Главная страница
Навигация по странице:

  • 51 Историческая необходимость и свобода личности.

  • 52 Роль народа и личности в истории

  • 60 Системные представления о социуме в истории философии.

  • 47 Основные способы человеческого существования

  • 46 Личностный выбор и проблема смысла жизни человека.

  • 63 Социальная структура как сфера общественной жизни

  • 45. Единство природного и общественного

  • 74. Самоопределение Беларуси

  • философия 2 половина. 31 Научное познание и его специфические признаки


    Скачать 60.01 Kb.
    Название31 Научное познание и его специфические признаки
    Анкорфилософия 2 половина.docx
    Дата15.06.2018
    Размер60.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 2 половина.docx
    ТипДокументы
    #20320
    страница3 из 3
    1   2   3

    66 Общественное сознание

    Носителями сознания выступают человечество в целом, различные соц-но-этнические общности и индивиды. Выделяются общественное и индивидуальное соз-ние, а также промежуточное между ними классовое, национальное соз-ние .

    Общественное соз-ние – совокупность идей, теорий и взглядов, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее.

    Индивидуальное соз-ние – неповторимый духовный мир конкретного, включает и самосоз-ние.

    Различаются два уровня общественного сознания – общественная психология и идеология. Общественная психология включает в себя чувства, переживания и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Идеология – система взглядов, идей, представлений, убеждений, идеалов, чувств и верований, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

    Структура через его формы. Наука выступает не только как форма общественного сознания, но входит и в другие сферы общества, благодаря чему человек является агентом экономической, полит-ской и духовной жизни общества. Полит-ское соз-ние как духовная сторона политики выражается в теоретической (идеи) и эмпирической (переживания) формах. Моральное соз-ние является фактором отношения человека к другим людям.

    Религиозное соз-ние предстает и как форма мировоззрения и как регулятор человеческих отношений.

    Основными функциями: познавательно-информационная; коммуникативная; воспитательная.

    Управленческая функция осуществляется под воздействием как внешних возмущений, так и внутренних изменений.


    51 Историческая необходимость и свобода личности.

    Исторический процесс в целом закономерен.

    Вместе с тем объективная заданность процессов соединена с субъективными устремлениями людей. Развитие социума не гарантируется самим по себе ходом истории, а находится в зависимости от усилий и поисков социальных субъектов. Человек как субъект среды творит мир и самого себя.

    Каждый человек противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру: одними сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими – реакционное, на одних этапах ускоряет ход истории, а на других замедляет. С изменением общественных условий и качеств гражданина его роль по отношению к обществу меняется. Когда предложения общества созвучны с устремленностью выдающейся политической личности, то в ней как бы аккумулируется гигантская воля общественной силы и тогда роль такой личности увеличивается многократно. К выдающимся личностям, помимо политических деятелей, относятся гениальные ученые, изобретатели, представители искусства, философы и т.п.

    52 Роль народа и личности в истории

    В народ входят те, кто создают материальные блага и духовные ценности. Условием существования народа является вычленение из однородной массы людей индивидов.

    Во взаимоотношении «народ – личность» действует диалектический принцип «и – и». Возрастание роли народа, выражающееся через деятельность социальных групп, различного рода коллективов, политических партий ведет к увеличению значения как рядовой, так и выдающийся личности во всех исторических деяниях. В современных условиях решающее значение имеет не столько количество людей, участвующих в действиях, сколько их качество: образованность, воспитанность, компетентность, профессионализм.

    Народ – величина переменная. Выпадают из состава народа эгоцентристы (их интерес чрезмерно направлен на удовлетворение лишь собственных амбиций) и люди, потерявшие свое «лицо», ставшие членами «массы», мыслящие по принципу «я как все».

    Каждый человек противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру.

    Множество устремлений и воздействий человека на мир порождает массовую статистику – ведущие тенденции развития. Есть одержимые (чрезмерно активные), есть пассивные.


    60 Системные представления о социуме в истории философии.

    Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия».

    Общество, по мнению Спенсера, состоит из трех главных систем: производящей средства для жизни, распределительной и регулятивной.

    Плеханов предложил следующую схему: 1. Состояние производства на определенном этапе его развития. 2. Соц-но-полит-ский строй, выросший на данной экономической основе. 3 Общественная психология 4. Высшие формы общественного сознания, отражающие различные стороны жизни общества.


    47 Основные способы человеческого существования

    Важнейшие формы бытия человека: труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение.

    Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда созданное человеком так или иначе противостоит ему.

    М. Бубер назвал три сферы отчуждения: область техники (человек стал придатком машин), сферу хозяйства (процесс производства и потребления благ вышел из-под контроля человека) и область политики (человек находится во власти иррациональных сил). Государственные и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы.

    Мэмфорд отметил, что в ходе развития общества технократизм привел к тому, что главная роль от работника, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей работником. Это ведет к возникновению бездушной и безличной Мегамашины.

    Политическая основа отчуждения связана с деятельностью государства, когда создаются возможности для формирования аппарата, интересы которого противостоят обществу и направлены на обеспечение своих внутренних защитных механизмов.

    Отчуждение сопровождается субъективными переживаниями бессилия человека над результатами своей деятельности. В состояниях неопределенности личность психологически лишается ощущения ее значимости, смысла жизни.


    46 Личностный выбор и проблема смысла жизни человека.

    Все переживаемое и творимое человеком содержит духовное: замысел, цель, мотив, интерес. Духовность выражается в способности человека преодолевать себя «вчерашнего» в процессе обновления и совершенствования. В духовном мире человека сочетаются рациональность и иррациональность, новации (прозрения) и традиции (стереотипы), информация и дезинформация, сомнение и вера.

    На начальном этапе существования человека когнитивные (познавательные) способности сводятся к ощущениям и восприятиям (состояний боли, страха, удовольствия). В дальнейшем более развитыми становятся мышление, знания, язык, появляются сложные эмоции: любовь, ответственность, долг, формируется воля. Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, свободе и чести. Антипод духовности бездуховность выражается в злобе, невежестве, зависимости от низменных побуждений. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе выражается в смысле жизни. Смысл – выражение ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека, осознание ценностей, которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели.

    Процесс поиска осмысления и переосмысления ценностей, ради которых живет человек, идет параллельно с их реализацией.


    63 Социальная структура как сфера общественной жизни

    Соц-ная жизнь есть соц-ное взаимодействие индивидов и общностей. При интеграции множества целей, интересов индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, формируется соц-ная структура общества.

    Соц-но единое общество постепенно перерастало в соц-но-дифференцированное. Это происходило на основе общественного разделения труда. Складывались соц-но-этническая подструктура (нации), соц-но-демографическая (разделение людей по полу и возрасту), соц-но-пространственная (разделение людей по типам поселения на городское и сельское), соц-но-классовая (основой общества выступает классовое деление) и профессионально-образовательная (умственным или физическим трудом, профессиональных и образовательных параметров). Формируются: неформальные группы (объединенные решением общих для себя задач), диффузные (временные образования, например, на митингах).

    Народность – исторически сложившаяся общность людей, основанная на территориальных связях между людьми, имеющая зачатки экономических связей, общие язык и культуру. Что касается нации, как единство этнического, соц-но-экономического и культурно-исторического компонентов. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства.

    В дальнейшем соц-ный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное.


    61. Проблема источников

    Реальное общество богаче, разнообразнее, чем его идеализированная модель. Имеются и сходство, и различие реального общества и его теоретической модели.

    Первоначальным было противоречие между природой и обществом, так как человек и общество вышли из природы.

    Экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве с способом производства материальной жизни (экономическим фактором) и способом производства непосредственной жизни (демографическим фактором). Все это составляет второй уровеньмодели общества.

    В третьем блоке модели общества фиксируем взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирования конкретного типа личности.

    Внешнее противоречие «природа – общество» превращается во внутреннее противоречие развитого соц-ного организма посредством перехода на новый уровень – между производительными силами и производственными отношениями. Четвертый блок модели общества отражает взаимосвязь и соответствие производительных сил, производственных отношений.

    Помимо экономики, на исторический процесс влияют также соц-ная сфера, семейные отношения, государство, идеология и т.д 5й уровеньхарактеризует соотношение способа материального производства, соц-ной, полит-ской и духовной жизни. Поступательное развитие общества есть результат взаимодействия индивидов. Особую роль как побудительные мотивы деятельности играют потребности и интересы человека. А.Х. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей: 1) физиологические, необходимые для выживания; 2) потребности безопасности и защиты – экзистенциальные; 3) потребности привязанности и любви – соц-ные; 4) потребности самоуважения и признания – персональные; 5) потребности самовыражения, самоактуализации – духовные.

    45. Единство природного и общественного

    Есть позиция о единстве в человеке природного и общественного, что воплощено в единстве тела и души. Наличие тела влечет удовлетворение потребностей в пище, защите от холода. Сначала ребенок – биологическое существо, но, усваивая социальный опыт, превращается в человеческую личность.

    Взаимосвязь природного и общественного на примере развития пола.

    Помимо биологического есть социальный (гендерный), как результат социализации человека.

    Традиционная культура

    Развитая экономика

    56. Цивилизация

    Означает гражданский, государственный. Французские просветители считали цивилизацией общество, которое основано на принципах разума и справедливости.

    Рассматривается через призму культуры, как историческую ступень развития человечества.

    В диал.-матер. Трактовке как реализацияестественных потребностей человеческого труда.

    В концепции Шпенглера это заключительная стадия развития любой культуры, свид-во ее деградации из-за урбанизации мира и машинизации человека.

    Типы:доиндустриальный (17-18в) на базе аграрно-ремесленного производства; индустриальный в основе машинный тип; постиндустриальный на основе высоких технологий.

    74. Самоопределение Беларуси

    Скорина

    Мировоззрение складывалось на основе синтеза христианских и гуманистических идей, отличается веротерпимостью. Провозглашал ценностные ориентации – на богатство, мудрость, науку. Общество складывается на мире и соглашении людей. Верил в возможности людей.

    С. Полоцкий

    Пропагандировал светское образование, развитие культуры – видел в этом спасение общества.

    Калиновский

    Считал все существующие порядки преходящими. Основа развития – наука.

    Богушевич, Янка Лучина.

    В целом проявлялись материалистические, научные подходы.
    1   2   3


    написать администратору сайта