Главная страница
Навигация по странице:

  • наоборот, самый добрый и естественный в своих чувствах герой подвергается растлению под влиянием общества, в котором расцветают тщеславие, эгоизм и корысть.

  • Главная героиня – Ребекка Шарп воплотила черты многих плутов и авантюристов.

  • Исследователи считают, что Теккерей успешно использует при характеристике своих образов героев гротескно-кукольную манеру.

  • «овечьи лодыжки», миссис Фэрбрейс «горящий цирковой обруч для перепрыгивания».

  • Особенно блестяще срабатывает механика говорящей фамилии при характеристике главной героини: из Ребекки Шарп она превращается в Ребекку Кроули (англ.

  • 35. Разъясните смысл сопоставления сюжетных линий Ребекки Шарп-Кроули и Эмилии Седли-Осборн в романе У.Теккерея «Ярмарка тщеславия».

  • 40. Раскройте проблематику романов Мопассана «Жизнь» и «Милый друг».

  • «Милый друг».

  • Задание 4.

  • Задание 5.

  • Экзамен по зарубежной литературе. 34. Раскройте систему образов Ярмарки тщеславия Теккерея, отражающую его концепцию мира. Теккерей обозначает в подзаголовке Ярмарки тщеславия


    Скачать 43.75 Kb.
    Название34. Раскройте систему образов Ярмарки тщеславия Теккерея, отражающую его концепцию мира. Теккерей обозначает в подзаголовке Ярмарки тщеславия
    АнкорЭкзамен по зарубежной литературе
    Дата25.09.2022
    Размер43.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла34_35_40_4_5.docx
    ТипДокументы
    #695520

    34. Раскройте систему образов «Ярмарки тщеславия» Теккерея, отражающую его концепцию мира.

    Теккерей обозначает в подзаголовке «Ярмарки тщеславия», что это – роман без героя, а в предисловии «Перед занавесом» называет своих героев «куклами», перед нами конкретные, реалистически показанные характеры. В «Ярмарке тщеславия» герои-«куклы» очень сложные в своей противоречивости и многозначности персонажи. Герой или героиня становится лучше, как только в его душе просыпается добро, и, наоборот, самый добрый и естественный в своих чувствах герой подвергается растлению под влиянием общества, в котором расцветают тщеславие, эгоизм и корысть. 

    Главная героиня – Ребекка Шарп воплотила черты многих плутов и авантюристов. Теккерей называл ее «Наполеоном в юбке», но в ней также немало от Фальстафа и Тартюфа. Теккерей подробно выписывает ее умение очаровывать людей. Она завоевывает себе место рядом с сэром Питтом, в XLI, XLIV и XLV главах она при помощи приемов мольеровского святоши подчиняет себе всю семью мистера Кроули. Теккерей постоянно подчеркивает в своей героине ее природную одаренность, она талантливая актриса, с развитым чувством юмора, способная играть остро характерные, пародийные роли на этом базаре житейской суеты. Она отличается от остальных четкой мотивированностью своих действий: стремление Бекки вступить в выгодный брак во многом определяет архитектонику всего романа, на это постоянно указывает сам автор. Ребекка разворачивает свою деятельность среди семейств Седли, Кроули и Осборнов, стремится превратиться из «третьего лица» во «второе» и в конце концов ей это удается. Для достижения своих целей она избирает любовную интригу, причем в любовных играх она всегда остается холодной и расчетливой, они для нее средство воздействия.

    Теккерей подробно изображает результаты актерской игры своей героини, чтобы доказать, что это и сознательно выбранный Бекки Шарп образ жизни, и в то же время стиль жизни викторианской эпохи, основная черта которой театральность, где каждый разыгрывает свой спектакль. Поэтому принципиально важно понять функцию Кукольника, по сценарию которого роман состоит из отдельных сценариев: Бекки стремится выйти замуж за Джоза; госпожа Бут Кроули пытается поженить Бекки и Родона; Доббин женить Джорджа и Эмилию и т.д. У каждого участника собственные слабости, инстинкты, корыстные интересы и тщеславие, которые и заставляют их жить и действовать по сценарию Ярмарки Тщеславия.

    Теккерей показывает этапы жизни одной из главных героинь романа Эмилии: в начале повествования она претендует на роль идеальной подруги, восхищает ее преданность памяти мужа, который никогда ее не любил. Жизнью Эмили руководят поступки других людей. Она постоянно оказывается во власти обстоятельств. Предмет ее любви - сын богатых родителей, о браке с которым договорились их отцы много лет назад. Они же и разрушают счастье Эмилии. О браке с любимым человеком заботится капитан Доббин. Эмилия постоянно ведома, она не может жить самостоятельной жизнью, она не умеет приспосабливаться. Читатель видит Эмилию скорее как исключение из круга образов, наполняющих Ярмарку. Параллель можно провести только с образом миссис Джейн Кроули. Эмилия выглядит как «белая ворона» на ярмарке тщеславия, ей нет там места. Она стойко проходит через испытания потери любимого человека, но не выдерживает испытание нищетой. Отказываясь от любимого ребенка, ее единственной радости, она руководствуется желанием лучшей доли для сына и жалостью к отцу, а не стремлением стать богаче. Может быть, поэтому она получает то, к чему всегда стремилась - любовь действительно благородного и достойного джентельмена Уильяма Доббина, не замечая, однако, его ценности долгих 18 лет. Любовь - главное стремление в жизни Эмили. Она любит всех: сироту в Чизике, свою наставницу мисс Пинкертон, подругу Бекки, родителей, бездушного и напыщенного брата. Она любит Джорджа Осборна слепо и безрассудно. Но читателя подкупает в этом образе то, что ее чувствами не руководят ценностные ориентиры Ярмарки, в отличие от девиц, ее окружающих и ее подруги.

    Но чрезмерная экзальтированность героини начинает вызывать раздражение. Она слепо любит своего сына и совершенно безразлична ко всем остальным близким людям. Ее желание сохранить любовь Доббина, которого она не любит, также говорит об эгоизме и бессознательном лицемерии, и в конце концов это понимает даже многотерпеливый и «добрейший» Доббин, который назовет ее поведение с ним просто «игрой». Доббин единственный человек, обладающий на этом базаре житейской суеты душевной чистотой и человечностью, но и он не может претендовать на роль героя, Теккерей показывает на протяжении всего романа, как он растрачивает свою жизнь на достижение ничтожной цели на самоотверженную любовь к пустышке Эмми. (В этом смысле глубоко символичен эпизод, когда Доббин, тоскуя об Эмилии, умиляется вырезанным из журнала мод «кукольным» личиком, похожим на его любимую женщину).

    Принцип театрализации является очень важным для «Ярмарки Тщеславия» как элемент сатирического изображения мира.

    На Ярмарке Тщеславия в погоне за деньгами, почестями, положением в обществе забываются истинные ценности. Человек ценится по счёту в банке, титулу и возможности что-то дать. Потому и заискивают родственники перед богатой мисс Кроули, потому и расторгает Осборн-старший помолвку своего сына с дочерью обанкротившегося дельца. «Подобно многим состоятельным людям, мисс Кроули привыкла пользоваться услугами низших до тех пор, пока это было ей нужно, и, нимало не задумываясь, отпускала их от себя, едва эта надобность проходила. Некоторым богатым людям органически несвойственна благодарность». Как только человек перестаёт быть нужным, он отодвигается в сторону. Таковы планы мисс Кроули в отношении Ребекки, так Ребекка поступает с сыном и Родоном. Таков мир пьесы, разыгрываемой Кукольником, таков мир Ярмарки Тщеславия. И автор ни на миг не позволяет читателю, вернее, зрителю забыть о том, что и он находится на этой Ярмарке, что и он кукла, руководимая тщеславием.

    Исследователи считают, что Теккерей успешно использует при характеристике своих образов героев гротескно-кукольную манеру. Это прежде всего отражается на их наименовании: герои носят «говорящие» фамилии (к сожалению, при переводе обычно исчезает их семантическая наполняемость): фамилия драчуна мальчишки Кафф означает «удар кулаком», лорд Бруин «медведь», поручик Спуни

    «слюнтяй», поручик Стаблз «щетина», мисс Тоуди «жаба», майор Мартингейл «двойная ставка при карточном проигрыше», аптекарь Кламп «чурбан», леди Джейн Шипшенкс - «овечьи лодыжки», миссис Фэрбрейс «горящий цирковой обруч для перепрыгивания». Также автор использует вместо имени героя какую-нибудь деталь одежды или внешности и при помощи этого приема подчеркивает никчемность героя, его душевную опустошенность: мисс Хорокс, последняя любовница сэра Питта Кроули, «the Ribbons» («Ленты»), старик мистер Осборн -«Eyebrows». Иронический оттенок имеет фамилия даже наиболее симпатичного персонажа романа – полковника Доббина: «dobbin» «кляча».

    Особенно блестяще срабатывает механика говорящей фамилии при характеристике главной героини: из Ребекки Шарп она превращается в Ребекку Кроули (англ. «crawl» – ползать, пресмыкаться). Бекки Шарп близка к героям плутовского романа: «остра, востра» (sharp), из породы «ловкачей», «мошенников» (sharpers). Ребекка без угрызений совести жертвует близкими, по идее, себе людьми ради финансового благополучия. Но в результате всех манипуляций Бекки по сути не получает душевного успокоения и счастья, именно так Теккерей выражает свое резко отрицательное отношение и к своей героине, типичной представительнице общества, и к актуальной в его эпоху проблеме о праве каждого на борьбу за свое «место под солнцем».
    35. Разъясните смысл сопоставления сюжетных линий Ребекки Шарп-Кроули и Эмилии Седли-Осборн в романе У.Теккерея «Ярмарка тщеславия».

    На страницах «Ярмарки тщеславия» развёртывается широкая панорама жизни Англии первой половины XIX века. Столица Британской империи, пригороды Лондона, поместья, города, большие дороги. События романа происходят в Англии, переносятся в Бельгию, Францию, Германию, Италию, говорится об Индии и Африке. Длинной вереницей проходят перед нами люди разных социальных кругов: буржуазные дельцы, аристократы, чиновники, члены парламента, помещики, биржевые маклеры, военные, дипломаты, учителя, гувернантки, экономки, лакеи. Но сюжетным центром книги автор делает одну из вечных тем мировой литературы – историю двух женщин, подруг и соперниц.

    Эмилия и Ребекка, эти две девочки (а описание их жизни начинается именно с этого возраста), изначально разные: "Мисс Седли была дочерью лондонского купца, человека довольно состоятельного, тогда как мисс Шарп училась в пансионе на положении освобождённой от платы ученицы, обучающей младших..." Различие между ними постоянно подчёркивается автором на протяжении всего повествования, однако ни одну из них он не делает героиней своего романа. Проблема положительного героя представляла для Теккерея неразрешимую трудность. Он не мог найти достойного или достойную среди тех, кого описывал: все они живут по законам "ярмарки", где всё продаётся и всё покупается, где достоинство человека определяется величиной его капитала, всем правят успех и богатство, где деньги намного важнее, чем счастье.

    "Пусть это роман без героя, но мы претендуем, по крайней мере, на то, что у нас есть героиня", – говорит автор, имея в виду Бекки Шарп. Однако слова эти проникнуты иронией. Ребекка не может стать подлинной героиней ни в человеческом, ни в нравственном плане, поскольку насквозь пропитана лицемерием, коварством, корыстолюбием и бездушием. Но ей не откажешь в уме, энергии, огромной силе характера, находчивости и красоте. Её зелёные глаза и роскошные рыжие волосы покоряли мужские сердца одно за другим. По мере же того как мы знакомимся с ней всё ближе и ближе, от её восхитительных глаз и неотразимой улыбки становится страшно – как этот "идеал" может быть таким фальшивым. Ужасает также её лицемерие, ведь она может улыбаться человеку, заискивать перед ним, но как только за ним закроется дверь, начинается "представление": Бекки передразнивает беднягу, кривляясь и изображая все его недостатки.

    Итак, мисс Шарп была лукавой "простушкой". А кем же была мисс Эмилия Седли, "маленькая Эмилия"?

    В самом начале романа автор называет её героиней произведения: "... так нельзя и ожидать, чтобы все двадцать четыре молодые девицы были столь же милы, как героиня этого произведения мисс Седли..." Эмилия была милой, кроткой, доверчивой девушкой, которую невозможно было не полюбить. "Все добродетели, отличающие благородную английскую барышню, все совершенства, подобающие её происхождению и положению, присущи милой мисс Седли", – писала мисс Пинкертон в своём послании родителям Эмилии.

    На протяжении всего повествования автор непрерывно сравнивает Эмилию и Ребекку, описывая их в одинаковых положениях, но с различными итогами.

    Итак, обе девушки вышли замуж примерно в одно время. Оба брака были тайными и долгожданными. Ребекка ждала простоватого, глупого, но обеспеченного как деньгами, так и положением в обществе "раба и обожателя". Её брак оказался браком "по расчёту", как и большая часть (а может быть, и все браки) на «Ярмарке тщеславия». Мистер Родон обожал свою красавицу жену за шарм, непосредственность и острый язычок, признавая, что умнее его "маленькой" Бекки нет никого на свете. Ребекка была любима, но не любила. Эмилия же вышла замуж за "божество", считая себя недостойной партией для него, но без своего обожаемого Джорджа она не могла прожить и дня. В отличие от миссис Родон Кроули, миссис Джордж Осборн любила, но не была любима.

    Почти сразу после свадьбы автор "окунает" обе молодые пары в высшее общество, балы, приёмы – в общем, весь калейдоскоп небезызвестной "ярмарки". Как отмечает романист, "великосветский дебют Эмилии оказался весьма неудачным..." Она сидела на стуле, в новом платье и со всевозможными украшениями, но совершенно одна, без друзей, без поклонников и... без мужа. А вот для миссис Родон Кроули первый выход стал триумфом: "... лицо её сияло, платье было совершенством", "денди тотчас окружили её", "пятьдесят кавалеров зараз толпились около неё, прося оказать честь танцевать с ними". Чтобы закрепить свой потрясающий успех, Бекки, дочь художника и танцовщицы, решила "воспользоваться" Эмилией, дочерью уважаемого и состоятельного господина. Она подбежала к своей поникшей подруге и завела с ней разговор в покровительственном тоне, заставив всех окружающих невольно сравнивать их. Сравнение оказалось не в пользу родовитой миссис Осборн. Своим триумфом Ребекка доказала, что на самом деле происхождение по большому счёту ничего не значит. Но убедила она в этом только читателей, а отнюдь не "снобов из великосветского общества".

    Затем на долю обеих новобрачных выпала разлука с мужьями. Но не просто разлука – их разлучала война. Ребекка, провожая мужа в опасный поход, "смахнула что-то с глаз" и, "благоразумно решив не давать воли бесполезной скорби при разлуке с мужем", улеглась в постель и сладко заснула, ведь она не спала всю ночь и очень устала на балу. Выспавшись и выпив кофе, "который подкрепил и успокоил её после всех тревог и огорчений", она приступила к расчётам и обсуждению своего положения в случае смерти "любимого супруга". Её подруга, бедняжка Эмми, едва не лишилась рассудка, провожая любимого на войну: "... её большие глаза потускнели и были устремлены в одну точку". Сколько времени простояла на коленях несчастная женщина, сколько молитв вознесла к небу... Однако тот, о ком молилась, остался лежать на поле боя "с простреленным сердцем", а тот, кто был забыт, вновь соединился с обожаемой женой. Итак, Эмилия стала юной вдовой, а Ребекка и Родон "проводили зиму 1815 года в Париже, среди блеска и шумного веселья".

    Через определённое время Эмми и Бекки стали матерями. В жизни первой этот день сыграл решающую роль, принеся с собой восторг и счастье. В душе молодой матери вновь пробудились любовь и надежда. Эмилия жила только одним ребёнком, кормила и пеленала его, отстраняла всех нянек и "не позволяла ничьей руке, кроме своей, его касаться". Она окутала слабое, беспомощное существо своей любовью и обожанием.

    В отличие от неё, Ребекка уделяла не слишком много внимания юному Родону с самого его рождения. Ребёнок был отдан кормилице, и эта разлука не принесла матери больших огорчений, поскольку Родон-младший просто мешал ей, а однажды даже "испортил ей новую ротонду прелестного жемчужно-серого цвета". "Она не любила его. Он хворал то корью, то коклюшем. Он надоедал ей". "С того дня, как он получил пощёчину, между матерью и сыном легла пропасть". Маленький Родон ходил в поношенных костюмчиках и никогда не обедал с родителями за одним столом. А Джордж-младший удостаивался самого лучшего, начиная с бархатных костюмчиков, заканчивая образованием. Джорджи был всегда и всеми любим, как должен быть любим каждый ребёнок. Сын Ребекки в конце концов тоже обретает мать, но в лице своей тётушки. Настоящая же мать не помнила, какого цвета волосы у её сыночка, сколько ему лет. Но несколько раз Бекки всё же вспоминала о ребёнке, например, когда узнала, что Родон-младший стал наследником сэра Питта Кроули. Такая любовь к самому родному человечку вызывает у читателя отвращение к матери-кукушке.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Ребекка – "дурная, злая женщина", а Эмилия – настоящая героиня. Но такой вывод будет ошибкой, ведь Теккерей не зря дал своему произведению ещё одно название – «Роман без героя». Возможно, героиней могла стать Эмилия Седли, которую так любили в пансионе, но не миссис Джордж Осборн, которая чуть не загубила собственную жизнь, из-за своей эгоистичной любви едва не лишила сына возможности обрести деда и тётку, получить достойное образование и многих других благ. Также Эмилии было присуще идолопоклонничество умершему мужу, а вернее, его портрету, и она чуть не потеряла истинного светлого чувства, которое Уильям Доббин пронёс через восемнадцать долгих лет: "... он так долго был у её ног, что она привыкла попирать его". Тем не менее за все свои добродетели, любовь и верность Эмилия была вознаграждена счастливым браком с любимым, любящим и преданным человеком. Вознаграждена, но не удостоена чести стать героиней романа. Кто-то скажет, что это правильно, поскольку Эмми слабое и бесхарактерное существо, а кто-то осудит автора и будет доказывать, что лучше, добрее и красивее Эмилии в этом романе никого нет.

    А что же Ребекка? "Её история так и осталась загадкой", хотя мы можем вполне уверенно сказать, что самой эффектной фигурой на этой ярмарке тщеславия выступала Бекки. Она представлена как "маска", а вернее, "набор масок" ("змея", "лиса", "сирена", "Клитемнестра"). Однажды, в то время когда чета Кроули ещё вращалась в высшем свете, Ребекка призналась мужу, что ей хочется встать на ходули и станцевать так, чтобы "все эти снобы" поразились. Жизнь миссис Родон Кроули можно назвать драмой. Это драма талантливого человека, губящего ради суетных целей своё дарование. Бекки поднялась из низших кругов, добилась положения в высших, но потом опустилась ниже, чем до замужества: её репутация была "убита", молодая женщина начала пить и играть, а некогда роскошные наряды превратились в "платье не первой свежести с рваными кружевами". Но автор не наказывает Ребекку за всё зло, которое "везде и всюду несла эта женщина", ведь она не отличается от всех жителей ярмарки, так за что же её наказывать?

    В своей жизни мисс Шарп, миссис Родон Кроули, совершила чуть ли не один достойный поступок. Она помогла (возможно, и слишком жестоким способом) Эмилии разрушить ту безумную любовь, жертвой которой Эмми стала давно и являлась довольно долгое время. Конечно же, у нашей маленькой авантюристки был свой интерес во втором замужестве подруги, ведь она хотела заполучить её братца, Джозефа Седли, "в рабство". Но тем не менее Бекки помогла Эмилии.

    В конце концов Ребекка останавливается в Бате и Челтнеме, где "множество прекрасных людей считают её несправедливо обиженной". Миссис Родон Кроули погрузилась в дела милосердия и благотворительности, старалась вести достойный образ жизни. Может быть, она даже скучала по сыну и мужу, кто знает?

    Хотя Ребекка является самым ярким, непосредственным и остроумным персонажем произведения, Теккерей и её не может сделать героиней, поскольку Бекки стала (впрочем, и всегда была) одной из жительниц ярмарки тщеславия, где нет достойных называться героями.

    Надо сказать, что Теккерей своими двумя портретами героинь показал две традиции в своем романе – романтическую (Эмилия) и плутовскую (Бекки). Причем сюжетными линиями обеих девушек Теккерей развенчивает обе традиции. И та, и другая по-своему где-то счастливы, но где-то и несчастны. Эмми он показал хрупкой и нежной, чувствительной и самоотверженной, беззаветно преданной памяти мужа, который ее совсем не стоил. И в то же время нам видно ее бездушие к Доббину, который действительно любит ее, который посвятил ей всю свою жизнь, мы видим ее эгоизм, ограниченность. «Tender parasite» (нежный паразит), - именно так назвал свою героиню сам писатель.

    40. Раскройте проблематику романов Мопассана «Жизнь» и «Милый друг».

    Созданный в 1883 году роман «Жизнь» стал одним из наиболее ярких литературных произведений Мопассана. Главной героиней «Жизни» Мопассан сделал аристократку Жанну, отличающуюся возвышенной душой и романтическими представлениями о мире. Художественная проблематика романа вытекает из его названия. Перед читателем проходит история жизни вышедшей из монастыря девушки: её мечты о будущем, её знакомство и последующий брак с виконтом де Ламаром, её свадебное путешествие и первая измена мужа, рождение сына Поля, ещё одна измена мужа и его трагическая смерть, потеря желанной дочери, взросление сына, смерть родителей, разорение, разлука и последующее воссоединение с сыном и новорождённой внучкой.

    Знаковые жизненные события (переход во взрослую жизнь, любовь, брак, измена, рождение, смерть, разорение) описываются в романе через призму чувств главной героини. Фактически вся жизнь Жанны протекает не столько во внешнем художественном пространстве, сколько во внутренних тайниках её души. Целомудренная и мечтательная девушка, приходящая в восторг от красоты окружающего мира, глубоко переживает всё, что разрушает её идеальные представления о нём. Жанна тяжело привыкает к физической стороне любви и узнаёт её прелесть только на лоне дикой корсиканской природы. Первая измена мужа с горничной Розали чуть не убивает Жанну и морально, и физически. К жизни героиню возвращает только рождение сына, в котором она находит единственный смысл своего существования.

    Окончательное разочарование в мире постигает Жанну в ночь смерти матери, когда она находит её любовную переписку. Видящая в родителях последний островок привычного идеального мира, главная героиня, наконец-то, постигает истинную суть жизни. С этого дня Жанну перестаёт трогать что бы то ни было. В течение краткого времени она пытается найти утешение в вере, но фанатичный аббат Тольбиак, жестокий по отношению и к невинным животным, и к не особо грешащим людям, напрочь отбивает у молодой женщины желание общаться с Богом. Жанна целиком сосредотачивается на сыне. Материнская любовь помогает ей преодолеть всё: и смерть мужа, и смерть отца.

    Душевная тонкость и неприспособленность к реальной жизни с возрастом превращают Жанну в старуху. Её молочная сестра Розали, между тем, оказывается физически крепкой и пышущей здоровьем женщиной. В отличие от Жанны ей некогда было переживать из-за несовершенства мира: Розали приходилось много и тяжело работать, растить сына, пытаться найти общий язык с незнакомым человеком, ставшим её мужем. Художественное время романа удивительно точно передаёт человеческое восприятие жизни. В молодости Жанна наслаждается каждый прожитым мигом, но как только выходит замуж время тут же начинает ускоряться. При этом погружение в реальную жизнь, одновременно, и растягивает восприятие героиней временных рамок, делая их вязкими, скучными и однообразными. В юности Жанна живёт своими ощущениями, в молодости – событиями, в зрелом возрасте – сыном. Жизнь в романе Мопассана имеет и свой символический образ – воды. Жанна отправляется в «Тополя» в сильный ливень; в самые счастливые моменты жизни девушка без страха плавает в океане (до замужества) и путешествует по морю (во время медового месяца), телесная чувственность молодой женщины просыпается около дикого горного ручья.

    Жизнь других героев показана в романе в соприкосновении с жизнью Жанны. Именно через её чистое восприятие Мопассану удаётся вскрыть общественные пороки своего времени. Их критика проявляется в романе мягко и нежно, подстать характеру его главной героини. Французский писатель развенчивает сентиментальные мифы о счастливой, взаимной любви и крепкой и дружной семье. Он показывает естественность свободных нравов как в жизни простых крестьян, так и дворянского сословия. Последнее рисуется писателем как мало пригодное к жизни в принципе: отец Жанны только и делает, что продаёт свои фермы, поскольку не знает цены деньгам; мать Жанны проводит время в любовных грёзах; граф де Фурвиль оказывается слишком благородным, чтобы справиться с изменой любимой жены; увлечённый вихрем большого города Поль и вовсе становится прожигателем своего состояния и существования.

    В «Жизни» хорошо удаётся устроиться только тем, кто умеет лавировать между радостями и неприятностями, богатством и бедностью, долгом и любовью: виконту де Ламару, Розали, графине де Фурвиль, аббату Пико. Каждый из этих персонажей наделён как отрицательными, так и положительными качествами. Например, про Жюльена нельзя однозначно сказать, чего в нём больше – скаредности или бережливости. С точки зрения Жанны, он – скуп; с позиции жизненной логики – экономически дальновиден. Аббат Пико – не очень похож на блюстителя нравственности, но бороться с грехами своих прихожан он пытается не оголтело, как Тольбиак, а разумно – не предотвращая грех, а исправляя его последствия. Живущая простыми, естественными чувствами Розали, в конце романа подводит итог душевным терзаниям Жанны и всему повествованию в целом, говоря, что «жизнь: не так хороша, да и не так уж плоха, как думается». Жизнь – это просто... жизнь.

    «Милый друг». Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

    Критика французского общества, развращённого деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с темой смерти. О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, - творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарём».

    Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики.

    Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя. Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая своё отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьёт лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознаёт, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но... Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предаёт Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности.
    Задание 4. Продемонстрируйте понимание термина «несобственно-прямая речь».

    Несо́бственно-пряма́я речь — это «отрывок повествовательного текста, передающий слова, мысли, чувства, восприятия или только смысловую позицию одного из изображаемых персонажей, причём передача текста повествователя не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводящими словами (или их эквивалентами)». Несобственно-прямая речь на синтаксическом (и пунктуационном) уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексическиестилистические и грамматические элементы, присущие речи говорящего, таким образом, располагаясь в промежуточном пространстве между полюсами прямой и косвенной речи.

    Главная особенность несобственно-прямой речи состоит в том, что она двупланова: формально как будто принадлежит автору, но включает и элементы прямой речи персонажей. Речь автора преобразуется в несобственно-прямую незаметно для читателя: писатель рассказывает о своем герое, затем возникают новые интонации, характерные для этого героя лексические единицы, и уже не всегда можно понять, кто говорит – писатель или его персонаж, или тот и другой одновременно.

    Несобственно-прямая речь дает возможность писателю освещать одно и то же явление с разных точек зрения одновременно – с авторской позиции и через восприятие героя. Благодаря этому несобственно-прямая речь приобретает большую выразительную силу, вот почему ее и включают в состав стилистических фигур экспрессивного синтаксиса.

    Для изображения душевной жизни Флобер разработал ряд приемов, в том числе технику несобственно прямой речи, когда трудно понять, то ли сам персонаж выражает свои переживания, то ли за него говорит автор, используя недоступный персонажу строй речи и образность. И внешний портрет человека Флобер строит иначе, чем его предшественники: вместо подробного описания — несколько импрессионистических деталей, которые читатель должен соединить своим воображением. Обычно портрет дается через восприятие разных персонажей и вырисовывается постепенно. Так, при первом знакомстве с Эммой, Шарль Бовари замечает ее блестящие глаза, гладко уложенные бандо черных волос, закрывающих уши, и очень белые ногти; Родольфу бросается в глаза ее топкая талия, подчеркнутая пышными оборками желтого платья, Леон видит ее ногу. Одежда, окружающие человека вещи наполняются психологическим содержанием и тоже становятся частью портрета. Все это явилось подлинным открытием и впоследствии было продолжено и развито в мировой литературе. Несобственно прямая речь позволяет выразить эту мысль в понятиях и лексике, присущих Эмме Бовари, но в ее выводах отразились и невеселые философские размышления самого автора. Он, как и читатель, не может не сочувствовать душевной драме своей героини. Недаром Флобер как-то обмолвился: «Эмма — это я».

    Задание 5. Продемонстрируйте понимание специфики романа воспитания как одной из центральных жанровых форм реалистического романа XIX века. Приведите примеры.

    Роман воспитания – это литературный жанр, в котором описывается психологическое и моральное становление личности героя, его взросление. Первоначально роман воспитания получил распространение в литературе немецкого Просвещения.

    Впервые термин «роман воспитания» (нем. Bildungsroman) использовался в 1819 году филологом Карлом Моргенштерном в его университетских лекциях. Немецкий философ Вильгельм Дильтей обратился к этому термину в 1870 году, а в 1905 году термин стал общепринятым.

    В романе воспитания описывается взросление и становление личности молодого человека. Чаще всего герой – тонко чувствующий человек, который хочет узнать жизнь, найти ответы на волнующие его вопросы и приобрести свой собственный опыт. Принято считать, что жанр вышел из фольклорных сказок о младшем сыне, который уходит из дома на поиски счастья.

    Обычно в начале повествования происходить какое-то несчастье, которое заставляет героя начать взросление. В романе воспитания взросление, обретение себя – конечная цель и герой достигает её постепенно и с трудом. Часто основным конфликтом романа является конфликт героя и общества. Чаще всего герой в конце произведения принимает законы общества и становится обычным его членом.

    Существует несколько разновидностей романа воспитания. В романе развития описывается общее становление личности человека. Роман образования фокусируется на школьном и другом формальном образовании. «Художнический» роман показывает становление личности художника, артиста, становление его таланта. Роман карьеры рассказывает об обретении героем общественного успеха и его постепенном подъеме по социальной лестнице. Выделяют также приключенческий роман воспитания, в котором становление личности героя сопровождается описанием его приключений и часто уходит на второй план.

    Для всех разновидностей романа воспитания есть одна отличительная характеристика: в нем описывается существенное становление человека. В большинстве романов героем является человек, чей характер и нравственные установки уже сформировались и неизменны. Герой романа воспитания развивается и постепенно меняется на протяжении всего романа. Роман-становление, относимый М.М. Бахтиным к третьей разновидности романа воспитания, характеризуется тем, что при изменении мира меняется и сам человек. Примером этой разновидности служат романы Стендаля «Жизнь Анри Брюлара» (1835), «Красное и черное» (1831), Бальзака «Лилия в долине» (1835–1836), Флобера «Воспитание чувств» (1869).


    написать администратору сайта