Главная страница
Навигация по странице:

  • 16 (диагностическая работа от 12.05.09г., вариант IY )

  • Опа. 5. Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой детских сказок муравей Логично, правда


    Скачать 137.5 Kb.
    Название5. Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой детских сказок муравей Логично, правда
    Дата13.04.2021
    Размер137.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаtexti dla analiza.doc
    ТипДокументы
    #194277
    страница3 из 3
    1   2   3
    15 (диагностическая работа от 12.05.09г., вариант III)

    Когда Л.Н.Толстой обрушил свой гнев на пустое «искусство ради искусства» и в пылу идеологической полемики сгоряча отнес к искусству такого рода пейзажную живопись, И.Е.Репин, возражая, решительно опроверг его. 2. Пейзажи дороги нам не только потому, считал он, что верно изображают природу, но и потому, что в них отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты.

    3. Действительно, лучшие отечественные художники – пейзажисты своим творчеством опровергли точку зрения Толстого. 4. Кто может усомниться, что со времен А.Ф.Васильева русский пейзаж будит в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, по словам И.М.Крамского, «лучше, добрее, здоровее»! 5. А разве не здесь дышит настоящее мастерство и разве не в этом состоит главная цель искусства?

    6. Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель И.И.Шишкин. 7. Оба художника по-разному проявили «личное отношение» к природе, и каждый выразил собственное понимание ее красоты, которое со всей полнотой воплотилось в творчестве. 8. Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, - писал Крамской. – 9. Я думаю, что он единственный у нас человек, знающий пейзаж. 10. Причем знающий его самым ученым образом».

    11. Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. 12. Его ясные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих рощ, шумных дубрав и бескрайних полей с клонящейся под ветром спелой рожью.

    13. В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности. 14. Мы можем только удивляться той безупречной верности, с какой он изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зеленой траве-мураве…

    15. Да, в его медленном, неторопливом и ясном повествовании почти не прояваилось то, что Крамской образно называл «струной души, которая могла бы обращаться в песню». 16. Трудолюбивый Шишкин был прозаиком пейзажа, Васильев, чуткий и лиричный, стал его поэтом.

    17. При этом искусство каждого из них никогда нельзя было назвать «пустым и бессодержательным», каждый из авторов по-своему передавал любовь к родной земле. 18. Творчество каждого из них в полной мере подтвердило правоту Репина и ошибочность позиции Толстого (По Л.Н.Волынскому).

    16 (диагностическая работа от 12.05.09г., вариант IY)

    Чем архитектура отличается от простого строительства? 2. Вы скажете: конечно, красотой! 3. Но можно ли измерить степень красоты, выразить ее математически или словесно? 4. Нередко это кажется невозможным даже специалистам. 5. Но все-таки попытаемся определить. Из чего складываются красота и архитектура.

    6. многие столетия церковь Покрова на Нерли завораживает взгляды. 7. Небогатая скульптурным убранством, она незатейлива по композиции. 8. Но увидишь ее облик хоть раз – и забыть такую красоту невозможно. 9. Где. В чем секрет? 10. В верно найденных пропорциях – соотношении ширины и высоты, отдельных частей и целого. 11. Именно благодаря этим правильно выбранным пропорциям церковь кажется такой легкой, изящной.

    12. Совсем другое впечатление производит Дмитриевский собор во Владимире. 13. Он не кажется тяжелым и уклюжим, несмотря на внушительные размеры. 14. Этому способствует великолепный скульптурный декор, сплошь покрывающий фасад. 15. Вот почему даже огромные здания, которые имеют правильно выбранный внешний декор, дышат легко и выглядят невесомыми.

    16. А чудо русской архитектуры – собор Василия Блаженного – имеет не только богатый декор, но и необычную общую композицию: восемь малых куполов толпой обступили большой, центральный. 17. Лики красоты неповторимы, и каждый по-своему прекрасен.

    18. Цвет роднит архитектуру с живописью и скульптурой. 19. Древние греки, придавая цвету огромное значение, раскрашивали даже благородный мрамор своих храмов и статуй. 20. В русском зодчестве отношение к цвету менялось: владимирские храмы ХII века и московские ХIY-ХY веков были белыми, а в ХYI архитектурные сооружения уже выглядели по-иному: традиционным стало сочетание красного и белого. 21. На фоне красных кирпичных стен нарядно смотрелись белокаменные резные украшения – порталы входов, наличники окон, карнизы, колонны. 22. Позже, в ХYII веке, храмы и дворцы украшали изразцами.

    23. Не последнюю роль в архитектуре играет умение мастера придать своему произведению выразительный облик. 24. Луковичные главки русских храмов были видны издалека, похожие по силуэту на пламя свечи. 25. В ХYI веке на Руси стали строить шатровые церкви. 26. Привычный облик храма изменился, стал похож на устремленную в небо ракету.

    27. Так из целого ряда составляющих: соотношения пропорций, деталей внешнего декора, архитектурной композиции, цвета – складывается неповторимая красота русского зодчества (По Ю.С.Рябцеву).

    17:

    В некотором городе жил один чудак. 2. Был он очень богат и имел все из вещей, что человек может себе только пожелать. 3. Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золоченая мебель. 4. В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением.

    5. Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог. 6. Человек решительный и отважный, он так много мог, он почти все смел, но не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мертвой. 7. Ничто не радовало его, и богатство, все более умножаясь, постепенно становилось для него горестным бременем.

    8. Тогда он пошел к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы. 9. Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему: 10 «Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее. 11 Твое несчастье велико: тебе не хватает главного, и, пока ты его не найдешь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой».

    12. Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. 13. Как богато человечество благами низшего порядка! 14. И будет делаться все богаче. 15. Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими овладеют. 16. Все новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение, но главное отсутствует.

    17. «Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» незаметно утрачивается. 18. Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого наполовину уже завершено, и вдруг он забывает свой план. 19. «Прекрасно! 20. Но для чего я все это предпринимал? 21. Чего я, собственно, этим хотел?!»

    22. Давайте вспомним о естественно-научных и технических изобретениях последнего столетия. 23. Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолет, радио, расщепление атома. 24. Этого довольно и сверхдостаточно, чтобы создать нечто великое. 25. Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает наличие всеобъемлющего, окрыленного, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие искусства, несущего огромную духовно-воспитательную силу. 26. Жизнь без смысла в таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. 27. Возможности созидания могут стать средствами всеобщего разрушения. 28. Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределенная «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всем.

    29. Современное человечество должно хотя б интуитивно чувствовать, «куда» оно идет, «зачем» ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить все это, чтобы творческий путь познания не превратился в путь руин. 30. Что получится, если кучка лишенных духовных корней и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнет возиться с инструментами современной химии, техники и науки?

    31. Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного – смысла жизни. 32. Он должен отправиться на поиски. 33. И, пока он не найдет главного, беды и опасности будут подстерегать все чаще и чаще. 34. Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей (По И.А.Ильину).

    18:

    - Здесь полюс, поздравляю вас, ребята! – именно эти слова сказал начальник полярной экспедиции Дмитрий Шпаро, когда в белесой мгле ненадолго сверкнуло солнце и щтурман Юрий Хмелевский определил: цель достигнута. 2. Несколько секунд друзья еще стояли, пошатываясь, плотно прижавшись друг к другу. 3. И вдруг кинулись обниматься, поздравлять друг друга, радуясь нелегко доставшейся победе.

    4. Северный полюс столбиком не отмечен, на нем ничего нет, кроме льда и снега. 5. Это всего лишь символ, математическая точка, где сходятся меридианы и сходят на нет параллели. 6. На Южном полюсе, единожды вычислив точку, отметили ее флагом и кругом из бочек. 7. На Севере из-за льда, постоянно перемещаемого течением, полюс всякий раз надо вычислять заново.

    8. Этой точки Земли не раз достигали на собачьих упряжках, на мотосанях, дирижабле, на самолетах, на ней всплывали подводные лодки, сюда дошел отечественный ледокол «Арктика», а после него еще более 60 ледоколов из разных стран. 9. А вот пешим ходом на лыжах полюса впервые достигла экспедиция из семерых человек под руководством Дмитрия Шпаро в 1979 году.

    10. Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семерке. 11. Палатка выцвела – из оранжевой стала прозрачно-желтой, до дыр износились бахилы, лыжи были источены до предела 12. Ну и, конечно, на лицах запечатлелось все, что пришлось испытать. 13. Выросшие бороды, порыжевшие носы, обожженные морозом, облупленные щеки. 14. Но это не были люди, до предела растратившие свои силы: они радовались, как дети, шутили, смеялись. 15. И в один голос готовы были сказать, что могли бы протии еще столько же.

    16. среди множества писем, приходивших в редакцию в те дни, писем с горячей поддержкой экспедиции и пониманием ее задач, был и такой вопрос: 17. «Зачем?» 18. Вопрос тот столь же старый, как и история человечества. 19. Всегда кто-то шел по земле, обрекая себя на лишения, даже на гибель. 20. А кто-то, сидя в спокойном тепле у костра в пещере или у телевизора в квартире, говорил: 21. «Зачем?»

    22. Вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого для будущих поколений. 23. Тех же, кто шел, история знает. 24. Усилиями легиона смельчаков были открыты на Земле материки, острова, глубины, проливы, полюса, покорены горы, нанесены на карту мельчайшие очертания лика Земли.

    25. «Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо», - гласит древнее латинское изречение. 26. Людям хочется открывать неизведанное, хотя это всегда рискованно. 27. Человек с колыбели своей истории сознательно рисковал своей жизнью, чтобы совершать открытия. 28. Иначе мы не знали бы очертаний материков, глубин океана, пространства пустынь, высоты гор и толщи снегов.

    29. Точка полюса – лишь некий итоговый символ. 30. Главное состоит в преодолении пространства до полюса, в преодолении полутора тысяч труднейших на всей земле километров, отделяющих остров Генриетты (точку старта) от полюса. 31. Степень трудности перехода наивысшая, она требует предела человеческих сил. 32. Мороз под сорок. 33. Торосы, разводья, которые надо преодолеть на лодках. 34. Постоянное напряжение, риск.

    35. И вот он под ногами – полюс. 36. Величественный белый мир. 37. Чуть шевелится флаг на мачте, будто во сне. 38. Под ним на льду – шар-контейнер с такими дорогими для нас символами родной земли. 39. Это останется на полюсе. 40. Остаются у флага и портреты легендарных полярников: Седова, Русанова, Толля

    41. Володя Леденев снимает на пленку эти следы посещения полюса. 42. Снимает он и ледяной столбик, вокруг которого сегодня начерчены сажей параллели и меридианы.

    - 43. Ну вот все и кончилось – дошли… 44. А Земля продолжает вертеться, - говорит Володя. – 45. Друзья, а как там, кстати, на Южном полюсе… потеплее будет? (По ВМ.Пескову)

    Изюминки текстов:

    № 4 – почти каждое предложение начинает новый абзац.

    № 6 – повтор (одиннадцатый класс) как средство выразительности + замечательный пример эссе; примеры парцелляции - №№ 3 – 4, 8 – 9, 30 – 31.

    № 7 – в №№ 16, 20, 21 хорошо прослеживается роль многоточия.

    № 14 – очень умозрительный, сильное подозрение, что автор текста в принципе не испытал в своей жизни дружбы, трудный, потому что вызывает сопротивление, но и такие тексты могут попасться на экзамене + огромное количество риторических вопросов.
    1   2   3


    написать администратору сайта