Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для контроля самоподготовки

  • НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ Теоретические вопросы

  • Поступок как исходный элемент нравственного поведения

  • Сущность нравственной свободы

  • Специфика профессиональной нравственности и

  • Основные понятия профессиональной нравственности

  • Деловая этика и духовность

  • фармацевтическая этика и деонтология. 3. Н. Мнушко, Н. М. Дихгярева, Н. В. Чернобровая, С. В. Хименко фармацевтическая этика и деонтология тексты лекций


    Скачать 477.5 Kb.
    Название3. Н. Мнушко, Н. М. Дихгярева, Н. В. Чернобровая, С. В. Хименко фармацевтическая этика и деонтология тексты лекций
    Анкорфармацевтическая этика и деонтология.doc
    Дата19.09.2017
    Размер477.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлафармацевтическая этика и деонтология.doc
    ТипРеферат
    #8662
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Добро и зло. Первые среди равных. Так, пожалуй, можно сказать о категориях добра и зла. Именно категории добра и зла можно считать наиболее общими понятиями морального сознания, рассматривать в качестве синонимов понятий нравственное и безнравственное.

    Ложное понимание добра и зла способно породить ужасные поступки. Вспомним костры инквизиции, человеческие жертвоприношения, тоталитаризм и пр.

    Идея добра упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека. Зло же является символом диспропорций, анархии, разрушения, приземленности и страданий.

    Добро представляется в виде светлого, успокаивающего, облагораживающего образа. Нет и "чистых" носителей добра. В каждом человеке имеются не только достоинства, но и недостатки.

    О трудностях в определении добра и зла говорили многие выдающиеся мыслители. "Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет все остальное", – категорично утверждал Л. Н. Толстой.

    Некоторые представители неопозитивизма (Дж.Мур и др.) считают, что, хотя человек и не может дать четкого определения добра и зла, он все же интуитивно отличает добро от зла – добрые поступки как бы самоочевидны.

    Пожалуй, наиболее категорично говорят о природе добра и зла религиозные мыслители. Они утверждают, что Бог является живым воплощением добра, а сатана – воплощением зла. Таким образом, добро и зло имеют сверхъестественный источник.

    С религиозной трактовкой добра и зла перекликается учение объективного идеализма, которое добро рассматривает как нечто совершенно автономное, независимое от эмпирического мира (Платон, Гегель). Как считал Гегель, добро есть "абсолютная цель мира и долг для субъекта".

    Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра и зла выводят из наслаждения и счастья. Добрые поступки ведут к счастью и наслаждению, злые же порождают страдания и несчастье.

    Таким образом, различные подходы к определению добра и зла отмечают те или иные моменты доброго поведения, конкретных проявлений добра. Очевидно, добро само по себе есть нечто возвышающее человека, поднимающее его над эгоистическими, узкопрактическими устремлениями, выходящие на самые основы человеческого существования. Без добра существование человеческого общества и личности просто невозможно. Зло же вносит дисгармонию в общество, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

    Справедливость. Пожалуй, не меньше, чем о добре и зле, люди с давних пор размышляли о справедливости. В справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, распределение различных благ. Сознание справедливости, в отличие от сознания добра, более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено.

    Наконец, нельзя не отметить, что вера в торжество справедливости является мощным катализатором добродетельного поведения. С утратой этой веры возможно наступление морального нигилизма, пренебрежения к нравственным устоям общества. А это чревато опасностью для существования государства. Поэтому оно стремиться при помощи права поддержать хотя бы низкий уровень справедливости, формировать веру в справедливость государственных органов.

    Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общественном мнении. Вера в торжество справедливости является важным моментом нравственной жизни человека.

    Долг. В повседневном общении мы нередко говорим: долг врача, фармацевта, учителя, руководителя, офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности. Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим, обществу, Миру через призму высших моральных ценностей.

    Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.

    Совесть. Само слово "совесть" означает – "со-ведать" от старославянского – ведать (знать). В совести доминирует ответственность перед самим собой, реальное "я" оценивается идеальным "я", тем самым, каким индивид хотел бы видеть самого себя. Таким образом, можно сказать, что совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей. Суд совести считается одним из самых суровых. Древнеримская пословица гласит: "Совесть – это тысяча свидетелей".

    Совесть активизирует всю нравственную жизнь человека, является весьма сложным "механизмом" утверждения добра, справедливости. Совесть, считают религиозные мыслители, есть "внутренний очаг, излучающий свет на всю нравственную и религиозную жизнь человека, живущего верой в Бога".

    Религиозное понимание совести проявляется еще в древнем мире. Но в эти же времена проявляются, и другие трактовки и совести, и других проявлений морального сознания. Так, Аристотель пишет, что и ум и совесть люди имеют от природы.

    Совесть все оценивает по мерке высших общечеловеческих моральных ценностей. Именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует другие ее нравственные чувства и устремления.

    Счастье. Счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе. Счастье, так или иначе, рассматривается как позитивное переживание, причем переживание достаточно сильное, напряженное. Счастье есть достаточно сильное переживание полноты бытия, есть состояние высшей удовлетворенности своей жизнью. Для появления подобного состояния вовсе не обязателен успех во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно достижение в главном, определяющем. Вряд ли верно мнение, будто счастье, может быть длительным. Скорее всего, наоборот, состояние высшей удовлетворенности жизнью недолговечно. Можно утверждать, что полноценное счастье чаще встречается у добрых, справедливых, честных людей.

    Переживания счастья зависят от эпох, культурных особенностей того или иного народа, традиций и обычаев, от политического режима и др. факторов.

    Надежда на достижение счастья, вера в осуществимость счастья поддерживали, одухотворяли человека во все времена, делали человеческую жизнь осмысленной и содержательной.

    Смысл жизни. Что же такое "смысл жизни"? Порой в качестве смысла жизни называют какую-то конкретную цель: стать капитаном крупного корабля, защитить диссертацию, накопить миллион долларов и др. В подобных случаях, по существу, путают два понятия: смысл жизни и цель жизни. Последняя вполне достижима. Но это вовсе не означает, что после ее достижения жизнь теряет всякий смысл, ибо смысл жизни представляет собой направленность жизнедеятельности человека и реализуется в тех нравственных ценностях, которые творятся человеком. Смысл жизни – это ее генеральная линия и она, конечно, может остаться той же самой, если индивид достигает каких-то конкретных целей.

    Выделим наиболее типичные варианты ответа на вопрос о смысле жизни. Первый из них – существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному самоусовершенствованию, личному спасению.

    Второй вариант ответа на вопрос о смысле жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу, обществу, великой Идее, науке. Первый вариант ответа можно назвать преимущественно эгоистическим, второй – альтруистическим. Вслед за молодым Н. Бердяевым можно воскликнуть: "Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни, но поиск этого смысла и составляет смысл жизни". Наконец, нельзя не упомянуть и тех пессимистов, разочарованных, которые отрицают наличие в жизни какого-либо смысла. Мыслители такого рода были известны как в древнем мире, так и сегодня.

    Вполне естественно существование различных точек зрения на проблему смысла жизни, порой взаимоисключающих. Но важно помнить о том, что в этом вопросе нравственной жизни значительную роль играет вера в то, что все таки смысл жизни существует, что добро, в конечном счете, торжествует. Без этой веры (пусть даже слабой) человеческая жизнь станет слишком тягостной, обременительной.


    Вопросы для контроля самоподготовки:

    1. Раскройте содержание и происхождение термина «этика».

    2. Охарактеризуйте начальный этап становления этики.

    3. В чем суть учения этического релятивизма (софизм)?

    4. Каково содержание учения этического рационализма?

    5. Каковы взгляды сторонников учения эвдемонизма и гедонизма?

    6. Раскройте содержание учения аскетизма.

    7. Охарактеризуйте этику эпохи средневековья.

    8. В чем суть взглядов на этику в Новое время?

    9. Что представляет собой этика конца XX, начала XXI столетья?

    10. Каковы проблемы этики в настоящее время?

    11. Дайте понятие морали и охарактеризуйте ее особенности.

    12. В чем суть религиозной трактовки происхождения морали?

    13. Охарактеризуйте натуралистический подход происхождения морали.

    14. Раскройте суть взглядов на социальную природу морали.

    15. Дайте характеристику функций морали.

    16. Какие существуют понятия морального сознания?


    НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ



    Теоретические вопросы:


    1. Поступок как исходный элемент нравственного поведения.

    2. Сущность нравственной свободы.

    3. Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики.

    4. Основные понятия профессиональной нравственности.

    5. Деловая этика и духовность.

    6. Нравственное воспитание.



    Поступок как исходный элемент нравственного поведения

    Традиционно исходной "клеточкой", "атомом" нравственного поведения считается поступок. Что же он из себя представляет? Прежде всего, поступки является действие, которое имеет положительную нравственную значимости Действие, которое имеет отрицательную нравственную значимость (проступок) можно считать единицей безнравственного поведения. Однако поступком может быть и воздержание от действия (соответственно и проступком).

    Чаще всего при оценке действий учитывают, приносят ли они пользу или вред другим людям, соответствуют ли они общепринятым нормам. Очень важно иметь в виду и во имя чего совершается то или иное действие. Словом, при анализе поведения необходимо учитывать многие факторы. Выделим их.

    1. Прежде всего, надо исходить из мотива того или иного поступка Конечно, то или иное действие обычно побуждается не одним мотивом. Поэтому важно выделить ведущий мотив.

    2. Также важно учитывать последствия тех или иных поступков. Утверждают ли они добродетель, приносят ли благо окружающим людям. Ведь случается же: хотел как лучше, а получилось...

    3. Необходимо учитывать и условия, в которых совершается поступок. Например, можно оказать материальную поддержку человеку, имея солидный счет в банке, а можно сделать тот же поступок, обладая весьма скромным достатком.

    4. В поле зрения должны быть и средства, используемые для достижения цели. Так, иногда помогают близким за счет государства; порядок в государстве, в каком-то коллективе наводят при помощи жестокости, попрания достоинства отдельной личности и т. д.

    В реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Но главный фактор нравственного поведения – моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой.
    Сущность нравственной свободы

    Нравственное поведение – это всегда выбор, это творчество. Но последнее невозможно без свободы, в т. ч. свободы выбора. Без свободы нет личности, нет нравственности.

    Рассмотрим две крайности в понимании свободы. С одной стороны – фатализм считающий, что все поступки, вся жизнь человека уже предопределены какими-то высшими силами.

    С другой стороны – волюнтаризм, полагающий, что воля человека должна быть ничем не ограничена. Человек действует по своему капризу, сам выбирает свою мораль, сам творит свою сущность.

    Где же истина? Вероятно, она где-то в середине. Свою свободу индивид может реализовывать в определенных границах, рамках, которые заданы внешними обстоятельствами (природными, социальными, культурными), возможностями данного конкретного человека.

    Многие мыслители, в основном религиозные, трактуют свободу как возможность выбора между добром и злом. Однако на самом деле в нравственной свободе однозначно детерминирует добро. Сам же выбор состоит в выявлении наиболее оптимальных способов утверждения добра в конкретной ситуации.

    Специфика профессиональной нравственности и

    профессиональной этики
    Как мы уже выяснили, нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не говоря уже о высших нравственных ценностях. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, провизора, священнослужителя, юриста, учителя, руководителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика.

    В чем конкретно проявляется профессиональная нравственность?

    Специфику ее нетрудно обнаружить уже в самых первых ее вариантах. Вот, например, требования, которые предъявлялись к врачу уже в Древней Индии: "Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и поощряющая. Он должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро".

    Эти требования медицинской нравственности, этики врача не устарели и в настоящее время. И ныне мы требуем от медиков особой опрятности, деликатности, умения поддержать человека в трудную минуту, предельной самоотверженности в борьбе за здоровье, жизнь пациента. Древний принцип "не навреди" действует и в настоящее время. В общении с больными и их родственниками врач должен руководствоваться именно этим принципом. Ради поддержания уверенности в своих силах медики имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо главное – не формальное выполнение той или лигой конкретной простой нормы нравственности, а сохранение высшей ценности – жизни.

    В настоящее время, в связи с достижениями научно-технической революции, перед медиками встают весьма сложные задачи воплощения вечных нравственных ценностей в новых, необычных, неизвестных ранее ситуациях лечения больных (например, в связи с пересадкой органов и др.).

    Число профессий, в деятельности представителей которых возникает потребность в особой форме воплощения общечеловеческих нравственных ценностей, по мере общественного, научного прогресса постепенно расширяется. Уже целесообразно говорить о зачатках профессиональной морали таксиста, парикмахера и т. д.

    Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных необычных, деятельности определенного рода профессий. Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания, она как бы "приспосабливает" уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека. Нельзя не отметить, что профессиональная нравственность и профессиональная этика (ее изучающая) являются важным компонентом нравственной культуры.

    Основные понятия профессиональной нравственности
    Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь специфические понятия. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие профессионального долга, в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности учителя, врача, провизора, адвоката, военнослужащего и т. д. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывать многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу врача и педагога, именно в нем находит конкретное выражение долг Человека. Мы можем привести примеры, когда врачи во имя спасения больных жертвовали не только своим временем, но и даже жизнью, ставили на себе предварительные эксперименты, испытывали различные лекарства.

    Следует выделить и такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для представителей очень многих профессий и составляет, основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности, в конкретных условиях той или иной профессии.

    Для целого ряда профессий (учителя, врача, провизора, юриста, руководителя и др.) профессиональная нравственность включает в себя и понятие профессиональной справедливости. Справедливость важна в отношениях с коллегами, больными. Двойные, тройные стандарты в оценках "своих" и "чужих", удобных и неудобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива.

    Потребность в общении – одна из важнейших для человека. Однако хорошо известно, что контакты с одними людьми доставляют нам удовольствие, а с другими – оставляют удручающее впечатление. Отчего это зависит? От многих причин, в том числе и от тактичности человека, т.е. от его умения общие принципы морали реализовать в конкретных условиях. Тактичность очень важна для профессий, объектом деятельности которых является человек. Словом, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности как профессиональный такт.

    Стоит, на наш взгляд, выделить и некоторые принципы профессиональной морали.

    Прежде всего, для любой профессиональной этики исходным является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания ее неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению ее, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных, целей.

    С принципом гуманизма пересекается принцип (профессионального) оптимизма. Без веры в человека вряд ли возможно успешное лечение больных. Эта вера возвышает врача и фармацевта, помогает развить, усилить доброе начал в человеке.

    Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика должна включать в себя принцип патриотизма.

    Основные понятия и принципы профессиональной нравственности образуют ее каркас, который наполняется "плотью и кровью" в различных житейских ситуациях.

    Деловая этика и духовность
    Украинское общество переживает полосу реформ, вступает в рыночные отношения, и тысячи, миллионы людей в новых условиях пытаются вступить на путь предпринимательства, работать без внешнего жесткого контроля.

    Успех в предпринимательстве зависит от многих факторов, в том числе и от умения индивида налаживать отношения с другими, от обладания элементарно нравственной культурой, этикой деловых отношений. Во всем мире деловые люди "высшего класса" весьма щепетильно относятся к престижу своей фирмы, к "моральному образу".

    И в мир молодого украинского бизнеса входят хорошие манеры, азы деловой этики. Этому способствует обилие самой различной литературы (переводной и отечественной) по вопросам деловой этики и этикета.

    Деловая этика, нацеленная на вроде бы чисто земные, повседневные устремления человека, должна подпитываться из источника, Высших Ценностей (светских или религиозных), делать акцент на высшем назначении человека. Именно высшие цели дают надежные ориентиры в самых противоречивых жизненных ситуациях, стимулируют выполнение простых норм нравственности.

    Иначе говоря, полноценная нравственная жизнь любого человека, в том числе и бизнесмена невозможна без органичного сочетания вертикальных (высших ценностей) и повседневных нравственных устремлений.

    Нравственное воспитание
    Нравственность должна стать предметом постоянного воспитания, которое во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются основы духовной сферы человека, его духовного мира, его отношения к окружающему миру. Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных, прежде всего нравственных ценностей, без которых общество превратилось бы в неуправляемую толпу. Именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека.

    Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и другое. Но стержнем всего процесса воспитания является нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.


    Вопросы для контроля самоподготовки:


    1. Почему поступок считается исходным элементом нравственного поведения?

    2. Какова сущность нравственной свободы?

    3. В чем заключается специфика профессиональной этики?

    4. Как проявляется профессиональная нравственность?

    5. Раскройте понятия профессиональная честь и профессиональное достоинство.

    6. Каковы сферы проявления деловой этики?

    7. Какова роль нравственного воспитания общества?

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта