авп. Работа по заказу часть 2). 3. Педагогический опыт Описание основных методик и методов
Скачать 30.78 Kb.
|
3. Педагогический опыт 3.1. Описание основных методик и методов В педагогической практике могут использоваться различные способы и методы развития познавательной активности. Из основных способов активизации познавательной деятельности педагог должен: Учитывать интересы обучаемых, мотивируя их к активности в вопросах к познаниям; Рассматривать и анализировать различные проблемные ситуации, которые чаще всего встречаются на практике. Подбирать оптимальные способны решения в сложившейся ситуации; Для достижения необходимого результата можно использовать различные игры и обсуждения; Рекомендуется использовать такие методы для обучения, как беседа с наглядным показом. На данный момент в школах, которые делают ставки на активизацию вопросов, связанных с учебным процессом, деятельность в виде игры может использоваться в различных ситуациях: В роли технологий самостоятельного характера, которые могут использоваться в процессе изучения темы; В роли элемента более обширных методик; В качестве одного их элементов урока; В роли метода, характеризующего деятельность учащихся вне уроков. Игровая форма занятий может быть создана на уроках кубановедения при помощи различных приемов и методов, выступающих в роли побуждающих средств. Такие инструменты стимулируют интерес к самостоятельному развитию каждого. Реализация приемов учебно-дидактических игр и различных игровых ситуаций на уроках может происходить по различным направлениям, среди которых можно отметить следующие: Дидактическая цель ставится перед каждым учащимя в качестве основной задачи, преследуемой игрой; Материал для обучения, литература используются для достижения желаемого результата; В деятельность необходимо ввести такой элемент, как соревновательность. Именно конкуренция, желание добиться лучшего – одни из ключевых элементов, влияющих на особенности развития; Успешное выполнение задания зависит от результатов игровой активности. Методика игр, используемых на уроках кубановедения, состоит из следующих этапов: этап- подготовительный. Особенность этапа заключается в определении основных целей, задач, содержания игры. На данном этапе составляются игровые задания и разрабатывается ход игры; этап-проведение игры. Дети должны ознакомиться со всеми правилами, основными критериями, этапами и другими особенностями игры; этап- подводятся результаты игры. Самый важный этап четвёртый - самостоятельный анализ. В ходе самоанализа, обучающиеся самостоятельно анализируют выполнение целей и задач, поставленных перед игрой .Учитель выясняет, какие новые знания и умения в ходе игры приобрели дети. Этап -заключительный - методологическое обеспечение игры: оформление всех необходимых материалов. Прилагается сценарий игры с аннотацией, рекомендации по проведению этапов игры и описание методики оценивания результатов игры. Развитие познавательной деятельности зависит от различных факторов, среди которых особого внимание заслуживает наглядность и правильность использования различных пособий и дополнительной литературы. Младшие школьники обладают хорошим непроизвольным вниманием, которое в большей степени начинает проявляться тогда, когда подаваемый материал отличается своей наглядностью. Обучающиеся отправляются в необычное путешествие, в котором они получают все необходимые знания. Расширение наглядных и практических методов обучения на уроках кубановедения может быть достигнуто за счет правильного и грамотного использования информационных и коммуникативных технологий. Сегодня широко используются различные мультимедийные презентации, улучшающие вопросы наглядности. Использование современных инструментов позволяет контролировать все этапы развития младших школьников и своевременно принимать все меры, направленные на улучшение освоения программного материала по кубановедению в начальной школе . К примеру, на уроках кубановедения в МАОУ СОШ №6, широко используются презентации различных видов, среди которых можно выделить: Беседа. Уникальный видеоряд, который представляется рисунками, изображениями, схемами, картами и многими другими элементами. Нужный материал выводится на экран по мере изучения темы. Это приводит к развитию логического мышления; Экскурсии в заочной либо виртуальной форме. Они способствуют изучению вопросов развития Кубани в более глубокой и доступной форме. К примеру, при изучении темы: «Екатеринодар- Краснодар» посмотрели и обсудили виртуальную выставку на сайте Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д.Фелицына. Ребята узнали интересные факты об атаманах Захарии Чепега и Антоне Головатом, о восстановлении памятника императрице Екатерине Великой, о судьбе храмов Краснодара и о выдающемся архитекторе Иване Мальберге. Опросы в виде тестов, в которых содержится вся необходимая информация, позволяющая организовать работу обучающихся в различной форме. Правильное применение презентаций, мультимедийного оборудования и других инструментов позволяют качественно и эффективно решить проблему, связанную с наглядностью. При помощи презентаций можно заменить классические формы и способы обучения :запись на доске, использование учебных текстов на применение интерактивных карт, рисунков, таблиц и опорных схем. В мультимедийной презентации можно сразу использовать готовые оболочки, которые для каждой дидактической игры имеют свои особенности. Такие оболочки могут создаваться, как для отдельного урока, так и для всего раздела. Как правило, игровые оболочки ограничены во времени и рассчитаны на один урок. Однако, при необходимости они могут быть рассчитаны на более долгое время. В последнее время в начальной школе чаще всего используются дидактические игры в течение одного дня. Практика показывает, что дети больше всего любят игры-путешествия. Именно они помогут добиться желаемого результата с максимальным качеством и эффективностью. Уникальная технология в виде использования игр-путешествий принадлежит коллективной творческой деятельности Иванова Игоря Петровича. И.П.Иванов является преемником педагогического наследия А.С.Макаренко и других последователей. Игра-путешествие является занимательной викториной, состоящей из различных этапов (станций). На каждом этапе обучающимся необходимо дать ответы на ряд вопросов и заданий в соответствии с изученной темой. В игре принимает участие несколько команд, в состав которых может входить от 5 до 10 членов. Каждый этап игры должен иметь свои особенности, должны предлагаться различные виды заданий (игры,танцы,песни), различные методы и способы для достижения необходимого результата. Это поможет развиваться каждому не только индивидуально, но и в составе своего коллектива. При проведении игр подобного характера вся основная тема выстраивается вокруг конкретного учебного,игрового,занимательного материала, изучаются и анализируются его отдельные направления. Статистика и практика показывают, что многие преподаватели сегодня придерживаются именно такого способа на занятиях. Игры-путешествия – отличный выбор для всех учащихся, вне зависимости от их возрастной категории. Это обуславливается следующими обстоятельствами: Наличие необычного и развивающего сюжета; Возможность путешествовать любыми способами; Правильное использование различных способов и методов поможет расширить кругозор . Постепенно знания из различных областей у детей будут нарастать и приобретать совсем другой вид. Правильное и грамотное использование на уроках кубановедения различных игр в подходящей форме оказывает положительное влияние в вопросах развития на каждого младшего школьника . Примером может служить проведение на факультативном курсе «Мой край» игры-путешествия «Люби и знай свой край» (приложение 1). Если включать в уроки только дидактические игры и рассматривать отдельные фрагменты, никогда не получится добиться максимальной эффективности. Необходимо принять все меры, направленные на развитие творческих способностей. Вот почему нужно не только рассматривать включение игровых форм в уроки, но и создавать подходящие условия, для развития творческих способностей обучающихся.. Учебно-дидактические игры, используемые в качестве метода развития, характеризуются наличием потенциальных возможностей активизации процесса обучения. Практика вместе с результатами выполненных исследований показывают, что дидактические игры могут сыграть положительную роль, если они используются в качестве фактора, обобщающего широкий арсенал имеющихся классических способов. Исследователям получилось экспериментально доказать, что у детей возрастает интерес к обучению, если на уроках используется качественный и занимательный материал. В случаях, когда учебные задачи приобретают более доступную форму, повышается продуктивность каждого, что в дальнейшем отображается на результатах. Игра характеризуется серьезным трудом, способствует дальнейшему развитию используемых методов изучения кубановедения,что оказывает положительное влияние на вопросы эффективности целей и задач на уроке. Игра не может полностью заменить все стандартные формы, которые всегда использовались при обучении. Она является отличным дополнением, при правильном использовании которого можно добиться еще лучших результатов. Быстрое развитие методов игры способствовало возможности воплощать идеи различными способами. Используемые на уроках кубановедения игры классифицируются: 1-я группа. В соответствии с игровой методикой (могут проводиться сюжетные либо ролевые игры); 2-я группа. По характеру процесса педагогического плана (игры могут быть направлены на развитие, познания, воспитания и другие факторы); 3-я группа. По способу деятельности (они могут относиться либо к интеллектуальным ,либо трудовым); 4-я группа- уроки в виде экскурсий. Для развития активизации деятельности у обучающихся уроки в виде экскурсий должны проводиться на регулярной основе. Лучше всего, если они будут осуществляться по различным направлениям. В особую пятую группу выделяется блок, включающий в себя элементы игровых заданий: составление и разгадывание различного рода кроссвордов: «Водоёмы нашего края» 2 класс, «Кубанские умельцы» 3 класс; интерактивный кроссворд по теме: «Храмы. Внутреннее и внешнее устройство». Раздел «Духовные истоки Кубани» - 3 класс (приложение 2); кресс – кроссов «Труженики родной земли» - 2 класс, «Реки Краснодарского края» 3 класс, «Вещи рассказывают о прошлом» - 4 класс (приложение 3), филвордов по темам:«Животные Краснодарского края» - 3 класс, «Полезные ископаемые нашего края» - 4 класс (приложение 4 ). Кроссворды, кресс-кроссы и филворды помогают проверить степень усвоения понятий. формулировок, определений, названий персоналий. Не секрет, что с большим удовольствием школьники 2-4 классов сами их придумывают и разгадывают. Тем не менее, используя такой метод, следует ознакомить учащихся с правилами написания кроссвордов и не сильно переполнять их информацией. Слов, по возможности должно быть от 5 до 10. Вместе с ребятами мы составляем кроссворды по темам: «Населенные пункты нашего края», «Уж небо осенью дышало» (приложение 2). Сначала мы составляли кроссворды на тетрадном листе бумаги, постепенно уровень сложности повышался, так появились мультимедийные кроссворды. Следующий вид игровых заданий-задания на восстановление соответствия.Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелкам соответствующие понятия и т. д. Например, вспомни в связи с какими историческими событиями установлены эти памятники и соедини стрелочками историческое событие с иллюстрацией - 4 класс ( приложение 5 ). В рамках внеурочной деятельности на факультативных курсах «История и культура кубанского казачества», «Мой край» и на уроках обобщения я использую различные интерактивные викторины ( приложение 6)..«Знатоки родного края» - викторина, которая относится к типу «Своя игра». На слайд выводятся разделы, где содержатся вопросы разные по баллам, которые может набрать команда. Учащиеся выбирают любой уровень сложности заданий, отвечают на вопрос и в случае правильного ответа получают заслуженные баллы. Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов. Использование викторин делает урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели – прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более глубокому усвоению и закреплению материала В современной практике преподавания одной из самых распространённых форм проверки усвоения учащимися учебного материала являются тестовые задания. Для всех классов (1 – 4) разработала тесты по изучаемым темам, которые дают возможность выявить уровень знаний учащихся. В тестовых заданиях проверяются умения воспроизводить усвоенные знания по памяти, узнавать указанный объект среда других объектов и умения применять полученные знания на практике. В последнем случае тесты выполняют обучающую функцию: среди них немало таких заданий, которые требуют актуализации имеющихся у ученика знаний, умения оценить ситуацию и др. Для каждого класса предлагаются вводный тест, текущие тесты и итоговый тест (на конец года). Тестовые задания представлены в двух видах: с открытым ответом (ученик сам записывает верный ответ или выполняет геометрические построения) и с выбором верного ответа из нескольких предложенных вариантов. На портале «Образовательные тесты» в разделе «Краеведение» размещаю итоговые тесты( http://testedu.ru).Эти тесты можно использовать без подключения к Интернету. Тесты получаются интерактивные, и учителю не надо будет проверять результат, программа проверяет и выдаёт процент правильно решенных заданий. Созданные тесты будут работать на любой операционной системе и даже на планшетах и коммуникаторах (приложение 7). В моей практике преподавания кубановедения особую роль получили задания в тестовой форме. С 2019 года началась осуществляться работа, касающаяся автоматизации контроля знаний учащихся по кубановедению. Например, по темам «Природные зоны Краснодарского края» 4 класс, «Полезные ископаемые нашего края» 3-4 классы (приложение 8) Разработана и представлена на муниципальном объединении учителей начальной школы медиатека по определенным темам, собрано большое количество различных проверочных работ,в том числе с использованием ИКТ. Учебные игры – одна из наиболее привлекательных форм, используемая при проведении занятий. Привлекательность игрового метода обуславливается различными факторами, среди которых можно выделить: Отличная возможность проявить артистизм; Попробовать свои силы и умения в различных направлениях; Нет никакой боязни того, что будет сделана ошибка; Приобретение навыков при решении различных ситуаций, с которыми чаще всего встречаются на практике. Игры выступают в роли стимула, они мотивируют, развивают восприятие, воображение и другие важные познавательные способности. Технология учебно-дидактических игр-презентаций отличается своей универсальностью. Любая форма, которая была рассмотрена выше, может быть легко воспроизводиться каждым обучающимся. Например, огромную популярность у зрителей получили придуманные на телевидении интеллектуальные игры типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай», «Кто хочет стать Миллионером?». Идея этих программ может быть перенесена в учебный класс с использованием ИКТ. Учитель-предметник может наполнить эту форму игры своим содержанием, используя задания для творческого, интеллектуального развития учащихся. Поэтому я перенесла принципы игр на уроки кубановедения. Первая из представленных презентаций для учащихся 3-4 классов содержит известную игру «Что? Где? Когда?» (приложение 9). К игровым методам можно отнести различные кластеры, которые, чаще всего, используются для того, чтобы закреплять новый материал .Например, по темам «Казачий фольклор», «Народные обычаи и традиции» 3 класс, «Полезные ископаемые нашего края» 4 класс (приложение 10). Сегодня широко используются игры, выполненные в настольной либо печатной форме. Они отличаются своей наглядностью, доступностью. Учитель представляет различные образцы, анализирует выполнение заданий каждым, указывает на ошибки, определяет способы из устранения. Данные игры напоминают собой мозаику, лото, игры в виде головоломок и многое другое. Настольные и печатные игры могут использоваться не только в самостоятельной форме, но и групповой, коллективной. Такая форма поможет лучше закрепить определенный материал в более наглядной форме. Как правило, настольные игры используются, когда необходимо закрепить .либо повторить тему. В приложении 11 представлен пример настольной игры в виде лото “Быт казаков”. Учебно-дидактические игры позволят каждому преподавателю проанализировать степень и характер усвоения темы, определить насущные проблемы, указать оптимальный путь решения ситуации. Такие игры характеризуются своим большим потенциалом. Каждый обучаемый может создать свою игровую форму на схеме, предложенной педагогом. Для того, чтобы принять участие в учебно-дидактической игре, не нужно проводить никаких репетиций. Учащиеся самостоятельно находят пути и способы, которые используются для своего собственного развития и удовлетворения познавательных интересов. |