Школа возрожденного естественного права. Концепция правопонимания Г. Радбруха. Формула Радбруха. Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализму), право по своей природе, смыслу, сущности и понятию – это естественное право. Естественное право лишена надлежащей содержательной и понятийной определенности, поскольку в принципе не может быть какого-то одного-единственного естественного права, а есть множество различных естественных прав. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, неприкосновенность личности, личную свободу, частную собственность и др. Эти права признаются неотчуждаемыми, и всякое посягательство на них со стороны других лиц, в том числе государства, является правонарушением. Естественные права лежат в основе позитивных (благоприобретенных, установленных законом) прав. Закон, соответствующий, развивающий, конкретизирующий естественные права человека, признается правовым. Несправедливый закон не создает право. Согласно теории возрожденного естественного права, то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей. В рамках теории возрожденного естественного права выделятся неотомизм. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого положительного закона, если он расходится с естественным правом.
Концепция правопонимания Ф. Аквинского
| Концепция правопонимания Г. Радбруха
| Закон должен выражать общее благо всех членов общества и должен устанавливаться всем обществом; Классификация законов Ф. Аквинского: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон. Вечный закон – всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании и обеспечивает их целенаправленное развитие. Вечный закон – источник всех других законов, носящих более частный характер. Естественный закон – вся богосотворенная природа и природные существа, в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных законами их природы. Человеческий закон – это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди могут обходиться и без человеческого закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждения. Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). Божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение. Он необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных спорах и разнотолках о должном и справедливом. Божественный закон нужен для того, чтобы направлять внутренние движения, которые целиком остаются вне сферы воздействия человеческого закона. Он необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом. Право – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Естественное право в его трактовке является общим для всех живых существ. Относящееся только к людям естественное право – это право народов.
| Право – явление культуры, которое проявляется как форма осуществления социальных ценностей. В праве проявляются несколько таких априорных начал: (1) справедливость — требование равного отношения с равными и неравного — с неравными; (2) целесообразность — создание и применение права должны соизмеряться с целями, которые преследует общество;(3) стабильность — устойчивость социального развития, разумное и справедливое решение споров возможны только при предсказуемом и четком правовом регулировании. предпочтение он отдает началу стабильности, но с оговоркой о несправедливости законов.: «Сам факт, что спору между правовыми воззрениями будет положен конец (судьей, разрешающим дело), важнее того, будет ли такое окончательное решение справедливым или целесообразным». «Закон есть закон», но в то же время обязанность солдата подчиняться перестает действовать, если он узнает, что целью приказа является преступление. Закон действует, потому что это — закон, и это — закон, если его сила признается в большинстве случаев. Практически это значит, что право — все, что тот, в чьих руках государственная власть, считает общеполезным, а именно: любые фантазии и капризы деспота, наказание без суда и следствия; Право — это воля, стремящаяся к справедливости, а справедливость заключается в том, чтобы судить без оглядки на авторитет и ко всем подходить с одинаковой меркой. «Существуют также правовые принципы более авторитетные, чем любое юридическое предписание. В этом случае закон, противоречащий такому принципу (естественное право), не действует; «Несовершенство человека не позволяет гармонично объединить в законе все три ценности права — общую пользу, правовую стабильность и справедливость, и остается лишь выбирать между тем, соглашаться ли во имя правовой стабильности на действие плохого, вредного или несправедливого закона или отказать ему в действии, учитывая его несправедливость и вред, наносимый всему обществу»; исключение из общей обязанности людей соблюдать установленные властями законы «составляют лишь ситуации, когда действующий закон становится столь вопиюще несовместимым со справедливостью, что закон как “несправедливое право” отрицает справедливость». если законодатель при принятии законов не стремится к справедливости и попирает принцип равенства, тогда «закон является неправовым по своей природе, ибо право, включая и позитивное, нельзя определить иначе, чем порядок и совокупность законов, призванных по сути своей служить справедливости.
|
Радбрух
Смысл и идея права состоит в служении идее права; Понятие идея права состоит из трёх элементов: справедливости, целесообразности и правовой стабильности; Выделяет правовую и этическую справедливость; Справедливость должна обретать определённую форму в соответствии с целью государства.
Формула Радбруха
Согласно теории, судья, который сталкивается с конфликтом между статутом и тем, что он считает справедливым, должен принять решение не применять статут, если - и только если - правовая концепция, лежащая в основе рассматриваемого статута, кажется либо «невыносимо несправедливой», либо недопустимой. «сознательное пренебрежение» равенством людей перед законом. восходит к ситуации системы гражданского права.
Выдержка (Перевод) формулы:
Конфликт между справедливостью и надежностью закона должен быть решен в пользу положительного закона, закона, предписанного надлежащей властью и властью, даже в случаях, где это - injust с точки зрения содержания и цели, за исключением случаев, где несоответствие между положительным законом и справедливостью достигает уровня, столь невыносимого, что устав должен освободить дорогу для справедливости, потому что это нужно считать «ошибочным законом». Невозможно потянуть более острую линию установления границ между случаями юридической несправедливости и уставов, которые применимы несмотря на их ошибочное содержание; однако, другая линия установления границ может быть оттянута с жесткостью: Где справедливость даже не борется за, где от равенства, которое является ядром справедливости, отвергают в процессе законодательства, там устав не просто 'ошибочный закон', фактически не имеет правового характера вообще. Это вызвано тем, что закон, также положительный закон, не может быть определен иначе как правило, который точно предназначен, чтобы служить справедливости.
|