Главная страница
Навигация по странице:

  • 32 Строение и динамика научного знания

  • 33 Метатеоретические основания науки

  • 35 Феномен научной революции.

  • 37Специфика современнойметодологии

  • 39 Методы эмпирического, общелогического и теоретического

  • 40 Специфика социального научного познания

  • 41 Этика науки и ее роль

  • философия 2 половина. 31 Научное познание и его специфические признаки


    Скачать 60.01 Kb.
    Название31 Научное познание и его специфические признаки
    Анкорфилософия 2 половина.docx
    Дата15.06.2018
    Размер60.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 2 половина.docx
    ТипДокументы
    #20320
    страница1 из 3
      1   2   3



    31 Научное познание и его специфические признаки

    Историческая наука исходит из знания в различных формах:1) специализированное знание (искусство, наука),2) протонаука (сбор сведений, наблюдения), 3) паранаука (алхимия, астрология, эзотеризм)

    Научное знание начинается тогда, когда невымышеленное, а реальные факты выступают предметом исследования. Основные стороны бытия науки – это процесс получения нового знания, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся, органичную систему.

    Важнейший специфический признак – наука дает предметное объективное знание о мире. Основными особенностями научного познания следующие: основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, строгая доказательность полученных результатов, достоверность выводов, логическое обоснование практическая проверяемость фактов, применение спец.орудий, аппаратуры, опытная проверяемость научных фактов.


    32 Строение и динамика научного знания

    В структуре науки выделяют 3слоя: 1) всеобщего знания – философия и математика 2) частно-научного знания 3) знания междисциплинарного характера (кибернетика, синергетика)

    Различают 1) эмпирические знания 2) теоретические знания 3)мировоззренческие, философские идеи и выводы.

    Основанием каждой науки являются:1) идеалы и нормы исследования, выполняют роль регулятивных принципов и включает а) доказательность и обоснованность знания, объяснение и описание, построение и организация познания 2)научные картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях бытия 3) философские принципы участвует в построении теорий. Несколько этапов: 1) классический (17-19 в.) – идеалом познания было построение истинной картины природы 2) неклассический (нач.20 в.) развивается понимание относительности истинности картины природы 3. осуществляется осмысление исторической изменчивости идеалов и норм научного познёания.

    Развитие знаний происходит постепенно, в форме научных революций: 1) 15-17 в. В естествознании, создана классическая система миропонимания, использование эмпирического метода, 2) 19 в. эволюционная теория, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии 3)19-20 в. неклассическое естествознание (теория относительности, опыты с альфа-частицами) 4) рождение постнеклассческой науки (интеллектуальные технологии, информация, знания).


    33 Метатеоретические основания науки

    Все научные знания, несмотря на их многодисциплинарную дифференциацию, отвечают определенным стандартам и имеют четко выверенные основания. В качестве таковых принято выделять научную картину мира, идеалы и нормы исследования, философские основания. Ядром научного мировоззрения является научная картина мира, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. В целом научная картина мира призвана выполнить задачу упорядочивания, систематизации научных данных. Идеалы и нормы исследования, выполняют роль регулятивных принципов и включает а) доказательность и обоснованность знания, объяснение и описание, построение и организация познания. 3) философские принципы участвует в построении теорий. Несколько этапов: 1) классический (17-19 в.) – идеалом познания было построение истинной картины природы 2) неклассический (нач.20 в.) развивается понимание относительности истинности картины природы, допускается истинность описания одной и той же реальности.3. осуществляется осмысление исторической изменчивости идеалов и норм научного познания, наука предстает в контексте социальных условий.


    35 Феномен научной революции.

    Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, получили название научных революций. Научные революции возможны благодаря переносу идеалов и норм исследования из одной дисциплины в другую, что приводит часто к открытию явлений и законов.

    В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научных революций: 1. Когда идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается. 2. Когда одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания. Первая (15-17в) научная революция создала механистическую картину миропонимания (Ньютон). Вторая (19в) связана с эволюционным учением Дарвина, появлением клеточной теории). Третья и четвертая (19-20в) связаны с теорией относительности Эйнштейна. Четвертая научная революция совершилась в последней трети XX столетия. Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная). Возникло новое направление в научных дисциплинах – синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем. Особо важным моментом четвертой научной революции было оформление в последние 10-15 лет XX в. космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.


    36 Методология научного познания

    Метод – способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие методология имеет два основных значения: 1. Система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности 2. Учение об этой системе, общая теория метода. Основная функция метода – регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая философия, особенно Гегель, и материалистическая философия (прежде всего Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод, соответственно на идеалистической и материалистической основах.

    На основе разрабатываются аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философские методы.


    37Специфика современнойметодологии

    В XX-XXI вв. методология выходит за границы познания. В познании учитываются все сложности развития науки. Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной и методы практической, материальной деятельности.

    1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический методы. К их числу относятся также такие методы, как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и ряд других методов. 2. Общенаучные подходы и методы исследования.

    3. Частнонаучные методы. Они представляют собой совокупность способов, принципов познания, применяемых в той или иной науке. Это методы физики, химии, биологии и т.д.

    4. Дисциплинарные методы. Они представляют собой систему приемов, применяемых в научной дисциплине, входящую в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.

    5. Методы междисциплинарного исследования. Они представляют собой совокупность способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.


    38 Теория научных парадигм и синтагм

    Парадигма – это теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Введено позитивистом Бергманом Смена парадигм представляет собой научную революцию. Структура парадигмы включает: законы и определения наиболее употребляемых терминов, совокупность метафизических установок, совокупность общепринятых стандартов, образцов-схем решения некоторых конкретных задач.

    Синтагма представляет собой особую систему знаний, построенную из неоднородных подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса сложных задач, не поддающихся решению на основе какой-либо одной или нескольких научных дисциплин. Образование синтагм происходит не механическим сближением различных дисциплин, а путем выделения из них достижений методов, которые используются для решения нестандартного комплекса задач (в теории социального управления, современной экологии). В последнее время доминирующей становится тенденция, при которой разнородные знания, методы и сообщества специалистов группируются не по дисциплинам и парадигмам, а по дисциплинам, сменяющимся и преобразующимся синтагмам.


    39 Методы эмпирического, общелогического и теоретического

    Методы эмпирического исследования. 1. Наблюдение, это целенаправленное изучение предметов органами чувств.

    2. Эксперимент. Он представляет собой активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, изменение объекта и его воспроизведение в специально созданных условиях.

    3. Сравнение. Это познавательная операция, выявляющая сходства или различия объектов.

    4. Описание. Это познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта с помощью схем, графиков, рисунков.

    Методы теоретического исследования.

    Формализация. Это отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.

    Аналогия. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Моделирование. Модель есть аналог определенного фрагмента реальности, заместитель оригинала в познании и практике.

    Общелогические методы.

    Анализ, реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез, их объединение в единое органическое целое.

    Абстрагирование, т.е. процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Идеализация– это мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных идеализированных объектов, не существующих в действительности.


    34 Философия и наука

    Взаимосвязаны, но вместе с тем различны. Главное отличие: философия познает бытие из человека и через человека, наука же познает вне человека (Бердяев).

    Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества, техники, экономики. Философию же интересует мир в целом. Она устремлена к целостному пониманию.

    Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. независимо от человека. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах, формулах, вынося за скобки личностное отношение ученого к излагаемым явлениям. Философия же всегда стремится выяснить исходные предпосылки знания, в том числе – и собственно философского.

    Наука направлена на выработку и систематизацию строгих, обоснованных, объективных знаний о действительности.

    Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур.

    Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации.


    40 Специфика социального научного познания

    Предмет социального познания есть сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах

    Специфика: 1. ориентировано на процессы, т.е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития.

    2. акцент делается на единичное, индивидуальное.

    3. В предмет постоянно включен субъект, человек.

    4. воспроизведение человеческого бытия.

    5. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами.

    6. особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем.

    8. Определенную роль играет диалог. Именно в диалоге осуществляется взаимопознание субъектов.

    9. диалектика.

    10. ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности.

    11. Отсутствие общепризнанных парадигм.


    41 Этика науки и ее роль

    этика науки – изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе. Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического быта человека. Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек. Это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с этой проблемой. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники и т.д. Особое место занимают проблемы этики ученого. Наиболее важными в сфере этики ученого мира являются проблемы авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий.

    Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Современная биомедицина расширяет технологические возможности вмешательства в естественные процессы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни.


    42 Человек как предмет

    Платон видел в человеке единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях. Аристотель полагал, что человек есть общественное животное, наделенное разумом, социальность отличает человека от остальных живых существ. Аристотель первым ввел термин «антропология».

    В средневековой философии человек рассматривался как составная часть божественной упорядоченности в мире.

    В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека.

    В то же время Гольбах склонялся к механицизму, допуская, что наши души подчинены тем же физическим законам, что и материальные тела.

    Современная антропология анализирует все слои жизни человека (инстинкты, влечения, эмоции и т.п.), изучает межличностные отношения.


    44 Антропосоциогенез

    Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился около 6 млн. лет.

    Процесс выделения человека из животного мира совершался первоначально посредством инстинктивной предтрудовой деятельности. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

    При постоянно возобновляющемся процессе труда формируется социокультурное объединение людей. Средством организации совместных действий, хранения и передачи знаний становился язык. Итак, труд, мышление и язык сформировали человека.

    Морган выделил в истории человечества три исторические эпохи – дикость (применение огня, изобретением лука), варварство(гончарным ремеслом, приручением животных и возделыванием полезных растений, плавкой железной руды) и цивилизацию (изобретением буквенного письма, созданием огнестрельного оружия).

    Современная философия. В качестве основной причины выделения человека из животного мира называются мутации, вызванные природными факторами: активной вулканической деятельностью; сильным радиационным фоном; изменением климата.

    Как выражение ценностного поведения возникли нравственно-социальные нормы: запреты на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из членов рода.

    Нравственность – один из факторов антропосоциогенеза. Она лежит в основании человеческой психики и ее первичных социальных проявлений. Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор)


    49 Личность

    Личность – это человек со своими индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Приобретение человеком социальных черт (в ходе социализации) происходит на основе его биопсихологических задатков. Поэтому определенную роль в формировании личности играет наследственность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации (освоение системы социальных норм и ценностей; включение индивида в общественную жизнь).

    Выделяют социальные типы личности: личности-деятели (педагоги), мыслители (ученые), люди чувств и эмоций (в искусстве), гуманисты и подвижники (любят ближнего, делают добро).

    Рыночной ориентации (инициативность, предпр-во).

    Тоталитарный тип (восторженное отношение к власти, вера в чудеса), либеральный (личная ответственность, диалог с властью).

    57 Ценности и их роль

    Впервые понятие ценности разработал Кант. У ценности, по его мнению, нет бытия, но есть значимость.

    Ценности объединяет природу и общество, материальное и духовное, реальное и виртуальное, людей и вещи. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Закрепляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах.

    Выделяются по ориентации: гедонизм (жить без наслаждения невозможно), аскетизм (воздержанность в удовлетворении потребностей), созерцание (пассивное отношение к внешнему миру) и деяние (активно-преобразовательное отношение к действительности).

    Подразделяются на материальные и духовные, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости. Основная форма – идеал, который выражает высшую цель стремлений и желаний человека.

    Различают идеалы: а) общечеловеческие – истина, красота, справедливость; б) конкретно-исторические ценности больших соц-ных групп – равенство, демократия,; в) ценности малых групп – успех, мастерство, самосовершенствование. Помимо позитивных, существуют еще ценности с отрицательным знаком: зло, безобразное, несправедливость и т.п. Имеются также псевдоценности, тормозящие прогресс общества и личности (например, ценности материального богатства, достигаемые за счет разрушения естественной природы, коррупции, преступлений и т.п.).

      1   2   3


    написать администратору сайта