Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Назовите и охарактеризуйте основные периоды в истории средневековой мысли.

  • 5. Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени

  • 6. Охарактеризуйте основные проблемы немецкой классической философии.

  • 7. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития русской философии.

  • философия. 4. Миманса школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование


    Скачать 39.93 Kb.
    Название4. Миманса школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование
    Дата28.09.2022
    Размер39.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #702720

    База пр:1) Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии. Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. — к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

    Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

    1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.

    2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.

    3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара.Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.

    4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.

    5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.

    6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

    Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

    1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.

    2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.

    3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

    2) Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера

    Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.

    · Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.

    ·Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.

    3) Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архэ (греч. arhe – начало) – единой основы мироздания (старшие физики) и проблемами интегрального единства множественных миров (младшие физики).

    Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.

    Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

    Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.

    Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

    4. Назовите и охарактеризуйте основные периоды в истории средневековой мысли.

    Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской империи в 5в. До эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476г), когда варвары свергли последнего императора (Флавий Ромул Август). В 1-4 вв. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия-христианство, корни философии средних веков уходят в христианство. Средневековая философия начинается тогда, когда она начинает подчиняться церкви.

    Средневековая философия, таким образом, сформировалась под влиянием:


    • Древнегреческой философии, в первую очередь платоновской и аристотелевской традиции

    • Священного писания, определившего религиозную (христианскую) направленность философии средних веков.

    Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наследие античной философии.

    Для средневековой философии характерен теоцентризм-(греч theos-Бог):признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, и активное, творящее его начало. Весь окружающий мир представляет собой его творение, создание свободного акта Божественной воли. Согласно христианской догматике, Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу.

    • Такая установка обозначается термином «креационизм» (лат. творю, создаю.)

    • Еще одна важная черта средневековой философии- «провиденциализм»-история рассматривается как проявление божественной воли, осуществление заранее продуманного божественного смысла. Цель последнего-спасение человека.

    В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику.

    5. Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?

    Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:

    • философского научного метода;

    • методологии познания человеком внешнего мира;

    • связи внешнего и внутреннего опыта.

    Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.

    Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм и рационализм.

    Философы-классики разделяли убеждение в том, что могут, должны быть рационально познаны и признаны общечеловеческие гуманистические идеалы и принципы, прежде всего идеал свободы и принцип достоинства человеческой личности. Философии вменялось в обязанность как бы надстраивать здание практики, науки, культуры самыми верхними этажами — увязанными в систему теоретическими размышлениями о всеобщем: о целостном бытии, о человеке и его всеобщей сущности, об обществе как таковом, об общезначимых принципах и методах познания, о всеобщих, значимых для всех людей и во все времена нормах нравственности. Вопросы о единичном, отдельном - например, об отдельных людях, их свободе правах, мыслях, страданиях - тоже ставились, но они были подчинены вопросу о сущности, о всеобщем (о человеке как таковом, о сущности человека).

    Конечно и в философской классике были учения, которые как бы выпадали из общей картины. Например, классическому рационализму в широком смысле противостояли - а иногда даже вкрапливались в него в качестве элементов - мистические, агностические, скептицистские умонастроения. Но в новое время даже скептицизм сохранял веру в науку, был в целом рационалистическим движением. Главное же состояло в том, что до середины XIX в идейные движения, отличавшиеся от рационализма и тем более противостоявшие ему, что называется, не делали погоды. Но второй половине XIX столетия положение изменилось. Об этой новой философской ситуации пойдет рассказ в третьей книге данного учебника.

    6. Охарактеризуйте основные проблемы немецкой классической философии.

    Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

    • повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

    • особое внимание уделила проблеме развития;

    • значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

    • взглянула на историю как целостный процесс.

    7. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития русской философии.

    1.XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).

    2.Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

    3.Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии.

    4.после 1922 года - философия русского зарубежья.

    Базовый уровень см.

    1. Проведите сравнительный анализ основных положений конфуцианства и буддизма.

    Обе идеи были основаны в одном столетии, считается, что конфуцианство и буддизм параллельны друг другу. Они оба широко аналогичны в своих учениях и идеях, в которых они оба продвигали свое безразличие к Богу, поскольку оба они не вращались вокруг Бога. Они оба рассматривали образование как часть жизни, которая важна для идеального понимания и просвещения человека. Другое сходство заключается в ценности, уважении философии и в том, что пожилые люди считаются самыми мудрыми.

    Хотя иногда конфуцианство и буддизм схожи в определенных аспектах, они разделяют мир по своим убеждениям, идеям, основам и т. Д., Например, первое более светское, а второе духовное по своей природе. Они также расходятся в своих основных убеждениях, в которых буддисты полностью сосредотачивают свои силы на достижении нирваны или выхода за пределы колеса жизни, а конфуцианцы посвящают свое время улучшению своих отношений с обществом и его нормами.

    2. Назовите и охарактеризуйте первые философские школы античности.

    Первые школы античности:

    1. Милетская школа(VI век до н.э)

    Была создана в полисе Милете в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

    Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

    Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

    2. Школа Пифагора ( 570 – 497 гг. до н.э.)

    Пифагорейцы придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

    3. Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

    Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

    Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

    Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

    Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

    Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

    4. Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

    Атомисты Левкипп и Демокрит в противовес элеатам утверждали, что существует как бытие, так и «небытие» (пустота). Пустота разделяет атомы – мельчайшие неделимые частицы, которые различаются формой, массой и направлением движения. Сцепление и разъединение атомов образует все вещи и явления (в том числе и человека).

    Демокрит впервые провел параллель между устройством мироздания и человеческого организма, используя понятия «макрокосм» и «микрокосм».

    3. Определите различия в понимании субстанции у Р. Декарта и Б. Спинозы

    Согласно Декарту, в ходе познания можно сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в самом мыслительном процессе. Мыслю – следовательно существую. Он полагал, что в сомнении как ясном, достоверном акте мышления проявляется его реальность и его противоположность материи, обладающей только протяжённостью, телесностью, вещественностью. Я – субъект сознания. Вскрыв противоположность сознания материи, Декарт рассматривал их как две совершенно не связанные между собой субстанции (дуализм) . Не приняв априоризма Декарта, Спиноза, своим учением о единой субстанции как основе всех материальных вещей и духовных явлений предпринял попытку обосновать монистический принцип единства мира. Спиноза называл субстанцию богом. Поэтому его философию часто называют пантеизмом. Субстанция согласно спинозовскому материализму, есть то, что существует как причина самой себя и для своего существования не нуждается в чем либо другом. Субстанция бесконечна и едина, ибо если

    бы она была конечна, то имела бы причину в чем либо другом, а это противоречило бы самому понятию субстанции. Субстанция согласно Спинозе, познается не на уровне чувственного опыта, а в процессе абстрактно- теоретической работы мышления. Линию объективного идеализма в истории философии развивал в этот период немецкий философ Г. Лейбниц. Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей субстанцией - монадой. В этих утверждениях Лейбниц преодолевает механистический характер научных и философских представлений своего времени . Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление самодеятельности материи, т. е. множества монад, и отождествляется с нематериальной сущностью – душой каждой вещи. Высшей монадой является Бог.

    4. Расскажите о представителях эмпиризма – продолжателях философских

    идей Ф.Бэкона.

    Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

    Основателем эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон. В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, площади и театра. Идеалом для Бэкона был беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту. Истолковав опыт как конечный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

    Одним из самых выдающихся философов Нового времени и продолжателем дела Френсиса Бэкона был Джон Локк.По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д.

    5. Назовите наиболее известных представителей рационализма Нового времени.

    Основными представителями рационализма в философии Нового времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Основателем рационализма в философии Нового времени по праву считается французский философ Рене Декарт (1596-1650). Знакомство с сочинениями: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышления о новой философии» свидетельствуют, что вопрос, каким образом человек постигает истину и как он получает знание о мире, Р. Декарт решал на принципиально иных позициях, чем представители философии эмпиризма.

    6. Назовите характерные особенности философской мысли эпохи Просвещения

    Характерные особенности философии эпохи Просвещения: рационализм как общая вера в разум; антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества; антиобскурантизм (от лат. obscurant - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами. Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

    7. Охарактеризуйте основные положения философии всеединства В.С. Соловьева.

    В философии В. С. Соловьева идея всеединства, согласно которой все содержится во всем, стала той фундаментальной идеей, на основе которой происходит объединение всех разделов философского учения в систему. Философию всеединства Соловьев разрабатывает как учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как о нерушимой и всеединой целостности. На основе принципа всеединства он стремился: 1.в онтологии – преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество; 2.гносеологии – воссоздать цельное знание; 3.этике – утвердить единую для всех абсолютную мораль; 4. религии – обосновать необходимость слияния христианских церквей и образование Вселенской церкви; 5.истории – представить единство и целостность человечества на пути воссоединения с Богом.


    написать администратору сайта