|
Самостоятельная работа по истории. история 6.3. 6. 3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Самостоятельная работа по теме 6.3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века. Задание 2.
Заполните таблицу «Крестовые походы».
Цель организации крестовых походов
| Цели участников первого крестового похода – обогащение и освобождение Святой Земли от мусульман
Цель второго крестового похода – захватить мусульманские города и основать там христианские оплоты
Цель третьего крестового похода – вернуть Иерусалим
Цель четвертого крестового похода — поход на Святую землю. Но участникам всего лишь дошли до Византии
Цель пятого крестового похода – захватить Дамиетту и Египет
Цель шестого крестового похода – восстановления контроля христиан над Иерусалимом
Цель седьмого крестового похода – контроль Египта и Иерусалима
Цель восьмого крестового похода – открыть Святую землю для паломников
|
| Социальный состав участников
| Крестьяне, горожане, клирики, а также представители рыцарства
|
| Ключевые события (не менее трех событий)
| 1. Основные события Крестовых походов Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France
15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, которое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитателей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — графство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Африки были отправлены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства крестоносцев испытывали постоянную нехватку в защитниках.
В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окончился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иерусалим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христианский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участвовать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Триполи, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.
2. Как походы изменили отношение к войне Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI векWikimedia Commons
До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться церковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию последнего англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложили на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло искупить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спасение души и обеспечивала место в раю.
Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, возникшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанностью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры приняли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.
3. Сколько стоило участие в походе Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France
Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так младшие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных богатств Востока. Современные историки отвергают эту теорию. Во-первых, среди крестоносцев было немало богатых людей, которые покидали свои владения на долгие годы. Во-вторых, участие в Крестовых походах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кормить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на возможность подработать в походе, а также на подаяния более обеспеченных крестоносцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тратилось на провизию и другие необходимые вещи.
Историки подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, должен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.
Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дарили местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувшийся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.
4. От чего умирали крестоносцы Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII векаWikimedia Commons
Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не вернулись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от полученных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка провизии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновидность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У другого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.
|
| Основные результаты, последствия крестовых походов
| усиление Папской власти
привнесение в Европу заимствованных у востока искуств, ремесел
расширение класса свободных земледельцев на Западе
усиление торговых отношений в Востоком
развитие знаний в области географии
возникновение духовно-рыцарских орденов
|
|
Задание 3.
Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Какое из них представляется вам более достоверным и почему? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью.
1 ...Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, и таких домов было достаточно [для всех]. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось по квартирам, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился [ранее] в бедности, [теперь] пребывали в богатстве и в роскоши. Так отпраздновали они в этом торжестве и в этой радости, ниспосланной Богом, Вербное воскресенье и Великую Пасху. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более двадцати тысяч вооруженных людей, а с Божьей помощью они одолели четыреста тысяч человек или даже более, и притом в самом могущественном городе, отлично защищенном, городе великом и укрепленном со всех сторон. 2 ...Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество горожан, но и то, что посвящено Богу.Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнем и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, необыкновенный и вызывавший удивление у всех народов, был разбит и разделен на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметные количеством и бесконечно прекрасные. ...Во всех отношениях трудно и почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров... Все могло разжечь их гнев, заслужить невежественную насмешку. Того же, кто хоть в чем-то возражал им... били за дерзость, а частенько обнажали против него и меч...
-крестоносцы это герои и освободители,а вторая-крестоносцы варвары и вандалы.Соответственно варварами назвали крестоносцев |
|
|