46 Методы и приемы организации воспитательного процесса Под методами воспитания
Скачать 0.63 Mb.
|
57 вопрос 81 Формы организаций обучения Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др. Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения. В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные. При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. 82 Программа Шпикаловой Т.Я.. 83 Формирование народной педагогики и этнопедагогики. История всемирной педагогики многогранна, она слагается из опыта отдельных народов, каждый из которых имеет свои особенности. Этнопедагогика – это область современной педагогической науки, имеющая междисциплинарный характер. Значимость этнопедагогики в профессиональной подготовке будущего педагога сегодня чрезвычайно велика. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте (чувственный, практический опыт) этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на ценности семьи, рода, племени, народности, нации. В этнопедагогике – традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности. Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 г. ученым-педагогом Г.Н. Волковым. Основной целью этнопедагогики является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп. В России термин «народная педагогика» впервые употребил в 1864г. К.Д.Ушинский, назвавший русские сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики». К основным принципам этнопедагогики относятся: - принцип культуросообразности; - принцип интегративности; - принцип практико-ориентированности; - принцип субъектности. Предметом этнопедагогики является народная педагогика. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Этнопедагогика изучает: 1. Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение); 2. Ребенок как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда); 3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному); 4. Факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы); 5. Методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои); 6. Средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.); 7. Организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники). Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. В классической педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и народных педагогических традиций, пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание рассмотрел Я.А. Коменский. На традиции семейного воспитания опирался И.Г. Песталоцци. Непосредственным развитием положений народной педагогики являются принцип культуросообразности воспитания, разработанный А. Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая педагогическую систему К.Д. Ушинского. Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», "Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа. 84 Программа Неменского Б.М. 85 Возрастная периодизация развития личности. Для того чтобы учитель успешно выполнял задачи воспитания и обучения, он должен знать возрастные особенности учеников. При этом необходимо иметь ввиду, что каждый возраст имеет свои особенности. Эти особенности определяет возрастная периодизацию. Попытки предложить возрастную периодизацию были сделаны еще в Древней Греции. Мыслитель Аристотель предложил делить возраст на 3 периода по 7 лет. от рождения до 7 лет; от 8 лет до 15; от 15 лет до 22. По его мнению, такая периодизация соответствует природе человека. Другая периодизация была предложена Я.А.Коменским. Он делил возраст на 4 группа: от рождения до 6 лет (материнская школа); 6 лет до 12 (обучение в начальной школе; от 12 лет до 18 (обучение в гимназии); от 18 до 24 (обучение в академии). Ж.Ж Руссо предложил периодизацию на биологической основе: от рождения до 2 лет (физическое развитие); от 2 лет до 12 (период сна); от 12 лет до 15 (умственное развитие); от 15 лет до 18 (период чувственных переживаний, нравственное развитие). Ни одна из предложенных классификаций не является идеальной. Современная педагогика исходит из следующих критериев. Анатомические (развитие костно-мышечный, мозговой, нервной, сердечно-сосудистой). Физиологические (деятельность органов дыхания, кровообращения, нервной системы). Физические (развитие роста, масса тела, сила мышц). Психологические (ощущения, восприятие, воображение, мышление). Педагогические (обучение, воспитание, развитие, формирование). Рассматривая те или иные критерии нельзя рассматривать их обязательными. Современному обществу характерна акселерация. Некоторые из критериев являются ведущими в данном возрасте, другие зависимыми. Период развития детей подразделяется на 4 периода. 1 Новорожденный – от рождения до 1-2 месяцев (физическое развитие, соблюдение режима). Младенческий возраст – от 1-2 месяцев до 1 года (формирование умений видеть, слышать, запоминать). Ранее детство – от 1 года до 3 лет (овладение речью, умение ходить, бегать, основы характера). Дошкольный возраст – от 3 лет до 6-7 лет (формирование чувственного этапа познания мира). Младший школьный возраст – от 6-7 лет до 10-11 лет – самый противоречивый и сложный возраст. Здесь необходимо формировать полноценные качества личности, а не думать, что ребенок лишь в начале школьного пути, а в дальнейшем можно будет его исправить, перевоспитать. Будет ли подросток хорошо учиться, будут ли конфликтные ситуации в воспитании зависеть не от физических особенностей возраста, а от того, какие личностные качества будут сформированы в начальной школе. Здесь происходит всестороннее развитие личности. Для подросткового периода самым главным является развитие организма и половое созревание. Подростки критичны к учителю. В этот период происходит социализация (процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром), индивидуализация. Важнейшим условием результативности воспитания является соответствие этих воздействий на мысли, чувства и переживания подростка. Начинается интерес к тем или иным профессиям, к труду. При хорошей организации можно добиться хороших результатов. В этом возрасте развивается творческое мышление. Подростковый возраст делиться на 2 группы: 1.младший подросток (11-15 лет); 2.старший подросток (15-16 лет). Юношеский возраст – 15-18 лет. Открытие внутреннего «Я». Самовоспитание, саморазвитие, окончательный выбор будущей профессии. Развитие идет плавно, без сензитивности. Более активное отношение к дружбе, очень большую роль играет книга. Завершается формирование личности, нравственных качеств. 86 Социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории Появление педагогики как науки о воспитании связано с накоплением знаний об этом общественном явлении. Следует заметить, что уже у первобытных людей имелись определенные познания в этой области, которые передавались от поколения к поколению в виде обычаев, традиций, житейских правил. Поэтому одним из источников возникновения и развития педагогики явилась так называемая народнаяпедагогика(этнопедагогика). Народная мудрость и опыт воспитания нашли свое отражение в пословицах и поговорках, песнях и сказках, обрядах и обычаях, играх и загадках, мифах и сказаниях. В устном народном творчестве содержатся поучения и суждения по самым разным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми. Народные идеи о воспитании использовались и используются в настоящее время при разработке педагогических проблем. В любую историческую эпоху представители науки и искусства, мыслители, государственные деятели высказывали прогрессивныепедагогическиеидеи, которые также являлись источником развития педагогической науки. Еще одним источником развития педагогики является педагогическийопыт. Изучение и обобщение передового педагогического опыта не только позволяет обогатить практику воспитательной деятельности, но и способствует развитию и совершенствованию педагогической науки. Эти знания положили начало науке о воспитании – педагогике. Ее название произошло от греческого слова paidagógike, что в переводе означает «детоводитель». Так в Древней Греции называли рабов, которым аристократы поручали сопровождать детей в школу. В последующем педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием детей и разработкой науки о воспитании. Долгое время педагогика как наука развивалась в недрах философии. Уже в трудах таких древнегреческих и древнеримских философов, как Фалес, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Квинтилиан, Плутарх и др. В эпоху Возрождения и Реформации (конец XIV – начало XVII в.в.) много прогрессивных идей по вопросам воспитания было высказано итальянскими гуманистами В. де Фельтре, Т.Кампанеллой, испанским философом Х.Вивесом, нидерландским мыслителем Э.Роттердамским, французскими философами Ф.Рабле и М.Монтене, английским мыслителем Т.Мором. В качестве отдельной отрасли педагогического знания педагогика была выделена из философии. В 1623 году английский естествоиспытатель Ф.Бэкон опубликовал трактат «О достоинстве и умножении наук», в котором педагогику рассматривал как руководство чтением. Статус педагогики как науки был закреплен в этот период трудами Я.А.Коменского, которого можно назвать отцом педагогики. Его «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» и другие работы известны во всем мире. Я.А.Коменский (1592–1670) также описал классно-урочную систему обучения, которая использовалась в братских школах Западной Беларуси и Украины, благодаря чему она получила мировое распространение. В VII-IX вв. в историю педагогики вошли имена таких заподноевропейских мыслителей и педагогов, как Дж.Локк, Д.Дидро, К.А. Гельвеций, Ф.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Р.Оуэн, И.Г.Песталоцци, И.Герберт, и др. Значительный вклад в историю образования и русской педагогики внесли Л.Ф.Магницкий, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, Н.И.Пирогов, В.П.Остроградский, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, революционеры-демократы А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский. Отдельно следует сказать о выдающемся советском педагоге А.С.Макаренко (1888–1938), который в 1920–30-е г.г. возглавлял учебно-воспитательные учреждения, состоящие из неблагополучных детей, и не принял идей существовавшей в то время педологии1. Его педагогический опыт наглядно доказал, что воспитание определяет не только подготовку подрастающего поколения к жизни, но и их личностное формирование и развитие. Проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения в последние годы в советской и российской педагогике разрабатывались Ю.К.Бабанским, О.С.Богдановой, Н.И.Болдыревым, Н.Ф.Виноградовой, Н.К.Гончаровым, М.А.Даниловым, А.Е.Дмитриевым, Б.П.Есиповым, И.А.Каировым. Значительная роль в развитии не только белорусской, но и мировой культуры и образования в ХVI – ХVIII вв. принадлежит таким белорусским просветителям, как Е.Полоцкая, К.Туровский, А.Слуцкая, Ф.Скорина, Н.Гуссовский, М.Смотрицкий, С.Полоцкий. Большой вклад в развитие теории обучения и воспитания во времена Советского Союза и в постсоветское время внесли белорусские педагоги и психологи Н.А.Березовин, Д.И.Водзинский, М.А.Дмитриев, А.И.Жук, О.Л.Жук, Ф.И.Иващенко, Ф.В.Кадол, И.И.Казимирская, А.В.Козулин, Я.Л.Коломинский, А.И.Кочетов, А.У.Пискунов, А.Т.Ростунов, А.П.Сманцер, Н.К.Солдатенков, В.П.Тарантей, И.Ф.Харламов, И.А.Фурманов, В.В.Чечет, И.И.Циркун и др. 87 Воспитание : сущность, цели и задачи Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности. С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого. Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: - диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; - проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); - организация педагогического взаимодействия (реализация планов); - проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы. 88 Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала XVII в. продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знании в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561- 1626) в 1623 г. издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание. Джон Локк в своем труде «Мысли о воспитании» большое внимание уделял психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Жан Жак Руссо положил начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание исключительно должно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию. Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В своем сочинении «Лингард и Гертруда» он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также его мысли о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными знаниями и привитии им высоких моральных качеств. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711-1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. Видным деятелем просвещения в России в XVIII в. был И.И. Бецкой. В 1764 г. он написал большой трактат «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который широко использовался в закрытых образовательно-воспитательных учреждениях для дворян. В этот же период известностью пользовался Ф.И. Янкович, пропагандировавший дидактические идеи Я.А. Коменского. К.Д. Ушинский считается основателем научной педагогики й народной школы в России. Он автор ряда капитальных трудов по вопросам обучения и воспитания: «О пользе педагогической литературы (1857), »0 народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1 и 2» (1867-1871) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» и «Родное слово» выдержали множество переизданий. Оригинальные педагогические идеи выдвигал J1.H. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука». 89 Характеристика принципов обучения изобразительному искусству в школе 90 Анализ проблемной ситуации. 91 Классификация методов обучения. Методов много. Считать все старые методы старыми нельзя. Для правильного выбора методов проводят их классификацию. Существуют различные классификации. Самой распространённой является: 1. По характеру познавательной деятельности - объяснительно-наглядный (репродуктивный) - проблемное изложение - частично-поисковый (эвристический) - исследовательский 2. По дидактической цели. - методы изучения новых знаний - методы закрепления знаний - методы контроля. 3. По месту в структуре деятельности. - методы организации и осуществления учебной деятельности, - методы ее стимулирования и мотивации, - методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью. Методы обучения по источнику знаний 1. Словесные методы: Рассказ учителя, Лекция - систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Беседа - подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная,по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов. Дискуссия - обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах). 2. Наглядные методы: - иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); - демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства. 3. Практические методы - упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков; - лабораторная работа; - практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр. 3 Методы обучения по характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения. 92 Учение А.С.Макаренко о коллективе. Слово коллективпроисходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединениелюдей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношенияделовыеиотношенияличные. Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям. В этом смысле первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это — тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой». Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольныйколлектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичнымиколлективами, В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе. Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временныеколлективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям относятся различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач бригады, коллективы художественной самодеятельности. В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности. 1 2 |