Главная страница
Навигация по странице:

  • 50Характеристики постнеклассической

  • 48 Конфликт, насилие и ненасилие

  • 54Культурно-деятельностные концепции общества.

  • 64 Политическая система общества

  • 59Сущность диалектико–мат. концепции общества

  • 55 Социальная детерминация культуры

  • 58 Генезис и развитие знания

  • 62 Экономические процессы в жизни общества.

  • 67 Единство и многообразие общественной жизни

  • 68 Исторические и духовные посылки общественного развития

  • 69 Проблема особенности и критерии исторического прогресса

  • философия 2 половина. 31 Научное познание и его специфические признаки


    Скачать 60.01 Kb.
    Название31 Научное познание и его специфические признаки
    Анкорфилософия 2 половина.docx
    Дата15.06.2018
    Размер60.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 2 половина.docx
    ТипДокументы
    #20320
    страница2 из 3
    1   2   3
    1   2   3

    53 Культура

    Пуффендорф определял культуру как все произведенное человеком за вычетом природного, т.е. противоположное естественному состоянию. Слово «культура» обозначает также обучение, воспитание и совершенствование человека в процессе деятельности.

    Со второй половины XVIII в. культура рассматривалась: процесс развития человеческого разума; историческое развитие духовности (моральное, эстетическое, научное сознание).

    Первыми деяниями культуры, по мнению Фрейда, были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ.

    Современная философия не противопоставляет культуру природе.

    В процессе антропосоциогенеза ведущее место в культуре занимало удовлетворение потребностей, самосохранения человеческого рода. Предпосылками становления культуры были запреты (табу), связанные с пищевым и половым поведением человека. Постепенный переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему актуализировал культуру процесса производства. Для обеспечения технологии деятельности понадобилась культура управления людьми. Формировалась культура общественных отношений. Предметная деятельность, общение людей и система духовных символов (идеалов и ценностей) – главные слои культуры.

    Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.


    50Характеристики постнеклассической

    Особенностям: распространение идей и методов синергетики, т.е. теории развития сложных систем любой структуры. При этом синергетика исходит из того, что объединение структур не сводится к их простому сложению. Целое не равно сумме частей, оно качественно иное. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

    Характерной является закономерность, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Укрепление и все более широкое применение в науке идеи коэволюции, т.е. взаимообусловленного изменения систем. Объектом современной науки становятся т. наз. человекоразмерные системы, т.е. медико-биологические объекты, объекты экологии, биотехнологии и т.д. Еще более широкое применение философии и ее метода во всех науках. В естествознании сформировался и получил все большее распространение т. наз. антропный принцип. Он устанавливает связь существования человека как наблюдателя с физическими параметрами Вселенной. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, которое происходит за счет уничтожения, изъятия нежизнеспособных форм. Устойчивость и неустойчивость, оформление структур и их разрушение сменяют друг друга. Таковы главные характеристики современной постнеклассической науки.


    48 Конфликт, насилие и ненасилие

    Кант полагал, что условием изменения к лучшему чел-ка и общества явл-тся разрешение конфликтных ситуаций. Конфл-ты, по мнению философа, возник-т из-за присущих людям эгоистических побуждений, корыстолюбия, властолюбия.

    Конфликт – один из видов соц-х отнош-й, заключающийся в противостоянии индивидов или групп людей, отстаивающих свои интересы. Подавление конфликта ведет к его обострению, а рациональная регуляция – к контролируемой эволюции. Подчинение людей, господство одной воли над др. есть насилие. Оппозицией насилию выступает ненасилие, в основе кот-го лежат отношение к чел-ку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание. Разделение (дифференциация) общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник новых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социал-е и духов-е механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использов-я разумных компромиссов, этических норм, требующих учитывать притязания всех слоев разделенного общества.


    54Культурно-деятельностные концепции общества.

    В кул-но-истор-й программе общество исслед-ся как реальность, в кот-й воплощены моральные, эстетические и духовн-е ценности, определяющие ход всемирной истории. Теория символической интеракции: Мид различает реакции индивида на стимулы и интернализованную структуру групповой деятел-ти (в виде «ролей», кот-е чел-к играет в обществе).

    Структурно-функциональная теория основой функционирования социума считает социальное действие. Вебер выделил 4 типа социал-го действия: 1) аффективное, не всегда осмысленное, направленное к удовлетворению страстей; 2) традиционное (определяемое привычкой);3) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе кот-х вырабатываются программы действий); 4) целерациональное (цели и средства их достижения избираются индивидом).

    В концепции коммуникативного действия кач-ва отдельных индивидов, их сознание выступают как инструмент, при помощи кот-го реальности обрабатываются.

    Культурно-деятельностная, общественное развитие определяет смена способов производства материальных благ. Вхождение человечества в постиндустриальное общество с его глобальными информационными сетями и технологиями, возрастающая роль образования и самообразования, приоритет экологии – все это свидетельство культуризации общества.


    64 Политическая система общества

    Первобытное общество не было соц-но-однородным. В нем зачаточную управленческую функцию выполняли предводители-лидеры. С возникновением частной собственности и расколом общества на классы потеряли свое значение кровнородственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную жизнь. Полит-ская система неразрывно связана с полит-ской властью. Власть означает способность соц-ных общностей, полит-ских партий навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим.

    Государство – элемент полит-ской системы общества. Опирается на публичную власть (органы и учреждения, армия, полиция) и взимание налогов с населения для содержания аппарата власти. К другим признакам государства относятся: право, закрепляющее определенную систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного суверенного государства; гражданство.

    Под воздействием государства, полит-ских партий, церкви полит-ская культура – система эмоциональных и оценочных ориентаций индивидов на полит-скую систему, а также на саму личность в полит-ском процессе.

    Платон и Аристотель выделили три вида государственного устройства: а) монархия (власть одного); б) аристократия (власть лучших); в) политейя - демократия.

    Различают: по классово-формационному признаку – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое государство;

    по форме государственного устройства – унитарное, федерация, конфедерация; по виду полит-ского режима – тоталитарное, авторитарное и демократическое государство.

    Идеал, способный осуществить согласие между обществом и государством – сильная соц-ная демократия, обеспечивающая баланс организации общества, соц-ного контроля и частных интересов, сотрудничества и конкуренции.


    59Сущность диалектико–мат. концепции общества

    У истоков стояли Маркс и Энгельс. Они пришли к выводу, что основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Тип собственности создает соц-ную структуру отношений и общения между различными группами людей – «гражданское общество». Эта структура упорядочивается и управляется государством. Порядок жизни закрепляется в полит-ских, правовых, религиозных обычаях, законах. Итак, общественная система есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной экономической, соц-ной, полит-ской и духовной. Объединяясь друг с другом, обмениваясь деятельностью и ее результатами, люди постоянно создают и изменяют свои общественные связи и отношения и сами совершенствуются.

    Диалектико-материалистическая концепция общества признает огромную роль идей в функционировании социума. На основе изменения условий жизнедеятельности людей, а вместе с ними и самих людей, развиваются их взгляды, системы ценностей, целевые установки, т.е. соз-ние выступает как осознанное бытие.

    Помимо материального и духовного элементов воспроизводства социума, способ существования и развития человечества включает в себя функционирование общественных отношений и формирование конкретного типа личности. Материальное производство ориентировано на удовлетворение потребностей людей в питании, одежде, жилище и т.д.


    55 Социальная детерминация культуры

    Включает в себя идеологию, материальную культуру как воплощение идеологических ценностей и общество. Основными же культурными системами выступают религия, философия, наука и искусство.

    Если средневековая культура ориентировалась на мифический потусторонний «град божий», то культура эпохи Возрождения – на человека и его потребности. Компьютеризация создает новый тип мышления. НТР вызывает целый ряд новых тенденций в развитии культуры: интенсификация человеческого общения; всеобщая технизация жизнедеятельности человека.

    На рубеже XIX – XX вв. «индустрия культуры» – производство ценностей по принципу культурного конвейера для массового потребления («массовая культура»). Основными чертами продукта массовой культуры являются: адресованность рядовому потребителю; простота в усвоении; узнаваемость, выраженная в удовлетворении массовых инстинктов.

    Наличие соц-ной дифференциации порождает специфическую субкультуру определенного слоя общества, отличающуюся от господствующей культуры.

    В целом, общество и культура нетождественны, и вместе с тем, культура пронизывает все слои и состояния соц-ной жизни. Культура через соц-но значимую информацию регулирует деятельность, поведение и общение людей.

    58 Генезис и развитие знания

    Первоначальное значение понятия «общество» – общность, союз, сотрудничество Сократ обратился к поиску регуляторов соц-ного единения людей в деятельности. Аристотель выделил собственно соц-ную связь, возникающую между независимыми индивидами как гражданами, реализующими свое естественное право. В Новое время возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личную жизнь и собственность.

    Осуществить разумную цель исторического закономерного процесса, по Канту, может только сам человек посредством своего разума и деятельности, а не какая-то внешняя сила. Тайлор утверждал, что в современных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития.

    Вызывает интерес схема мировой истории, предложенная Ясперсом, где выделены: 1) прометеевская эпоха: возникновение речи, появление орудий труда, использование огня; 2) эпоха великих культур древности: письменность, государственность; 3) осевая эпоха: формирование человека в его духовной открытости миру (Индия, Китай), когда родились мировые религии, философия; 4) эпоха науки и техники: мир как единая сфера общения.

    Сложились различные концепции общества: теистическая; социопсихологическая; идеалистическая; диалектико-материалистическая; культуроцентристская.


    62 Экономические процессы в жизни общества.

    Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что материальное производство есть необходимое условие существования общества, определяет соц-ную, полит-скую и духовную жизнь. Материальное производство выступает в форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений.

    Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя.

    Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: собственности; распределения; обмена (натурального или товарно-денежного); потребления.

    Соц-но-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности.

    Рынок – средство, но не цель. Он может быть эффективен: если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; при создании равноправных условий развития различных форм собственности; если имеются квалифицированные кадры; при соответствующей инфраструктуре.

    Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения среды, учета последствий использования науки и техники.


    65 Духовная жизнь

    Духовная жизнь, выражающаяся через соз-ние людей, духовное общение – сфера социума, которая соотносится с материально-производственной, соц-ной и полит-ской жизнью.

    Различаются два уровня общественного сознания – общественная психология и идеология.

    Общественная психология включает в себя чувства, переживания и настроения людей Моральный климат, стиль отношений между людьми играет существенную роль.

    Идеология – система взглядов, идей, убеждений, идеалов, чувств, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология, как правило, не допускает сомнения в принципах.

    Духовный мир личности – индивидуальная форма проявления духовной жизни общества. Сторонами этого мира являются знание, ум, рассудок, вера и убеждение, которые интегрируются в мировоззрение. Мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности, реализуемую в действиях.

    В целом духовная жизнь общества есть средство осознания соц-ной реальности, инструмент ориентации в жизнедеятельности людей, личностная интерпретация по отношению к объективной ситуации.


    67 Единство и многообразие общественной жизни

    Единство общественной жизни определено единством биологической, соц-ной и духовной организации человека. Формирующиеся в процессе труда общественные связи и отношения, соз-ние и язык явились теми общими силами, которые превратили обезъяноподобное существо в человека.

    Проявления единства: установление связей между странами, развитие товарно-денежных отношений, что стимулирует подвижность населения, рост городов. Факторами интеграции выступают машинная техника, транспорт, наука, образование, обмен информацией и культурными ценностями. Сейчас формируется взаимозависимый целостный мир, свидетельством чего выступают: интернационализация экономики, включение народов в международное разделение труда; решение глобальных проблем.

    Реальная история протекает в многообразных формах. Одним из источников многообразия является неравномерность исторического развития. Одним из показателей разнообразия является то, что некоторые народы в сложившихся конкретно-исторических условиях полностью или частично миновали отдельные формации.

    Закон единства и качественного многообразия мира – один из фундаментальных законов социума. Так, общие процессы индустриализации, модернизации в различных регионах имеют ярко выраженную специфику (модели).


    68 Исторические и духовные посылки общественного развития

    В общественном развитии имеются восхождение (прогресс), цикличность и деструктивные процессы (регресс).

    Теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма. Основными ступенями прогресса Сен-Симон называл переход от первобытного идолопоклонства к рабству, затем к феодально-сословному строю и индустриально-промышленному.

    Гегель утверждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному.

    В XIX в., по мере упрочения капитализма, идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено эволюционное учение Ч. Дарвина.

    Идею циклического развития государства (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал Леонтьев.

    Мировоззрение античного человека связано с мифологией.

    Мировоззрение средневекового европейца становится аскетичным (на первое место выдвигалось обретение духовных ценностей).

    В Новое время мировоззрение человека становилось рационалистичным: понимание истории как природной цели.

    В настоящее время формируется подход, который исходит из волнообразного характера эволюции. Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития, а с другой – наличие сменяющих друг друга волн изменений.


    69 Проблема особенности и критерии исторического прогресса

    Попытки выделения критерия общественного прогресса:

    1. (Гегель) мировая история – это прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать.

    2. Ж.-Ж. Руссо в качестве начального толчка прогресса назвал изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия, а постоянный источник развития видел в способности к совершенствованию человека.

    3. Для социалистов-утопистов (Сен-Симон) основой выступал принцип, что люди должны относиться друг к другу, как братья.

    4. Подход, когда объективным критерием выступает сопоставление результата с целью (идеалом).

    Других критериев:.

    1. Общественное развитие есть эволюционно-революционный процесс. (реформы выступают как предпосылки революции).

    2. Развитие общества может быть описано через эволюционную (неизменность системного качества) и бифуркационную (исчезновение прежнего системного качества) модели.

    3. Понятие прогресса соотносимо с понятием регресса –снижение уровня организации, явления деградации.

    4. Важнейшая черта общественного развития – ускорение. Чем ближе к нашему времени, тем пружина исторических событий раскручивается со всевозрастающей интенсивностью.



    написать администратору сайта