Здоровье будущей нации. Подвесная люлька - живая традиция. 3 счастливая зыбка по мотивам одноименной сказки А. П. Анисимовой Живалибывали водной северной деревеньке в добром теплом доме Степан да жена его Дарья
Скачать 1.86 Mb.
|
1 2 Содержание СЧАСТЛИВАЯ ЗЫБКА Сказка ТАК В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ ПОДВЕСНОЙ ЛЮЛЬКИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ ВИДЫ ПОДВЕСНЫХ ЛЮЛЕК Мастер-классы 22 Гамачок Люлька на рамке Тканевая и макраме Корзинка Короб ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ К ЛЮЛЬКЕ Основные варианты крепления Пружина и ленты для Зыбки Матрасик Полог Игрушки в люльку ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ И РАЗУМНЫЕ ОТВЕТЫ До скольких месяцев нужна люлька И нужна ли она вообще Насколько Зыбки безопасны Вредно ли приучать к укачиваниям? Как отучить от люльки А как же совместный сон с мамой Мягкий или жёсткий матрасик Почему малышне хочет качаться в люльке Правда ли, что нельзя качать пустую люльку и почему Где лучше разместить люльку в доме А если двойня Не сможет ли опрокинуть старший ребёнок подвесную люльку ОПЫТ РОДИТЕЛЕЙ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ Русские народные колыбельные ПОСЛЕ ЗЫБКИ – В КАЧЕЛИ 75 3 СЧАСТЛИВАЯ ЗЫБКА По мотивам одноименной сказки А. П. Анисимовой Живали-бывали водной северной деревеньке в добром теплом доме Степан да жена его - Дарья. И ладили они меж собой, и достаток у них был одна беда - деток не нажили. Вздохнёт бывает тяжко свет-Дарья о судьбе своей, бросит взгляд на соседских сорванцов босоногих, да ничего поделать и не может. И вот в студёную зимнюю пору в самый Корочун рубил как-то Степан дрова возле дома, как попалось ему полено чудное - кривое да сплошь сучки торчат. Смотрел он на него и вдруг захотелось Степану плотницкое дело вспомнить - взял он инструменты да и решил вырезать из полена что-нибудь эдакое. Пошёл он в мастерскую свою да и забылся там в работе, а вечером смотрит, а передним деревянная кукла на столе стоит - вроде бы и простая, а глазу приятная. Приходит он к ужину в избу - жинке полено показывает. Ау Дарьи аж в сердце защемило - до чего же куклёнок был пригож. Стала она мужью 4 работу нахваливать, взяла в руки да налюбоваться не может. Потом поставила полено на шкаф и стала Степана ужином подчивать. День шёл за днём. Зима выдалась суровая снежная - редкий гость заходил, да и Дарья без нужды из дому не выходила. Управится она по хозяйству, кашу наварит да и сядет у окошка кружева на продажу в город плести. Грустно ей бывало, даже поговорить нес кем. Нет-нет, да и взглянет на куклу-поленце любовно, а то и словом обмолвится, именем его даже нарекла "вот поговорю я с тобой, Ивашка, и на душе легче становится - тихий ты такой, слушать умеешь" Пришёл месяц март - воздух стал тёплым, птицы веселее запели - чувствовалось приближение долгожданной весны - Комоедица была наносу. Полез как-то Иван на чердак. Разбирал он старый хлам, как вдруг взгляд его наткнулся на большой короб - неужто его старая зыбка пылится на чердаке Спустил Степан люльку, показывает Дарье, да и говорит - Вот, отец мой мастер был - делал вещи на века Мне уж четвёртый десяток лет идёт, а я в ней качался первый, потоми сестры мои, и племянники - ни одна дощечка не рассохлась, не прогнулась. Смотри, вот тут даже имя моё нацарапано. Счастливая эта зыбка, все детишки из неё здоровенькими выросли. Только не припомню, когда нам её отдали то - А ты, Степа, подвесь эту люльку - ужи кольцо в матице есть - больно охото мне посмотреть, как наша избушка с Зыбкой то преобразится! Выполнил просьбу Степан и правда, в доме как будто светлее и краше стало. Засуетилась Дарьюшка, побежала к шкапу и куклёныша взяла - замотала в полотенце и ласково в люлечку уложила. Стала качать, да и колыбельную затянула. А Степан стоит, да и диву даётся, что это его жинка совсем от скуки рассудком помутилась , а Дарьюшка к нему - Ой, Стёпушка, родненький, позволь Зыбка тут повисит денёк, уж больно благостно в избе стало, дай подивиться. - Ну, - думает, Степан, - пока вроде супруга моя в своём уме, пущай побалуется. Ишь в куклы играть вздумала, совсем ей видимо без дитятей то грустно. А тем вечером нежданно соседи в гости пожаловали - увидела их Дарья в окошко, да и кровь у неё от щёк отлила "Чтож люди то о них подумают" Снять люльку она не сможет - Степан мудрено закрепил. Попробовала она ее прикрыть - накинула поверх неё свою юбку распашную, а получилось будто полог. Тут ужи гости на пороге - сразу они зыбку то приметили, а бледность Дарьи только подтвердила их догадку. 5 Обрадовались люди добрые да поздравлять стали. А Дарья и слова вымолвить не может, слёзы в глазах стоят. Быстро попрощались гости, а во дворе Степана встретили. Тоже поздравлять стали, а они не поймёт что к чему. Спрашивают его "ну, скажешь, кого в зыбке прячете - сынка али дочку" Тут уж Степан все понял "да какой уж там сынок. Так - берёзовый пенёк" А народ то думает, спокойненький и крепенький значит и ещё пуще радуется. Пришёл Степан домой, а Дарья вся в слезах. Посидели они, вместе погоревали да и спать легли. А ночью той гроза разыгралась лютая - бушевала стихия, даже в избе воздух как будто потрескивал. Проснулся Степан под утро, чудится ему будто в люльке кто-то шевелится, да плачет. Себе не веря, растолкал он Дарьюшку, атак Зыбке подбежала, да и взяла на ручки плачущего младенца. Ходит баюкает, приговаривает "Это он от непогоды раскричался – тише, тише, сынок" Степан глаза протёр, подошёл к жинке, а дитя то взаправдашнее - ручками дёргает, ротик открывает, да и орт, что есть мочи - громко то как Подивился Степан, пошёл в печку дров подкинуть. А когда вернулся, Дарья малыша уже в люлечку уложила - качает его, колыбельную напевает. А маленький ещё немного похныкал, да и заснул сладким сном. - Дарья, душа моя, как же так вышло, что полено в живого младенца обратилось - Чудо великое, Стёпушка! Сына нам небеса послали - знать, заслужили чем - улыбается Дарьюшка. - Чтож, раз такое дело, вырастить надо из него настоящего человека А Зыбка то и вправду счастливой оказалась - только Ивашка из неё вырос, родилась у Дарьюшки дочка, а потоми ещё две. Выросли детки все крепенькие, здоровенькие, да здравомыслящие - родителями всему миру на радость. Говорят ещё, что люлька та до сих пор качает малышей, да сон их баюкает. 6 Подвесная колыбель - смысли польза Наше время – сложная, но удивительная эпоха. Очень многие забытые или утерянные знания наших предков возвращаются к жизни, переосмысливаются и даруют удивительные возможности современным людям. К таким же ценнейшим изобретениям далёких времён относятся и подвесные люльки – русские Зыбки. В подвесных кроватках различного типа качали своих деток многие народы Земли. На Руси они также повсеместно использовались, нов процессе тотальной урбанизации о Зыбках, как и о многих других полезных самобытных вещах просто забыли. Прошло уже не одно поколение людей, рождённых в городах, для которых подвесные колыбельки кажутся отсталым атрибутом дедовских времён. Но удивительно то, что именно в урбанизированной Европе - в Германии вначале х началось активное возрождение подвесных люлек. Наряду с экологическим образом жизни, отказом от пластика, одноразовых подгузников и прочих прелестей современной жизни, у немцев в моде грудное вскармливание, слинги и подвесные колыбели. В России тоже очень активно набирает популярность укачивание деток в Зыбках. Я стала интересоваться этой темой в 2014 году, когда у нас с мужем появился сынок и мой супруг подарил нам чудесную помощницу - настоящую Зыбочку. Мы, вдохновившись нашим опытом, организовали свою Мастерскую - Зыбки мiра», позже «Колыбка», чтобы поделиться этим чудом с другими семьями. Затри с лишним года работы нами было выполнено более 500 заказов по изготовлению детских подвесных люлек и аксессуаров к ним. Надо отметить, что количество заинтересованных людей растёт с каждым днём. За время работы у нас накопился огромный опыт в этой области, а также множество интереснейших мыслей и информации, которыми мы просто обязаны поделиться 7 ТАК В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ ПОДВЕСНОЙ ЛЮЛЬКИ Очень интересные данные приводит русский учёный, врачи педагог- новатор Владимир Филиппович Базарный в своей книге Дитя Человеческое. Фактически он даёт научные доказательства народной мудрости по использованию Зыбок. В его книге можно найти описание официального эксперимента, проведённого ещё в 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, где одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы значительно лучше спали и сосали материнскую грудь, меньше плакали и развивались более активно. Чем же это объяснить «… для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов, в т.ч. произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными. Но для такой сонастройки требуется продолжительный период времени и рукотворная помощь. Подвесная люлька как рази переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм В.Ф.Базарный Малыш 9 месяцев провёл в утробе матери фактически в невесомом состоянии, постоянно укачиваемый мамиными движениями. Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает чувствовать тяжесть собственного тела, силу притяжения Земли. Плавно привыкнуть к новым условиям жизни ему помогает ритмичное качание в уютной люльке, которая воспроизводит состояние малыша в мамином животике. Подвесные люльки также создают и ограниченное комфортное пространство для малыша – эдакое теплое гнездышко, в котором 8 младенец чувствует себя уютно и защищенно, в отличие от больших детских напольных кроваток. А на самом деле подвесная колыбель, хоть и имеет малые размеры, но создает для ребенка целый космос, маленькую вселенную для новорожденного крохи, которая принимает его, любит и оберегает. Особенно, если к созданию этого чуда для младенца приложили свои руки любящие его люди. И даже кишечные колики дети лучше переносят, качаясь в Зыбках. Это связано стем, что в моменты подпрыгивания люльки создаётся эффект невесомости, потом когда люлька двигается вниз давление на организм малыша слегка увеличивается, а затем снова чувство невесомости. Эти движения создают эффект легкого массажа, особенно положительно это влияет на нежные внутренние органы малыша. Ребёнок в колыбельке легче засыпает. И даже шевелясь во сне, сам себя качает и убаюкивает, так как подвесная люлька приходит в движение от малейшего поворота спящего крохи. Высыпающийся ребёнок лучше ест, а сытый соответственно быстрее и лучше развивается. То есть, фактически подвесная люлька облегчает малышу и, конечно, родителям, первые месяцы его жизни. Но это не самое большое достоинство подвесной колыбели. Ведь многие дети ив обычных кроватках спят замечательно. А некоторые ученые даже утверждают, что нельзя приучить кроху к укачиваниям" и не советуют качать малышей даже на ручках. А между тем, отказывая ребёнку в укачиваниях во младенчестве, родители лишают его самого естественного и эффективного способа укрепления вестибулярного аппарата Вестибулярный аппарат - это орган чувств, который позволяет нам ориентироваться в пространстве, а также поддерживать равновесие тела. Люди с хорошо развитым вестибулярным аппаратом практически не имеют преград для развития собственных 9 способностей - делают успехи в спорте, танцах, свободно передвигаются на любом виде транспорта и вообще могут вести активную полную ярких эмоций жизнь Особая группа людей со сверх устойчивой вестибулярной системой - известные лётчики и моряки, ставшие героями вовремя ВОВ, это были обычные выходцы из русских деревень, которых матери во младенчестве качали в русских Зыбках! Ведь подвесная качающаяся люлька по сути является простым, естественным, самым ранними поэтому самым эффективным ТРЕНАЖЕРОМ ДЛЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ МЛАДЕНЦА. Малыш рождается с неразвитой системой равновесия и первый год жизни, за который он учится управляться со своим телом, является уникальным по возможностям организма к обучению. Только представьте, насколько практично и разумно устроены русские Зыбки - малыш спит, ритмично покачиваясь в люльке, а в это время идёт становление его вестибулярного аппарата, происходит настройка вообще всех систем маленького организма проходит мышечное напряжение, органично формируются внутренние органы, улучшает эмоциональный фон. Особенно интересно влияние подвесной люльки на формирование зрительной системы малыша. Когда мама, укладывает кроху в зыбку и начинает покачивать ее, глазки ребёнка, которые только-только учатся фокусировать взгляд, начинают усиленно тренироваться. Предмет фокусировки – мамино лицо, то приближается, то удаляется, и при этом нежные глазные мышцы отлично развиваются. Добиться подобного эффекта в стационарных кроватках невозможно. О достоинствах подвесных люлек можно писать очень много. 10 Выделю основные преимущества, которые делают русские Зыбки незаменимыми помощниками современным родителям: Уютное гнезнышко. В небольшом ограниченном пространстве малыши чувствуют себя уютно и защищенно. Особенно комфортно новорожденные себя чувствуют в Зыбках с мягким матрасиком. Тренировка вестибулярного аппарата. Всесторонние качания укрепляют вестибулярную систему малыша, помогая ему раньше освоить навык балансировки, чтобы научится ползать, сидеть, ходить, активно бегать и прыгать. При этом в дальнейшем гарантирует отсутствие проблем с укачиванием в транспорте. Гармонизация всего организма. За счет изменения силы тяжести при ритмичных покачиваниях происходит мягкий массаж внутренних органов и особенно сосудов малыша. Тем самым мышцы малыша постепенно расслабляются и параллельно тренируются, укрепляется нервная система и уравновешивается эмоциональное состояние ребенка. Отлично развивается зрение. 11 Экономия места, мобильность. В большинстве случаев подвесная люлька не требует места на полу – удобно и безопасно ее подвесить прямо над родительской кроватью. При этом ее также легко снять с потолочного крюка и убрать. Некоторые Зыбки могут служить одновременно и переноской для младенца. Самоукачиваемость. Подвесная люлька моментально начинает качаться от любого движения малыша, тем самым убаюкивая его даже без помощи взрослых. Защита от домашних животных и сквозняков. В старину деток клали в подвесные кроватки, в том числе и из-за соображений безопасности – чтобы мелкие вредители не пробрались к младенцу, кошками собакам это тоже сделать практически невозможно. И потом под потолком скапливается самый теплый воздух. А легкий полог-сетка, который полностью закрывает компактную колыбельку, защитит малыша и от назойливых насекомых. Антураж. Комната с подвесной люлькой всегда преображается, становится воздушной и просто сказочной. Любуясь на красиво сделанную Зыбку, мама получает заряд позитивных эмоций, которые обязательно передадутся новорождённому крохе. 12 КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ «Только в полётах живут самолёты, Только в полете растёт человек Ю. М. Антонов Однозначно можно утверждать, что подвесные люльки появились много сотен лета может и тысячелетий, назад. На Руси Зыбки были формой традиционной детской кроваткой очень долгое время Колыбельки по типу «ваньки-встаньки» появились только вначале века, когда Пётр I наряду с европейской модой привёз в Россию и напольные колыбельки. Но деревенский уклад жизни эта мода мало изменила, и ещё в советских сёлах 50-60 лет назад можно было повсеместно встретить подвесные люльки. Колыбель из раскопок Древнего Новгорода. 13 в. // Ботт ИК. Русская мебель История. Стили. Мастера. - СПб., 2003. - С. 16. Русское название Зыбка произошло от древнего славянского глагола «зыбать» - колыхать, колебать, качать. Наряду с этим существовало и существует множество других названий люлька, колыбелька, колыска, качалка, колыбуха, баюкалка и др. Но мне больше всех нравится Зыбка, «зыбочка» - ладное и приятное на слух славянское слово. Хотя у русской Зыбки есть и особенность – Зыбка, в отличие от простой люльки, представляет собой целую систему, а не только детскую кроватку. Зыбка – это подвешенная и качающаяся колыбелька, то есть в 13 наборе уже обязательно должен находиться элемент крепления и качания люльки. Другие атрибуты традиционной русской Зыбки представлены на рисунке. Как правило, в деревенском доме, чтобы подвесить Зыбку вбивали кольцо в матицу избы (несущее бревно. Затем вставляли длинную и гибкую жердь – очеп, зыбило. А к нему уже на веревках крепили люлечку. Хорошо сделанный очеп пружинил довольно сильно, но плавно, и при этом позволял не только укачивать младенца, но и перемещать Зыбку по избе. Очеп обычно делали из молодой березы или орешника. Если родители хотели иметь много детишек, то вырубали дерево в густой чаще леса, если не хотели больше иметь детей, то с дерева не снимали кору и не обрубали сучки, а то по гладкому, как по маслу полезут. 14 На самом деле к подбору материалов для детской колыбельки наши предки относились очень ответственно. Никогда не использовали при создании люльки осину, потому что она как вампир очень активно забирает энергию человека. Для Зыбок использовали древесину, которая наоборот подпитывает человеческий организм – дуб, березу, иву, лиственницу, сосну. Когда в деревенской семье готовились к появлению ребенка, обычно будущий отец сам делал первенцу Зыбочку, которая потом могла служить еще многим детишкам. В богатых семьях заказывали люльку у мастера, но только у человека с хорошей репутацией – ведь мастер вкладывает в изделие свою энергетику, а особенно важно для младенца, чтобы окружающее его пространство было благостным. Защитную функцию для ребенка в первую очередь выполняет одежда его родителей. Завернутый в отцовскую рубаху или материнский платок младенец напитывается родительской энергией – так необходимой ему в детстве. С этой же целью в старину часто делали полог над люлькой из старой материнской юбки. Вообще полог - очень важная и сакральная часть всей колыбельной системы. Он не только закрывает ребенка от яркого света, но и от недоброго взгляда. В старину гости не удивлялись запахнутому пологу над люлькой, малыша довольно долго не показывали чужим людям. Детей примерно до года очень редко вообще вынимали из уютных колыбелей, пеленали и даже кормили прямо в люльке. Это было связано и с занятостью родителей по хозяйству, и с объективным желанием обезопасить ребенка. Особенно в северных регионах в условиях сурового климата, когда остро встает вопрос выживания ребенка – младенец просто жил в своей люльке. Чтобы сохранить драгоценное тепло, ребенка крепко привязывали к кроватке, а для отвода мочи вставляли специальные трубочки, которые выводили в подвешенные к донышку люльки коробочки. Мог в этих коробочках под утро и лед позванивать 15 Чаще всего такие колыбельки делались из бересты строго подрост ребенка – на период младенчества их, конечно, было несколько. Причем интересно, что у народов Югры даже существовали дневные Зыбки – со спинкой. То есть малыш в них находился привязанный сидя, со свободными ручками. Зачастую грудничков переносили прямо в люльках (только головой вперед. Иногда матери закидывали себе за спину легкие люльки-переноски итак работали в поле. Но чаще Зыбки подвешивали на крепком дереве около места работы родителей. В Сибири сохранилось выражение – Детей на березе растить, то есть брать их маленьких в полена работы. Легкий свежий ветерок покачивал Зыбку, даря крепкий и оздоравливающий сон младенцу. Очень интересная тема – как же обходились наши предки без памперсов? В разных областях были свои способы. Трубочки помогали оставаться сухими только деткам, которых привязывали к кроватке. А это было принято далеко не везде. Например, в центральной части России на дно люльки просто укладывали солому, на нее тряпицы. По мере намокания солому и тряпицы меняли. В северных регионах вместо соломы использовали мох и сухие древесные гнилушки. Когда они приходили в негодность, их выкидывали в определенное место – детское место. Обязательно под живое дерево под березу – девочкам, под сосну – мальчикам. В старину младенца окружали с одной стороны простые, нона самом деле очень функциональные и глубоко продуманные, сакральные вещи. Так прежде чем положить в колыбель младенца, туда клали куклу мотанку, которую делала мать в ожидании ребенка. Кукла становилась защитницей и первой игрушкой малыша. А если в доме уже были маленькие дети, при появлении младенца в Зыбке им обычно говорили, что это ожила кукла, 16 лежавшая в люльке. Другие яркие куклы подвешивали над Зыбкой, как современные детские мобили. В старину верили, что яркие лоскутки, не только привлекут взгляд ребенка, но и смогут отвлечь от него недобрых духов. Вообще наши предки были очень изобретательны, ведь большинство бытовых вещей они создавали самостоятельно. О разнообразных детских игрушках, сделанными умелыми руками наших прадедов написано множество книг. Люльку младенца украшали яркими лоскутками, бусинами, которые колыхались и приучали ребенка сосредотачивать взгляд, радовали и удивляли его. Подвешивали также игрушки–«шаркуны», погремушки из бересты, наполненные горохом и другими семенами. Они тихо и приглушённо гремели, не раздражая слух малыша, при этом воспроизводя звуки, похожие нате, что малыш слушал в утробе матери. Это тоже помогало ему расслабиться и сладко заснуть. Под подушку в колыбель младенцу клали различные травы чабрец, мяту, полынь — они несут в себе определенную целебную и обережную силу, влияют на здоровье и хороший сон. Чтобы защитить ребенка от темных сил, на дно люльки также клали разные металлические предметы считалось, что они отвращают беды ножи мальчикам, ножницы или гребень - девочкам. У разных народов были и другие обереги, например беличий хвост или медвежья лапа. Для спокойного сна в зыбку было принято класть полено (иногда камень. При этом приговаривали Спи также крепко, как эта деревяшка. Есть еще один интересный элемент подвесной системы Зыбки – якорный крюк. Некоторые люльки делали с двумя овальными дужками, которые служили и ручками для переноски и при помощи которых колыбель подвешивали на специальный деревянный крюк – 17 обычно по форме он напоминал якорь. Такие экспонаты можно встретить в музеях Архангельска. У поморов такой крюк нес не только практическое значение, но и сакральное. Якорь - это символ надежды, крепкого здоровья, и, конечно, взгляд в будущее младенца – ходить ему реками и Белым морем. Такими же крюками пользовались кеты, ханты, нарымские селькупы. Называли их «ахтангаа» – такой крюк был талисманом и передавался только по наследству от материк дочери. Детская люлька и сама по себе раньше была очень сильным языческим оберегом. Поэтому во времена активной христианизации Руси священники строго запрещали класть младенца в Зыбку до крещения. А затем была придумана особая молитва дитя в колыбель класти». Хотя первое укладывание малыша в Зыбку всегда было особенным событием, окруженным различными обрядами. Иногда советовали первый раз качнуть колыбель правым локтем, чтобы ребенок был удачлив. В другой традиции – задеть нужно было спиной, чтобы ребенок не был плаксивым. В Словакии в первый раз укладывали малыша, зажмурив глаза, чтобы он хорошо спал Очень много было и запрещающих поверий. Нельзя было ломать и жечь колыбельку – это могло сократить жизнь малыша. Когда же люлька ветшала, ее относили в лес и вешали на березу – живое дерево. Менять колыбель было принято и тогда, когда в семье рождались одни девочки (редко мальчики, в надежде, что новая Зыбка принесет смену пола. Меняли колыбель и ради избавления ребенка от серьезной болезни. Если младенец умирал, то люльку или сжигали, или вешали на кедр – дерево мертвых, а если колыбель была деревянной, то иногда в ней и хоронили. 18 До наших времён сохранилось поверье, запрещающее качать пустую колыбельку (коляску. Считается, что так можно накликать малышу беспокойный сон (по другим данным таким образом привлекалось рождение нового ребенка - что не всегда было желанно в бедных семьях. Не очень хорошей приметой считалось также одалживать люльку в другую семью. Если и случалось такое, то возвращали ее обязательно непустой, а в дом должен был внести хозяин. В некоторых статьях встречается информация о том, что русские Зыбки часто богато украшались, но это не так. В коллекции вологодского собирателя Михаила Сурова несколько десятков экспонатов русской Зыбки и большинство из них представляют собой совсем неприглядные деревянные ящички. Только изредка встречаются красивые расписные или резные люльки, принадлежавшие обычно богатым семьям. Иногда на деревенской люльке писали различные молитвы или заговоры, например «Будиха, не буди мальчишку Миху». Самые распространенные же украшение традиционных русских Зыбок – это солярные символы или христианский крест, вырезанные в изголовье люльки, а также годы. На Руси существовала традиция вырезать год рождения ребенка, когда он благополучно вырастал из своей Зыбочки иона с почетом убиралась на чердак. Такая люлька уже считалась счастливой и ее бережно хранили для следующих деток. Большие семьи были в старину, и бывало, что первый малышне успевал вырасти из колыбельки, как ему на смену приходил уже следующий. Подобных надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до 8 шт. Традиционно семьи на Руси держали и большое хозяйство. Женщины, несмотря на материнство, были очень заняты домашними делами. Зачастую к донышку люльки 19 мамы привязывали |