также в культе, народ творчестве, письме и искусствах". Ш. свое психологич понимание природы языка выразил в след определении: язык — это выражение осознанных внутр психич и духов движений, состояний и отношений посредством артикулирован звуков. Изучение языка должно опираться на психологию, а не на логику. Язык, по мысли Ш., создается в об-ве, не отдел чел-ом. Ш. обратил внимание на общес факторы в язык деятельности. Он находил связь м/у типом языка и культурой народа.Через типы языка познаются типы мышления и культура народов. Язык появился как рез-т дух дея-ти чел, как воплощение дух жизни в яз и далее сущ как непрерыв дея-ть по совершенствованию форм, обновлению, развитию, как непрерывное словесное тв-во. Поэтому основной интерес филолога дб сосредоточен не на застывших готовых языковых конструкциях, а на функционировании языка. В. Вундт. Язык как продукт коллек жизни людей. Он неоднок указывал, что основопол для лингвистики дисциплиной является психология языка. В трудах —«Психология народов. Язык», «История языка и психология языка», «Элементы психологии народов» стремился подвергнуть чисто психолог трактовке все те част и общие проблемы, к-ые с позиций историзма рассматривали младограмматики: фонетич и семантич изменения, словообразование, формы слов, сочетание предложений, происхождение языка и пр. Вундт заявил, что факты языка его интересуют постольку, поскольку они могут быть полезны психологу. Внимание исследователей дб направлено «на добывание психологич знания из фактов языка, и прежде всего из истории языка», язык нужен лишь для того, «чтобы заложить прочную основу психологии сложных психич процессов». Потебня. Основ место занимает пробл связи яз и мышления. П. считал, что яз мог возникнуть только вместе с мыслью, сознанием, что яз постоянно развивается и совершенствуется искл-но в силу потребностей мысли, кот бессознательно стремится к созданию новых категорий. сам язык есть создание бессознател. Новые языки более совершенны, чем древние, пч заключают в себе больший капитал мысли.В лингв теории П. центральное место занимает учение о внутр форме слова. Она явл тем механизмом, при помощи кот происходит соединение язык значения и язык формы. Под внутр формой П. понимает первоначал, этимологич значение слова. Поскольку языкознание – непрерыв деятельность, то на внутр форму слова накладываются новые смыслы. Слово получает дальнейшее значение. Этимолог значение забывается, хотя и остается. На слово наслаивается кроме дальней значения и субъектив впечатление.


    1. Натуралистическое направление в языкознании.

    Деятельность Боппа,Гримма,Раска,Востокова,Гумб.подготовили почву для расцвета компаративистики в 19 в: расширяется круг языков для сравн-истор изучения, впервые объектом изучения становятся иранские и балтийские яз. Стали развиваться естест. науки, теория Дарвина была популярна. Ш. начинал с исслед. в области сравнит грамматики и изучения отдел языков, в частности балтийско-славянских.В 1861 г. – «Компендий сравнит грамматики индоев языков» - наиб объемный труд. Подвел итог срав-историч изучению индоев языков за 50 лет. Метод языка отличается от историч метода и примыкает к методу естес наук → достижения языка надежнее достижений историч наук. Язык как одна из естес наук станов целью исследования. Стремление видеть язык точной наукок приводит Ш. к проведению границы м/у языкоз и филологией. В отличие от языка историч наука изучает созданные людьми культуры. Ш. утверждал связь языка с естест науками. Ш. различает филолога (существеннее всего практич ценность растения, его красота) и языковеда (естествоиспытатель, он относит к яз. так же, как ботаник к растениям). В другом месте Ш. сравнивает филолога с земледельцем, у к-го есть пара лошадей, сила, привычки и индвид особен, к-ые он должен знать, а языковеда — с зоологом, к-го интерес. отличие биолог. вида «лошадь» от др. видов того же семейства, того же отряда.«Теория Дарвина» Ш.: законы, установ Дарвиным для живот и раст, применимы в общ чертах и к органам яз-в, к-ые возникли естес путем вне человеч воли. Наиб сильное влияние теории Д проявляется в перенесении Ш. на язык положение о борьбе за существование. Согласно Д, в живых останутся наиб жизнеспособ виды. По мнению Ш, это положение применимо и к языкам. Победили языки индо-герман племени.Считает, что разделение в области языков = разделение в царстве естествен органов. Виды, относящиеся к одному роду - языки, подвиды - диалекты, наречия, отдел. особи – индивид речь. Ш. указал, что в языке легче проследить изменение языков, установить происхождение новых форм из прежних, чем в ествест-биологич сфере, благодаря наличию письм памятников: латин яз. Ш. предложил морфологи­ческую классиф-ю языков. он выделяет 3 возможных типа языков: 1. В яз выражено только значение: слово здесь представ­ляет собой нерасчленимое устойчивое единство, напоминающее кри­сталл. К таким односложным (корневым, изолирующим) языкам Ш. относил китайский и бирманский языки. 2. В языке звуками выражается не только значение, но и отношение: слово здесь распадается на части, но они не обра­зуют тесно спаянного единства. К этому типу языков относятся агглю­тинирующие языки (например, тюркские, финно-угорские), в которых слово напоминает растение. 3. В этом типе языков слово, передавая и значение, и отношение, является единством в многообразии составных элементов и уподобляется животному организму. Это характерно для флективных языков. В концепции Ш. флективность — высшая ступень строя языков. Ш. определял этапы разви.яз: «1) доисторический период.Все высшие формы языка возникли из более простых: агглютинир. из изолирую, флективн из агглютинир. 2) Распад языка в отношении звуков и форм, причем одновременно происходят значительные изменения в функциях и строении предложения — исторический период». Ш. – автор басни на индоевр праязыке «Овца и кони» (1868 г.). Овца без шерсти увидела коней с человеком, ей стало жалко этих коней-рабов, на что они ответили, что им жалко ее, ибо человек стрижет ее шерсть. Ш. считает, что язык умирает вместе с носителями (соц характер смерти).



    написать администратору сайта