Главная страница
Навигация по странице:

  • Представители

  • Основные положения, достоинства и недостатки +

  • Концепция правопонимания Р. Дворкина и В. Соловьева.

  • Принципы

  • Рассматривает государство как инстанцию, стоящую между церковью и человеком.

  • Естественноправовая школа. Общая характеристика и основные направления


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеЕстественноправовая школа. Общая характеристика и основные направления
    Дата30.03.2022
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOlimova_S.docx
    ТипТезисы
    #427685
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Олимова С. Д.

    1. Естественно-правовая школа. Общая характеристика и основные направления.


    Время возникновения: XIX в.

    Представители: Р. Штаммлер, Г. Радбрух, Новгородцев, Трубецкой.

    Суть: Происхождение права связано с самой природой человека, с его неотчуждаемыми правами и свободами.

    Основные тезисы:

    • Представители этого направления рассматривают право, как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа»

    • «Дух народа определяет право народа»

    • Право выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного

    • Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права

    • «Не существует права вечного, универсального; право всем его составе есть продукт истории»

    • Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права – естественного и позитивного

    Естественное – проистекает из природы человека и всеобщих нравственных принципов, исходя из этого оно всегда разумно и справедливо, оно не сковано границами отдельных гос-в распространяется на все времена и народы. Оно одинаково для всех. Это право вечно, неизменно, как и природа человека. Содержанием естественного права являются прирожденные, неотчуждаемые права человека. К ним относятся: право на жизнь, свобода, равенство, достоинство. Собственность и др. Защита этих прав должна быть основной задачей любого гос-ва.

    Позитивное право реально существующее, осязаемое, связанное с действиями гос-ва и с которым народ знаком. Это официально признаваемое гос-вом право, действующее в пределах границ какого-то гос-ва, выражаемое в законах и иных актах гос власти или в санкционируемых ею обычаях. Позитивное право должно соответствовать требованиям естественного права, однако часто законы, издаваемые властью, закрепляют унижение достоинства, произвол власти, угнетение, поэтому эти законы должны немедленно признаваться не действующими и вместо этого должно выполнять естественное право.

    Существует объективно независимо от государства

    Совокупность норм, создаваемых государством

    Не нуждается в государственном закреплении и регулировании

    Не должно противоречить естественному праву

    Исходит от природы

    Воплощает в себе высшую справедливость


    Основные положения, достоинства и недостатки

    +

    -

    Прогрессивность

    Прямое диктование права и морали

    Признание за гражданами его гарантированных прав и свобод

    Является полной противоположностью позитивного неписанного права

    Официально принятые законопроекты не во всех случаях соответствуют ЕП

    Причина в том, что имеются формально-определенные юридические нормы сильно преувеличено

    Допускает необходимость приведения всех законопроектов согласно с нравственными ценностями: свобода и справедливость

    Каждый человек понимает идею справедливости по-своему

    Роль страны в правовом процессе отрицается

    • выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей;

    • признание приоритета естественного права над позитивным.
    1. Концепция правопонимания Р. Дворкина и В. Соловьева.


    Р. Дворкин

    В. Соловьев

    • Право – это то, что сказал судья

    • Мнимое различие права и морали;

    • против мнения, будто бы юридические понятия, как "право" и "обязанность", представляют собой мифы, которые создают лишь ненужные осложнения в познавательной деятельности юриста;

    • В основе теории лежит стремление укрепить и возвысить статус естественных прав человека;

    • пользуется традиционным нормативным подходом;

    • между личными правами и общественным благосостоянием нет прямой причинной связи, они существуют самостоятельно и не сводятся к какому-либо единому знаменателю;

    • все коллективные цели, как и личные права, направлены на благо каждого конкретного индивида;

    • помимо правовых норм в праве есть так называемые стратегии и принципы

    • Стратегии – цели, которые желательно достичь для улучшения социальной, экономической и политической жизни общества, устои, которые необходимо защищать, желаемые направления общественного развития.

    • Принципы – определенные идеалы, ценности, носящие универсальный характер и не зависящие от желаемых направлений общественного развития.

    • Стратегии и принципы могут противоречить друг другу. Выбор в данном случае будет осуществлять судья.

    • Деление необходимо при разрешении «трудных дел», когда присутствует угроза вынесения решения, являющегося правильным, но несправедливым по содержанию.

    • Позитивное право не может противоречить стратегиям и принципам.

    • такая ситуация признается обычной ошибкой законодателя, который при составлении действующей редакции нормы не учел требований справедливости.

    • Пример: прецедент о наследнике-убийце наследодателя, который формально все же сохранял право на наследство, поскольку в перечне оснований лишения наследства отсутствовало такое основание, как убийство наследодателя («трудное дело»)

    • Право – это то, что сказал судья (социологический позитивизм)

    • политическая власть в современном обществе носит плюралистический характер, осуществляется множеством группировок на основе соглашений или конкуренции, в силу чего едва ли можно обнаружить, каким должен быть суверен

    • Право предъявляет требования лишь к внешним действиям человека и имеет формальные границы – требования минимального добра.

    • Признает существование двух ценностей правопорядка - во-первых, правопорядок обеспечивает свободу человека, во-вторых, он обеспечивает равенство в смысле равного ограничения этой свободы;

    • Ограничения могут быть правильными и неправильными, хорошими или плохими.

    • Для их разграничения необходимо определить, соответствуют ли они принципам христианской морали. Человек свободен, пока он не нарушает требований христианской морали.

    • Нравственные требования недостаточно определены и по объему - безграничны, границы самосовершенствования отсутствуют.

    • право выступает в качестве требования принудительной реализации некого минимального добра и в качестве порядка, не допускающего известных проявлений зла.

    • Рассматривает государство как инстанцию, стоящую между церковью и человеком.

    • Церковь по природе не может и не должна применять принуждение. Этим занимается государство.

    • Возникает вопрос: что это за минимальное добро и как его обеспечить? Эта проблема и решается государством.





    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта