Главная страница
Навигация по странице:

  • Технология диалога Ø Поиск опорных мотивов

  • Продумывание

  • Основные методические подходы

  • Технология диалога в педагогике. Авдеева. 4е классы античная культура


    Скачать 19.18 Kb.
    Название4е классы античная культура
    АнкорТехнология диалога в педагогике
    Дата20.12.2021
    Размер19.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАвдеева.docx
    ТипДокументы
    #311337

    Эта технология, разработанная B.C. Библером, СЮ. Кургановым, И.Е. Берляндом и др., была апробирована в последнем десятилетии XX века в школах Красноярска, Москвы, Томска, Харькова, Новосибирска в параллелях как начальной, так и полной средней школы.

    В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М.М. Бахтина «О культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» B.C. Библера. Именно этот «культуро- центричный» подход роднит «Диалог культур» с этнокультурными технологиями.

    Концептуальные идеи: диалог — компонент внутреннего содержания личности; многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога; диалог есть позитивное содержание свободы личности. При этом термин «диалог» имеет всеобщий смысл: диалог — это не просто эвристический прием усвоения монологического знания и умения, но и определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий (понятие — диалогично по своей логической природе и по своей психологической — для сознания — данности); диалог, имеющий реальный образовательный действенный смысл, — это диалог культур, общающихся между собой в контексте современной культуры, в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума; диалог, подразумеваемый «Школой диалога культур», — это постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

    Содержательная часть «Школы диалога культур» идет по хронологическому возрастанию. 2-е классы начальной школы. Это классы, в которых завязываются те «узелки» понимания, что станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах.

    Эти узлы, или точки удивления: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия...

    4-е классы — античная культура.

    5—6-е классы — культура Средневековья.

    7—8-е классы — культура Нового времени (XVII—XIX вв.). 10-е классы — культура современности. е классы — класс специально диалогический.

    Этот класс— педагогический, позволяющий определить сквозной смысл нашей «Школы диалога культур» как своеобразной школы-педучилища, готовящей — впрок — будущих преподавателей школы XXI века.

    Технология диалога Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению: базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения. Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала. Переработка учебного материала в систему проблемноконфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций. Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога. Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися. Гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).

    Особенности занятий Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур (античной, средневековой и т. д.). Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-сознания. Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах той или иной культуры. Автор программы для каждого класса — педагог вместе с детьми. Игровые средоточия: физические игры, словесные игры с элементами по этике, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла, музыка, театр.

    В процессе диалога учитель ставит учебную проблему.

    Технология диалога

    Ø Поиск опорных мотивов,т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, даря которымможет эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала,

    Ø Переработка учебногоматериала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, чтопредполагает намеренное обострение ситуаций.

    Ø Продумываниеразличных вариантов развития сюжетных линий диалога.

    Ø Проектированиеспособов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условийих принятия учащимися.

    Основные методические подходы

    ü Последовательность классов отвечает последовательности основных истори­ях культур (античной, средневековой и т. д.).

    ü Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-сознания.

    ü Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах данной культуры.

    ü Авторпрограммы для каждого класса педагог вместе с детьми.

    ü Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музыка, театр.

    Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, выслушивая все варианты и доказательства, помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения.

    Одна из особенностей методики Школы диалога культур заключается в том, что происходит введение в ситуацию диалога, побуждение к поиску открытого знания, а не принуждение к усвоению закрытого. Это введение предлагает использовать следующие элементы:

    - диагностика готовности учащихся к диалогическому общению и обобщению базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

    - поиск опорных мотивов, то есть тех волнующих ребят вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

    - переработка готового учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;

    - продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и сюжетных линий урока;

    - проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

    - гипотетическое выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников (погружение, мозговой штурм, десанты, игровые ситуации, диспуты, дискуссии и т. п.).

    Среди особенностей методики выделяют также «игровые средоточия». Их основной смысл состоит в том, чтобы подготовить школьника к роли субъекта учебной деятельности. Это новая грань между сознанием и мышлением, между игрой и культурной деятельностью. Существуют следующие средоточия:

    - физические игры (гимнастика, развитие самостоятельных форм ритма, мелкой моторики);- словесные игры (головоломки, основанные на поэтике литературы, законах логики);- создание художественного образа (на полотне, в глине, камне, в графике, в зачатках архитектурного видения);- элементы ручного труда, ремесла;- музыка;- театр.

    Смысл педагогической деятельности определяется необходимостью «открытия» ученика, поиском способа инициации его стремления к исследованию, обратного взаимодействия с взрослым. Ставя учебную проблему, преподаватель выслушивает все варианты и переопределения, помогает проявить различные формы логики разных культур, выявить точку зрения и соотнести культурные концепции. Значение такой работы - в посредничестве.



    написать администратору сайта