Опа. 5. Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой детских сказок муравей Логично, правда
Скачать 137.5 Kb.
|
9: Из книги Александра Грина – его чудесной истории о корабле с алыми парусами – вы узнаете, читатель, одну замечательную истину. 2. Если у вас хватит душевных сил и твердости характера, то вы, следуя этой истине, проживете разумную и интересную жизнь. 3. Об этой истине Грин говорит устами своего героя капитана Грея: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». 4. Вот на арену выходит фокусник. 5. Он достает из кармана конверт, который запечатан сургучной печатью. 6. Вскрывает конверт и вынимает оттуда прямоугольные кусочки бумаги – листки обычного отрывного календаря. 7. Взмах палочки – и печать на конверте становится золотой. 8. Еще взмах – и вместо календарных листов на столе лежат крупные купюры. 9. Это называется удивление, но разве это чудо? 10. Чудо, считает Грин, - это не превращение сургуча в золото или превращение листков отрывного календаря в тысячерублевые билеты государственного банка или подобная этому чепуха. 11. Чудо в том, чтобы добиваться в жизни прекрасного, открывать в людях и в самих себе такие богатства сердца и такую глубину духа, о какой вы сами не подозреваете. 12. Искать и находить поэтическую сущность всюду, где она есть, даже в сухом стебельке сена, и тем самым прибавлять и прибавлять людям счастья – разве это не чудо? 13. Разве это не чудо из чудес на нашей земле, которую мы, что греха таить, еще так мало и так плохо знаем (хотя и уверены в обратном)? 14. Грин говорит, что чудо может обнаружить себя во всем. 15. В солнечной улыбке, в веселье, в прощении, в каждом сказанном вовремя нужном слове. 16. Чудо – это каждый удивительный случай, зависящий от нашей человеческой воли и наполняющий нас осознанием счастья. 17. Никто из нас, конечно, не может ясно, коротко и точно объяснить, что такое счастье. 18. Но нужны ли нам эти объяснения и формулы? 19. Счастье нельзя объяснить, мы не можем запаковать счастье в рамки строгого научного определения. 20. Но не почувствовать, не увидеть его мы тоже не можем, даже если это счастье мимолетно, даже если малейшая его крупинка попалась нам на пути. 21. Поэтому о счастье можно рассказать. 22. Как, к примеру, говорит Грин о появлении корабля Грея с алыми парусами. 23. Художественный дар Грина, воплощенный в его рассказах, вызывает в людях желание разнообразной и осмысленной жизни, полной риска, предприимчивости, смелости и того чувства высокого, какое свойственно почти всем художникам, поэтам, борцам за свободу, ученым, исследователям, мореплавателям (По К.Г.Паустовскому). № 10: О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. 2. В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем. Что ее сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. 3. Да и вообще, что взять с этой барыни-самолурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 верст в соседнюю деревню за… горшочком гречневой каши: видите ли, в ее поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! 4. А был случай еще почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение… индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна». 5. Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо! 6. Действительно, перед нами предстает неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков. 7. Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. 8. Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела. 9. Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. 10. Сын отвечал скупо и редко. 11. Мать, измученная тщетным ожиданием известий от сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. 12. Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребенок!» 13. Не могу точно сказать, заставила или нет молодого Тургенева такая угроза маменьки немедленно схватиться за перо. 14. Конечно же, в самой возможности самочинно наказывать безвинного человека за чьи-то прегрешения мы видим уродливые следствия тогдашних порядков, развративших множество светлых и чистых душ. 15. Не случайно крепостничество стало главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника»! 16. Но разве не выражается в том «иезуитском» ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню. Выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? 17. И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»? 18. Пытаясь объяснить поступки другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто бы люди – это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определенным закономерностям. 19. Но подлинное понимание невозможно без вчувствования, без напряженного усилия встать на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. 20. Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. 21. Но твердо убежден: ее жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына. 22. Могла бы… 23. Но, к сожалению, мы почему-то упрямо верим, что мир могут исправить лишь гневное обличение или задиристая насмешка, а не чудодейственной тепло любящего сердца (По В.Захарову). № 11 В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал всражение. 2. Я укладывал раненых, и один раненый шептал мне: «Вот бы водицы…» 3. Я побежал за водой. 4. Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…» 5. С изумлением я поглядел на него и вдруг все понял. 6. Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. 7. Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны. 8. Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. 9. Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. 10. Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу ручья. 11. В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив. 12. Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. 13. А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. 14. Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. 15. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза. 16. –Спасибо вам, так красиво! – прошептал он. 17. Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза. 18. прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал: 19. –А что, она еще летает? 20. Голубая стрекоза еще кружилась. 21. –Летает, еще как! – ответил я. 22. Он опять улыбнулся и впал в забытье. 23. Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. 24. Вдруг, слышу, он спрашивает: 25. Все еще летает? 26. –Летает,- сказал я машинально, даже не думая. 27. –Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза. 28. Я испугался. 29. Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. 30. Не так ли и тут?.. 31. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. 32. Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись. 33. И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса. 34. Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме. 35. –Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. 36. И я ему показал это отражение. 37. И он улыбнулся. 38. Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. 39. Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью (По М.Пришвину). № 12 Большинство людей убеждено, что рассказы должны быть поучительными. 2. Но, как всегда, есть чудаки, преимущественно сами писатели, не желающие безоговорочно подчиняться этой истине. 3. Они утверждают, что некоторые произведения искусства, хотя они ничему и не учат читателей, могут просто порадовать их. Показав красоту какой-нибудь, к примеру, крошечной песчинки, которая умеет преломлять солнечный свет и делать из него множество разноцветных сияний и радуг. 4. Они правы. 5. Дни и ночи, осень и зима, весна и лето сменяются на земле и уходят, полные своей мимолетной прелести. 6. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то теплых и туманных, то заполненных шорохом первого снега. 7. Мы забываем об утренних зорях, о том, как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер. 8. Мы невнимательны, мы забываем о том, о чем забывать нельзя, о красоте, которой проникнут наш мир. 9. Лет 20 назад в Москве показывали так называемую экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы кинокартину о дожде. 10. Показывали ее работникам кино, так как думал, что обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном недоумении. 11. В картине был показан дождь во всем его разнообразии, бурном и многоцветном. 12. Дождь в городе на черном асфальте, дождь дневной и ночной, ливень. 13. Так называемый «грибной», моросящий дождик, слепой дождь под солнцем, дождь на реке и на море, воздушные пузыри на лужах, мокрые поезда в полях, великое разнообразие дождевых облаков… 14. Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой ту поэзию обыкновенного дождя, которую раньше я плохо замечал. 15. Раньше мня, как и многих. Поражал, например, нежный запах прибитой дождем пыли, но я не вслушивался в звуки дождя и не всматривался в пасмурную и мягкую расцветку дождевого воздуха. 15. Что может быть важнее для писателя (а он по существу всегда должен быть и поэтом), чем открытие новых областей поэзии вблизи нас и тем самым обогащение нашего восприятия, сознания, памяти? 17. И мы, конечно, не можем быть неблагодарными тем людям, которые напоминают нам о красоте мира, которые открывают нам всю простую прелесть этой земли (По Паустовскому). № 13 (по диагностической работе от 12.05.2009г., вариант I) В продолжение нашего двухнедельного морского путешествия бури не покидали нас: таков обычай Балтийского моря осенью. 2. Пройдет день-два – тихо, как будто ветер собирается с силами, и вдруг грянет потом так, что бедное судно стонет, как живое существо. 3. День и ночь на корабле бдительно следят за состоянием погоды. 4. Барометр делается общим оракулом. 5. Матрос и офицер не смеют надеяться проспать спокойно свою смену. 6. «Все наверх!» раздается и среди ночного безмолвия. 7. Я, лежа у себя в койке, слышу всякий стук, крик, всякое движение парусов, командные слова и начинаю понимать смысл последних. 8. Когда заслышишь приказание: «Поставить брамсели, лиселя», - спокойно закутываешься в одеяло и засыпаешь беззаботно: значит, тихо, спокойно. 9. Зато как навостришь уши, когда велят: «Брать два, три рифа», - это значит уменьшить парус.10. Лучше и не засыпать тогда: все равно после просыпаться придется. 11. Заговорив о парусах, кстати скажу вам, какое впечатление произвела на меня парусная система. 12. Многие наслаждаются этою системой, видя в ней доказательство могущества человека над бурною, своенравною стихией. 13. Я вижу совсем противное, то есть доказательство его бессилия одолеть воду. 14. Посмотрите на постановку и уборку парусов вблизи, на сложность механизма, на эту сеть снастей, канатов, веревок, концов и веревочек, каждая из которых есть необходимое звено в общей цепи; взгляните на число рук, приводящих их в движение. 15. Однако к какому неполному результату приводят все эти хитрости! 16. Нельзя определить срок прибытия парусного судна, нельзя бороться со встречным ветром, невозможно ни сдвинуться назад, наткнувшись на мель, ни поворотить сразу в противоположную сторону, ни остановиться в одно мгновение. 17. В штиль свдно дремлет, при встречном ветре лавирует, то есть виляет, обманывает ветер, а уж при шторме поднятые паруса и вовсе опасны. 18. А ведь несколько тысяч лет убито на то, чтоб выдумывать по парусу и по веревке в столетие! 19. Не только в каждом парусе, в каждой веревке, но даже в каждом крючке, гвозде, дощечке читаешь историю о том, каким путем истязаний приобрело человечество право плавать по морю при благоприятном ветре. 20. Оно, пожалуй, красиво смотреть со стороны, когда на бесконечной глади вод плывет корабль, окрыленный белыми парусами, словно лебедь, а когда попадешь в эту паутину снастей, от которых проходу нет, то увидишь в этом не доказательство силы, а скорее безнадежность. 21. Парусное судно похоже на старую кокетку, которая нарумянится, набелится, подденет 10 юбок и затянется в корсет, чтобы подействовать на кавалера, и на минуту иногда успеет: но только явится молодость и свежесть сил – все ее хлопоты разлетятся в прах. 22. И парусное судно, обмотавшись веревками, завесившись парусами, роет, кряхтя и охая, волны; а чуть задует в лоб – крылья и повисли. 23. До пароходов, пожалуй, можно было не то что гордиться, а забавляться сознанием, что вот-де дошли же мы до того, что плаваем по морю с попутным ветром. 24. Но сегодня думать так абсурдно. 25. Напрасно водили меня показывать, как красиво вздуваются паруса с подветренной стороны, как фрегат режет волны и мчится по 12 узлов в час. 26. «Эдак и пароход не пойдет!» - говорят мне. 27. «Да зато пароход всегда пойдет». – отвечаю я. 28. Некоторые находят, что в пароходе меньше поэзии, что он не так опрятен, некрасив. 29. Это от непривычки: если б пароходы существовали несколько тысяч лет, а парусные суда были бы созданы недавно, глаз людской, конечно, находил бы больше поэзии в этом быстром, видимом стремлении судна, на котором не мечется из угла в угол измученная толпа людей, стараясь угодить ветру, а стоит в бездействии, скрестив на груди руки, человек, с покойным сознанием, что под ногами его сжата сила, равная силе моря, заставляющая служить себе в бурю, в штиль. 30. Горе моряку старинной школы, которого весь ум, вся наука, искусство, а за ними самолюбие и честолюбие расселись по снастям! 31. Дело решено. 32. Паруса остались на долю мелких судов и небогатых промышленников; все остальное усвоило пар. 33. Ни на одной военной верфи не строят теперь больших парусных судов, и даже старые парусники переделывают в пароходы, вставляя в них паровые машины (По Гончарову). № 14 (по диагностической работ от 12.05.09г., вариант II) Я уехал из отечества спокойно, простившись с немногими друзьями без сердечного трепета и с совершенно сухими глазами. 2. Только влюбленным позволительно плакать и рваться от тоски, прощаясь, потому что двигатели любви – это кровь и нервы; оттого и боль в разлуке. 3. Дружба же, как бы она ни была сильна, едва ли удержит кого-нибудь от путешествия. 4. Дружба вьет гнездо не в нервах и не в крови, а в голове, в сознании человека. Если много явилось и исчезло разных теорий о любви, чувстве, кажется, таком определенном, где форма, содержание и результат так ясны, то воззрений на дружбу было и есть еще больше. 6. В спорах о любви начинают примиряться – о дружбе еще не решили ничего определенного и, кажется, долго не решат, так что до некоторой степени каждому позволительно составить самому себе идею и определение этого чувства. 7. чаще всего называют дружбу бескорыстным чувством, но настоящее понятие о ней до того затерялось в людском обществе, что такое определение сделалось общим местом, под которым, собственно, не знают, что надо разуметь. 8. Многие постоянно ведут какой-то арифметический счет – вроде приходо – расходной памятной книжки – своим заслугам и заслугам друга. 9. Справляются непрестанно с кодексом дружбы, который устарел гораздо больше Птолемеевой географии и астрономии или Аристотелевой риторики. 10. Люди настойчиво ищут примеры жертв во имя дружбы, ссылаясь на любовь, имеющую в ежегодных календарях свои статистические таблицы помешательств, отравлений и других несчастных случаев. 11. Когда захотят похвастаться другом, как хвастаются китайским сервизом или дорогою собольей шубой, то говорят: 12. «Это истинный друг». 13. Порой даже выставляют цифру (пятнадцати-, двадцати-, тридцатилетний друг) и таким образом жалуют другу отличия и составляют ему очень аккуратный формуляр. 14. Напротив. Про «неистинного» друга обыкновенно говорится: 15. «Этот приходит только есть да пить, а мы не знаем, каков он на деле. 16. К сожалению. Это у многих и называется «бескорыстной» дружбой. 17. Что это, удивитесь вы, неужели отрицание дружбы? 18. Непонимание или непризнание ее прав и обязанностей? 19. Ни в коем случае! 20. Я только бы исключил из чувства дружбы слово «обязанности». Да и слово «дружба» - тоже. 21. Первое звучит как-то официально, второе избито. 22. Обветшали эти названия, скажете вы. 23. А чувства не обветшали, отчего же обветшали слова? 24. И что за дружба такая, что за друг? 25. Точно чин. 26. Плохо, когда друг проводит в путь, встретит или выручит из беды по обязанности, а не по влечению. 27. Не лучше ли, когда порядочные люди называют друг друга просто Семеном Семеновичем или Василием Васильевичем, не одолжив друг друга ни разу, разве ненарочно, случайно, не ожидая ничего от другого, живут десятки лет? 28. Живут, не неся тяжести уз, которые несет одолженный перед одолжившим, и получая удовольствие от общения друг с другом, если можно, бессознательно, если нельзя, то как можно менее заметно? 29. Разве нельзя наслаждаться дружбой точно так же, как наслаждаются прекрасным небом, чудесным климатом в такой стране, где дает это природа без всякой платы, где этого нельзя ни дать нарочно, ни отнять?\ 30. Мудрено ли, что при таких понятиях я уехал от друзей своих с сухими глазами? 31. Легкости прощания немало способствовало еще и то, что, уезжая надолго и далеко, я покидал кучу надоевших до крайности лиц, занятий, стен и ехал в новые, чудесные миры, в существование которых плохо верится (По Гончарову). № |