400 игр. 400 игр для развития коммуникативных навыков
Скачать 1.31 Mb.
|
«ПОЛСЛОВА ЗА ТОБОЙ» Участники садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать вторую его половину. Например, паро-воз; теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры. _____________________________________________________________________________ «КРЕПКОЕ ЗНАКОМСТВО» Новичку по очереди подают руку другие, называя свои имена. Потом ему завязывают глаза и снова по очереди (в другом порядке) подают руки. Новичок должен назвать имя подающего ему руку. _____________________________________________________________________________ «ИСТОРИЯ ИМЕНИ» Все садятся в круг. Каждый из участников по очереди называет свое имя и рассказывает историю о том, почему его назвали именно так. «КАРТА ЖИЗНИ» Каждому участнику дается лист бумаги и ручка. На листе в верхней части нужно написать дату проведения игры, а в нижней части дату своего рождения. Между этими двумя цифрами провести произвольную линию, которая, по мнению участника, отражала бы его жизнь. На линии точками отмечаются наиболее важные, запоминающиеся события и хорошие и плохие. После составления «Карты жизни» каждый из участников рассказывает по ней о своей судьбе. Это упражнение лучше всего проводить в малой группе, где есть возможность выслушать каждого участника, если же людей много обсуждение следует проводить в парах или тройках. _____________________________________________________________________________ «МОЙ ГЕРБ» Каждый участник на своём листе рисует схему, символизирующую щит (смотри схему). Затем он начинает заполнять каждую клетку, отвечая на вопросы: 1. Имя, возраст. 2. Твой девиз (жизненное кредо). 3. Твое любимое занятие. 4. Цель жизни. 5. Качество, которое больше всего ценишь в людях. 6. Качество, которое ты не приемлешь. Если игра проводится с целью знакомства участников между собой, то герб прикрепляется к одежде как эмблема. А затем участники в течение дня читают надписи на гербах друг друга. _____________________________________________________________________________ «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» На листе бумаги в центре пишется имя, а по сторонам и углам различные сведения об авторе. Набор вопросов следует определить заранее, в зависимости от целей игры (знакомство, получение информации, развитие творчества). Карточка крепится к одежде. _____________________________________________________________________________ «СЦЕНКИ - ЭКСПРОМТЫ» Любая сказка или миниатюра, текст собственного сочинения поможет организовать досуг большой группы людей. Для этого в нем выделяются все существительные – это и будут роли. При этом не надо забывать о ролях занавеса, антракта и звонков. Ведущему остается по жребию распределить роли, начать громко и выразительно читать текст, а героям – воплотиться в образ. Предлагаем примерный текст. Наступило утро. Уставший от бессонной ночи начальник вошел в кабинет, подошел к окну, приоткрыл форточку и вдохнул свежий воздух. Теплый солнечный луч проник в окно и заплясал по стенам. За ним в окно влетела птичка. Начальник запустил в неё вазой. Птичка улетела, а ваза разбилась. Начальника охватил гнев. Но тут в кабинет вошла секретарша, толкая перед собой изящный столик, на котором позвякивал сервиз из китайского фарфора и лежали аппетитные бутерброды с черной икрой. Секретарша послала шефу ослепительную улыбку, и удалилась. Рабочий день начался. _____________________________________________________________________________ «АРБАТ» Из группы выбирается 5-7 человек, в игре они будут исполнять роль натурщиков. Ведущий включает спокойную музыку, а на стену вешает листы ватмана. Включается настольная лампа, наводиться на профиль лица натуры и по тени переводиться медленно и аккуратно на лист ватмана, каждый участник группы помогает сделать это наиболее точнее. Берутся кисти и краски. Пастель, карандаши, фломастеры и маркеры – это испортит впечатление. Пока часть позирует, другие их рисуют. Каждый имеет право нарисовать, дорисовывать профили «натурщиков». На свободной от портретов части лис-та участники сами рисуют интерьер, пейзаж, всё что угодно. А дальше - выставка! «СВЯЖИ ВЕРЕВКУ» Примерно от 50 до 300 веревок различной длины спрятаны по игровой площадке. Участники разбиваются на пары или микро группы. По сигналу они ищут и собирают отрезки веревок, связывая их вместе. Выигрывает пара с самой длинной непрерывной веревкой. Лучше ограничить данную игру по времени 3 – 4 минутами. Нет необходимости находить все спрятанные веревки. Дополнительные возможности. За особую цветную веревку, если она найдена и привязана, полагается особый приз, или нашедшая ее пара должна начать следующую игру, показать фокус и т. д. Другой вариант – приз выигрывает пара с самой длинной связанной веревкой одного цвета. _____________________________________________________________________________ «ИДИ СЮДА!» Любимая игра Антона Семеновича Макаренко. Он писал, что стал считать себя мастером воспитательного дела, когда научился произносить фразу «Иди сюда!» с 16 различными интонациями. Неизвестно, каким образом он тренировался (может, один перед зеркалом, а может – на своих воспитанниках- беспризорниках), но в итоге действительно стал мастером. Можно попробовать, собравшись всей компанией, произносить эту (или любую другую) фразу с разными интонациями и эмоциональными оттенками. Например, сказать иди сюда командирским тоном, страстным шепотом, удивленно, иронично, трагически или безразлично. Или так, как сказал бы врач - ветеринар, областной прокурор, Иван Грозный, покинутый любовник, сицилийский мафиози, Джон Траволта и кто угодно еще. _____________________________________________________________________________ «ХА-ХА-ХА» Играющие садятся в круг. Первый игрок говорит: «ха», второй игрок говорит: «ха-ха», третий игрок говорит: «ха-ха-ха» и так далее, каждый игрок добавляет еще одно «ха». Каждое «ха» должно произноситься торжественно и важно. Если кто-то из игроков засмеется или попытается схитрить, он должен выйти из круга. Но как только они покидают круг, им позволено все. Вышедшие игроки могут делать все, до чего они только смогут додуматься, в попытках заставить других игроков рассмеяться. Касаться игроков запрещено. _____________________________________________________________________________ «ПОДПИСИ» Снаряжение: листы бумаги и принадлежности, в количестве, соответствующем числу участников. Построение: большой круг. Ход игры: по сигналу каждый участник должен заполнить свой лист бумаги подписями всех остальных присутствующих. Тот, кто закончил, объявляет «Есть». Окончание игры: все встают в круг снова, первый окончивший пытается расшифровать все имена, написанные на листе, проверяя, кто из присутствующих относится к каждой из подписей. ____________________________________________________________________________ «ВОЗДУШНЫЕ БАШНИ» Участники сидят на стульях в тесном кругу. Ведущий произносит предложение, включающее в себя какой-либо факт.(Например, «Я первый ребёнок в семье». «Я люблю носить джинсы». «Я не переношу чеснока». Можно также в шуточном тоне: «Нечего мне больше сказать», «Я ненавижу шлёпанцы» и т. п.) Тот, чей ответ будет «нет», остаётся на месте. Тот, чей ответ будет «да», передвигается на один стул вправо и садится или на освободившийся стул, или на колени того, кто уже сидит на этом стуле. Со временем построятся «Воздушные башни», - несколько человек сидящих на одном и том же стуле, т.е. один на коленях у другого. Окончание игры: можно попросить кого-либо из участников продолжить вести игру. Заканчивают когда устают. ____________________________________________________________________________ «УЗНАЙ ПО НОСУ» В углу комнаты вешают плотную раздвигающуюся занавеску. За ней на стул садится водящий. Участники поочередно, чуть раздвигая ее, показывают ему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.д. Если водящий узнает товарища сразу же, он получает пять очков, при повторном показе – 3 очка, при третьем – 3, при четвертом – 2, при пятом – 1 очко. Игра повторяется несколько раз, причем, водящие меняются. _____________________________________________________________________________ «ЗООПАРК» Каждый участник становится зверем – слоном, раком, комаром, оленем, рыбой, змеей, зайцем, львом или другим по своему выбору или фантазии. Главное – это придумать характерный жест, которым он и будет показывать своего зверя. Смысл игры: показать своего зверя, а потом зверя другого участника. Другой участник показывает опять же своего зверя, а потом зверя третьего участника. Все надо делать быстро, но без ошибок, кто ошибется, кладет фант. В конце игры, когда останутся двое участников фанты разыгрываются: один победитель отворачивается и придумывает смешные задание для тех, чьи фанты выбирает другой победитель. Жесты: Слон – правой рукой дотронуться до носа. В окружность, образованную рукой, просунуть до упора левую руку. Рак – сложить обеими руками фиги, поднести к глазам, пошевелить большими пальцами. Комар – сложить кулак, вытянуть указательный палец, поднести тыльной стороной ладони к носу, помахать получившимся хоботком. Олень – крестообразно сложенными руками с растопыренными пальцами быстро взмахнуть над головой (так танцуют чукчи). Рыба – сложить ладони, как для молитвы, опустить параллельно полу, совершить волнообразное движение (похоже на прыжок рыбы и уход ее в глубину вод). З мея – покачав правой рукой с чуть при согнутой ладонью, изобразить очковую кобру, готовящуюся к нападению. Заяц – банально: сложив ручки на уровне груди. Так изображают зайчиков во всех детсадах – вспомните золотое детство свое! Лев – почти как заяц, но когти наружу и (обязательно!) состроить зверское лицо. Главное: Все жесты должны быть точными, безошибочными и очень быстрыми. Малейшая неточность или задержка карается фантом. В конце концов, жесты перепутываются, рак начинает шевелить комариными хоботками, а у зайца появляется свирепое выражение лица. Попробуйте, очень хорошо игра идет в смешанной взросло-детской или студенческой компании. Полезнаялитература, которую СТОИТ прочесть и порекомендовать другим: Аверьянов Л.Я. «Искусство задавать вопросы» Аксенов Дмитрий «Гений общения» Аугустинавичюте Аушра «Соционика. Психотипы. Тесты» Багрунов В.П. «Азбука владения голосом» Баева О.А. «Ораторское искусство и деловое общение» Батаршев А.В. «Диагностика способности к общению» Биркенбил В. «Язык интонации, мимики, жестов» Бодалев А.А. «Восприятие и понимание человека человеком» Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении» Бринкман Р. «Гений общения. Пособие по психологической самозащите» Васильев Н.Н. «Тренинг преодоления конфликтов» Васильев Н.Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций» Введенская Л.А. «Культура речи» Вилсон Гленн «Язык жестов» Гласс Лиллиан «Я читаю ваши мысли» Дронов Михаил «Талант общения. Дейл Карнеги или Авва Дорофей» Егидес А.П. «Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми» Кволс-Ридлер Кэт «Пойми себя и других» Кинан Кейт «Эффективное общение» Крейдлин Г.Е. «Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык» Кроль Леонид «О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга» Кроль Леонид «Тренинг тренеров: как закалялась сталь» Лаундес Лейл «Как говорить с кем угодно и о чем угодно» Литвак Михаил «Психологическое айкидо» Мастенбрук Вильям «Управление конфликтными ситуациями и развитие организации» Мерманн Элизабет «Коммуникация и коммуникабельность» Моисеев А. А., Завьялова Ж. В. «Работа с возражениями и сопротивлениями» Пиз Аллан и Барбара «Говорите точно... Как соединить радость общения и пользу убеждения» Пиз Аллан и Барбара «Как писать так, чтобы было понятно всем!» Пиз Аллан и Барбара «Новый язык телодвижений: Расширенная версия» Равенский Н. Н. «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика» Фишер Роджер «Переговоры по-гарвардски» |