фармацевтическая этика и деонтология. 3. Н. Мнушко, Н. М. Дихгярева, Н. В. Чернобровая, С. В. Хименко фармацевтическая этика и деонтология тексты лекций
Скачать 477.5 Kb.
|
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ФАРМАЦИИ Теоретические вопросы:
Исторические аспекты фармацевтической этики и деонтологии Каждый фармацевтический и медицинский работник должен быть знаком, как с общей этикой, так и с профессиональной медицинской и фармацевтической этикой и деонтологией. Фармацевтическая этика как часть общей этики является наукой о моральной ценности поступков фармацевтических работников всех звеньев, их поведении в сфере своей деятельности. Это обусловливается особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе. Фармацевтическая этика отличается как от врачебной, так и от торговой. Особенно это касается отношений с больным, производства и сбыта лекарственных препаратов. Специфика фармацевтической этики состоит в том, что аптечные работники не лечат больного, не делают назначений, а лишь стремятся помочь ему быстрым и точным приготовлением и отпуском нужного лекарства, психотерапией, вселяя в больного веру в выздоровление, исцеляющее действие препарата, фармацию и медицину в целом. Деонтология (deon – должное, logos – учение) – это раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен английским философом Бентамом в 1834 году для обозначения теории нравственности в целом. В середине XX века деонтологию стали рассматривать в рамках профессиональной этики, которая включает в себя морально-этическую культуру профессионала, нормы поведения и характер взаимоотношений всех участников профессионального труда, красоту внешнего проявления этих норм, их форму в профессиональной деятельности. Фармацевтическая деонтология изучает нормы поведения провизора, направленные на максимальное повышение эффективности медикаментозной терапии и создание благоприятного климата во взаимоотношениях с больным, врачом, коллегами по работе. Она рассматривает требования и правила поведения фармацевтического работника, обеспечивающие выполнение им профессионального долга, вопросы его совести, чести и достоинства, которые служат показателем высокой гражданской ответственности. Важными проблемами фармацевтической этики и деонтологии являются разработка нравственных основ управления аптечным коллективом и совершенствование морально-психологического климата в нем, изучение специфики нравственных отношений в аптечных коллективах, противоречий, которые возникают в них, и поиск путей их разрешения. Истоки становления фармацевтической этики и деонтологии неразрывно связаны с врачебной этикой и деонтологией, так как на определенном историческом этапе функции врачевания и приготовления лекарств были неотделимы друг от друга. Первые сведения об этической стороне деятельности врачевателей (лекарей) содержатся в письменных источниках древнеиндийской, древнекитайской культуры. В книгах Древней Индии Аюр-Веды ("Наука жизни", VI век до н. э.), в учениях древнеиндийских врачей (и прежде всего Сушруты) содержатся замечательные мысли о долге врача, его поведении, отношении к больным. Согласно этим древним представлениям врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания. Особое значение имело соблюдение правил поведения врача по отношению к больным в пред- и послеоперационный период, к умирающим больным и их родственникам. Большое внимание уделялось отбору будущих врачей и методам их психологической и нравственной подготовки. Учитывалось состояние здоровья, память и такие необходимые качества как скромность, благочестие, целомудрие. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т. д. Глубокое гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека отражено в памятнике древнекитайской медицины – книге Хуан ди Нэй-Цзиня "О природе жизни". В этой книге были предприняты попытки определить основные этические правила, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности:
Особое место в истории развития врачебной этики занимает медицина периода Гиппократа (рубеж V–IV в. до н. э.). Величайший врач древности Гиппократ был первым, кто попытался систематизировать правила медицинской этики на основании многовекового опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах "О враче", "О благоприличном поведении", "Об искусстве", в "Афоризмах", написанных около 2,5 тыс. лет тому назад он создал Кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. Гиппократ рекомендовал направлять на излечение больного усилия не только врачей, но и всех окружающих. Ни в одном трактате Гиппократа не говорится о различии между свободными и рабами, за всеми признаются одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей. Поныне студенты всех стран, заканчивая медицинские вузы, произносят слова "Клятвы", величайшего памятника врачебной этики, в которой говорится: Клянусь Апполоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. В 1948 г. ВОЗ была принята «Женевская клятва» врача, в основу которой также положена «Клятва Гиппократа». «Клятва» оказала большое влияние на развитие врачебной этики в последующем. В трудах древнеримского врача Галена (II век н. э.) подчеркивалось, что при общении с больным надо проявлять такт, благородство, не вызывать у него раздражение, быть гуманным, приятным, ровным, сохранять при этом достоинство. Огромное значение этике взаимоотношений с больными придавал Авиценна (Абу-Али Ибн-Синна) (II век н. э.) – арабский ученый, философ, врач, автор величайшего труда по медицине и лекарствоведению "Канон врачебной науки", прославившийся не только своими познаниями, но и любовью к человеку, чуткостью к его несчастьям, горестям, болезням. Глубокий этический смысл был заложен в медицинской эмблеме, распространенной в VII-VIII веках и изображаемой в виде горящей свечи, что означало "служа другим – сгораю сам" ("Allis inserviendo consumor"). Понимание важности соблюдения морально-этических принципов в достижении лечебного эффекта характерно и для отечественной медицины и фармации. Особое историческое значение в формировании фармацевтической этики имеет первый Аптекарский устав 1789 года, в котором были сформулированы требования к работникам аптек: "Аптекарь яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, истен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий знание свое всеобщему благу соответственно. Аптекарь повинен, иметь крайнее старание, чтобы лекарства, им составляемые, были вещами и видом точно по предписанию врача, дабы тем отвращена была всякая погрешность, подвергающая больного здоровье и жизнь опасности, а врача доброе имя бесславию". В век научно-технической революции потребность больного человека в истинно человеческом отношении к себе нисколько не уменьшилась, а, напротив, даже обострилась. Проблемы общемедицинской этики и деонтологии постоянно находились в поле зрения отечественных ученых. Вопросы фармацевтической этики и деонтологии нашли отражение в научных трудах таких известных представителей фармацевтической науки и практики как Бондарь И. М., Коломиец Л. Т., Брыле-ва Н. И., Глонь З. И., Гарчев С. И., Волох Д. С., Губский И. М., Тольцман Т. И., Эльяшевич Е. Г. и др. В 1970 году состоялась I Всесоюзная конференция, посвященная общемедицинской деонтологии. На ней было принято решение впредь на съездах, конференциях, симпозиумах широко освещать вопросы профессиональной этики и деонтологии. В 1977 году МЗ СССР проведена II Всесоюзная конференция по этой же проблеме. На V Национальном съезде фармацевтов Украины в 1999 году среди прочих важных проблем, стоящих перед фармацией в современных условиях, рассматривался вопрос о необходимости создания Кодекса этики фармацевтической ассоциации Украины. Подобные документы давно созданы и работают в большинстве стран мира. В 1996 году появился Этический кодекс фармацевтического работника (провизора и фармацевта) в России. Учитывая важность проблемы, в 1997 году Советом Международной фармацевтической федерации был принят Этический кодекс фармацевтов. В нем сформулированы принципы, которые определяют обязательства и ответственность фармацевтических работников и могут быть использованы национальными фармацевтическими организациями в собственных Этических кодексах. К основным принципам отнесены следующие:
Роль этики и деонтологии в формировании личности фармацевта Большая роль в нравственном воспитании будущих специалистов фармацевтического дела принадлежит преподавателям фармацевтических вузов и факультетов. Они как воспитатели и наставники студентов должны быть настоящим примером отношения к служебным обязанностям, в поведении, в быту. Исходя из важности деонтологических проблем на практических занятиях на лекциях преподавателям необходимо подчеркивать, что главным в работе фармацевта (провизора) с точки зрения деонтологии является безупречное выполнение своего профессионального долга, ответственное отношение к своим обязанностям, проявление гуманизма к больному. Задача провизора – укрепить веру больного в необходимость приема лекарства в соответствии с предписаниями врача, вселить надежду на выздоровление. Следует помнить, что оптимистическая информация безоговорочно принимается больным на веру. Фармацевтическая этика и деонтология предусматривает практическое применение конкретных морально-этических и деонтологических принципов процессе изучения и освоения специальных дисциплин. На всех спецкафедрах Национальной фармацевтической академии Украины учебный процесс пронизан представлением этических и деонтологических проблем. На кафедре менеджмента и маркетинга в фармации преподается дисциплина "Фармацевтическая этика и деонтология". Кроме того, в программе специализации широко представлены актуальные проблемы фармацевтической этики и деонтологии с учетом новых рыночных отношений. Кафедра фармакологии обучает этическим нормам общения провизора с врачом, значимости информационной работы с ним: грамотно сообщать необходимые сведения о лекарствах, заинтересовать его этой информацией. При изучении токсикологической химии следует подчеркивать особенности частной этики и деонтологии химика-эксперта. Деятельность химика эксперта протекает в условиях законодательной регламентации. Он должен, с учетом профессиональных обязанностей, принимать активное участие в профилактике отравлений, помогать правосудию бороться с преступностью. Вся его деятельность основывается на принципах гуманизма. Процессуальный закон не устанавливает сроки выполнения экспертизы, но следователь всегда заинтересован в быстром решении вопросов. Поэтому профессиональная этика и деонтология химика-эксперта требует от него, чтобы расследование не откладывалось ни на один день. Этическими нормами пронизаны и взаимоотношения между всеми участниками судебного процесса, а также взаимоотношения эксперта с обвиняемым, потерпевшим. Эксперт не должен подчинять факты чьим-либо указаниям, требованиям или просьбам. При изучении курса физиологии с основами анатомии, фармакотерапии и клинической фармации обращается внимание на то, что будущие специалисты призваны обслуживать население с учетом психотерапевтических и моральных факторов придавать в этой связи большое значение культуре обслуживания. При изучении курса гигиены в рассматриваемых гигиенических вопросах должны находить отражение морально-этические аспекты отношения к охране окружающей среды. Большое внимание уделяется соблюдению норм этики и деонтологии, касающиеся личной гигиены провизора (спецодежда, внешний вид), т. к. это производит первое впечатление на больного и определяет эффективность последующего общения. Учебные программы других спецкафедр также содержат отдельные аспекты фармацевтической этики и деонтологии. Таким образом, профессиональная подготовка провизора с акцентом на этических, нравственных аспектах его деятельности формирует специалиста глубоко преданного своей профессии, отличающегося высокой личной и гражданской нравственностью, убежденностью в необходимости выполнения долга и обязанностей не только перед больными, но и обществом в целом. Этика взаимоотношений провизора и больного Аптечные работники по роду своей профессиональной деятельности постоянно общаются с больными и их родственниками. Необходимость проявления по отношению к ним особой чуткости, внимания и терпения диктуется тем, что речь идет о здоровье и даже жизни больного, а также тем, что у больного нарушено адекватное восприятие окружающего. Придя в аптеку, больной, прежде всего, обращается к провизору, фармацевту, кассиру. И здесь обязательным является соблюдение высокого чувства такта, деликатности, сострадания, уважения, умение пользоваться словом, выражением лица, голоса, манерой общения и др. Нужно четко уяснить, что соблюдение гуманности в медицинском обслуживании является своего рода искусством побеждать болезни не только лекарством, но и словом. На это обращал внимание основоположник отечественной терапии проф. М.Я. Мудров. Он говорил, что правильное толкование больному о свойствах и действии лекарства вселяет в больного радость и уверенность, которые иногда полезнее самого лекарства, и больной скорее думает о выздоровлении, нежели о болезни. Отсюда и вытекает задача провизора – укрепить веру больного в выздоровление, целительную силу лекарства, в фармацию и медицину в целом. Для этого провизор должен иметь высокие профессиональные и моральные качества, правильно строить и регулировать свои взаимоотношения с посетителями аптеки, используя методы психологического воздействия на больного. При первом посещении аптеки больной, прежде всего, обращает внимание на внешний вид провизора. Иногда первое впечатление определяет их дальнейшие взаимоотношения. Одежда провизора на работе должна быть установленной формы: халат и шапочка. Уместны халат и белые брюки. На шапочках может быть эмблема чаши со змеей. На лацкане халата должна быть карточка, где указывается фамилия, имя и отчество сотрудника. Это облегчает общение и накладывает на сотрудника определенную личную ответственность за обслуживание больного, а также подчеркивает, что аптека или фирма уверена в качестве продукции, которую реализует. Поскольку внешний вид провизора – своего рода визитная карточка аптеки, важны скромность его одежды, аккуратность и опрятность, подчеркивающие эстетическую умеренность и исключающие злоупотребление косметикой. Аккуратность – это не только отсутствие неброскости в одежде, но и наличие дисциплины (своевременный приход на работу), верность данному слову, взятому обязательству и т. д. Установить контакт с больным помогают манера двигаться, говорить, тон, интонация, умение слушать. По осанке и манере двигаться посетитель аптеки делает вывод об отношении провизора к работе, его энергии, темпераменте, характере. Нервозность провизора обязательно передается больному. Поэтому не следует суетиться, создавать спешки, беспокойства. Темп речи провизора должен быть умеренным, т. к. быстрая речь плохо воспринимается. Кроме того, психологи установили, что 60-65% запоминаемого принадлежит зрению, 10-15% – слуху, 7-10% – осязанию, 5-6% – вкусу и 2-4% – обонянию. Поэтому, говоря о приеме лекарственного средства, лучше держать его в руке, чтобы сконцентрировать на нем внимание больного, особенно, когда отпускается несколько лекарственных препаратов. Провизору необходимо владеть силой голоса и правильной лексикой. Громкий голос – признак неуважения, бестактности; тихий – заставляет больного переспрашивать, прислушиваться; резкий голос нервирует больного, монотонный – утомляет. Выразительность речи определяется и ее техникой, к которой относиться правильное дыхание, гибкость голоса, дикция, правильное ударение. Следует избегать ненужных реплик и оборотов типа «поймите же меня». «с ума сойти», «надо же» и т. п. Немаловажное значение в общении с больными имеет мимика. Провизор не должен "разыгрывать" внимание к больному, он должен чувствовать внутреннюю потребность быть чутким и внимательным. Располагает больного и добрая шутка, улыбка. В этой связи английский врач XVII века Сайднэм считал, что прибытие в город клоуна значит для здоровья людей больше, чем десятки мулов, нагруженные лекарствами. Провизор должен уметь слушать больного. Больному надо дать возможность выговориться, ибо как гласит латинская поговорка Dext etanimam lerari – сказал и облегчил душу. Больной страдает не только физически, но и морально, т.е. болезнь меняет его положение в обществе, в семье, рабочем коллективе. Поэтому обязанность провизора – поддержать, обнадежить, чтобы больной поверил в свое скорое выздоровление. Внимание, участие, защита, воспринимаются им как целебный бальзам. Беседу лучше всего вести в форме короткого диалога, воздействуя на мысли и чувства больного, при этом сообщение должно содержать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения. Логичность мыслей достигается формулой: состав, применение, эффект. Психологами установлено, что человек запоминает 1/5 услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть и дважды объяснить способ и время приема лекарства, способ его хранения (условия и место). Пожилым людям, которые давно лечатся, следует корректно напоминать правила приема. Не стоит долго и настойчиво доказывать эффективность препарата, это вызывает у больного недоверие. Беседа с ним должна длиться 3-4 минуты. С больным не следует спорить и навязывать свою точку зрения. Говорить следует только по существу. Важным моментом в диалоге является пауза, дающая возможность больному обдумать и уяснить сказанное провизором. Сейчас на кассовых чеках пишут "Желаем здоровья", "Будьте здоровы" и т. п., это также элемент психологического воздействия на больного. На приветствие больного "Добрый день", "Здравствуйте", провизор обязан ответить приветливо и вежливо. Тактичный и содержательный разговор имеет немаловажное значение для установления личных симпатий. Недопустимы такие выражения как: Мне некогда! Вас много, а я одна. Я же Вам уже сказала: все равно до- или после еды! Надо внимательно слушать и не переспрашивать. Для провизора важна хорошая память. Чтобы дать квалифицированную информацию больному, ему необходимо помнить множество названий лекарственных препаратов, их синонимов, способы приема и правила отпуска лекарств, особенности их действия, цены и т. д. Кроме того, запоминая и обращаясь к больному по имени и отчеству, провизор показывает, что ему небезразлично состояние здоровья больного, результаты проведенного лечения. Провизор должен уметь сконцентрировать свое внимание, так как оно динамично. Колебания зрительного внимания связаны с чередованием больных. Глаза провизора попеременно соскальзывают с одного посетителя на другого, что приводит к торможению в клетках головного мозга, к ухудшению качества работы. Поэтому важно для провизора усилием воли активизировать свою психологическую деятельность, осознавая чувство долга, значимость и необходимость своей работы. Провизору важно обладать интуицией, т.е. предугадывать поведение больного, понимать его чувства и мысли по тончайшим признакам эмоционального состояния, нюансам мимики, жестам. Больных надо разделять по типу нервной системы: к стеснительным проявлять участие и внимание, к раздражительным относится спокойно и предупредительно, к общительным – тактично, к грубым – выдержанно, хладнокровно, сохраняя при этом достоинство. В сложных ситуациях (шум, дебош) провизору следует обратиться к общественности. Нельзя раздражаться, если посетитель пришел в конце смены. Этика взаимоотношений провизора и больного предусматривает, кроме того, важность правильного и эстетического оформления лекарства. Небрежное оформление снижает веру больного в целебную силу лекарства. При этом аннотация должна быть правильно составлена и хорошо оформлена, особенно важна та ее часть, которая относится к приему. Недопустима двусмысленность рекомендации, отсутствие сведений о том, в какой дозировке и как часто, до или после еды следует принимать лекарство. Хорошо и правильно составленная аннотация предупреждает возможные осложнения, вселяет уверенность в положительное действие лекарства. Неэтичным считается предлагать больному лекарственные препараты с истекающим сроком годности. Принципы фармацевтической этики предусматривают необходимость предостерегать больных от так называемой "любви" к лечению (фармакофилии) и от фармакофагии (применение лекарств в больших дозах). Моральные и правовые аспекты взаимоотношений провизора и больного требуют сохранения в тайне некоторых неблагоприятных сведений о заболевании, а также о том, при каком заболевании применяется то или иное лекарство. Это способствует сохранению психического равновесия больного, благотворно влияет на лечение, давая возможность мобилизовать физические и духовные силы на борьбу с болезнью. Таким образом, соблюдение принципов фармацевтической этики и деонтологии является своего рода искусством побеждать болезни не только лекарствами, но и словом, участливым отношением. А чтобы сердце и чувства не подвели и подсказали правильное решение, есть хорошее правило деонтологии высказанное в XVII веке английским врачом Сейднэмом: надо мысленно поставить себя в положение больного и обходится с ним так, как бы хотел, чтобы относились к тебе в аналогичной ситуации. Этическое содержание взаимоотношений провизора и врача Важным элементом фармацевтической этики и деонтологии являются нравственные правила, регулирующие взаимоотношения провизоров и врачей, которые должны исходить из принципов гуманизма и высокого осознания каждым своего общественного долга. Эти отношения должны строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения, поддержания авторитета друг друга в глазах больного, быть дружественными, деловыми, в форме товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Главным во взаимоотношениях медицинских и фармацевтических работников является общая цель – сохранение здоровья и благополучия пациентов. При этом врач несет нагрузку, связанную с постановкой диагноза и назначением лекарств. Задачей же провизора является помощь врачу в выборе необходимого препарата, предоставление полной информации о его свойствах, синонимах и аналогах, совместимости с другими лекарствами и др. Таким образом, врач и провизор должны работать как коллеги, с уважением относиться к опыту и знаниям друг друга. Врачи и фармацевтические работники не должны:
Обращение врача к провизору осуществляется через рецепт. Рецепт – это документ, который служит единственным основанием для отпуска из аптеки большинства лекарственных препаратов, для применения их больными, исходя из указаний врача о дозе, порядке приема. Врач и провизор несут полную ответственность за выписанные и выданные медикаменты. Поэтому при рецептурном отпуске провизор не должен:
Все ошибки должны быть обсуждены с врачами. При этом критика должна быть аргументированной в доброжелательной форме. Во избежание подобных ошибок в обязанности провизора входит систематическое информирование врачей о лекарственных препаратах, их наличии, использовании аналогов, информация о новых лекарственных препаратах. Врач должен знать количество и ассортимент имеющихся в аптеке лекарственных препаратов, чтобы сориентироваться, скольким больным он может выписать необходимое лекарство и не заставлять их обращаться в другие аптеки. Случается, что некоторые эффективные лекарственные препараты не пользуются спросом, и сбыт их сопряжен с определенными трудностями в силу того, что врачи о них не знают или забыли. Но с другой стороны, располагая информацией о лекарственном препарате, врач не должен оказывать помощь конкретной фармацевтической фирме – это несовместимо с этическими принципами профессии врача. При замене одного лекарственного препарата другим по договоренности с врачом провизор должен разъяснить больному, что оба лекарственных препарата имеют равноценное действие. Иногда, руководствуясь психотерапевтическими мотивами, врач выписывает в рецепте синоним препарата. В этом случае провизор на сигнатуре должен поставить этот синоним, иначе больной подумает, что ему выдали другое лекарство. При обращении в аптеку врача провизор обязан дать ему профессионально-исчерпывающую информацию о лекарственном препарате. Неполный или неправильный ответ может подорвать авторитет провизора у врача. Если же врач сам заболел и пришел в аптеку, то его надо обслужить вне очереди, посочувствовать ему и выразить надежду на скорое выздоровление. Говорить врачу об эффективности препарата неуместно. Этика и профессиональные отношения в аптечных коллективах Успех работы в любом фармацевтическом учреждении зависит от взаимоотношений между провизорами (фармацевтами) и в коллективе в целом. Взаимоотношения в аптечных коллективах строятся на принципах общности интересов в медикаментозном обслуживании населения и лечебно-профилактических учреждений, борьба за качество обслуживания, товарооборот, правильное и своевременное приготовление и отпуск лекарств и т.д. В коллективе формируются не только профессиональные навыки, умения и мастерство, но и нравственные качества провизора как личности. Отношения в аптечном коллективе должны создавать условия качественного выполнения задач по обеспечению лекарствами амбулаторных и стационарных больных, а главным мерилом поступков аптечных работников должна быть их совесть. Стиль работы провизоров (фармацевтов) заключается в том, чтобы работать не просто дисциплинировано и прилежно, а на совесть, умело, результативно, красиво, чтобы и сам и другие тебя уважали за труд. Это важно потому, что больной, как правило, не в состоянии проверить ни качества, ни количество приготовленного лекарства. Он безраздельно доверяет провизору во всем, и этим доверием больного следует дорожить. В аптечной среде должен быть создан такой микроклимат, который сделал бы труд радостью, жизненной потребностью, что приводит к пониманию общественной значимости своего труда, его признанию. Кроме того, здоровый микроклимат призван содействовать взаимопониманию, взаимоуважению сотрудников, доверию друг к другу. Создание здорового микроклимата способствует слаженности работы всего коллектива. Слаженность зависит еще и от того, как понимает свои обязанности каждый сотрудник и, прежде всего, руководитель аптечного учреждения. Руководитель должен заботиться о стабильности и преемственности кадров, правильном сочетании опытных и молодых работников. Руководитель должен быть наделен не только большими правами, но и высокой культурой, эрудицией, чувством такта, убеждения и юмора. Он должен быть авторитетом в коллективе. Руководитель всегда на виду, и поэтому не может проявлять растерянность, слабость. Чтобы ни было у него на душе, обязан быть собранным, бодрым, чтобы люди получали от него заряд уверенности. Руководитель должен помнить, что даже если человек ошибся, никто не вправе оскорбить его криком. Его подчиненные – это подчиненные только по службе и служат они не заведующему, а делу государства. Ни в коей мере нельзя ущемлять самолюбие людей, унижать их достоинство. Те, кто позволяют себе отступать от этой истины, безнадежно компрометируют себя, роняют свой авторитет. О благополучном (или неблагополучном) микроклимате в коллективе аптеки можно косвенно судить по текучести кадров. Исследования социологов показывают, что в промышленных центрах в 28-30% случаев причиной увольнения с работы была нездоровая нравственная атмосфера в коллективе. Стабильность микроклимата в аптечном коллективе определяется наличием взаимной требовательности и строгим правилом не скрывать ошибок, которые возможны не только из-за небрежности в работе, но и в связи с неправильной ее организацией, нарушением внутреннего распорядка и т. д. Слабая профессиональная подготовка иногда сочетается с несоблюдением морально-этических норм (равнодушие, халатность, формализм). Н. И. Пирогов отмечал, что важно уметь видеть ошибки, но что еще более важно, уметь их признавать. Признание ошибок – обязательное условие нормальной работы. Оно должно быть безоговорочным, без ссылок на случайность и стечение обстоятельств. Самокритика и открытая, принципиальная критика – признак зрелости и здорового морального состояния коллектива. Сплоченности коллектива способствуют простота и культура общения, отсутствие излишней самоуверенности среди сотрудников аптеки, что способствует взаимопониманию и четкости в работе. Большое значение имеет трудовая дисциплина в коллективе, которая является залогом высокой производительности труда и культуры медикаментозного обслуживания населения. Одним из условий сохранения здорового психологического климата с точки зрения деонтологии является умение промолчать. Но с другой стороны, не менее эффективна и здоровая критика. В этой связи имеет место практика проведения т. н. "психологических линеек", на которых собирается весь коллектив, и сотрудники открыто говорят сослуживцам о допущенных промахах и недостатках. Однако, не всегда уместна отрицательная оценка руководителем работы подчиненного, сделанная публично. Иногда разговор по душам более действенный, чем порицание в коллективе, задевающее самолюбие. Не следует говорить о плохой работе сотрудника в его отсутствие т. к. при передаче разговора могут быть добавлены "подробности", которых не было. Особенно важна человеку поддержка в беде, чуткость. Больной сотрудник не должен ощущать ненужности для коллектива, ведь он здоровым отдавал все свои силы. Хорошо, когда в аптеке есть добрые, гуманные традиции. Тогда новые сотрудники, вливающиеся в коллектив, быстро осваиваются, вникают в работу, принимая его традиции. Сердечность и дружелюбие, разделенные работой и поддержкой в трудную минуту, сострадание и уважение, отзывчивость и принципиальность – это кредо фармацевтических работников. Этические аспекты взаимоотношений провизоров и медицинских (торговых) представителей Эти взаимоотношения сложились в новых для нас рыночных условиях. Медицинские (торговые) представители непосредственно работают с аптечными работниками и являются одним из основных источников информации о лекарственных препаратах конкретной компании. Эффективность взаимоотношений между провизорами и медицинскими представителями определяется не только взаимной экономической заинтересованностью, но и складывающимися отношениями этического характера. Важность этой стороны общения подтверждается тем, что, например, в программу обучения медицинских представителей входят помимо профессиональных, вопросы этического порядка: правила поведения, как произвести должное впечатление и создать атмосферу взаимного комфорта, как одеваться, говорить, использовать невербальные приемы и др. Кроме того, при оценке результативности медицинских представителей одними из главных критериев рассматривают степень удовлетворенности клиентов, отсутствие жалоб, что подтверждает соблюдение медицинским представителем этических норм при проведении презентации и заключении договоров. Учитывая напряженный характер работы провизора, медицинский представитель, руководствуясь этическими нормами, должен заранее по телефону сообщить о времени и цели своего визита. Провизор, в свою очередь, согласившись на встречу, не должен избегать ее или переносить на другое время. Важным во взаимоотношениях провизоров и медицинских представителей является установление доверительных отношений, не допускающих ложных обещаний, предоставление недостоверной информации, что способствует долгосрочным партнерским связям. Не лишним считается взаимная поддержка, укрепление ощущения правильности обоюдно принятого в ходе сделки решения. Стараясь сформировать положительное отношение к фирме и ее продукции, медицинский представитель не должен использовать такие не совместимые с этикой приемы, как умаление достоинств лекарственных препаратов фирм-конкурентов, рекламирование неэффективных препаратов, предоставление образцов препаратов, подарков, сувениров и другие формы материального стимулирования потенциальных клиентов. Провизоры же не должны принимать разного рода презенты и поощрять, таким образом, медицинских представителей к их использованию при налаживании партнерских отношений. Этическая сторона взаимоотношений между субъектами фармации и государством Фармацевтические предприятия, как и предприятия других отраслей, обязаны соблюдать общие этические правила и нормы, закрепленные в государственных законодательных актах, отражающие человеческие и социальные аспекты жизни общества. На них распространяется выполнение моральных параметров в таких сферах как:
Глубокое социальное содержание фармации определяет и некоторую специфику рассматриваемых взаимоотношений. Характерная особенность лекарственных препаратов как товаров широкого потребления накладывает на провизоров (фармацевтов) большую ответственность относительно:
Соблюдение этических сторон соответствующих законов создает условия для сохранения и укрепления здоровья всех членов общества. Предприятиям фармацевтического профиля в большей степени присущи такие важные с моральной и этической точек зрения виды деятельности как участие в государственных программах по:
Вопросы для контроля самоподготовки:
|