Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерии сравнения Типы правопонимания Юридический позитивизм

  • Историческая школа права Психологические теории права Время и место появления

  • Основные представители (если существуют – внутренние течения в рамках данного типа правопонимания)

  • Определение понятия права, принятое в рамках данного типа правопонимания

  • Соотношение права и закона

  • Соотношение права и государства

  • Соотношение права и других социальных регуляторов (мораль)

  • Характеристика нормы права

  • Основной источник права

  • Консультант плюс. таблица_к_семинару_ТГП_17_10_2020_Гаврин (копия). 40. 03. 01 Бакалавриат Факультет подготовки специалистов для судебной системы


    Скачать 26.9 Kb.
    Название40. 03. 01 Бакалавриат Факультет подготовки специалистов для судебной системы
    АнкорКонсультант плюс
    Дата10.04.2021
    Размер26.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатаблица_к_семинару_ТГП_17_10_2020_Гаврин (копия).docx
    ТипДокументы
    #193139

    40.03.01 Бакалавриат

    Факультет подготовки специалистов для судебной системы

    1 курс о/з, группа ГВД

    Гаврин Никита Юрьевич
    Заполните таблицу



    Критерии сравнения

    Типы правопонимания

    Юридический позитивизм

    Школы естественного права

    Социологическая юриспруденция

    Либертарно-юридическая теория права

    Историческая школа права

    Психологические теории права

    Время и место появления

    в XIX веке


    Зародилась в древней Греци и Риме, но развитие получила в в XVII-XVIII веках


    В XIX веке


    в 70-90-х гг. XX века


    Конец  18 века


    Начало 20 века


    Основные представители (если существуют – внутренние течения в рамках данного типа правопонимания)

    И. Вентам

    Дж. Остин

    Адемар Эсмен

    Платон

    Сократ Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо


    М. Вебер, Т. Парсонс, Ж. Гурвич, Н. Луман


    Нерсесянец В.С.


    Г.Гуго,

    К. Эйхгорн,

    К.Савиньи, Ф. Ю. Штоль,

    Г.Пухта.


    Р.Берлинг, Л.Петражицкий, Г.Тард, Л.Кнапп,

    З.Фрейд.

    Определение понятия права, принятое в рамках данного типа правопонимания

    Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды относительно стабильного развития гражданского общества.


    Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализму), право по своей природе, смыслу, сущности и понятию – это естественное право. На вопрос о том, что такое само естественное право, различные естественно-правовые концепции дают разные ответы. Естественное право лишена надлежащей содержательной и понятийной определенности, поскольку в принципе не может быть какого-то одного-единственного естественного права, а есть множество различных естественных прав. Поэтому под термином «естественное право» подразумеваются различные по своему содержанию, сущности смыслы, вкладываемые сторонниками и противниками естественно-правовой концепции в это устоявшееся собирательное понятие.



    Цель права, согласно концепции, состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми.


    Право как форма (и мера) свободы и равенства, объективно обусловленная данным способом производства и соответствующим ему уровнем социального, политического, духовного и культурного развития в его соотношении с законом выступает как источник, олицетворение и критерий справедливости


    Пра­во воз­ни­ка­ет лишь в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве, но воз­ни­ка­ет спон­тан­но, раз­ви­ва­ет­ся ав­то­ном­но.

    Право — комплекс переживаний человека, права существуют лишь в сознании человека.

    Соотношение права и закона

    Единственное реальное право то, которое выражено в законе. "Сущность любого права состоит в том, что оно действует". Норма — альфа и омега права, его начало и конец, за пределами закона нет никакого другого права.


    Буржуазные революции провозгласили принципы равенства всех людей, свободы, другие права. Наиболее наглядно это было закреплено в правовых актах конституционного содержания США и Франции. Так, в Декларации независимости США 1776 г. указывается, что «мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».


    Социальное право в более поздних толкованиях– это право, зафиксированное в высших формах общественного взаимодействия людей, это «социабельное право», которое содействует объективной интеграции в межличностных отношениях.


    Свобода для социальных субъектов существует в правовом обличии, в виде общих законов, единых принципов взаимоотношений, системы правосудия, органов охраны общественного порядка.


    Законы производны от обычного права

    Охранение или полное\частичное отвержение права

    Соотношение права и государства

    теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой, а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.


    естественно-правовые взгляды на сущность права активизируются в обществе при переходе от полицейского государства к государству правовому


    Правовые отно­шения предшествуют правовой норме, которая предстает как результат развития правовых отношений*.

    Таким образом, представляемое направление правовой мысли кардинально изменило взгляд на право и сместило акцент с понимания права как нормативной формально определенной системы, исходящей от государства, на пра­во как сферу правовых отношений, которые обуславлива­ются потребностями и интересами конкретных люд


    Сущностью права -принцип формального равенства, который трактуется как единство трех подразумевающих друг друга свойств права .

    Отрицали вероятность существования единого для всех народов права, считали, что у каждого государства есть свое право.

    Слишком маленькая Роль государства в отношении права .

    Соотношение права и других социальных регуляторов (мораль)

    Суть позитивистского подхода в понимании права выражается в утверждении «закон есть закон».  Этот подход характеризуется негативным отношением к любым умозри­тельным концепциям права, создатели которых утверждают, что помимо ре­ально существующего и воспринимаемого государства и связанного с ним мас­сива законодательства существует некое идеальное право и связанное с ним идеальное государство.


    Естественное право противопоставляется доктрине правового позитивизма: если последняя утверждает, что право может быть даровано лишь по воле государства, воплощённой в законе, и что никакого права вне закона быть не может, то концепция естественного права разводит понятия «право» и «закон»[1]. Согласно ей, у каждого индивида есть некоторые высшие, постоянно действующие права, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок ценностей или даже мудрость самого Бога.


    понятие права рассматривается в качестве инструмента социальных преобразований, средства достижения согласия в интересах разных социальных групп. Имеется ориентация на учет реальных процессов, которые происходят в правовом регулировании, их изучение на основании конкретно-социологических методов. В этом же направлении рассматривается вопрос об эффективности правовых норм.


    Право как всеобщая справедливость. Как утверждал автор либертарной теории, справедливость входит в понятие права, «право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая


    История социального контроля- история права

    Нет границы между правом и правосознанием.

    Характеристика нормы права

    Характерной особенностью позитивистского подхода к праву является отождествление права с действующим законодательством. Сторонники юриди­ческий позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением дей­ствующего в данный момент позитивного права. Право рассматривается пред­ставителями юридического позитивизма как приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.



    Один из знаменитых древнеримских юристов Ульпиан отмечал, что «естественное право — это право, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, и птицам».

    Таким образом, в древнеримский период естественное право обозначается уже с большей степенью правовой обоснованности и определенности, чем в эпоху Древней Греции. Однако и в древнеримском государстве не сложились научные подходы к этому явлению, здесь еще нет правовых теорий как таковых, а есть пока отдельные высказывания, можно сказать, штрихи, наброски к теориям, которые будут разработаны много позже. А упоминание о том, что естественным правом обладают даже животные, свидетельствует об относительно невысоком уровне развития этой теории.



    Для социологической юриспруденции характерно акцентирование главного внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. В этой связи оказалось уместным древнее различение слова живого и слова мертвого, которое, будучи привнесенным в правовую жизнь и правовое общение, позволило сразу же произвести отличие законов, которые «гласят», от тех законов, которые «не гласят», или, в другой редакции, отличать «право в жизни» от «права в книгах».


    Автор либертарной концепции правопонимания В.С.Нерсесянц под сущностью права понимал принцип формального равенства, который подразумевает единство трех сущностных свойств права: всеобщая равная мера регуляции, свобода и справедливость.

    Норма права – как бы некая совокупность норм.

    Психическая деятельность человека проявляется только в нормах позитивного права.

    Основной источник права

    Закон

    Права человека

    Социологическая юриспруденция как новое направ­ление правовой мысли, обусловленное изменениями в общественной жизни, стало выступать определенной

    оппозицией по отношению к различным позитивистским школам.


    Правовой закон

    Обычаи права

    Чувства человека


    написать администратору сайта