22-26 анализ текста. 31 Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу
Скачать 137.83 Kb.
|
«Передавая чувства рассказчика, связанные с болезнью матери, автор использует такой троп, как (А)___(«будто сквозной ток» в предложении 3, «как в беспамятстве» в предложении 16), а также синтаксическое средство — (Б)_(предложения 2, 16). Пытаясь разгадать тайну своего самого близкого человека, рассказчик прибегает к такому приёму, как (В)___(предложения 12, 13). Показать тяжёлое состояние матери, находящейся в больнице, автору помогает троп — (Г)_(«витала над краем пропасти» в предложении 15)». Список терминов: 1) риторические вопросы 2) эпитеты 3) ряды однородных членов предложения 4) анафора 5) риторические обращения 6) метафора 7) цитирование 8) антитеза 9) сравнение Вариант 7. (1) Однажды двоюродный брат взял меня с собой на прогулку. (2) Мы зашли в какой-то дом, поднялись на верхний этаж. (З)Нам открыла женщина в мягком белом платке. (4)Мы вошли в большую комнату, ярко освещённую солнцем. (5)Там стояла пишущая машинка, и я понял, что эта женщина только что печатала на ней. (6)Потом женщина стала показывать нам рассказ, который сочинил и сам напечатал на машинке её брат, школьник, немногим старше меня. (7)Мне дали в руки листок с рассказом. (8)Я читал его со жгучей завистью. (9)Завидовал я не только тому, что этот мальчик из самых простых слов сложил нечто про зиму, снег, солнце и лыжи, а главное, тому, что он сам напечатал всё это на машинке. (10)Я пришёл домой и стал писать рассказ за рассказом, один хуже другого, но у меня не было пишущей машинки, и я переписывал свои рассказы мелкими печатными буковками, стараясь, чтоб они были похожи на машинные. (11)Этот незначительный, казалось бы, эпизод сыграл в моей жизни важную роль. (12)Я никогда не видел воочию того мальчика, но часто представлял его себе и придумывал его жизнь, жизнь счастливца, обладающего сверкающим машинным чудом. (13)В школе я тоже всё время что-то сочинял, пока в шестом-седьмом классе это не приняло какого-то разрушительного характера. (14)Дело в том, что сочинял я и на уроках, в условиях, так сказать, экстремальных. (15)Не следует забывать о такой сильной пружине, как авторское тщеславие. (16)Когда на тебя со всех сторон обращены глаза одноклассников, воображение работает особенно живо и не знает никаких тормозов. (17)Я сочинял фантастические романы с продолжением и тут же, главку за главкой, пускал их по классу с иллюстрациями моего соседа по парте, будущего художника. (18)Всё это были детские игры в сочинительство, которым пришёл конец, как только я первый раз по-настоящему влюбился. (19)Случилось это в восьмом классе. (20)Я убеждён: когда это происходит с человеком впервые, ему надо прощать многое — рассеянность, двойки, даже некоторую грубость и равнодушие к близким, — так необычно, мучительно и фантастично то, что на него впервые сваливается. (21)Моё детское сочинительство было опрокинуто, казалось, смешным и постыдным. (22)Это происходило во время войны, в Ленинграде, тогда только сняли блокаду, жили мы трудно, недоедали, были плохо одеты. (23)И вот в те дни со мной случилась одна история. (24)Я хотел пригласить девочку в кино, а денег у меня не было. (25)Просить у мамы невозможно — её получки едва хватало нам на жизнь. (26)И тогда кто-то надоумил меня продать книги из отцовской библиотеки. (27)Я взял одну книгу, помню, что это были стихи. (28)Чьи — не помню. (29)И отправился в магазин на углу Невского и улицы Маяковского. (ЗО)Стоя в очереди к оценщику, я испытывал какую-то неловкость и жжение в руке, которая сжимала книгу. (31)И вот я у прилавка. (32)Оценщик, старый человек в потёртой меховой куртке и перчатках с отрезанными кончиками, внимательно перелистал книгу и долго разглядывал титульный лист. (ЗЗ)Потом он извинился перед очередью и отвёл меня в сторону. (34)«Вы сын такого-то?» — спросил он тихо. (35)Я кивнул, не понимая, откуда он мог это узнать. (Зб)Старик погладил переплёт и сказал: «Я доставал ему эту книгу, он очень хотел её иметь...» (37)Я опустил голову. (38)«Его нет в живых?» — спросил старик. (39)Я не ответил. (40)Старик вздохнул. (41)*Прощайте, — сказал он, — и не ходите сюда больше». (42)Много разных ошибок совершил я в своей жизни, но вот о чём сейчас подумал: если эта история так врезалась в память, значит, она чему-то научила меня. (43)Хотя бы тому, что книга — это не только некое содержание, облечённое в бумажную одёжку, но ещё и важнейшая часть духовной жизни тех людей, которые эту книгу любили, владели ею. - (По А.А. Крестинскому* ) * Александр Алексеевич Крестинский (1928-2005) — русский писатель, поэт, переводчик. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчик завидовал мальчику исключительно потому, что тот из простых слов сложил нечто про зиму, снег, солнце и лыжи. 2) Рассказчик начал сочинять рассказы, затем фантастические романы, которые тут же иллюстрировал. 3) Чтобы пригласить девочку в кино, рассказчик по чьему-то совету решает продать книгу из отцовской библиотеки. 4) Стоя в очереди к оценщику, рассказчик испытывал неловкость, он боялся, что за книгу дадут небольшую сумму. 5) Рассказчик пришёл к выводу, что книга — важнейшая часть духовной жизни людей. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-6 представлено повествование. 2) В предложении 9 раскрывается тезис, заявленный в предложении 8. 3) В предложениях 13-16 представлено описание. 4) В предложении 25 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 24. 5) В предложениях 42 и 43 представлено рассуждение. 24. Из предложений 42-43 выпишите фразеологизм. 25. Среди предложений 29-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Рассказывая о случае, который произошёл в детстве рассказчика, автор использует такой троп, как (А)____(«жгучей» в предложении 8, «машинным» в предложении 12), а также синтаксическое средство — (Б)___(предложения 9, 10, 12). Чтобы подчеркнуть отношение юноши к своей писательской деятельности, А.А. Крестинскому понадобился троп — (В)_____(предложение 15). Подчёркивая роль книг в жизни рассказчика, автор обращается к такому типовому приёму, как (Г)___(предложение 43)». Список терминов: риторический вопрос 2) эпитет 3) ряды однородных членов предложения 4) анафора 5) односоставные предложения 6) метафора 7) цитирование 8) антитеза 9) вводные слова Вариант 8. 1) Было бы относительно просто, если бы можно было врага определять, скажем, в виде ядерного реактора или в виде ядерной энергетики. (2)Но это не так. (3)И даже если мы откажемся от этого технического способа и заменим его другим — то не будет о’кей. (4)Будет хуже. (5)Вот ведь какая вещь. (6)Потому что враг не в технике. (7)Не в типе самолета, не в типе реактора атомного, не в виде энергетики. (8)Если крупномасштабно смотреть на эту проблему, основной враг — это сам способ создания и проведения энергетических или технических процессов, зависящих от человека. (9)Самое важное — человеческий фактор. (10)Если раньше мы смотрели на технику безопасности как на способ защиты человека от воздействия на него машин или каких-то вредных факторов, то сейчас возникла другая ситуация. (11)Сегодня нужно технику защищать от человека. (12)В самом деле, от человека, в руках которого сосредоточены потрясающие мощности. (13)Защищать от человека в любом смысле: от ошибок конструктора, от ошибок проектанта, от ошибок оператора, ведущего этот процесс. (14)А это уже совсем иная философия. (15)Невозможно, неправильно и глупо отказываться от достижений человеческого гения. (16)Отказываться от развития атомной энергетики, химической промышленности или еще от чего-то. (17)Это не нужно. (18)А нужно сделать две вещи: во-первых, правильно понимать воздействие таких серьезных новых машин и видов техники на окружающую среду и, во-вторых, разработать систему взаимодействия человека с машиной. (19)Это проблема не лично человека, работающего с такой машиной, а это гораздо более общая и важная проблема. (20)Ведь при таком взаимодействии могут возникнуть серьезные катастрофы, неприятности от недосмотра, глупости, от неправильных действий. (21)Сейчас нам нужно отыскать оптимум системы… (22)При этом надо создавать защитные барьеры, насколько это возможно, и на случай, когда и человек будет ошибаться, и машины окажутся ненадежными… (23)Все мы видим, как говорится, невооруженным глазом, что на всех этапах создания техники у нас есть некоторая недоработанность, неряшливость, что ли. (24)На всех этапах от создания до эксплуатации… (25)Я все время думаю: почему это происходит? (26)И, знаете, прихожу к парадоксальному выводу…: что это оттого, что мы сильно увлеклись техникой. (27)Прагматически, голой техникой. (28)Это охватывает многие вопросы, не только безопасности. (29)Давайте задумаемся: почему в те времена, когда мы были гораздо беднее и была гораздо более сложная обстановка, почему сумели за исторически ничтожный срок в 30-е, 40-е, 50-е годы — поразить весь мир темпом создания новых видов техники и качеством славились ?.. (30)Что же случилось, почему ? (31)Первая попытка — объяснить это какими-то субъективными, организационными факторами. (32)Но это не очень серьезно. (33)Мы могучий народ, и огромный у нас потенциал заложен. (34)И каждый руководитель, и каждая организационная система на каком-то историческом отрезке использовала и удачные решения, и провальные, но не могли же они так сильно повлиять. (35)И я пришел к такому парадоксальному выводу: та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полетом Гагарина, была создана людьми, стоявшими на плечах Толстого и Достоевского… (36)Люди, создававшие тогда технику, были воспитаны на величайших гуманитарных идеях. (37)На прекрасной литературе. (38)На высоком искусстве. (39)На прекрасном и правильном нравственном чувстве. (40)И на яркой политической идее построения нового общества, на той идее, что это общество является самым передовым. (41)Это высокое нравственное чувство было заложено во всем: в отношении их друг с другом, отношении к человеку, к технике, к своим обязанностям. (42)Все это было заложено в воспитании тех людей. (43)И техника была для них лишь способом выражения нравственных качеств, заложенных в них. (44)Они выражали свою мораль в технике. (45)Относились к создаваемой и эксплуатируемой технике так, как их учили относиться ко всему в жизни Пушкин, Толстой, Чехов. (46)А вот в следующих поколениях, пришедших на смену, многие инженеры стоят на плечах «технарей», видят только техническую сторону дела. (47)Но если кто-то воспитан только на технических идеях, он может лишь тиражировать технику, совершенствовать ее, но не может создавать нечто качественно новое, ответственное. (48)Мне кажется, что общим ключом ко всему происходящему является то, что долгое время игнорировалась роль нравственного начала — роль истории нашей культуры — а ведь это одна цепочка. (49)Все это, собственно, и привело к тому, что часть людей на своих постах могла поступать недостаточно ответственно. (50)Но даже один, плохо работая, создает в цепочке слабое звено, и она рвется… (51)Низкий технический уровень, низкий уровень ответственности этих людей — это не причина, а следствие. (52)Следствие их низкого нравственного уровня. (53)Обычно понимают так: ага, безнравственный человек — это тот, который позволяет себе брать взятки, например. (54)Но это крайний случай. (55)А разве нравствен человек, который не хочет свой чертеж сделать лучше, не хочет сидеть по ночам, мучиться, не хочет искать более совершенные решения ? (56)Человек, который говорит: «Зачем напрягаться, если можно сделать такое решение, которое профессионально вроде бы кажется нормальным, хотя не является оптимальным, не является наилучшим». (57)И вот начался процесс распространения технической отсталости. (58)Мы ни с чем не справимся, если не восстановим нравственного отношения к выполняемой работе, какой бы она ни была, медицинская или химическая, или реакторная работа, или биологическая. (59)Надо восстановить чувство ответственности, критичности, чувство нового… (60)А как это сделать ? (61)Увеличивать или уменьшать долю тех или иных предметов? (62)Я не знаю. (63)Но я уверен, что в школу надо приводить интересных людей. (64)Ведь Россия всегда была сильна тем, что учитель — это человек, который в нравственном отношении чаще всего является идеалом для своих учеников. (65)И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (66)Это неделимые вещи. (67)Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание — это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (68)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (69)Мы тогда станем беспомощным обществом. (70)Возникает естественный вопрос, вопрос гармонии. В.А. Легасов — советский химик-неорганик, доктор химических наук, профессор, академик АН СССР,член правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, герой России. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Общая культура и техническая культура — это совершенно не связанные между собой вещи. 2) Мы станем беспомощными, если забудем про технику. 3) Человечество необходимо защищать от техники. 4) В 30-е — 50-е годы наша страна поразила весь мир темпом создания новых видов техники, поскольку та техника создавалась людьми, воспитанными на величайших гуманитарных идеях. 5) Необходимо отказаться от развития атомной энергетики. 23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 6 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 3. 2) В предложении 56 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 55 3) В предложениях 48-52 представлено рассуждение. 4) В предложениях 41-47 представлено повествование. 5) Предложение 13 раскрывает, поясняет содержание предложения 11. 24. Из предложений 33-37 выпишите антонимы (антонимическую пару). 25. Среди предложений 15-20 найдите найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора и сочинительного союза. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий). 26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. В своих рассуждениях В. Легасов часто использует такой стилистический прием, как (А)______, («защищать» в предложениях 11,13; «отказываться» в предложениях 15-16), чтобы добиться последовательности и логичности текста. Описывая влияние культуры на ученых, автор прибегает к использованию тропа (Б)_______(«величайших», «прекрасной»), что, безусловно, придает выразительности его размышлениями. Чтобы повысить внимание читателя к проблеме и усилить выразительность текста, автор использует синтаксическое средство (В)_______ в предложениях 29-30, 55. В размышлениях В. Легасова можно часто встретить синтаксическое средство (Г)_____ (в предложениях 6-7, 31-32, 36-40), что помогает усилить экспрессивность речи и эмоциональный эффект от прочитанного. Список терминов: 1.Сравнение 2.Парцелляция 3.Эпитет 4.метафора 5. Риторический вопрос 6.Лексический повтор 7.Антитеза 8.Синекдоха 9.Фразеологизм Вариант 9. (1)Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему наплевать, что его трогает. (2)Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. (3)Один живет в маленьком кружке, другой – в круге побольше, третий – в еще большем. (4)Величина нашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и – еще один и очень важный – что вам больно? (5)Одному, например, больно, когда его ударяют, а другой на это скажет: ну, это не опасно, лишь бы не убили. (6)Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. (7)Другой скажет: я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю; я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... (8)Помните, как у Гоголя: "чего не зрят равнодушные очи?" (9)Когда больно от чужой боли, это и есть самый большой круг, круг культурного человека. (10)Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным человеком и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. (11)Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (12)Надо вырабатывать душу. (13)Есть много признаков, отличающих человека от животного. (14)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (15)Животное совсем не глупое. (16)Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. (17)Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". (18)Это не значит, что баран – глупое животное. (19)Баран обладает высоким уровнем интеллекта. (20)Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. (21)А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. (22)И тут у него только две ноги: интеллект и совесть. (23)Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести. (По Ю. Лотману*) Ю. Лотман (1922-1993) – советский и российский литературовед, культуролог и семиотик. |