Главная страница
Навигация по странице:

  • Карл Поппер

  • 8.

  • Синергетика как новое миропонимание конца XX века

  • критерии. зейналов 2. 6. Возникновение методологических подходов в xviiixix вв. Позитивизм


    Скачать 30.81 Kb.
    Название6. Возникновение методологических подходов в xviiixix вв. Позитивизм
    Анкоркритерии
    Дата07.04.2022
    Размер30.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазейналов 2.docx
    ТипДокументы
    #449497

    6. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм


    Немецкая классическая философия оказала зна­чительное влияние и на развитие методологии науки. Начиная с 30 — 40-х гг. XIX в. наступил новый этап в развитии методологической мысли. До этого време­ни методологические принципы, формулируемые учеными, выдвигались в основном применительно к философскому познанию. После этого ученые стали формулировать методологические и принципы и нормы как имеющие отношение к любой области на­учного познания, универсально применимые к лю­бой науке. С середины XIX в. появляются методоло­гические подходы. Методологическим подходом мож­но назвать совокупность представлений о путях научного познания и развития науки, имеющих об­щие наиболее принципиальные моменты, несмотря на всю разницу между взглядами отдельных ученых.

    Первым в истории методологическим подходом стал

    Позитивизм.

    Одним из непосредственных предшественников раннего позитивизма можно считать французского философа и социалиста-утописта Анри Сен-Симона, сформулировавшего впервые идею трех стадий ин­теллектуальной эволюции человечества — религиоз­ной, метафизической и позитивной. На религиозной стадии человек объясняет все сущее божественными силами, на метафизической (по Сен-Симону, она на­ступила после XV в.) возникает научное мировоззре­ние с его носителями — светскими учеными.

    Метафизическая стадия характеризуется попыт­ками дать рациональное объяснение природе и про­следить в ней причинно-следственные связи. Однако позитивная стадия возможна в обществе, последова­тельно построенном на рациональной научной осно­ве.

    Основоположником позитивизма обычно назы­вают французского философа и социолога Огюста Конта (1798—1857). Конт воспринял идеи Сен-Си­мона о трех стадиях интеллектуальной эволюции че­ловечества. На позитивной стадии, по его мысли, возникает наука об обществе, содействующая его ра­циональной организации. Сама же наука, по Конту, не может ставить вопрос о причине явлений, а лишь о том, как они происходят. Другими словами, наука по­знает не сущности, а только феномены.

    Дальнейшее развитие позитивизм получил благо­даря Дж. Ст. Миллю и Г. Спенсеру. Милль совместил позитивистские идеи О. Конта с традицией англий­ского эмпиризма, утверждая, что все знания, а также нравственные чувства и этические принципы челове­ка проистекают из опыта. Г. Спенсер развил некото­рые положения классификации наук, предложенной Контом, на основании того, насколько обобщенным и абстрактным является научное знание. Так, философию Г. Спенсер считал максимально обобщенным знанием законов явлений, отличающимся от частных наук только степенью обобщенности. Наука, по его представлениям, может познавать лишь сходства, раз­личия и другие соотношения между чувственно вос­принимаемыми явлениями, но не в состоянии про­никнуть в их сущность.

    В конце XIX в. позитивизм пережил кризис, вы­званный бурным развитием естественных наук. В них формулировались обобщения, выходящие далеко за пределы первоначальных позитивистских идеалов научности. Новый этап в развитии позитивизма на­ступил на рубеже XIX и XX вв. благодаря работам Э. Маха (1838-1916) и Р. Авенариуса (1843-1897). Сформулированный ими независимо друг от друга методологический подход в философской литературе советского времени обычно называли махизмом.

    Философский поиск Маха-физика был его естест­венной реакцией на кризис в физике на рубеже XIX и XX столетий, вслед за которым, уже после публика­ции его философских трудов, совершилась револю­ция в естествознании. Следуя традиции эмпиризма, Мах считал ощущения единственным источником познания, а главной задачей науки — описание этих ощущений. Известный тезис Маха о том, что «материя исчезла», был, очевидно, в значительной мере его эмо­циональной реакцией на крушение базовых принци­пов ньютоновской физики и ситуацию в науке, когда чувственный опыт перестает быть единственным ис­точником познания материи. Вспомним, что еще за несколько десятилетий до публикации работ Маха в физике начинает использоваться мысленный экспе­римент (например, «демон» Максвелла, предшество­вавший релятивистской теории материи и простран­ства). Р. Авенариус, ставший основоположником эмпириокритицизма, пытался снять традиционную для классических представлений о научной рациональности противоположность субъекта и объекта познания. Положение о принципиальной координа­ции субъекта и объекта познания — «без субъекта нет объекта, и без объекта нет субъекта» — было субъек­тивно-идеалистическим. В его работах было сформу­лировано положение о биологической ценности по­знания, согласно которому познание происходит по принципу наименьшей траты сил, или «эконо­мии мышления», что было впоследствии особенно резко раскритиковано Лениным.

    Примерно в конце XIX в. предметом рефлексии становится ценность науки в жизни общества. В на­учной среде и в общественном сознании формируют­ся два подхода к проблеме — сциентизм и антисциен­тизм.

    Сциентизмом называют мировоззрение, в основе которого — представление о научном знании как высшей ценности и достаточном условии ориента­ции человека в мире. Идеалом для сциентизма явля­ются методы и результаты естественно - научного по­знания. Сциентизм возник в конце XIX в. одновре­менно с антисциентизмом. Последний подчеркивает ограниченные возможности науки, в крайних фор­мах трактует ее как силу, враждебную человеку. Сци­ентизм трактует науку как абсолютный эталон куль­туры, антисциентизм в своих крайних формах трети­рует научное знание как антигуманное, возлагая на него ответственность за социальные потрясения. И сциентизм и антисциентизм становятся более вы­раженными в зависимости от исторического и социо­культурного контекста. Так, сциентистские настрое­ния были более ярко выражены на рубеже XIX и XX вв. под влиянием успехов естественных наук. Приме­нение США ядерных бомб против Японии в 1945 г. способствовало всплеску антисциентистских настро­ений среди западной интеллигенции.

    В знаменитой дискуссии о физиках и лириках, развернувшейся в нашей стране в 60-х гг., одним из важнейших содержательных аспектов было противо­стояние сциентистского и антисциентистского взгляда на науку. Многие люди прониклись сциентистскими настроениями под влиянием успехов физики, бурно развивавшейся кибернетики, впечатляющего старта отечественной космонавтики. «Что-то физики в по­чете, что-то лирики в загоне», — печально констати­ровал поэт Б. Слуцкий. Сциентизм проявляется в не­которых направлениях методологии науки, о которых ниже будет сказано, в технократических тенденциях современного общества, в попытках представителей гуманитарных наук строить свою область знания по образу и подобию естественно - научного познания. Антисциентистские тенденции проявляются в фило­софии экзистенциализма, в конкретно-научной ме­тодологии тех психологических подходов, мировоз­зренческой основой для которых стала экзистен­циальная философия. Некоторые методологические концепции, которые мы рассмотрим, также проник­нуты антисциентистскими настроениями.













    7. Возникновение и развитие неопозитивизма


    В 20—30-х гг. возникает новый методологический подход, получивший название неопозитивизма. Его появлению предшествовали работы видных филосо­фов и логиков Бертрана Рассела (1872—1970) и Люд­вига Витгенштейна (1889—1951). Б. Рассел, выдающий­ся английский философ и математик, стал предшествен­ником неопозитивизма благодаря трехтомному труду «Principia Mathematica» (1910—1913, совм. с А. Уайтхе-дом). Рассел развил дедуктивно-аксиоматическое по­строение логики для логического обоснования мате­матики. Другой источник неопозитивизма — «Логи­ко-философский трактат» Л. Витгенштейна (1921).

    Витгенштейн пытался представить двузначную мате­матическую логику как универсальную модель зна­ния. Работы Б. Рассела и Л. Витгенштейна стали основой для неопозитивизма в анализе тех проблем, которые оказались в центре внимания этого методо­логического подхода. Началом неопозитивизма обычно называют деятельность Венского кружка, основанного австрийским философом и логиком М. Шликом в 1922 г. В него входили видные филосо­фы и логики 20—30-х гг.: Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Ган, выдающийся математик К. Гедель и др. К нео­позитивизму относят работы одного из крупнейших методологов науки XX в. Карла Поппера, некоторые взгляды которого мы обсудим далее.

    Одна из центральных проблем неопозитивизма — критерии научности. В неопозитивизме была впервые поставлена проблема критериев, позволяющих от­личать научные высказывания от ненаучных. Был сформулирован принцип верифицируемости, ставший одним из известнейших критериев научности. Суть его в том, что подлинно научное высказывание дол­жно быть логически выводимо из данных чувствен­ного опыта, зафиксированного в научном наблюде­нии, т. е. из так называемых «простых протокольных утверждений». Позже этот принцип как чрезмерно категоричный и жесткий критиковали многие фило­софы и методологи науки, и впоследствии он был за­менен более мягким принципом частичной верифи­кации, или косвенного подтверждения.

    Другая проблема, подробно изучавшаяся в неопо­зитивизме, — соотношение знания и языка науки. На основе работ Л. Витгенштейна многие представи­тели неопозитивизма постулировали тесную связь знания и языка, на котором оно выражено. Метафи­зика резко отрицалась ранним позитивизмом как основа для научного познания, но не просто как фи­лософски ошибочное учение, а как метод познания, не имеющий своих основ в языке и тем самым не спо­собный дать адекватную картину мира. Философия сводилась в неопозитивизме лишь к логике науки.

    По-своему решалась проблема соотношения зна­ния и языка в одном из направлений неопозитивиз­ма — общей семантике. В общей семантике исследу­ется соотношение языковой и действительной карти­ны мира, рассматривается опасность для человеческого познания подмены одного другим. Общая семанти­ка утверждает, что поведение человека полностью или в решающей степени задано словом. Основопо­ложником этого методологического подхода был аме­риканский философ А. Кожибский. Его работы оказа­ли большое влияние на взгляды выдающегося филосо­фа и методолога психологии Г. Бейтсона (2000) и основоположника гештальттерапии Ф. Перлза (напом­ним, сколь огромное значение придается в гештальтте­рапии работе со словесными формулировками, кото­рыми пользуются клиенты).

    Одним из наиболее ярких методологов науки XX в. стал Карл Поппер (1902—1994). В своей ранней работе «Логика научного исследования» (1983), решая проб­лему разделения науки и не - науки, Поппер выдвигает новый критерий научности — критерий фальсифицируемости. Согласно ему, подлинно научным может счи­таться лишь такое высказывание, которое в принципе может быть опровергнуто. Именно критерий фальсифицируемости критикуется гораздо чаще, чем осталь­ные принципы, сформулированные Поппером. Не­сколько упрощенная критика этого теоретического положения заключается в следующем. По-настояще­му опровержимость научного высказывания можно доказать, лишь опровергнув его. Но это значит, что данное научное высказывание попадает в разряд лож­ных, ошибочных. Отсюда следует очевидный вывод, что позитивное научное знание вообще невозможно. М. Вартофский (1978) показал, что принцип фальсифицируемости практически нереализуем на практи­ке, поскольку опровергающее высказывание должно отвечать таким логическим условиям, соблюсти ко­торые крайне трудно.

    В работах К. Поппера анализировалась проблема роста научного знания. По его мнению, индуктивная модель развития науки («сначала чувственный опыт, потом его теоретическое обобщение») ошибочна. На­учному знанию предшествует априорное знание, ко­торое можно обнаружить даже на уровне животных в виде ожиданий организма. Поппер, в отличие от нео­позитивистов Венского кружка, придавал значение метафизике как знанию, выполняющему в разви­тии науки функции эвристики. Тем самым в рабо­тах Поппера был поставлен новый круг проблем — закономерностей развития научного знания.

    Эта проблематика подробно изучалась несколь­кими наиболее видными представителями новой ста­дии в развитии методологии науки, которую в отече­ственной литературе прошлых лет часто называли постпозитивизмом.

    Теория относительности была представлена Альбертом Эйнштейном в начале 20-го века. В чем же состоит её суть? Рассмотрим основные моменты и понятным языком охарактеризуем ТОЭ.

    Теория относительности практически ликвидировала несостыковки и противоречия физики 20-го века, заставила в корне поменять представление о структуре пространства-времени и экспериментально подтвердилась в многочисленных опытах и исследованиях.

    Таким образом, ТОЭ легла в основу всех современных фундаментальных физических теорий. По сути – это мама современной физики!

    Для начала стоит отметить, что существует 2 теории относительности:

    • Специальная теория относительности (СТО) – рассматривает физические процессы в равномерно движущихся объектов.

    • Общая теория относительности (ОТО) – описывает ускоряющиеся объекты и объясняет происхождение такого явления как гравитация и существование частиц гравитонов.

    Понятное дело, что СТО появилась раньше и по сути является частью ОТО. О ней и поговорим в первую очередь.

    В основе теории лежит принцип относительности, согласно которому любые законы природы одинаковы относительно неподвижных и движущихся с постоянной скоростью тел. И из такой казалось бы простой мысли следует, что скорость света (300 000 м/с в вакууме) одинакова для всех тел.

    8. В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.

    Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д.И. Менделеевым (1834-1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества.

    Таким образом, к рубежу XIX-XX вв. произошли крупные изменения в основах научного мышления, механистическое мировоззрение исчерпало себя, что привело классическую науку Нового времени к кризису. Этому способствовали помимо названных выше, открытие электрона и радиоактивности. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки, Она связана, прежде всего, с именами Планка (1858-1947) и А. Эйнштейна (1879-1955), Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей. Успехи физики оказали влияние на химию. Квантовая теория, объяснив природу химических связей, открыла перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества; началось проникновение в механизм наследственности, получила развитие генетика, сформировалась хромосомная теория.

    К середине XX века на одно из первых мест в естествознании выдвинулась биология, где совершены такие фундаментальные открытия, как установление молекулярной структуры ДНК Ф. Криком (род. 1916) и Дж. Уотсоном (род. 1928), открытие генетического кода.
    Развитие биохимии и молекулярной биологии во второй половине ХХ века

    Расшифровка генетического кода заняла несколько лет. Эта работа была выполнена главным образом Ниренбергом и Кораной и закончена к концу 1960х годов. Тогда же Перуц и Кендрю из Кембриджа впервые применили рентгеноструктурный анализ в сочетании с новыми возможностями вычислительной техники для исследования пространственной структуры белков. Жакоб и Моно из Института Пастера исследовали строение lac оперона и открыли первый механизм регуляции генов. К середине 1960х годов основы молекулярной организации метаболизма и наследственности были установлены, хотя детальное описание всех механизмов только начиналось. Методы молекулярной биологии быстро распространялись в другие дисциплины, расширяя возможности исследований на молекулярном уровне. Особенно это было важно для генетики, иммунологии, эмбриологии и нейробиологии, а идеи о наличии «генетической программы» проникли и во все остальные биологические дисциплины.

    В иммунологии в связи с достижениями молекулярной биологии появилась теория клональной селекции, которую развивали Ерне и Бёрнет. В биотехнологии появление генной инженерии, начиная с 1970х годов, привело к появлению широкого спектра продуцентов новых продуктов, в частности, лекарственных препаратов, таких как треонин и инсул

    Генетическая инженерия основана прежде всего на применении техники рекомбинантных ДНК, то есть таких молекул ДНК, которые искусственно перестроены в лаборатории путём рекомбинации их отдельных частей. Для разрезания ДНК применяют специальные ферменты рестриктазы, которые были открыты в конце 1960х годов. Сшивание кусков ДНК катализирует другой фермент, лигаза. Так можно получить и ввести в бактерии ДНК, содержащую, например, ген резистентности к определённому антибиотику. Если бактерия, получив рекомбинантную ДНК, переживет трансформацию, она начнет размножаться на среде, содержащей данный антибиотик, и это будет обнаружено по появлению колоний трансгенного организма.

    Принимая во внимание не только новые возможности, но и потенциальную угрозу от применения таких технологий научное сообщество ввело временный мораторий на научно-исследовательские работы с рекомбинантными ДНК до тех пор, пока в 1975 г на специальной конференции не были выработаны рекомендации по технике безопасности при такого рода работах. После этого наступил период бурного развития новых технологий.

    Штатив амплификатора, устройства, позволяющего проводить полимеразную цепную реакцию одновременно в 48 препаратах.

    К концу 1970х годов появились методы определения первичной структуры ДНК, химического синтеза коротких фрагментов ДНК, введения ДНК в клетки человека и животных. Чтобы работать с генами человека и животных, необходимо было разобраться с различиями в устройстве генов прокариот и эукариот. Эта задача была в целом решена благодаря открытию сплайсинга.

    К 1980 м годам определение первичных последовательностей белков и нуклеиновых кислот позволило использовать их как признаки для систематики и особенно кладистики; так появилась молекулярная филогенетика. К 1990 г на основании сравнительного анализа нуклеотидных последовательностей 16S рРНК Карл Вёзе предложил новую систему живых существ: царство монер было разделено на два домена эубактерий и архей, а остальные четыре царства — объединены в один домен эукариот.

    Появление в 1980х годах техники ПЦР значительно упростило лабораторную работу с ДНК и открыло возможность не только для открытия новых ранее неизвестных генов, но и для определения всей нуклеотидной последовательности целых геномов, то есть для исчерпывающего описания структуры всех генов организма. В 1990х годах эта задача была в целом решена в ходе выполнения международного проекта «Геном человека»

    Синергетика как новое миропонимание конца XX века

    На современном постнеклассическом этапе познания материального мира чрезвычайно важную роль играет парадигма самоорганизации, которая служит естественнонаучной основой философской категории развития. В настоящее время установлено, что обязательным условием развития является процесс самоорганизации, приводящий к возникновению качественно новых материальных структур.

    Длительное время в науке доминировало представление об отсутствии явления самоорганизации в неживой природе. Считалось, что объекты неорганического мира способны изменяться только в направлении дезорганизации. Последнее означает, что в соответствии со вторым началом термодинамики, системы неживой природы могут «эволюционировать» лишь в сторону возрастания их энтропии, а значит, хаоса. Считалось, что самоорганизующиеся процессы присущи только живым системам.

    Первые серьезные усилия по научному исследованию вопросов самоорганизации были предприняты в кибернетике. Эта наука имела дело как с живыми, так и с техническими (построенными из неживого вещества) управляемыми и саморегулирующимися системами, т.е. с системами, в которых самоорганизация заложена изначально. Кибернетику интересовали гомеостатические системы, поддерживающие свое функционирование в заданном режиме. Само понятие гомеостазиса указывает на то, что в гомеостатической системе речь может идти только о самоорганизации, направленной на достижение оптимальной структуры ее элементов. Такая идея позволяет понять факт устойчивости и сохранения систем (в том числе живых). Но с позиций гомеостазиса нельзя понять, как возникают новые системы, причем не только в живой, но и в неорганической природе. К тому же, проблема гомеостазиса в кибернетике рассматривается с чисто функциональной точка зрения и поэтому в ней не анализируются конкретные механизмы самоорганизации.

    Постепенно в науке накапливалось все большее число фактов, свидетельствовавших о возникновении упорядоченных структур и феномена самоорганизации в неживой природе при наличии определенных условий. Даже повседневные наблюдения (образование, например, песчаных дюн, вихрей на воде, различного рода кристаллов и т.п.) свидетельствуют о том, что и в неживой природе, – наряду с дезорганизацией, – происходит также и самоорганизация, которая проявляется в возникновении новых материальных структур. В настоящее время считается установленным, что процессы самоорганизации (так же как, разумеется, и дезорганизации) могут происходить в сравнительно простых физических и химических средах неорганической природы. А это означает, что простейшая, элементарная форма самоорганизации имеет место уже в рамках физической и химической форм движения материи. Причем, чем сложнее форма движения материи, тем выше уровень ее самоорганизации.

    Указанные наблюдения и обобщения привели к возникновению синергетики – междисциплинарного научного направления, изучающего общие и универсальные механизмы самоорганизации, т.е. механизмы самопроизвольного возникновения и относительно устойчивого существования макроскопических упорядоченных структур самой различной природы. Синергетика стирает, как казалось, непреодолимые грани между физическими и химическими процессами, с одной стороны, и биологическими и социальными процессами – с другой, ибо исследует общие механизмы самоорганизации и тех, и других.

    Зарождение синергетики произошло в вашей стране. Еще в 60-х годах XX века отечественным ученым E. Белоусовым были начаты интересные эксперименты с так называемыми автокаталитическими химическими реакциями, которые затем были продолжены A.M. Жаботинским. Эти эксперименты показали, что наличие автокаталитических реакций значительно ускоряет процессы самоорганизации в химической форме движения. Были высказаны веские предположения, что именно автокаталитические самоорганизующиеся химические процессы послужили основой для перехода от предбиологической к биологической форме движения материи.

    Позднее реакция Белоусова-Жаботинского послужило экспериментальной основой для построения математической модели самоорганизующихся процессов в бельгийской школе лауреата Нобелевской премии И.Р. Пригожина (1917-2003). Исследуя по преимуществу процессы самоорганизации в физических и химических системах, И.Р. Пригожин в целом ряде своих работ (часть из них переведена на русский язык) раскрывает исторические предпосылки и мировоззренческие основания теории самоорганизации.

    В 70-80-х годах XX века работы в области синергетики быстро расширялись, в них включались все новые исследователи. В нашей стране разработкой теории самоорганизации на базе математических моделей и вычислительного (компьютерного) эксперимента занялась школа академика А.А. Самарского и члена-корреспондента РАН С.П. Курдюмова. Эта школа выдвинула ряд оригинальных идей для понимания механизмов возникновения и эволюции относительно устойчивых структур в нелинейных средах.

    Немецкому профессору Г. Хакену (Институт синергетики и теоретической физики в Штутгарте) удалось объединить большую международную группу ученых, создавшую серию книг по синергетике. В этих работах представлялись результаты исследований процессов самоорганизации в самых разных системах, включая и социальные.

    Создатели синергетики показали, что способность к самоорганизации является атрибутивным свойством материальных систем, а потому синергетика на сегодня является наиболее общей теорией самоорганизации.

    Формирование синергетики в последней четверти XX столетия оказалось в чем-то схожим со становлением кибернетики в середине этого столетия. Такая схожесть основывается на обнаруженной общности в феноменах, имеющих место в системах неживой и живой природы, а также в социальных системах. Во всех этих материальных системах имеют место процессы самоорганизации.

    Вместе с тем между кибернетикой и синергетикой существует и значительное различие. Кибернетика, возникшая на рубеже 40-50-х годов XX века, претендовала на общенаучное значение в изучении процессов управления, имеющих место в некоторых неорганических (созданных человеком), биологических и социальных системах. И, надо сказать, она успешно отстояла свой общенаучный статус. Синергетика претендует сегодня на большее: она выступает уже как новое миропонимание, как основа концепций глобального и космического эволюционизма.


    написать администратору сайта