семетр 3 син гия. 2 часть История философии семместр. 59. Когда в человеке преобладает естественность, он подобен деревенщине это точка зрения
Скачать 279.5 Kb.
|
Постклассическая философия (второй половины ХIХ – начала ХХ века) 293. Для философских учений антисциентистской направленности, формировавшихся со второй половины ХIХ века, характерны следующие установки: а) вера в благотворность и всемогущество науки; б) признание мировоззренческой значимости философии; в) попытки свести философию к общим выводам из специальных наук; г) выдвижение вместо ratio на первый план иных, иррациональных форм познания; 294. В противовес классическому рационализму развивались следующие направления в постклассической философии, в качестве первичной реальности рассматривавшие жизнь или существование человека: а) позитивизм; б) экзистенциализм; в) философия жизни; г) неокантианство; д) неотомизм. 295. Учение Маркса характеризуется как: а) материалистический антропологизм; б) диалектический идеализм; в) диалектический материализм; г) утопический социализм. 296. В ранний период философской деятельности К.Маркс разделял взгляды: а) младогегельянцев; б) старогегельянцев; в) неокантианцев. 297. Какая книга оказала решающее влияние на К.Маркса, поколебав убежденность в идеализме? а) «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра; б) «Курс положительной философии» О. Конта; в) «Сущность христианства» Л.Фейербаха. 298. Какие из перечисленных ниже работ написаны Марксом? а) «Капитал»; б) «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» в) « К критике политической экономии»; г) « Экономическо-философские рукописи 1844 года» д) все вышеперечисленные. 299. В центре исследований марксизма изначально стояли следующие три основные проблемы: а) периодизация всемирной истории; б) основа общественных изменений; в) происхождение и роль идей в этих процессах; г) критическое исследование морали. 300. С позиций марксизма, исторически определенное единство производительных сил и производственных отношений есть: а) собственность; б) способ производства. 301. В основе «закономерного движения общества», с точки зрения Маркса, лежит: а) развитие природы; б) диалектика способа производства; в) жажда прибыли. 302. В качестве основы периодизации всемирной истории у Маркса выступает : а) смена способов производства; б) смена общественного строя; в) изменения форм государственного правления; г) смена научных парадигм. 303. Кто считается основоположником позитивизма? а) Э. Фромм; б) О. Конт; в) В Виндельбанд. 304. Был ли О.Конт сторонником исторического идеализма? а) да; б) нет. 305. Каковы основные принципы позитивистской философии? а) отрицание внутренней целесообразности природы; б) убеждение в бессмысленности поиска скрытых причин и сущностей; в) отрицание возможностей разума в поисках позитивного знания; 306. Какие три стадии, по мысли О.Конта, проходит в своем развитии общество? а) варварскую; б) мифологическую; в) теологическую; г) метафизическую; д) демократическую; е) позитивную. 307. Чьи идеи во многом определили становление науки социологии? а) К. Маркса; б) О. Конта; в) З. Фрейда. 308. «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель» - девиз философии: а) марксизма; б) позитивизма; в) философии жизни. 309. Ориентирован ли позитивизм на сближение философии с эмпирическими науками? а) да; б) нет. 310.С точки зрения Г. Спенсера, «первичная причина» всего сущего есть: а) Абсолют; б) Логос; в) Непознаваемое. 311. Основанная Р. Авенариусом философская система «чистого опыта», критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире», это: а) натурализм; б) вульгарный материализм; в) эмпириокритицизм. 312.Основными школами неокантианства были: а) марбургская; б) страссбургская; в) фрейбургская; г) кенигсбергская. 313. Учение, близкое агностицизму, признающее в качестве источника знания инстинкт, чувство или интуицию: а) сенсуализм; б) иррационализм. 314. Кого из нижеперечисленных философов объединяло экзистенциальное понимание человека, интерес к человеческому существованию, условиям и качеству жизни человеческого индивида, к его индивидуальности? а) Якоб Беме; б) Блез Паскаль; в) Фридрих Ницше; г) Г.В.Ф. Гегель; д) Серен Кьеркегор. 315. Чье учение представляет собой исток и начало одного из вариантов иррационализма – философии жизни? а) А.Шопенгауэра; б) Г. Спенсера. 316. Основные произведения Ницше: а) « Веселая наука», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла»; б) «Закат Европы», «Восстановление германской империи», «Пруссачество и социализм». 317.Назовите теоретические источники возникновения марксистской философии. а) английская политэкономия; б) французский социализм-утопизм; в) немецкая классическая философия; г)английский материализм. 318. Сущность человека по Марксу - это: а) стремление к смерти; б) совокупность всех общественных отношений; в) проявления любви; г) божественное предназначение. 319. Основным социологическим законом, по Марксу, является: а) закон определяющей роли способа производства; б) закон развития Абсолютной Идеи в) закон возвышения потребностей. 320. Как называется в марксизме исторически определенный тип общества, в основе которого лежит основной способ производства, формирующий экономический базис и идеологическую надстройку? а) общественно-экономическая формация; б) цивилизация; в) историческая эпоха; г) политическая система. 321. Как происходит смена общественно-экономических формаций, по К. Марксу? а) в результате социальных революции; б) с помощью постепенных незаметных общественных усовершенствований. 322. Какие две крупные тенденции сформировались в европейской философии XIX в.? а) рационалистическая; б) антирационалистическая; в) материалистическая; г) идеалистическая. 323. Школы иррационализма характеризуются: а) приверженностью к законам логики: б) объективностью подхода к действительности; в) выделением внеразумных сторон человека и мира. 324. Признание мировой воли первоначалом принадлежит философии: а) Шопенгауэра; б) Камю в) Кьеркегора. 325. Основоположником психоанализа был: а) Фрейд; б) Маркс; в) Хайдеггер. 326. В чем суть эволюционной теории Г. Спенсера? а) эволюция есть всегда переход от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разнородности; б) эволюция есть всегда переход от неопределенной бессвязной разнородности к определенной связной однородности. 327.Какую цель ставили неокантианцы, решая задачу выбора путей дальнейшего развитии философии? а) исследовать законы устройства мира; б) исследовать законы устройства общества; в) разработать логическую структуру самого познания. 328. Что является источником знаний у неокантианцев а) реальная действительность; б) опыт; в) мышление. 329. В чем сущность мировой воли, по А. Шопенгауэру? а) в ее созидательной и разрушительной силе; б) в том, что она порождает мировой пессимизм: «Все худшее в этом худшем из миров»; в) ее непознаваемости; г) возможности ее преодоления человеком . сумевшим стать « безвольным» субъектом. 330. Каким образом можно усовершенствовать мировую волю, устранить зло, коренящееся в ней? а) путем политических реформ; б) с помощью развития экономики; в) путем совершенствования самого человека. 331. В чем сущность несовершенства современной европейской культуры, по Ф. Ницше? а) в ее рационалистической направленности; б) ее безликости (стадности), идущей от христианства; в) потере человеком своей индивидуальности; г) ее излишней гуманистичности. 332. Какой выход из создавшегося «тупика» предлагает Ф. Ницше? а) создание новой морали в лице сверхчеловека; б) дальнейшее развитие науки; в) вера в Бога. 333.Каким образом можно до конца постичь, познать реальную жизнь, по А. Бергсону? а) научным познанием; б) религиозной верой; в) с помощью истинного метода — интуиции. 334. Существование как факт, как осознание своего бытия ; центральное понятие одного из наиболее влиятельных направлений постклассической философии, согласно которому человеческая индивидуальность состоит в том, что у человеческих индивидов существование предшествует сущности – это: а) акциденция; б) эманация; в) экзистенция. Русская философская мысль ХI-ХVI веков 335. Назовите характерные признаки русской философии в целом. а) тесный союз с литературой и искусством (тяготение к живому слову); б) тесный союз с наукой; в) существование философских идей не в виде логических понятий, а в форме художественных образов; г) тесная связь с общественными проблемами (публицистичность); д) особый интерес к нравственным проблемам; е) исключительная религиозность. 336.Философские идеи на русскую землю проникали через: а) восточную патристику; б) переводы трудов Аристотеля; в) индийские Веды. 337. Какие из определений соответствуют пониманию философии в «Диалектике» Иоанна Дамаскина? а) философия есть познание природы сущего; б) философия есть познание вещей человеческих и божжественныхб «вещей видимых и невидимых»; в) философия есть постижение жизни исмерти; г) философия есть познание природы блага, справедливости и доброты. То есть праведности; д) философия есть начало искусств и всякой науки; е) философия есть любовь к мудрости; ж) «любовь к Богу есть истинная философия». з )верны все определения, кроме первого. 338. Какая тема не входила в круг философских размышлений на начальном этапе становления русской философской мысли? а) бытие; б) познание; в) человек; г) ценности; д) выше перечисленные все основные темы философских размышлений данного периода. 339. В понимании Дамаскина философия делится : а) на умозрительную и практическую: б) на праведную и неправедную; в) на истинную и ложную. 340. К произведениям Иоанна Дамаскина относятся: а) «Диалектика»; б) «Точное изложение православной веры»; в) «Повесть временных лет». 341. Флорилегии это: а) вольные переводы диалогов Платона; б) поэтическая форма изложения философских идей; в) разновидность переводной литературы – сборники философем. 342. Как назывался наиболее авторитетный в ХIII веке памятник предфилософской мысли, включавший тысячи высказываний, притч и поучений? а) « Знание-сила»; б) «Пчела»; в) «Не хлебом единым». 343. Какую роль сыграло принятие христианства на Руси: а) открывало дорогу для распространения письменности; б) способствовало расширения культурных связей с Востоком и Западом; в) стало одним из факторов рационализации сознания древних славян; г) был нарушен естественный ход истории Руси. 344.Какова точка зрения митрополита Иллариона в его «Слове о законе и благодати» относительно оценки истории, своего времени: а) новое и молодое обладает большей ценностью, нежели то, что возникло ранее; б) большей ценностью обладает прошлое, ибо истина заключена в прошлом – библии, сочинениях классиков. 345. Какое качество человека выступает как самое важное с позиций Никифора и Климента – киевских митрополитов, стоявших у истоков философско-богословской мысли домонгольской Руси? а) разумность, «словесная сила»; б) страстность натуры; в) воля. 346.Кто такие древнерусские «книжники»? а) торговцы книгами; б) первые книгопечатники; в) богословы и вообще ученые люди. 347. Два фактора: разделение христианства на православие и католицизм, а также политическое размежевание светской (великокняжеской) и духовной власти – сыграли решающую роль: а) в усилении влияния мистических умонастроений на духовную сферу Руси; б) в развитии наук, ремесел и торговли. 348. Исихазм это: а) религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека; б) политика, основанная на культе силы и пренебрежении моральными нормами; в) учение о «фаворском свете», просиявшим афонским аскетам в награду за отшельническую жизнь. 349. С точки зрения исихаста Паламы, знанию противостоит: а) мрак невежества; б) инстинкт; в) мудрость, «свет Фаворский». 350. Нестяжатели это: а) сторонники религиозного течения ХV века, направленного против обмирщения церкви и забвения ее роли как духовного пастыря; б) приверженцы такого образа жизни, при котором материальные блага добываются только собственным трудом. 351. «Первомыслие; проявление интереса к предмету; принятие интереса в качестве цели; пленение; порабощение» - так Нил Сорский сформулировал стадии процесса: а) познания; б) социального порабощения; в) становления страсти. 352. Автором идеи «Москва- третий Рим» был: а) Сергий Радонежский; б) Филофей; в) Варлаам. 353. Противников нестяжателей именовали: а) «старцами»; б) «иосифлянами»; в) « книжниками». 354. Варианты теодицеи в богословии Руси были представлены в сочинениях: а) Иосифа Волоцкого; б) Нила Сорского; в) Максима Грека. 355. Какие три вида законов существуют, с точки зрения Федора Карпова? а) естественные; б) законы Фортуны; в) законы Моисея; г) «закон Христов»; д) закон сильного. 356. Как назывался назидательно-биографический жанр, в котором представлен человек-подвижник, проникнувшийся евангельскими заповедями, живущий не как хочет, а как должно, и достигший в итоге благодати? а) Евангелие; б) агиография; в) сказание. 357. Высшая способность души, посредством которой, с религиозной точки зрения, человек входит в общение с Богом: а) интуиция; б) разум; в) дух; г) молитва. 358. Животное начало в человеке; по В.Соловьеву, «бытие, не владеющее собой»: а) жажда жизни; б) плоть. 359. Нравственное начало в человеке, идущее от Бога; то, что выше естественного начала и даже служит средством его совершенствования: а) совесть; б) благодать; в) разумность. 360. Можно ли в целом охарактеризовать философскую мысль Руси ХI-ХVI веков как философию со сложившейся собственной метафизикой? а) безусловно, да; б) нет. Отечественная философия ХIХ- ХХ веков 361. В философских воззрениях Белинского и Герцена, Лаврова и Кропоткина, Бакунина и Ткачева, Чернышевского и Ленина философия понимается: а) исключительно в контексте обоснования и пропаганды революционных идеалов; б) как самостоятельная, автономная сфера культуры. 362. Каким было обоснование декабристами идеи революции? а) экономическим; б) нравственным, этико-философским; в) декабристы действовали, не пытаясь обосновывать свои идеи. 363. На какое время приходится период богоискательства, или «духовный ренессанс» в России? а) ХV- ХVI века; б) середина ХIХ века; в) рубеж ХIХ-ХХ веков. 364. Кого А.В. Луначарский назвал «организаторами народных сил»; чьи установки означали качественное преобразование теоретической платформы, переход от дворянской тактики военных переворотов к тактике крестьянских восстаний? а) разночинцев; б) декабристов. 365. Сущность революции понималась В. Белинским как : а) правительственный переворот, захват власти; б) война, истребление угнетателей ради будущего блага угнетенных. 366. Теорию «русского социализма» создал: а) А. Герцен; б) Н.Бердяев; в) В. Ленин. 367. Учение Чернышевского, ставшее прикладной этикой «русского социализма», характеризуют как: а) антропологический реализм; б) утопический социализм; в) антропологический материализм. 368. В каком случае, по выражению Н. Бердяева, «гуманизм переходит в антигуманизм»? а) когда гуманистические свершения осуществляют невежественные люди; б) когда внутренние установки убежденного гуманиста находятся в разладе с моралью. 369. Какие установки были характерны для народничества? а) сближение с народом, превращение его в базис революционного движения; б) нигилизм; в) индивидуализм и субъективизм; г) приятие террора и насилия; д) все вышеперечисленное. 370. Кто являлся теоретиком анархизма? а) М. Бакунин; б) П. Кропоткин; в) Н. Чернышевский. г) все вышеперечисленные. 371.Какие три исторических состояния прошло по пути своего развития человечество, с точки зрения М. Бакунина? а) животности; б) естественности; в) фантазии; г) мысли; д) бунта; е) светлого будущего. 372. Что имел в виду П. Кропоткин, когда писал, что это «… есть миросозерцание, основанное на механическом ( кинетическом) понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ»? а) материализм; б) анархия; в) всеединство. 373. Кто из ниже перечисленных русских мыслителей придерживался позиций позитивизма? а) П.Ткачев; б) П. Лавров; в) Н. Бердяев. 374. В.Соловьев писал, что русский радикализм развивался по принципу «смены катехизисов». Какими были эти три упомянутые «катехизиса», последовательно выступавшие в качестве философской опоры русского радикализма? а) платоновско -аристотелевский; б) православный, евангельский; в) материалистический, фейербахианский; г) позитивистский; д) ницшеанский. 375. Каким виделся путь исторического прогресса П.Чаадаеву? а) «разнообразным и многоликим»; б) «всегда един». 376. Кто из перечисленных ниже мыслителей принадлежал к славянофильству? а) К.Аксаков; б) И Киреевский; в) А. Герцен; г) А. Хомяков. 377. Наиболее значимый труд Н.Данилевского: а) «Россия и Европа»; б) « Закат Европы»; в) «Русские немцы и немецкие русские». 378. Автором «Философических писем», оказавшим значительное влияние на русское общество, являлся: а) Н.Данилевский; б) П. Чаадаев; в) Н.Чернышевский. 379. Сколько культурно-исторических типов существовало в истории, в соответствии с концепцией Н. Данилевского? а) три; б) пять; в) десять. 380. Как характеризуется современная западная цивилизация Н. Данилевским? а) как уже пережившая «апогей своего цивилизованного величия»; б) как ожидающая «возвышения». 381. Кто из русских мыслителей и в какой работе выступил за осуществление «универсального синтеза науки, философии и религии»? а) В.Соловьев, в работе «Кризис западной философии. Против позитивистов» б) Н. Бердяев в трактате «Русская идея»; в) П. Чаадаев в «Философических письмах». 382. Что представляет собой «русская идея»? а) философскую абстракцию, не имеющую отношения к действительности, результат «игр разума». б) «целостное, тотальное миросозерцание», «принципиально свободное в путях познания»; 383. Кто из русских мыслителей конца ХIХ – начала ХХ веков развивал идеи марксизма? а) Г. Плеханов; б) В. Ленин; в) П. Кропоткин; г) Л. Толстой. 384. Кто в своих работах впервые ввел термин «ленинизм»? а) В. Ленин; б) Н.Крупская; в) В. Сталин. 385. Какое философское учение было господствующим в Советской России? а) диалектический идеализм; б) утопический социализм; в) диалектический материализм; г) вульгарный материализм. 386. Идея «цельного знания» и учение о Богочеловечестве принадлежит: а) В. Соловьеву; б) С. Радонежскому; в) Ф.М. Достоевскому. 387. Кто из перечисленных ниже наиболее значительных русских философов оказался в эмиграции после захвата власти большевиками? а) Н. Бердяев; б) И. Лосский; в) И Ильин; г) Л. Шестов; д) С. Франк. е) все перечисленные выше. 388. В своем учении Н. Бердяев и С. Франк детерминируют общественные отношения: а) экономическими факторами; б) политическими фокторами; в) высшей духовной целью, которая может быть достигнута только через «церковь Христову». 389. Кого принято считать «отцом евразийства», автором книги «Европа и человечество»? а) Н. Трубецкого; б) С. Франка; в) Л. Толстого. 390. Одна из специфических категорий русской философии, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаиморазделенность всех его элементов: а) соборность; б) всеединство; в) единогласие. 391. Какие глобальные идеи объединяли людей различных профессий, политических и философских убеждений под эгидой направления русского космизма? а) идея о наличии смыслового порядка в космосе; б) идея о космической миссии человека; в) идея о наличии гармонии между человеком и космосом (природой); г) идея конечности, приземленности человека. 392. Кто из ниже перечисленных ученых и деятелей искусства представлял так называемое естественно-научное направление в русском космизме? а)В.Соловьев; б) А.Чижевский; в) К.Циолковский; г) В. Одоевский. 393.Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. это: а) революционность; б) анархизм; в) нигилизм. 394. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития – а) биосфера; б) атмосфера; в) ноосфера. 395. Широкий спектр взглядов, признающих личность, человеческую или божественную, в качестве творческого первоначала и высшей ценности это: а) гуманизм; б) антропоцентизм; в) персонализм. Западная философия ХХ века 396. Что отличает процесс познания в прагматизм? а) перенос в процессе познания акцента на анализ познавательной практики субъекта; б) перенос в процессе познания акцента на анализ изучаемой внешней реальности. 397. Как отвечает на вопрос «что есть истина?» прагматист Ч. Пирс? а) истина есть общезначимое верование; б) истина есть практика; в) истина есть теория. 398. Что является критерием истины у прагматиста Д. Джемса? а) практические последствия каждой идеи; б) теоретические последствия каждой идеи. 399. Каков основной метод решения задач в философии инструментализма Д. Дьюи? а) выдвижение гипотез; б) анализ — синтез; в) метод проб и ошибок. 400. Чем, с точки зрения неопозитивистов, должна заниматься научная философия? а) исследованием законов природы; б) исследованием законов общества; в) исследованием языка науки. 401. Один из принципов неопозитивизма, выступающий в качестве признака, отделяющего научные суждения от ненаучных, предполагает в качестве такового опыт или логико-математическое выражение данного суждения. Что это за принцип? а) физикализм; б) верификация; в) конвенционализм; г) фальсификация. 402. Какие из идей составляют основу поисков лингвистических философов? а) нахождение законов общества; б) понимание и формирование законов лингвистики; в) поиск законов соответствия структуры языка структуре фактов (реальной жизни); г) устранение двусмысленности языка с помощью придания ему ясности, формализованности. 403. Кто из ниже перечисленных западных философов XX в. являются представителями лингвистической философии? а) К. Поппера; б) Б.Рассела; в) Р. Карнапа; г) Л. Витгенштейна. 404. Каковы основные темы философских исследований постпозитивизма? а) анализ языка науки; б) поиск движущих сил развития науки; в) поиск ответа на вопрос, как возникают теории и как они развиваются. 405. У кого из ниже перечисленных представителей постпозитивизма развитие науки предстает как смена научных программ? а) у К. Поппера; б) у И. Лакатоса; в) у Т. Куна. 406. С точки зрения Г. Риккерта, существует два основных научных метода, которые могут быть одновременно названы так: а) естествознания и истории; б) номотетический и идеографический; в) аналитический и синтетический; г) генерализующий и индивидуализирующий; д) повторяющихся явлений и однократных явлений. 407. По Шопенгауэру, мировая Воля (Wille) — это сила: а) разумная и целенаправленная; б) бессознательная, слепая и дикая; в) свободная и могучая; г) ограниченная и слабая; д) единственная и безосновная. 408. В экзистенциализме физическое время — это чистое количество, ряд протекающих моментов, а время экзистенциальное связано с такими понятиями, как: а) бесконечность; б) судьба; в) решимость; г) заброшенность; д) безнадежность. 409. Согласно философии А. Бергсона, жизнь представляет собой: а) соединение материи и духа; б) напряженный «жизненный порыв»; в) первоначальную и подлинную реальность; г) реальность, имеющую пространственный характер; д) метафизический космический творческий процесс. 410.Какова основная идея феноменологической философии Э. Гуссерля? а) построение строгой науки о сознании; б) построение строгой науки об обществе; в) построение строгой науки о бытии. 411. Каким образом обнаруживается сущность предметов, по Э. Гуссерлю? а) сознание наделяет предметы смыслом; б) сознание отражает предметы; в) Божественный разум открывает сущность сознанию человека. 412. Кто ввел понятие «осевое время»? а) Ф.Ницше; б) К. Ясперс; в) Э. Гуссерль. 413. Что такое «пограничная ситуация», по К. Ясперсу? а) предельные обстоятельства жизни, заставляющие человека осознать свою конечность; б) ситуация, когда рушатся традиционные ценности жизни. 414. По М.Хайдеггеру, возродить забытое учение о бытии, преодолеть мыслительную культуру, сложившуюся в Европе, можно: а) с помощью дальнейшего развития науки; б) живя в единстве с природой; в) осознавая конечность, временности существования, ощущения данности жизни. 415. С точки зрения Й. Хейзинги, человек—это существо: а) изготавливающее орудия; б) рациональное; в) играющее; г) символическое. 416. С точки зрения экзистенциализма человек: а) не определяется никакой сущностью; б) формируется в обществе; в) сотворен Богом. 417.Представители экзистенциальной философии: а) А.Н.Уайтхед, К.Леви-Стросс, Б.Рассел; б) Ж.-П.Сартр, Г.Марсель, К.Ясперс; в) К.Берталанфи, Э.Кассирер, Ж.Маритен; г) В.Райх, К.Юнг, П.Фейерабенд. 418. По мысли Ж.П. Сартра, человек— это: а) сверхчеловек; б) богочеловек; в) человекобог; г) будущее человека. 419. Главное понятие, описывающее сущность человека, по Сартру: а) любовь; б) свобода в форме выбора; в) страх; г) отчаяние. 420. Главная тема философии А. Камю: а) любовь; б) вина; в) свобода; г) самоубийство. 421. В чем сущность открытия 3. Фрейда? а) выявил структуру сознательного; б) впервые исследовал структуру бессознательного; в) выработал новое видение психической реальности (психики). 422..Какие два главных врожденных начала определяют сущность человека, по 3. Фрейду? а) стремление к продолжению жизни (Эрос); б) стремление к смерти, разрушению (Танатос); в) стремление к созиданию. 423. Какие три главных компонента человеческой психики выявил 3. Фрейд? а) бессознательное (Оно); б) индивидуально – личностное «Я» (эго); в) «верх – Я»; г) интуитивное «Я»; д) логическое «Я». 424. Есть ли, по мнению 3.Фрейда, связь между структурой личности и общественными, культурными явлениями? а) очень тесная; б) нет. 425. Что является главным компонентом в психике личности , с точки зрения К.Г. Юнга? а) сознательное; б) индивидуальное бессознательное; в) коллективное бессознательное. 426. Что является детерминантой личности, по А. Адлеру? а) чувство сострадания; б) стремление к превосходству; в) любовь. 427.Что нужно для улучшения положения человека в мире, по Э. Фромму? а) революция; б) развитие гуманизма в форме гуманистического психоанализа. 428.Какова основная идея такого философского направления, как философская антропология? а) создание систематизированного философского учения о человеке; б) создание систематизированного философского учения об обществе. 429. Чем, по мнению М.Шелера, в первую очередь должна заниматься философская антропология? а) выяснением вопроса: «Что такое личность и какова ее структура?»; б) выяснением вопроса: «Что такое общество и какова его структура?». 430.Как называется направление в философии, основанное на способе философствования, ядром которого является истолкование и понимание текста? а) герметизм; б) герменевтика; в) гностицизм; г) графология. 431. Что означает термин «герменевтика»? а) искусство толкования, разъяснения и понимания текстов; б) искусство создания текстов. 432.Каковы основные принципы, закладываемые в основы герменевтики? а) принцип диалогичности знания; б) принцип монологичности знания; в) принцип единства грамматической и психологической интерпретации; г) принцип взаимодействия части и целого; д) принцип сотворчества (конгениальности) автора и интерпретатора; е) принцип зависимости понимания от знания внутренней и внешней жизни автора. 433. Какое объяснение соответствует пониманию по герменевтическому кругу? а) для того чтобы понять целое, нужно знание части, а для того,чтобы понять часть, нужно знание целого; б) для того чтобы что-то объяснить, нужно это понимать, а для того чтобы понять, нужно объяснить; в) знание предваряет понимание, а понимание предполагает знание. 434. Какова основная идея философского направления структурализм? а) нужно познавать структуры явлений, предметов; б) есть структуры, которые не лежат на поверхности, а могут быть открытыми после глубокого анализа. 435. Какова основная идея философского направления постструктурализм? а) еще глубже изучать структуру явлений, предметов; б) попытаться изучить то, что остается за рамками структуры. 436. Что означает понятие «вызов» в исторической концепции А. Тойнби? а) та или иная цивилизация, общество бросает вызов другой цивилизации, обществу; б) в истории каждой цивилизации возникают проблемы, решение которых (в виде ответа) и является причиной общественного развития; в) космический «свехразум» требует действия от даннойцивилизации. Глобальные проблемы и перспективы человечества437.Какова роль феномена глобализации в жизни человеческого общества? а) глобализация порождает специфические противоречия общественного развития; б) способствует исключительно улучшению жизни и разрешению существующих в обществе противоречий; в) не оказывает практически никакого воздействия. 438. Какое определение соответствует понятию глобализация? а) появление качественно нового состояния человеческого общества, выражающегося в таком уровне взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимостей, который свидетельствует о становлении человеческого общества как целостной системы; б) всеохватывающий, многоаспектный процесс превращения мира в целостную систему, определяющий будущее цивилизации. в)процесс, имеющий своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства. г) высшая стадия интернационализации, проявляющаяся в совокупности охватывающих всю планету интеграционных процессов и связывающих существующие социальные структуры в единую целостную систему. 439.Какие аспекты имеет глобализация? а) экономический; б) биологический; в) культурно-исторический; г) территориальный; д) информационно-коммуникативный; е) этнический; ж) глобализация управления; з) эстетический. 440. Глобальные проблемы есть порождение а) глобализированного мира; б) политики слабо развитых стран; в) кризиса науки. 441.Каков смысл термина «глобальный»: а) повсеместный(характеризует принцип пространственно-планетарного измерения); б) масштабный ( значительный по своему качественному проявлению); в) общий (всеобъемлющий). 442. Что необходимо для исследования и разрешения глобальных проблем: а) мульти- и междисциплинарный синтез естественно-, общественно- и научно-технического знания; б) четко налаженное международное сотрудничество; в) скорейшее освоение космоса. 443. Какие существуют группы глобальных проблем? а) проблема угрозы термоядерной войны и комплекс вопросов разоружения, запрещения испытаний новейших систем оружия и средств воздействия на среду в военных целях; б) экологическая проблема ( загрязнение среды обитания, истощение естественных ресурсов, стабильность планетарной и региональных экосистем0; в) проблема освоения космоса; г) проблема освоения дна мирового океана; д) проблема повышения творческого потенциала наций; е) возрастающее отставание в экономическом и культурном отношении бывших колониальных и зависимых стран; 444. Проблемы здравоохранения и медицины; демократизации отношений личности и государства; предвидения и предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса; образования, воспитания, культуры, выработки духовных ценностей относятся: а) к интерсоциальным глобальным проблемам; б) к антропосоциальным глобальным проблемам; в) к природо-социальным проблемам; г) не входят в число глобальных проблем. 445. Чем определяется характер взаимодействия общества и природы в техногенной цивилизации? а) уровнем развития научного знания; б) геополитическими интересами государств; в) ценностными ориентациями человека в его отношении к природе. 446. Какова роль философии в решении глобальных проблем? а) незначительна, так как глобальные проблемы требуют исключительно научных, а не философских решений; б) глобальные проблемы могут быть поняты и решены с позиций глобальной же философской рефлексии. Учебное пособие Пескова Алла Альбертовна Тесты по философии |