Главная страница

Опа. 5. Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой детских сказок муравей Логично, правда


Скачать 137.5 Kb.
Название5. Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой детских сказок муравей Логично, правда
Дата13.04.2021
Размер137.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаtexti dla analiza.doc
ТипДокументы
#194277
страница1 из 3
  1   2   3

1:

Возникновение и формирование национальных черт этнографы, социологи ищут в истории народа, в его образе жизни.2. Вот одно интересное объяснение русского характера, которое дают биологи и психологи. 3. Речь идет о явлении «импринтинга», то есть первичного запечатления тех самых первых младенческих впечатлений, которые ребенок получает и которые, считается, оказывают влияние на формирование тех или иных национальных черт.4. Сказки, песни, колыбельные, которые поют своим детям матери и няни, по мнению ученых, формируют главные нравственные идеалы, правила будущего поведения.

5. Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой детских сказок – муравей? 6. Логично, правда?

7. Излюбленный герой русских сказок – это Иванушка-дурачок, возле которого всегда находятся необыкновенные вещи или фантастические животные: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, конек-горбунок, серый волк. 8. С помощью этих чудес герою как бы без особого труда достаются всевозможные блага. 9. Вот, оказывается, какой была народная мечта – без тяжелой, изнурительной работы достичь желаемого.

10. Но почему? 11. За какие заслуги в сказках герой получает все это? 12. Тут мы сталкиваемся с новой загадкой.13. Оказывается, Иванушка не дурачок.14. Он только прикидывается глупым. 15. Ему почему-то выгодно до поры, до времени казаться дурачком, чтобы затем выйти победителем, поймать свою жар-птицу – богатство, счастье, красавицу-невесту.

16. Корни такого свойства характера лежат, видимо, в российской истории с ее многолетним монголо-татарским нашествием, междоусобными войнами, крепостным правом, страданиями и несчастьями далекого прошлого.

17. Чтобы выжить в этих условиях, обмануть судьбу, не пасть духом, надо было быть осторожным, терпеливым, больше надеяться на чудо, чем на себя, на свои руки и голову. 18. Вот и появились пословицы и поговорки: «Тише едешь – дальше будешь», «Береженого Бог бережет», «Поспешишь – людей насмешишь», «Всяк сверчок знай свой шесток», «Работа не волк, в лес не убежит», «Моя хата с краю – ничего не знаю» и т.д.

19. Другие пословицы и поговорки, отражая противоречивость русского характера, как раз поощряют смелость, безрассудство, широту души: «Волков бояться – в лес не ходить», «Где наша не пропадала!», «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», «Или грудь в крестах, или голова в кустах» и т.д.

20. Народная мудрость, таким образом, призывала быть осторожным, экономно расходовать силы. 21. Так и сложился характер человека в меру трудолюбивого (ведь результаты труда все равно кто-нибудь может отобрать!), неспешного, бесконечно терпеливого к тяготам существования, но вместе с тем веселого, бесшабашного, не помнящего зла, широкого, щедрого, гостеприимного. (По О.Е.Белянко, Е.В.Трушиной).

2:

Нормы русского языка – не застывшие раз и навсегда формы. 2. Они изменяются во времени. 3. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу. 4. Система литературных норм, описанная еще М.В.Ломоносовым в его «Российской грамматике» (1755г.), определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.

5. Закономерное развитие языка, его творческое обогащение надо отличать от засорения и обеднения. 6. А засоряет и обедняет его все то, что искажает и огрубляет, стилистически нивелирует и нашу повседневную речь, и язык художественной литературы, и речевую практику средств массовой информации – прессы, радио и телевидения. 7. Сюда относятся, например, канцеляризмы и штампы речи, многие жаргонные и грубо-просторечные слова, ненужные заимствования из других языков, неуместные профессионализмы, неоправданные поэтизмы («высокие» слова) и, конечно же. Случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов.

8. Наша повседневная речь, к сожалению, становится грубой, стилистически сниженной. 9. И, как это ни парадоксально, причина здесь в тех же новых демократических условиях свободы слова и гласности. 10. В газетах и журналах последних лет мы привыкли встречать то, что раньше слышали только от активных носителей молодежного жаргона (сленга), от деклассированных городских низов, уголовных элементов. 11. А сейчас тусовки, разборки, наезды, балдеж, беспределе, на халяву, лапшу на уши вешать на страницах молодежных газет и иных изданий, следовательно, так или иначе входят в нашу речь, влияют на нее.

12. Даже в публичных выступлениях народных избранников с высоких общественных трибун можно услышать такие просторечные и жаргонные слова и выражения, как чернуха, драчка за власть, тусоваться, перекрыть кислород, в законе, мозги пудрить, нахапать, обмазать, а иногда что-нибудь и похлеще.

13. Ораторы, очевидно, полагают, что высказывались живо и ярко, демократично. По-новому, «по-народному». 14. На самом же деле они проявили неуважение к слушателям и показали свое неумение найти подходящие для ситуации слова. 15. Ведь демократия и дисциплина, права и обязанности в цивилизованном и правовом обществе неотделимы друг от друга. 16. Как неразделимы профессионализм, компетентность человека и его культура, духовный мир. 17. Это в той же мере относится к языку и стилю выступающих, к их лингвистической компетенции, требованиям элементарной грамотности. (Л.Скворцов)

3:

Нормативы в отношениях «человек – человек» сформировались как наставления пророков, воплотившиеся в десяти заповедях – почитай отца и мать твою, не прелюбодействуй, не кради и т.д. 2. Из ставших каноническими десяти заповедей первые посвящены религиозным догмам, одна – четвертая требовала почитать отца и мать, а остальные относились уже к уголовной тематике: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего, не желай дома ближнего, ни жены его, ни рабыни его, ни вода его…, ничего, что у ближнего есть.

3. Если подвести некоторые итоги этого законотворчества, попытаться, выражаясь современным языком, обобщить суть этих законов, то мы увидим удивительную вещь: именно эти десять заповедей явились основой всей современной цивилизации, поскольку они провозглашали неприкосновенность человеческой жизни, собственности, обязательный день отдыха после шести дней труда, даже для рабов и домашней скотины.

4. Некоторые из подобных наставлений были зафиксированы письменно в качестве непогрешимой, верховной нормы человеческого поведения. 5. Часто ее формулировали косвенно, через отрицание «греха». 6. Так, например, в Книге Притчей Соломона перечислены «мерзости»: «глаза гордые, язык лживый и руки , проливающие кровь невинную; сердце, кующее злые замыслы; ноги, быстро бегущие к злодейству; лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями».

7. К этому же классу относятся и так называемые догмы греховности – Семь Смертных грехов, названных во II веке Римским судебным оратором и писателем Квинтом Тертуллианом: убийство, идолопоклонство, обман, вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние, разврат. 8. С точки зрения догматов греховности рассматривалось поведение человека во всей средневековой Европе. 9. Моральные нормы четко выражены также в фольклоре всех народов – например, в русских пословицах.

10. Чего себе не захочешь – того другому не твори.

11. Замахнись, да не ударь!

12. Клеветники на том свете раскаленные сковороды языком лижут.

13. Не ставь меня хуже себя.

14. Умей взять, умей и отдать!

15. Отметим, что все это - не столько религиозные, сколько гражданские установления, предписывающие, как должен вести себя человек по отношению к окружающим. (Т.А.Антоненко)

4:

Если вспомнить историю, веками люди пребывали в убеждении, что богатеет то государство, которому удается захватить больше территорий соседей, их богатств, а то и рабов.

2. Эта экономическая идея в течение многих веков толкала на войны бесчисленных правителей, стремившихся к созданию гигантских империй «от океана до океана».

3. С целью захвата новых территорий предпринимались географические экспедиции, и за кораблями Колумба всегда шли суда с солдатами для укрепления власти над новыми колониями.

4. Идея войн и захватов как быстрейшего пути к росту благосостояния нации казалась настолько очевидной, что время было не властно над нею.

5. ведь и в последние годы нетрудно сыскать на Земле владык государств, которые свято верят в захват чужих богатств как в лучший способ обогащения своей страны (вспомним хотя захват и разграбление Ираком в 1991г. соседнего государства Кувейт).

6. А между тем многие страны сумели во второй половине ХХ века резко повысить уровень благосостояния своих граждан и свое влияние в мире, не прибегая к войнам.

7. При этом был разрушен даже самый устойчивый экономический миф о том, что богатеют те страны, которые природы наделила большими ресурсами: запасами полезных ископаемых, плодородными пашнями, обширными лесами и могучими реками.

8. И хотя наличие природных богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен и лесов не гарантируют процветание.

9. Это отчетливо можно увидеть, сравнив условия жизни в арабских странах Ближнего Востока.

10. Природа щедро одарила их, упрятав под песками огромные месторождения нефти.

11. И все эти страны добывают и продают нефть на мировом рынке.

12. Таким образом, условия для развития у всех этих стран вроде бы одинаковые.

13. А вот уровень благосостояния народов совсем разный: если граждане Саудовской Аравии и Кувейта преуспевают и владеют комфортабельными домами и автомобилями, то иракцы и иранцы – во всяком случае, большинство из них – живут крайне бедно и с завистью поглядывают на богатых соседей. (И.Липсиц).

5:

Иные маньяки коллекционируют pars pro toto (лат. часть за целое ), заколки, мелочи женского туалета, устраивают склады из туфель, чулок, платочков и пр. 2. Способ приобретения неважен: украденный или подаренный – главное - сувенир.

3. Есть почитатели и книжных туалетов. 4. Один собирает титульные листы, другой – фронтисписы, третий – буквицы, четвертый – иллюстрации. 5. И ради удовлетворения столь извращенной страсти с варварской беспощадностью обесценивают книги, стоящие порою состояний. 6. В Париже в ХYIII веке воцарилась безумная мода собирать цветные иллюстрации из книг и, как картинки, наклеивать их на каминные экраны и ширмы. 7. Если кто-то обходится так со своею книгой, то суди его бог, но, охваченный лихорадкой собирательства, помешанный вандал тянется и к чужим книгам.

8. Таким любителем книг был англичанин Джон Бэгфорд, в прошлом именитый археолог. 9. Библиографические потребности его отличались скромностью: титульных листов ему было достаточно. 10. Не выделялся сложностью и способ коллекционирования.

11. В своих коротких набегах на библиотеки страны Бэгфорд улучал подходящую минуту и вырезал вожделенный лист. 12. Таких «подходящих» минут было, вероятно, довольно много: за короткий срок он создал выдающуюся коллекцию. 13. Как и всякий коллекционер, он любил порядок: краденые титульные листы были расклассифицированы, снабжены пояснениями и переплетены.

12. Представьте себе огромный том, размером ин-фолио, состоящий из титульных листов, один интереснее другого. 15. И томов таких было много: не три - четыре и не десять - двадцать, в ровным счетом сто! 16. Ныне эта гнусная коллекция – собственность библиотеки Британского музея. (Иштван Рам-Вег)

6:

Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. 2. Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений.

3. Одиннадцатый класс как песочные часы. 4. Сверху – школа, снизу – ты. 5. И ты берешь теперь от школы все, что она дает, и не ждешь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой! Домой!» 6. Не хочется теперь.

7. В одиннадцатом классе учиться весело. 8. Шутим чаще, смеемся громче, ссоримся реже. 9. Вообще не ссоримся! 10. На уроках не до учебы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие…» 11. Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. 12. Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.

13. В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. 14. Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. 15. Тот, кого считала глупым. Считаешь теперь просто очень простым. 16. И хорошим. 17. И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. 18. Уважительно и как друг.

19. В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится все понятно…

20. Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и .Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь…21. Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать…

22. В любовь все верят одинаково. 23. И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек…24. Нет более или менее романтичных или сентиментальных. 25. Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений. 26. И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации.

27. И мы теперь с большим рвением делаем литуратуру, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. 28. И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит. Улыбается. Подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. 29. И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение.

30. И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, уже мужчины, уже женщины… 31. Те, про кого пишутся и пишутся книги. (По Н.Михайловой)

7:

Когда я отмечал свой восьмой день рождения, бабушка подарила мне толстую тетрадь и сказала: 2. «Вот тебе альбом, записывай в него все, что тебе покажется умным и хорошим, и пусть каждый из нас напишет тебе что-нибудь на память». 3. Раньше мне дарили только игрушки, а тут я впервые получил настоящий «взрослый» подарок. 4. Тетрадь была красивая, с плотными мелованными листами, в синем сафьяновом переплете, но, несмотря на свою красоту и «взрослость», она показалась мне тогда абсолютно ненужной вещью. 5. Мне так хотелось тогда оловянных солдатиков, о которых я давно мечтал! 6. Они даже по ночам мне снились, новенькие. Блестящие, в парадных мундирах, с острыми саблями на боку и черными винтовками за плечами. 7. Как раз таких я видел каждый день в витрине магазина на соседней улице. 8. И вдруг – альбом. 9. Какая скучища!

10. я молча принял нежданный подарок и, положив его на каминный столик, занялся своими старыми игрушками. 11. Дедушка, сидевший в это время у камина, внимательно наблюдал за мной. 12. Конечно, он сразу заметил мое разочарование и понимающе улыбнулся. 13. Потом подошел, потрепал меня по щеке, взял мою сафьяновую тетрадь и написал на первой странице: 14. «Если хочешь счастья, не думай о лишениях, учись обходиться без лишнего». 15. Да, хорошо ему было так говорить: 16. «Не думай»… 17. А мне, тогда совсем еще ребенку, было до слез обидно, но пришлось примириться.

18. Я тогда и не заметил, как глубоко меня задел этот постылый жизненный совет, данный мне дедом. 19. Сначала я и слышать о нем не хотел: это была прямая насмешка надо мною и над моими солдатиками. 20. Но позднее… 21. И потом еще много спустя…

22. У меня было так много лишений в жизни. 23. И всегда, когда мне чего-нибудь остро недоставало или когда приходилось терять что-нибудь любимое, я думал о сафьяновой тетради и об изречении деда. Я и сейчас называю его «правилом счастья» или «законом оловянного солдатика». 25. Кажется, тут замешана и сказка Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: храбрый был малый – прошел через огонь и воду и даже глазом не моргнул.

26. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. 27. Если человек хочет стойко сносить лишения, от него требуется выполнение двух условий. 28. Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. 29. Недбзя терять священное и существенное в жизни, то главное, ради чего мы живем, перед чем все остальное бледнеет и отходит на задний план. 30. Но все несущественное, повседневное, все мелочи жизни не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать. 31. И, во-вторых, человеку нужна способность концентрировать свое внимание, свою любовь, свою волю и свое воображение не на том, чего не хватает. Чего он лишен, но на том, что ему дано. 32. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив. Заряжен ненавистью. 33. Тот же. Кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость жизни. 34. Диогену довольно было простого луча солнца, чтобы пережить полноту и радость бытия.

35. Благодаря лишениям выковывается характер, по-суворовски воспитывается в людях воля к победе, лишения учат самоуглублению. 36. Они могут принести человеку истинное богатство, которое он иначе не постигнет. 37. И я не ропщу на лишения и утраты, постигшие меня в жизни. 38. Но о моей синей сафьяновой тетради, научившей меня когда-то «закону оловянного солдатика», я вспоминаю с благодарностью. 39. Эта удивительная вещь отняла у меня когда-то желанную игрушку, но открыла мне доступ к истинному богатству. (По И.А.Ильину)

8:

Задумывались ли вы, дорогой читатель, насколько мы умеем видеть то, что находится у нас под ногами? 2. Насколько мы умеем задумываться над всем тем интересным и хорошим, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. 3. Пожалуй, даже неправильно называть это свойство умением. 4. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.

5. Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть все, что находится у нас под ногами? 6. А ведь на каждой пяди земли можно найти много любопытных вещей, которые поначалу не бросаются в глаза.

7. Вот сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, а вот цветок папоротника, похожий на сиреневый солдатский султан. 8. Вот обломок перламутровой ракушки – такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, какими горит на утренней заре небо над Балтикой. 9. Да мало ли что увидишь у себя под ногами!

10. Обо всем этом можно писать рассказы и сказки. 11. Таким благословенным даром, совместившим в себе наблюдательность и воображение, обладал долговязый сын башмачника из датского городка Одензе – Ганс Христиан Андерсен.

12. свободное воображение писателя ловило в окружающей жизни сотни частностей и сцепляло их в стройный и музыкальный рассказ. 13. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. 14. Любая мысль могла быть им выражена при дружеском содействии этих скромных вещей.

15. Андерсен стремительно отзывался на любую «мелочь», которую другой и не заметил бы, на любой толчок извне, немедленно превращая этот отзыв в фейерверк идей, потоки образов и гармонические картины. 16. Это возможно лишь при большом запасе наблюдений и великолепной памяти.

17. Этот обаятельный чудак оставался до самой своей смерти чистосердечным ребенком и вдохновенным импровизатором, ловцом душ человеческих, и детских. И взрослых. 18. Дар замечать незаметное и видеть в мелочах значимое и важное заслуженно принес Андерсену славу великого писателя. 19. И мне кажется, что всякий истинный художник слова должен в той или иной мере обладать этим даром. (По К.Г.Паустовскому)

  1   2   3


написать администратору сайта