Главная страница

Статья История рекламы в России. 4 История рекламы в России.kkRHuE000. 4. История рекламы в России


Скачать 39.83 Kb.
Название4. История рекламы в России
АнкорСтатья История рекламы в России
Дата15.03.2023
Размер39.83 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла4 История рекламы в России.kkRHuE000.pdf
ТипДокументы
#993108

4. История рекламы в России
Реклама в России.
О развитии рекламы в Рос­сии имеются несколько отрывочные сведения, по которым трудно воссоздать ее полную картину. Существуют два мнения относительно этого процесса. Некоторые исследователи рекламы считают, что в дореволюционной России, а также в Советской Рос­сии периода нэпа рекламное дело процветало, дру­гие исследователи дают несколько иную характе­ристику этим этапам.
Так, известный ученый и специалист в области рекламы И.Я. Рожков, признавая факт определен­ного усиления рекламного дела в России в указан­ные периоды, все-таки высказывает мнение, что в России «никогда не было подлинного осознания важности и необходимости радикального совершен­ствования рекламного дела для развития коммер­ции и укрепления экономики».
Становление товарного хозяйства, являющегося объективной основой развития рыночных отноше­ний и вместе с ними необходимых информацион­ных потоков, произошло в
России значительно поз­же, чем в европейских странах. Соответственно и коммерческая реклама, как и другие источники информирования населения, появилась в России также позже. Более того, информационный процесс в России XVI — XVII веках носил крайне специфичес­кий характер. В то время как в странах Запада на­бирали темп развитие производства и коммуника­тивные, в том числе рекламные средства, способ­ствовавшие такому процессу, в России даже приви­легированные слои населения почти не обладали информацией о том, что происходит в экономичес­кой жизни страны и в мире. Говорить о рекламиро­вании среди населения производимых в стране то­варов в такой ситуации информационного вакуума, естественно, весьма проблематично.
Так, почти одновременно с европейскими стра­нами в 1621 году в России появилась первая газета под названием «Вестовые письма, или Куранты».
Газета печатала новости о жизни при иностранных дворах, о войне и разные «были и небылицы», на­пример о том, как живут люди за морем и океаном и какие чудеса там творятся. Однако эта газета не доходила даже до узкого круга читателей из знати. Она была рукописной, ее тираж составлял всего два экземпляра: один для царя Михаила Федоровича,
а другой — для боярской Думы.
В период царствования последующих царей (вто­рая половина XVII — XVIII веков) начался информа­ционный прорыв в российском обществе. Потоки информации шли из зарубежных стран. Развитие собственного производства в годы царствования Петра I, а затем Екатерины II, развитие культуры — все эти факторы способствовали и началу рек­ламной деятельности в стране. Это не были, есте­ственно, широкие рекламные кампании, но уже на­блюдалось появление различных видов рекламы в жизни населения.
Некоторые из них приобрели сра­зу специфический характер, позволивший говорить об
определенном, русском, стиле рекламы.
Первой такой рекламой, вошедшей в быт рус­ского народа, стали «потешные» листы,
получив­шие в России название «лубки». Они представляли собой гравюры на бумаге с жанровыми сценами, посвященными разнообразным темам: политичес­ким,
религиозным, развлекательным (потешные). Лубками они назывались потому, что их изготав­ливали методом ксилографии: вначале изображение вырезалось на деревянной доске (лубке), а затем штамповалось на бумаге. Лубки получили очень широкое распространение в народе. Почти во всех деревенских избах висели на стенах лубочные картины, представлявшие собой элементы крестьянской культуры. Лубки распространились и на литературу того периода. Народные сказки нашли свое отражение также в лубковой живописи.
Лубки можно рассматривать как первую печат­ную рекламу в России. Много было выпущено луб­ков, являвшихся по существу рекламой каких-нибудь товаров российского или заморского происхож­дения. Помимо картинки на таком лубке был напи­сан короткий текст, сообщавший о товаре и его по­лезных качествах. Например, выпускались лубки,
рекламировавшие табак, сахар, медовые и фруктовые напитки и многие другие продукты, а также предметы домашнего обихода и хозяйства.
Создавались лубки и по указу царской службы, когда дело касалось пользы государства и его насе­ления. Так, при Екатерине II был выпущен лубок о пользе прививок против оспы с повелением распро­странить его в народе. На лубке-рекламе изобража­лась привитая
«девка бела» и непривитая, заболев­шая «девка ряба».
Распространилась на Руси и устная, уличная реклама. Коробейники и менялы ходили по дерев­ням и селам, громко зазывая народ купить товары. Скоморохи, уличные циркачи и другие бродячие люди тоже появлялись в селах и маленьких город­ках и своими театрализованными костюмами и дей­ствиями привлекали народ на зрелища. Яркость костюмов, жесты, мимика, пронзительные голоса и непременный юмор в призывах комедиантов и торговцев, несомненно, были отличными реклам­ными приемами, хорошо отработанными и прове­ренными в течение многих лет.
Яркие рисунки, громкие крики всякого рода зазывал являются характерной чертой российской ярмарочно-балаганной рекламы. Характерным об­разцом такой фольклорной рекламы был изобре­тенный в народе раек, который представлял со­бой зрелищную шарманку, внутри которой дви­галась лента соединенных лубков или фигурок. Игра на шарманке сопровождалась одновременным показом действа помещенных внутрь фигурок.
По­явился даже особый вид стиха — раешный, соче­тавший в себе звук, ритм, рифму и особую мане­ру ярмарочного исполнения. Русская ярмарка, таким образом, носила совершенно специфичес­кий характер. Она представляла собой единство праздника и дела,
развлечения и коммерции. И трудно было, на первый взгляд, различить, что для чего
существует: широкие увеселения для поддержки торговли или торговля для поддерж­ки народных гуляний.
Однако что бы ни лежало в ее основе, ярмарка сама по себе являлась очень яркой рекламой и рек­ламировала саму себя. В этом, вероятно, и скрыва­ется тайна русских народных ярмарок и их славы, распространившейся за рубежом.
Очень заметным явлением в истории русской городской рекламы является наглядная реклама, в первую очередь вывеска. Современники отмечали, что самым примечательным элементом городского пейзажа были вывески. Об этом свидетельствуют и фотографии городов XIX — начала XX века. Глядя на них, удивляешься такому большому количеству вывесок, размещенных в несколько рядов на фаса­дах домов.
Вначале в качестве таких вывесок служили пред­меты сбыта товара или услуг мастера- ремесленни­ка: пук соломы на воротах означал постоялый двор, обруч сообщал об услугах бондаря, кожа теленка — о ремесле сыромятника или шорника, кадушкой или бочкой обозначалась баня. Затем с ши­роким развитием ремесла и торговли предметные вывески были вытеснены более удобными и брос­кими живописными. Вырабатывались даже специ­альные приемы искусства создания вывесок. Не случайно известный русский поэт
Максимилиан Волошин считал, что именно вывески как нельзя лучше определяют
«физиономию» улицы уже по­тому, что они постоянно висят на своих местах.
Многие русские художники, писавшие городс­кие пейзажи, отражали этот элемент внешней рек­ламы в своих картинах, например Борис Кустоди­ев, Михаил Ларионов,
Константин Петров-Водкин. Петров-Водкин уделял этому аспекту рекламного творчества в
России особое внимание и даже считал вывески «школой первой ступени» для художника.
Многие вывески в дореволюционной России дей­ствительно выглядели настоящими шедеврами по своим изобразительным качествам и, что было не менее, а может, и более важно, — искусно пред­ставленному предмету рекламирования. Оба эти фак­тора имели первостепенное значение для «направ­ления спроса» в условиях многоязычности и подав­ляющей неграмотности людей, пришедших из де­ревень в города.
Устные сообщения царских глашатаев не касались рекламной деятельности вообще, с их помощью передавались лишь царские указы. Зато частные глашатаи, работающие на купцов и розничных торговцев, были в России широко известны. С конца ХУ1 века книгопечатание достигло и России, но на первых порах ничего существенного в рекламную деятельность не привнесло. Издававшаяся в течение ХУ1] века при царском дворе газета была предназначена для очень узкого круга - самого царя и его приближенных. В основном в ней были перепечатки из Западноевропейской периодики, да время от времени сообщения собственных дипломатов из тех же самых стран. Некоторые исследователи
считают "Куранты" протогазетой, отдавая пальму первенства петровским "Ведомостям",
которые начали выходить в 1703 году, В отношении рекламы газета не вела какой-то системной выстроенной политики. Время от времени на ее страницах появлялись объявления относительно, например, лечения на минеральных водах, либо только что вышедших из печати книг. Практику широкого рекламирования начала газета "Санкт-
Петербургские ведомости", пришедшая на смену петровским ведомостям" в 1728 году. Уже к середине ХУШ века раздел рекламы он объему в этой газете равнялся ее информационной части. Темы для рекламных публикаций были весьма разнообразны.
ПРИМЕРЫ:
Продается подержанный черпак, обшитый широким позументом и хромом, походная кровать, кресла с выдвижною из оных кроватью, кожею и весьма удобная дорожная коляска. Спросить о них, в смежном с Таврическим садом каменном доме у живущих над погребом.
В последующем развитие периодической печати в России дает европейских странах,
наряду с представлением коммерческой информации, частными объявлениями в рекламе проявляется то, что можно назвать мошенничеством, которое хорошо известно в современной рекламной практике. Некие лица вовсю предлагали чудодейственные лечебные средства, возможность обогащения, омоложения и прочие чудеса.
Другие виды рекламной деятельности в России таки имели место быть. Наиболее ярко и своеобразно проявилась суггестивная рекламная деятельность в ярмарочном фольклоре.
Продавцы товаров на ярмарках старались изобрести непохожие на других "зазывалки". И
многим, наиболее надо полагать талантливым, это удавалось. Иногда эти "зазывалки"
звучали в стихах - так они лучше запоминались, и воспринимались.
Наибольшей выдумкой отличались ярмарочные производители удовольствий. Так,
например, желающим предлагали посмотреть египетскую тьму или путешествие вокруг света. На деле "египетская тьма" оказывалась краткосрочным пребыванием в затемненном шатре, а путешествие вокруг света оказывалось вполне идиотским путешествием вокруг табуретки. Правда, предварительно за эти сомнительные удовольствия брались деньги.
Можно представить, что рекламщики­зазывалы были на высоте.
Изобразительные формы рекламы получили в России также достаточно развитие. Всем известный "лубок" - по сути прототип зрелищного плаката-афиши. Наибольшего пика производство таких афиш в России достигло к середине XIX века, когда в процесс рекламирования включились профессиональные живописцы. Причем, здесь уже играл роль не только живописный ряд, но достаточно тщательно продумывались тексты. XIX век в
России славен и своими живописными вывесками. Иногда они были неграмотны, но изобретательности - хоть отбавляй. Наряду с рисунком, макетом в дизайн вывески зачастую легко вписывался и тот товар, который предлагался в лавке. Вывески творческие продвигали опять таки профессионалы-художники. Не случайно же группа "Бубновый
Валет" в 1913 году целый зал на своем вернисаже отдала мастерам - вывесочникам.
Итак, к началу XX века и в европейских странах, и в России реклама получила значительное развитие. Основные формы ее проявления:

1. Устная реклама (глашатаи, ярмарочные зазывалы и т.д.).
2. Изобразительная реклама (клеймо, вывески, афиши).
3. Реклама в газетах и журналах (начинал с XVI в. в Европе).
К началу XX века уже были сформированы также рекламные агентства, которые стала брать на себя проблемы заказчика - рекламодателя.
http://www.konspektov.net


написать администратору сайта