Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы формирования сознания личности

  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности .

  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведе ­ ния личности

  • Художественное воспитание школьников

  • 46 Методы и приемы организации воспитательного процесса Под методами воспитания


    Скачать 0.63 Mb.
    Название46 Методы и приемы организации воспитательного процесса Под методами воспитания
    Дата22.05.2020
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла46_Metody_i_priemy_organizatsii_vospitatelnogo_protsessa.docx
    ТипЛекция
    #124668
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    46 Методы и приемы организации воспитательного процесса

    Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

    Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.
    1. Методы формирования сознания личности:

    Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции.

    Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты,

    2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

    Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ран­них ступенях воспитания и развития детей. При­учение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, усло­вий жизни и воспитания. Метод приучения тесно связан с методом упражнения.

    3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния личности:

    Соревнование.Соревнование в педагогическом процессе стро­ится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей сте­пени свойственно стремление к здоровому соперничеству, при­оритету, первенству, самоутверждению

    К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры,которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах.

    Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или кол­лектива.

    Отношение к наказаниямв педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоре­чащих нормам общественного поведения, и принуждает учащих­ся неуклонно следовать им.

    4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

    К основным методам контроля относятся: педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов уче­нического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
    49 Теория художественно-эстетического образования школьников.
     Художественное образование школьников— процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

         Художественное воспитание школьников— процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное образование и воспитание неотделимо от побуждения детей к художественно-творческой деятельности, к созданию эстетических, в том числе художественных, ценностей.

       Эстетическоевоспитаниевобщеобразовательнойшколе — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиций доступного ей понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты».

        Системахудожественно-эстетическоговоспитания в общеобразовательной школе — живой, целенаправленный, с учетом возраста учащихся организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей на основе совокупности современных методологических принципов.

    Системаэстетическоговоспитанияучащихсяначальныхклассов строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к нравственно-эстетическому идеалу, вкусу, эстетическим суждениям, которые должны быть свойственны младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах, критериях оценки творческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка.

            Эффективность системы эстетического воспитания во многом определяется конкретно-методическими принципами, на основе которых осуществляется художественное образование. Эти принципы можно было бы определить так: 1) формирование нравственно-эстетического, идейно-нравственного, мировоззренческого облика учащихся начальных классов должно осуществляться на основе и в процессе усвоения духовно-эстетического и идейно-художественного    богатства,    содержащегося    в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства, 2) постижение языка искусства, литературоведческая и искусствоведческая подготовка школьников, как условие проникновения в идейно-художественное богатство изучаемых произведений, 3) обязательные классные, факультативные, кружковые и иные внеклассные и внешкольные занятия по искусству, призванных обеспечить школьников ЗУНами, сформировать их интерес и любовь к искусству, разносторонние духовные потребности; 4) в процессе освоения искусства и науки об искусстве должно осуществляться развитие таких психических качеств личности, как воображение, образное мышление, фантазия, эмоциональная отзывчивость, и т.д.

    48 Развитие личности, общие закономерности, факторы влияющие на него.
    Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях.
    Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель. А в современной педагогике применяется следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

    Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие». Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

    Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребенку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности -наличие социальной среды, то есть конкретных людей - носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребенок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др.

    Процесс передачи ребенку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. 

    Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребенка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т. п. Каждое из них требует от ребенка определенных умений, а самое главное - способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

    Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности - это активная деятельность ребенка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Ее можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается ее содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

    50 Методы и формы контроля. Оценка знаний учащихся.
    Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся.

    В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

    При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

    При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание.

    При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

    Типы контроля

    В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

    Методы контроля

    На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

    При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов.

    Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся.

    Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно

    Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно.

    Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением

    Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Это одна из основных форм контроля в старших классах.

    Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую.

    Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа

    Лабораторная работа

    Тест. Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых

    Нетрадиционные виды контроля: кроссворды, головоломки, ребусы, шары, викторины. 

    Для эффективности контроля необходимо:

    • систематичность контроля;

    • всесторонность контроля;

    • индивидуальность контроля;

    • взаимосвязанность разных сторон обучения.


    51 Методы обучения рисованию в древности.
    Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древ-ности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя, степной лошади, мамонта, и другие сцены из реальной жизни. Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и даже людей человек накапливал тысячелетиями.

    Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

    Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Большинстворисунковэпохинеолитаноситгеометрический, орнаментальныйхарактер. Ониприменялись, главнымобразом, дляукрашенияталисмановипредметовремесла. Новое применение изображений изменило и характер построения рисунка. Изменяется и метод обучения рисованию. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него сталоважным, чтобыученик, перенимаяегоискусство, становилсяпомощником, авпоследствииипродолжателемегодела. Для этого мастер должен был несколько раз показать ученику, как надо работать, как следует изображать тот или иной узор, добиваясь желаемого результата.

    Так обучение рисованию стало приобретать свои законные права. Выработкеприемовиметодовобученияспособствовалиихарактерныедлятоговременисхематизмиусловностьизображения - художникпридерживалсяопределенныхканонизированныхформиправил, которымонобучалсвоегоученика.

    Ночеткоразработанныхпринциповобученияещенебыло. Настоящееобучениеискусствам, сорганизациейшкол, возниклотольковэпохуцивилизации.

     Говоря о методах обучения рисованию в эпоху цивилизации, необходимо, прежде всего, рассмотреть наиболее раннюю и высокоразвитую культуру Древнего Египта.

    ВДревнемЕгиптевпервыерисованиестановитсяпредметомшкольногообучения. Обучениепроходилоуженеотслучаякслучаю, асистематически.

    Приобучениирисункубольшоевниманиеуделялосьтехническимприемам. Обучениетехникерисункашлоподвумнаправлениям.

    Соднойстороны, педагогвырабатывалтехникусвободногодвижениякистируки. Ученик должен был уметь свободно и легко наносить плавные контурные линии на поверхность доски и папируса. Сдругойстороны, ученикдолженбылиметькрепкуюитвердуюруку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и других видов монументальных изображений.

    Обучалисьрисункунетолькопрофессиональныехудожникиживописцы, скульпторыиархитекторы, ноидетивобщеобразовательныхшколах, где, нарядусрисованием, преподавалосьичерчение. Закончив школу, юноша должен был уметь измерить площадь поля, набросать план помещения, вычертить схему канала. Таким образом, в Древнем Египте рисование и черчение были включены в круг общеобразовательных предметов.

    Методисистемаобученияувсеххудожников-педагоговбылиедиными, ибоканоныпредписывалистрожайшеесоблюдениевсехнормиправил. Несмотрянато, чтовшколыпринималисьпривилегированныелица, системавоспитанияиобучениябылапредельнострогойидажежесткой:за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками.

    Необходимо также отметить, что египтянеположилиначалотеоретическомуобоснованиюпрактикир Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. исования. Онипервымисталиустанавливатьзаконыизображенияиобученияимновогопоколения.


    52 Соотношение обучения и развития

    Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

    1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, 
    и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.

    2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому.

    3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением.

    1. Развитие не зависит от обучения. Обучение чисто внешний процесс, который должен быть согласован с развитием. Сам по себе он ничего не меняет в развитии и должен к нему приспосабливаться, использовать достижения развития.

    С определенного возраста можно учить математике, с определенного - чтению и т.п. Развитие завершает свой цикл, чтобы школа могла приступить к обучению. Циклы развития предшествуют обучению. Развитие – это не результат обучения, а его предпосылка. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним.

    Отсюда можно сделать вывод о том, что учение приспосабливается к развитию, ничего в нем не меняя.

    Обучение – это и есть развитие. Оба процесса совершаются равномерно. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Для данной позиции характерен взгляд на обучение и развитие как на процессы протекающие параллельно и синхронно. Развитие представлено в виде накопления реакций, привычек, которые и приобретаются через обучение. Основой развития при этом являются природные зоны, указывающие на границы, в рамках которых и может осуществляться обучение.

    Обучением именуется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков. Понятие «учение» подразумевает активность самого учащегося, его действия, направленные на приобретение знаний, умений и навыков, развитие способностей, самосовершенствование. Таким образом, процесс образования протекает как единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности).
    53 Дополнительное художественное образование школьников

    Необходимо отметить особое значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования, которое представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

    Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:

    - оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;

    - процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;

    - преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;

    - дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации;

    - разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре: однопрофильные (на примере художественно-эстетического направления) (музыкальные и художественные школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и т.п.) и многопрофильные учреждения (Дворец творчества юных, центр дополнительного образования и т.п.).

    Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание личности, осуществляемое средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей и подростков, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.

    Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания.

    В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы.

    54 Становление образовательной системы в России

    Становление образовательной системы в России начинается с момента возникновения письменности у восточных славян (IX - X вв.). Это был период формирования государственности на Руси. Многочисленные исторические свидетельства говорят о том, что в Х в. грамотность на Руси была распространенным явлением, причем владели грамотой не только знать, но и народ. Славяне вели деловую и бытовую переписку. На государственной службе состояли толмачи-переводчики и писцы, которые записывали речи послов на пергамент.

    Существенную роль в распространении грамотности сыграли греческие миссионеры Кирилл и Мефодий (IX в.). Ими были сделаны первые переводы ветхозаветных книг на славянский язык.

    Первые школы на Руси появились на рубеже XI в., после принятия христианства (988 г.). Школы создавались преимущественно при церквях и находились в непосредственном ведении духовенства. Обучение в них вели священники. Ученики получали элементарное образование: изучали Закон Божий, грамоту, письмо, начала арифметики. Распространено было и домашнее обучение. Наемных учителей и воспитателей приглашали, как правило, из-за границы.

    Выдающимся событием в области образования стало начало книгопечатания. Первый букварь был выпущен в 1574 г. основоположником книгопечатания Иваном Федоровым.

    Со второй половины XVII в. начинается период становления высшего образования в России. Открываются два высших учебных заведения: Киево-Могилянская академия (1632 г.) и Московская славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Создаются шляхетские корпуса для дворян (Морской, Артиллерийский), духовные семинарии. Расширяются просветительские связи с зарубежными странами.

    Петр I пытался ввести обязательную учебную повинность для дворян, духовенства, купечества. Государственными указами Петра I были ограничены возможности получения государственных должностей, женитьбы, получения наследства для привилегированных сословий. По проекту Петра I в Петербурге в 1725 г. при Академии наук открывается первый российский университет.

    В начале XIX в. складывается система управления образованием. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Формируется более цельная по структуре система образования: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты.

    Огосударствление образовательной практики выразилось в выработке о б щ е й с т р а т е г и и в с ф е р е о б р а з о в а н и я. Та кую стратегию обозначил министр народного просвещения С. С. Уваров (1786 — 1855): православие, самодержавие, народность.

    Так, в 1803 г. император Александр I утвердил указ сената о предварительных правилах народного просвещения.

    Мощным сдерживающим фактором для создания российской системы народного образования долгое время оставалось крепостное право. Только после его отмены (1861 г.) активно стали развиваться народные и земские школы.

    Единая система народного образования сложилась только после революции 1917 года. В 1918 г. было принято «Положение об единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы».

    Новый период знаменует Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), который закрепил демократические свободы для школы, учителя и ученика. Изменилась государственная политика, которая стала ориентироваться на свободу и плюрализм в образовании. В Законе утверждается гуманистический характер образования, приоритет отдается ценности личности, что находит свое выражение в идее самоопределения и самореализации личности.

    55 Основные дидактические концепции. Традиционная дидактическая система И.Гербарта.

    По Гербарту, цель воспитания может быть обозначена лишь одним словом – «добродетель». Педагог сформулировал пять этических идей, которые являются основой всеобщей морали: идеявнутреннейсвободы, делающая человека цельным; идеясовершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию»; идеяблагорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идеяправа, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идеясправедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Важную роль в нравственном воспитании Гербарт отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от «высших сил».

    Основой воспитания И.Ф. Гербарт считал нравственное развитие и становление воли и характера воспитанника. В нравственном развитии ребенка педагог выделял четыре ступени. Первая ступень – «память воли», на которой вырабатывается твердый характер по отношению к внешним условиям; вторая ступень – «выбор», когда личность учится осознавать положительные и отрицательные стороны того, к чему она стремится; третья ступень – «принцип», здесь происходит выработка самосознания, определение принципов, лежащих в основе мотивов поведения; четвертая ступень – «борьба», на этой ступени «выстраивается

    Гербарт И. Ф. сформулировал исходные этические идеи, которые выступают в качестве оценочных критериев поведения человека в обществе:

    • идея внутренней свободы — результат согласованности между разумом и волей личности, гармонии между ее этическим суждением и волей;

    • идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;

    • идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

    • идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав, и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающие его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу воль;

    • идея справедливости как воздаяние за каждое действие, предпринятое по отношению к воле другого человека: либо поощрение, либо наказание.

    Гербарт выделил две группы целей воспитания:

    - возможные (ориентированы на перспективу);

    - необходимые (выработка субъективных, личностных качеств).

    Он рассматривал органическое единство теории и практики, дифференцировал педагогические знания по их источнику, различал педагогику как науку и педагогику как искусство.

    Гербартом выделены три раздела теории и практики воспитания:

    - управление (приучение детей к порядку, дисциплинированности),

    - обучение,

    - нравственное воспитание.

    Ключевым понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающееобучение, направленное на развитие многостороннего интереса. Гербарт выделил шесть видов интереса: эмпирический – к окружающему миру; спекулятивный (умозрительный) – к причинам вещей и явлений; эстетический – к прекрасному; симпатический – к близким людям; социальный – ко всем людям; религиозный. Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

    56 Требования к личностным качествам педагога.

    Учитель был и остается центральной фигурой в школе. От него зависит успех обучения и воспитания. Роль учителя возрастает в современных условиях в связи с тем, что расширяются его права, возможности. Если раньше учитель был и исполнителем указаний сверху, то в настоящее время ему дано право вносить коррективы в учебные планы, программы, выбирать методы и средства обучения, выбирать учебники. Для этого учителю необходимо быть хорошо подготовленным. Он должен строить свою работу с учетом уровня подготовленности детей, уровня их развития.

    Главная функция учителя – управлять процессом обучения, воспитания, развития и формирования личности.

    Особую важность приобретают человеческие качества: человечность, щедрость, справедливость, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, дружелюбие, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость и т.д. Обязательное качество – гуманизм, душевная чуткость.

    57 Методы научно-педагогических исследований

    Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные

    Методология (от греч. methodosпуть исследования или познания, теория, учение и logosслово, понятие) учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и способах познавательной деятельности.

    Уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Методология образования выполняет различные функции:

    - Познавательная

    - Критическая

    Рефлексивная.

    Методы научного исследования классифицируются на эмпирические и теоретические.

    Эмпирические методы: Наблюдение

    Существует несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное, Сплошные или дискретные наблюдения

    Диагностическая беседа, опрос. тестирование, оценивание (другие названия – рейтинг – от англ. оценка, порядок, классификация)

    Педагогический (диагностический) эксперимент Различают виды эксперимента по условиям его проведения: Естественный (полевой) эксперимент Лабораторный эксперимент Мыслительный эксперимент Поисковый эксперимент Констатирующий Формирующий Контрольный контрольно-проверочный) эксперимент Сравнительный эксперимент

    К теоретическим методам относится моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения, изучение продуктов деятельности, контент-анализ. позволяет подвергать содержательному анализу по заранее определенной схеме письменные тексты испытуемого, его произведения, письма и т.д.

    Теоретические методы исследования

    1.Интерпретация (лат. - истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значение чего-либо). 2.Анализ и синтез. Анализ (от греч. – разложение, расчленение)

    Синтез (от греч. – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему).

    Индукция – это метод исследования, позволяющий производить обобщениеИндукция осуществляется через абстрагирование – мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их подпонятие. Конкретизация позволяет лучше понять общее.

    3. Абстрагирование и конкретизация.

    4. Аналогия (от греч. – соответствие, сходство)

    5. Сравнение - предполагает две операции - сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий).

    6. Обобщение

    7. Ранжирование

    8. Шкалирование

    9. Моделирование.

    10. Монографический метод.


    58 Программа ,содержание и структура. (Кузин В.С)





    59 Зарубежные методы обучения рисованию

    60 Содержание и пути воспитания (нравственное, гражданское воспитание)
      1   2   3   4


    написать администратору сайта